Дидактические игры по ФЭМП для детей 3-5 лет
картотека по математике (младшая группа)

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей 3-5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

********************************************************

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 13

хутора Лебеди

Сборник методических разработок

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ»


Picture background

Разработала воспитатель

Садило Неля Владимировна

2024

**********************************************************

                                              Введение

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения..
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

 В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

                     

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ «ОДИН» И «МНОГО»

Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало.    Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями.                                       Материал: картинки на одной половине нарисованы много предметов , тарелочки, много других картинок.

Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной

половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету.

Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в

тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов?

Где один?

ЗАНЯТИЕ 2

 Тема: «УГОСТИ ЗАЙЧАТ»

 Цель : формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

 Материал: вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли

зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками.

Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного,

еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы

угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько

морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат?

(много).  Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще

можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:  «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»

Цель : формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Материал: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота)

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на

поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого

ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку.

Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало

грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

ЗАНЯТИЕ  4

Тема: .«МНОГО-МАЛО».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов

Материал: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Ход игры: Данная математическая игра происходит следующим образом –

вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую

машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой

- много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке.

Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем

выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «ЧЕГО БОЛЬШЕ-ЧЕГО МЕНЬШЕ»»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Материал:  картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и

предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше.

Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных

предметов.  

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «СКОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ?»

Цель: закреплять представления о сохранении количества , о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» и «много».

Материал: вазы и цветы

Ход игры: Воспитатель на стол ставит несколько ваз. Рядом на столе лежат

Лежат цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же,

сколько ваз (в каждую вазу ставится по цветку).Можно попросить поставить

все цветы в одну вазу, положить их перед вазами, изменить расстояние

между вазами. После каждого изменения воспитатель уточняет, стало ли

цветов (ваз0больше, меньше или осталось столько же, сколько раньше.

Один цветок завял, его убрали. Аналогично выясняется, поровну ли

теперь ваз и цветов.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема:  «БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ»

Цель : формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»

Материал:  Иллюстрация бабочки, вырезанные цветочки

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые

бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши

бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик

– цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило

домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще

можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ»

 Цель:: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один

Материал : стульчики, маска медведя.

Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель

предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? –

Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». – Сколько

«медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь

идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на

стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка,

еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько

пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель: Закрепить понятия «один» -«много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества.

Материал: несколько маленьких кубиков, один большой красный кубик и один маленький зеленый.

Ход игры: На столе у воспитателя один большой красный кубик и несколько маленьких красных кубиков.

-Что у меня на столе?(кубики)

-Какого они цвета (Красные)

-Сколько их? (много)

-Как вы думаете, какой кубик лишний? Почему? (Большой, так как он один, а

остальные кубики-маленькие.)

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «ПОЕЗД»

Цель: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Материал: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам:

«Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом,

образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов?

«Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток),  и «состав»

начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается.

Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество.

Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды».

Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов

посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза,

много ложек, один чайник.

                     КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

                     ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

                                              ВЕЛИЧИНА.

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: «ДЛИННОЕ-КОРОТКОЕ»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал:  Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка  и тоненькая кукла.

Ход игры:  Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю.

Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:  одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для Миши. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «ТРИ  КВАДРАТА»

Цель : научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: Три квадрата разной величины.

Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает).

Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает

каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети

поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь –

самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов

башни. Показывает, как это делается. «Сделайте  и вы такую башню– говорит

воспитатель.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:  «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель : упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Материал : силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула, и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т.д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т.д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

ЗАНЯТИЕ4

Тема: « ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

Цель : учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «АВТОМОБИЛИ»

Цель: учить сравнивать предметы

Материал:  На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

Игра повторяется 2 раза.

ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: «КТО БЫСТРЕЕ СВЕРНЕТ ЛЕНТУ»

Цель: Формировать пространственные представления :длиннее, короче.

