Использование блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ
рабочая программа по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ispolzovanie_blokov_denesha_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 693.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
633009, г. Бердск, ул. Рогачёва, 11; тел. (383-41) 4-73-97;
E-mail:
Рабочая программа
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми ОВЗ»
Выполнили:
Лаптева Наталья Александровна,
учитель – дефектолог;
Герберт Елена Анатольевна,
Воспитатель высшей квалификации;
Зидляева Вера Григорьевна,
учитель - логопед
2021г.
г. Бердск
Содержание
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность
Цели и задачи
Принципы
Планируемы результаты
Методическое обеспечение
- Содержательный раздел
Перспективное планирование
Игровая картотека
- Диагностико-аналитическая деятельность
Карта наблюдений
Приложение 1
4. Литература
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для группы компенсирующей направленности МБДОУ № 9 «Теремок», в которой воспитываются дети от 4, 5 до 7 – 8 лет со статусом ОВЗ, имеющие заключения ТНР и ЗПР, в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от г.);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 26 (зарегистрировано министерство юстиции РФ г., регистрационный № 28564).
- Уставом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок».
Программа представляет собой систему игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша, направленных на развитие у детей логических представлений в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей С ОВЗ.
Программа носит развивающий характер, предусматривает возможность развития логического мышления, формирования навыков, необходимых для решения логических задач, интеллектуальных способностей.
Программа направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого и психического развития;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести;
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности;
• использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ОВЗ модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
• реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ ДО и НОО;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Целостность программы обеспечивается установлением связей
между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников.
Актуальность
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах,
легче адаптируется в новой обстановке, лучше подготовлен к школе.
Существующее мнение о том, что математическое мышление для ребенка не столь важно в обыденной жизни и, что оно может пригодиться детям лишь на уроках математики, весьма ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие различные явления и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессионально-личностной сфере, а значит, и залог будущей жизненной успешности ребёнка.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом, профессором Золтаном Дьенешем.
Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм - геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.
Применение блоков Дьенеша при работе с детьми с ОВЗ помогает корректировать у них психические и речевые недостатки. Известно, что у них снижена мыслительная деятельность, при этом преобладает наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Игровые занятия с блоками повышают познавательную активность детей, учат их сосредотачиваться на задании, мобилизоваться для выполнения задания, способствуют формированию вербального мышления.
При построении коррекционной работы с использованием блоков Дьенеша мы опираемся на сохранные функции мыслительной деятельности детей:
1. Высокая восприимчивость к помощи, а так же у некоторых детей - способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания.
2. Наибольшая сохранность наглядных форм мышления, что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор.
3. Развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки позволяют нам работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь.
Логические блоки мы используем, когда учим:
- формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и т. д);
- развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать;
- знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта;
- развивать пространственные представления;
- развивать умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач;
- развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструировании;
- развивать логическое мышление.
Режим:
Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня/ включение игр и заданий в интегрированное занятие (ННОД).
Форма занятий подгрупповая и индивидуальная.
Цели и задачи реализации программы
Цель: формирование и развитие интеллектуальных возможностей у детей с ОВЗ через развивающую игру «Логические блоки Дьенеша».
Задачи:
- вызвать интерес к игре с блоками Дьенеша, желание действовать с ними;
- способствовать формированию умения систематизировать и классифицировать блоки по признакам;
- способствовать формированию умения составлять алгоритм простейших действий;
- способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов, творческих способностей, воображения, сообразительности;
- способствовать развитию интереса детей к совместному со взрослым самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать);
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, эмоционально – положительное отношение сверстников к игре.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа составлена с учетом общедидактических и специальных принципов:
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.
- Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия всех компонентов развития и обратную связь.
- Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.
- Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле - не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.
- Принцип последовательного перехода от более легкого к более трудному.
Методы работы
- наглядные (демонстрация педагогом готовой композиции);
- словесные (беседа, рассказ);
- практические (выполнение работ детьми по образцу и самостоятельно);
- игровые.
Планируемые результаты освоения программы
К концу года дети могут:
- группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- при поддержке взрослого и самостоятельно составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же;
- различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
- понимать смысл обозначений : вверху- внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
- уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.
Работа с родителями: родительские собрания, консультации, размещение наглядной информации.
Литературно – методическое обеспечение
1. Комплект «Блоки Дьенеша»-48 фигур четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат), трех цветов (красный, желтый, синий), двух размеров (маленький, большой), двух видов толщины (толстый, тонкий).
2. Перспективный план работы.
3. Набор карточек – символов, схемы, картинки для игр (см. Приложение № 2)
4. Картотека игр.
5. Н.И.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша».
6. Наборы развивающих игр по блокам Дьенеша: «Праздник в стране», «Лепим нелепицы», «Поиск затонувшего клада».
Содержательный раздел
Все занятия по программе построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания для детей с ОВЗ способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Задания составлены с учетом лексической темы недели. Таким образом, дети закрепляют пройденный материал, работа с блоками способствует не только развитию психических функций, но и коррекции речи: обогащается словарный запас, дети вынуждены строить высказывания с союзами «и». «или», с частицей «не», контролировать произношение поставленных звуков, закрепляется умение задавать вопросы и отвечать на них. К каждому занятию подобрано логоритмическое упражнение.
Разработан календарно – тематический план, составлена игровая картотека для каждого занятия.
Календарно – тематический план работы
№ Занятия | Задачи | Месяц/недели |
1 | Познакомить с блоками Дьенеша | Октябрь 1 неделя |
2 | Знакомить с логическими блоками. Учить называть геометрические фигуры, основные цвета, понятия «большой – маленький», «толстый – тонкий». Учить сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и находить фигуры по заданному признаку. | 2 неделя |
3 | Учить находить геометрические фигуры, узнавать форму. | 3 неделя |
4 | Учить замечать изменения в расположении предметов, отражать в речи эти изменения. | 4 неделя |
5 | Учить выделять существенные признаки, называть их. | Ноябрь 1неделя |
6 | Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. | 2 неделя |
7 | Учить находить закономерности в ряду и продолжать этот ряд. Анализировать и сравнивать их в соответствии с заданием. | 3 неделя |
8 | Учить находить закономерности в ряду фигур и продолжать этот ряд. | 4 неделя |
9 | Учить анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. | Декабрь 1 неделя |
10 | Учить называть геометрические фигуры; размещать блоки в определенной последовательности. (для индивидуальной работы с детьми) | 2 неделя |
11 | Учить называть геометрические фигуры, цвет, величину, толщину. | 3 неделя |
12 | Учить выкладывать по образцу фигуры, объяснять последовательность действий. | 4 неделя |
13 | Учить классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. | Январь 1 неделя |
14 | Учить выявлять и абстрагировать свойства предметов. | 2 неделя |
15 | Учить классифицировать по определенному признаку; выполнять игровое действие в соответствии с выделенным признаком. | 3 неделя |
16 | Учить разбивать множество по одному свойству на два подмножества; производить логическую операцию «не». | 4 неделя |
17 | Учить обобщать свойства предметов, называть их; использовать карточки – символы. Учить подбирать предмет в соответствии с карточкой, обосновывать в речи свой выбор. | Февраль 1 неделя |
18 | Учить классифицировать блоки по двум признакам (цвет и форма);отражать в речи цвет, форму предмета. | 2 неделя |
19 | Учить сравнивать свойства предмета; действовать на основе выделенных свойств. | 3 неделя |
20 | Учить использовать знание свойств геометрических фигур для распределения блоков в двух обручах. | 4 неделя |
21 | Учить анализировать и сравнивать свойства предмета; использовать их в творческой деятельности | Март 1 неделя |
22 | Учить «читать» карточки – символы; выбирать необходимый блок из нескольких. | 2неделя |
23 | Учить определять свойства блоков по карточкам, называть их; анализировать, выделять свойства фигур; классифицировать фигуры по нескольким признакам. | 3 неделя |
24 | Учить анализировать, обобщать свойства предметов, использовать их для решения игровой задачи. | 4 неделя |
25 | Учить называть свойства предметов | Апрель 1 неделя |
26 | Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, величину. | 2 неделя |
27 | Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки | 3 неделя |
28 | Учить классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру. | 4 неделя |
29 | Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве. | Май 1 неделя |
30 | Закреплять умение выделять и абстрагировать свойства предмета; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. | 2 неделя |
31 | Закреплять умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам. | 3 неделя |
Игровая картотека
Сентябрь | |
Названия игр | Оборудование |
ход игры: знакомство с блоками по цвету, форме, высоте, толщине | набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину. | игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания). |
ход игры: Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые. После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. | 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: необходима расселить жильцов по наличию и отсутствию одного свойства. | набор логических блоков Дьенеша. |
Ход игры: У воспитателя нарисованная дорога с пронумерованные дома, У каждого ребенка карточки с символами. Нужно доставить посылку. | набор логических блоков Дьенеша, символы, |
Октябрь | |
ход игры: У Белочки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Белочка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Белочке в корзину. | игрушка – белочка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств |
ход игры: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуется три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего – все круглые. А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие: - двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые); - какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые; треугольные; квадратные). | 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – символы, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета. | 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады), карточки – символы. |