Материал: 2 ленты одинаковой ширины, разного цвета и длины, 4 палочки разной длины

Ход игры: Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором лежат 2 разноцветные ленты одинаковой ширины. Но разной длины (1я =1м, 2я =0.5м).ленты прикреплены к круглым палочкам. Дети делятся на 2 команды. Им дают ленты которые они должны свернуть. Понятно выигрывает тот, у кого лента короче.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «ПОСТРОЙ  ДОРОЖКУ»

Цель: закреплять счет до двух, формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Материал: лист бумаги с нарисованными домиками. Две полоски бумаги  разной длины и одинаковой ширины коричневого цвета ,маленькая игрушка (матрешка)

Ход игры: дети садятся за столы, у каждого маленькая игрушка, лист бумаги с 4 домиками-красным, синим, оранжевым и зеленым. 2 коричневые полоски бумаги разной длины-одна темнее, другая светлее. Длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина темно-коричневой полоски-расстоянию между оранжевым и зеленым домиками.. Воспитатель предлагает детям задания:

-Какого цвета полоски?(коричневые)

-Чем они отличаются?(одна темная, другая светлая)

-А еще чем? (одна длиннее, короче)

-Какая из них длиннее светлая или темная?(дети накладывают полоски так, чтобы один конец совпадал, и находят более длинную.)

-Положите длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между оранжевым и зеленым. Где дорожка длиннее сверху или снизу?

-Поставьте машинку на верхнюю дорожку. Какого цвета домик справа от нее?(Синий).А слева от нее (Красный).То же задание повторяется для нижней дорожки. Детей следует побуждать к полным ответам.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «МЫ ШАГАЕМ»

Цель: Формировать пространственные представления :длиннее, короче.

Ход игры: Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!»-очень длинные шаги. После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный-короткий». В игру могут вноситься дополнительные дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «ИГРА С КРУГАМИ»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Материал: Круги большие и маленькие, коробки большие и маленькие.

Ход игры:  Воспитатель, показывая детям круги, уточняет какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги,  построить слева, остальным справа. Теперь они должны выполнить следующее задание: взять в левую руку большие круги, а в правую –маленькие. Поднять круги вверх. Опусить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, маленькие в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «СТРОИТЕЛЬ»

Цель:

Материал: мелкий строительный материал

Ход игры:  На столе-мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше.

- Как это определить? Что надо сделать?

-Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Работать со строителем дети могут не только сидя за столами, но и стоя один против другого.

                           КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

                             ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

                                   ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема :«Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал: Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Ход игры: Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «ЧТО БЫВАЕТ ТАКОЙ ФОРМЫ?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Материал: картинки с разными рисунками

Ход игры: Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.  

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т. д.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал: Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Ход игры: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).

Ход игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛИ»

Цель: развитие внимания и памяти, наблюдательности.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур

Ход игры:  На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.

Ход  игры: Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «ПОСТРОЙ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

Содержание игры: содержание этой игры очень схоже с содержанием игры «Выложи по образцу», только в этой игре уже можно использовать не отдельно вырезанные фигуры, а геометрические наборы, и даже можно поиграть с модулями. И вместе карточек с последовательно изображенными фигурами, в этой игре будут уже карточки с изображением картинки из геометрических фигур.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Ход игры: В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

Ход игры: воспитатель определяет кто среди детей какие фигуры собирает, потом раскидывает геометрические фигуры на ковре, и на РАЗ ДВА ТРИ НАЧНИ, дети собирают только те фигуры, которые назначил им воспитатель.



Предварительный просмотр:

********************************************************

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 13

хутора Лебеди

Сборник методических разработок

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФЭМП

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ»


Picture background

Разработала воспитатель

Садило Неля Владимировна

2024

**********************************************************

                                              Введение

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Основными задачами математического развития дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объема внимания и памяти.
  3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия).
  4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения..
  6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

 В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах.

Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра.

                     

КАРТОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЯМИ «ОДИН» И «МНОГО»

Цель: Научить соотносить предметы по количеству много – мало.    Закрепить знание детей о количественном представлении много – мало. Отвечать на вопрос полными предложениями.                                       Материал: картинки на одной половине нарисованы много предметов , тарелочки, много других картинок.

Ход игры: Перед подгруппой детей лежат картины, на которых на одной

половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету.

Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в

тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов?

Где один?

ЗАНЯТИЕ 2

 Тема: «УГОСТИ ЗАЙЧАТ»

 Цель : формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».

 Материал: вырезанные иллюстрации зайчиков, вырезанные морковки.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли

зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками.

Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного,

еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы

угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько

морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат?

(много).  Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще

можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:  «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»

Цель : формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Материал: корзинки по количеству детей (из картона), грибы (из картона) по 5 штук каждому ребёнку (2 см высота)

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на

поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого

ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку.

Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало

грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного) .

ЗАНЯТИЕ  4

Тема: .«МНОГО-МАЛО».

Цель: развивать умения сравнивать без пересчета количества одинаковых объектов

Материал: Две игрушечные грузовые машинки разного размера, несколько кубиков.

Ход игры: Данная математическая игра происходит следующим образом –

вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую

машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой

- много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке.

Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем

выгрузите из маленькой: «А тут мало!»

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «ЧЕГО БОЛЬШЕ-ЧЕГО МЕНЬШЕ»»

Цель: учить сравнивать равные и неравные по количеству группы предметов, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, пользуясь словами «больше», «меньше», «поровну».

Материал:  картинки с изображением разного количества предметов

Ход игры: Детям раздаются картинки с изображением разных предметов и

предлагается сравнить и сказать, каких предметов больше или меньше.

Усложнение: в кружочки положить цифру по количеству изображенных

предметов.  

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «СКОЛЬКО ЖЕ, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ?»

Цель: закреплять представления о сохранении количества , о сравнении групп предметов на основе составления пар, о понятии «один» и «много».

Материал: вазы и цветы

Ход игры: Воспитатель на стол ставит несколько ваз. Рядом на столе лежат

Лежат цветы по количеству ваз. Дети устанавливают, что цветов столько же,

сколько ваз (в каждую вазу ставится по цветку).Можно попросить поставить

все цветы в одну вазу, положить их перед вазами, изменить расстояние

между вазами. После каждого изменения воспитатель уточняет, стало ли

цветов (ваз0больше, меньше или осталось столько же, сколько раньше.

Один цветок завял, его убрали. Аналогично выясняется, поровну ли

теперь ваз и цветов.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема:  «БАБОЧКИ И ЦВЕТЫ»

Цель : формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково»

Материал:  Иллюстрация бабочки, вырезанные цветочки

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые

бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши

бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек.

Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик

– цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило

домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще

можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ»

 Цель:: учить составлять группы отдельных предметов, пользоваться словами: много, мало, один

Материал : стульчики, маска медведя.

Ход игры: Дети разбирают стульчики – это домики-ульи. Воспитатель

предлагает ребятам представить себя «пчелками». - Сколько «пчелок»? –

Много. Затем он назначает кого-то из ребят, на роль «медведя». – Сколько

«медведей»? - Один медведь. Как только воспитатель скажет: «Медведь

идет!»,- «пчелки» должны разлететься по своим домиках (сесть на

стульчики). Не поймает «медведь» «пчелок», отправляется спать. - Пчелка,

еще пчелка, еще пчелка, - указывая на детей говорит воспитатель. – Сколько

пчелок? - Много пчелок. - Сколько медведей? - Один медведь

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «ЧТО ЛИШНЕЕ?»

Цель: Закрепить понятия «один» -«много», умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар. Формировать представления о сохранении количества.

Материал: несколько маленьких кубиков, один большой красный кубик и один маленький зеленый.

Ход игры: На столе у воспитателя один большой красный кубик и несколько маленьких красных кубиков.

-Что у меня на столе?(кубики)

-Какого они цвета (Красные)

-Сколько их? (много)

-Как вы думаете, какой кубик лишний? Почему? (Большой, так как он один, а

остальные кубики-маленькие.)

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «ПОЕЗД»

Цель: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Материал: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам:

«Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом,

образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов?

«Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток),  и «состав»

начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается.

Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество.

Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды».

Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов

посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза,

много ложек, один чайник.

                     КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

                     ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

                                              ВЕЛИЧИНА.

ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: «ДЛИННОЕ-КОРОТКОЕ»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал:  Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка  и тоненькая кукла.

Ход игры:  Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю.

Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки:  одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для Миши. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «ТРИ  КВАДРАТА»

Цель : научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал: Три квадрата разной величины.

Ход игры: Педагог: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает).

Этот самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает

каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети

поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь –

самые маленькие. Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов

башни. Показывает, как это делается. «Сделайте  и вы такую башню– говорит

воспитатель.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема:  «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Цель : упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Материал : силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры: Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула, и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т.д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т.д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

ЗАНЯТИЕ4

Тема: « ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ»

Цель : учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Материал: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «АВТОМОБИЛИ»

Цель: учить сравнивать предметы

Материал:  На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

Игра повторяется 2 раза.

ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: «КТО БЫСТРЕЕ СВЕРНЕТ ЛЕНТУ»

Цель: Формировать пространственные представления :длиннее, короче.

Материал: 2 ленты одинаковой ширины, разного цвета и длины, 4 палочки разной длины

Ход игры: Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором лежат 2 разноцветные ленты одинаковой ширины. Но разной длины (1я =1м, 2я =0.5м).ленты прикреплены к круглым палочкам. Дети делятся на 2 команды. Им дают ленты которые они должны свернуть. Понятно выигрывает тот, у кого лента короче.

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «ПОСТРОЙ  ДОРОЖКУ»

Цель: закреплять счет до двух, формировать пространственные представления: длиннее, короче.

Материал: лист бумаги с нарисованными домиками. Две полоски бумаги  разной длины и одинаковой ширины коричневого цвета ,маленькая игрушка (матрешка)

Ход игры: дети садятся за столы, у каждого маленькая игрушка, лист бумаги с 4 домиками-красным, синим, оранжевым и зеленым. 2 коричневые полоски бумаги разной длины-одна темнее, другая светлее. Длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина темно-коричневой полоски-расстоянию между оранжевым и зеленым домиками.. Воспитатель предлагает детям задания:

-Какого цвета полоски?(коричневые)

-Чем они отличаются?(одна темная, другая светлая)

-А еще чем? (одна длиннее, короче)

-Какая из них длиннее светлая или темная?(дети накладывают полоски так, чтобы один конец совпадал, и находят более длинную.)

-Положите длинную дорожку между красным и синим домиками, а короткую между оранжевым и зеленым. Где дорожка длиннее сверху или снизу?

-Поставьте машинку на верхнюю дорожку. Какого цвета домик справа от нее?(Синий).А слева от нее (Красный).То же задание повторяется для нижней дорожки. Детей следует побуждать к полным ответам.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «МЫ ШАГАЕМ»

Цель: Формировать пространственные представления :длиннее, короче.

Ход игры: Дети ходят по комнате. При команде «Короткий!» они делают короткие шаги, а при команде «Длинный!»-очень длинные шаги. После игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный-короткий». В игру могут вноситься дополнительные дополнения. Например, дети, которые физически более развиты, делают длинные (или короткие) шаги на цыпочках.

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «ИГРА С КРУГАМИ»

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Материал: Круги большие и маленькие, коробки большие и маленькие.

Ход игры:  Воспитатель, показывая детям круги, уточняет какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок должен сказать, большой он или маленький. Затем педагог предлагает детям, которые получили большие круги,  построить слева, остальным справа. Теперь они должны выполнить следующее задание: взять в левую руку большие круги, а в правую –маленькие. Поднять круги вверх. Опусить руки вниз. Положить большие круги в большую коробку, маленькие в маленькую коробку. Уточнить, сколько каких кругов в коробках.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «СТРОИТЕЛЬ»

Цель:

Материал: мелкий строительный материал

Ход игры:  На столе-мелкий строительный набор. Дети сидят за столами: один напротив другого. Воспитатель предлагает им построить домик. После того как ребята выполнят задание, он должен спросить, у кого дом получился выше.

- Как это определить? Что надо сделать?

-Чей домик выше? Ниже? Одинаковые по высоте? Работать со строителем дети могут не только сидя за столами, но и стоя один против другого.

                           КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

                             ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

                                   ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема :«Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал: Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Ход игры: Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «ЧТО БЫВАЕТ ТАКОЙ ФОРМЫ?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Материал: картинки с разными рисунками

Ход игры: Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.  

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т. д.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал: Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Ход игры: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «НАЗОВИ, ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).

Ход игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАЛИ»

Цель: развитие внимания и памяти, наблюдательности.

Материал: Карточки с изображением геометрических фигур

Ход игры:  На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.

Ход  игры: Сначала педагог предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «ПОСТРОЙ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

Содержание игры: содержание этой игры очень схоже с содержанием игры «Выложи по образцу», только в этой игре уже можно использовать не отдельно вырезанные фигуры, а геометрические наборы, и даже можно поиграть с модулями. И вместе карточек с последовательно изображенными фигурами, в этой игре будут уже карточки с изображением картинки из геометрических фигур.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Ход игры: В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

Ход игры: воспитатель определяет кто среди детей какие фигуры собирает, потом раскидывает геометрические фигуры на ковре, и на РАЗ ДВА ТРИ НАЧНИ, дети собирают только те фигуры, которые назначил им воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Данная статья рассказывает о значении дидактических игр  в ФЭМП у детей дошкольного возраста...

Значение дидактической игры в ФЭМП у детей дошкольного возраста

Значение дидактической игрыв ФЭМП у детей дошкольного возрастаВ работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности де...

Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра по ФЭМП для детей во второй младшей группе

Дидактическая  игра  по  ФЭМП   у  дошкольников...

Дидактические игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста, сделанные своими руками.

Дидактические игры по ФЭМП для детей дошкольного возраста.Занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур. В дидактических иг...

Картотека "Дидактические игры по ФЭМП для детей старшего возраста"

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет матема...