ход игры: Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков (деревья). Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков(деревья) прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек. | набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка). |
ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветке какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. | Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). |
Ноябрь | |
ход игры: У воспитателя нарисованная дорога с пронумерованные дома, У каждого ребенка карточки с символами. Необходимо найти свой домик. | набор логических блоков Дьенеша, символы, |
ход игры: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и Пятачок? Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определит, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. | Карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт. | набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету. | Набор логических блоков Дьенеша. |
Декабрь | |
ход игры: Разделите фигуры мешкам так, чтобы: в первом мешке были все синие квадраты. Во втором все желтые и в третьем все желтые и большие. | Пронумерованные мешки, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький | Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур |
ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения. | Набор блоков Дьенеша. |
ход игры: Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт. | Набор блоков Дьенеша. |
Январь | |
ход игры: В гости к детям приходит спортсмен, у него в руках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Спортсмен не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета). | набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, картина спортсмена, коробка. |
ход игры: У воспитателя нарисованная дорога с пронумерованными гаражами, У каждого ребенка карточки с символами. Необходимо найти свой гараж. | набор логических блоков Дьенеша, символы, |
ход игры: по изображению необходимо собрать грузовик. | Изображение грузовика, набор логических блоков Дьенеша, |
Февраль | |
ход игры: Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки (разведчики). Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. | набор логических блоков Дьенеша, таблица. |
ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку. | Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры. |
ход игры: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур. | набор логических блоков Дьенеша |
ход игры: Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки . Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. | набор логических блоков Дьенеша, таблица. |
Март | |
ход игры: У детей на пару две таблицы (1 – двухэтажного дома, 2 – трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. животные просят помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома. | набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков. |
ход игры: «Ребята, скоро праздник 8 марта, давайте им подарим красивые бусы. Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (с отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе. | набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (с отрицанием). |
ход игры: У воспитателя пронумерованные гнезда, У каждого ребенка карточки с символами. Необходимо найти гнездо для своей птицы. | набор логических блоков Дьенеша, символы с отрицанием. |
ход игры: Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить карточки – символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками. | набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы. |
Апрель | |
ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. | Набор блоков Дьенеша. |
ход игры: На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены иллюстрации планет. Между ними нужно проложить путь так, чтобы космонавтав удобно было ходить в гости друг к другу. Но путь нужно выстроить по правилам. Построить так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения придумывает не только взрослый, но и сами дети. | набор логических блоков Дьенеша, иллюстрации планет |
ход игры: по изображению необходимо собрать ракету. | Изображение ракеты, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: детям необходимо перевести животных на поезде в зоопарк, разместив их по вагонам согласно карточкам символам | Набор блоков, 4 вагона, карточки символы с отрицанием |
Май | |
ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите». Загадываются три совместных свойства: Например: форма, размер и толщина; цвет, форма, размер; цвет, форма, толщина и др. | набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств. |
ход игры: В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства. Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.). | набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы. |
ход игры: по изображению необходимо собрать рыбу. | Изображение рыбы, набор логических блоков Дьенеша. |
ход игры: выкладывапем несколько блоков в ряд и ребенку предлагается задать вопрос со словом «сколько». Выиграет тот кто больше задаст вопросов. Например: «Сколько всего маленьких фигур» и т.д. | набор логических блоков Дьенеша. |
Диагностико-аналитическая деятельность
В начале и в конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала. Данные заносятся в диагностические карты
(см. Приложение №1)
Литература
1. Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
2. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
3. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М. : Просвещение, 1990.
4.
7. Н.И.Захарова. «Играем с логическими блоками Дьенеша»
Приложение № 1
Карта наблюдений за детьми 4- 7 лет (статус ОВЗ) по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников логическими блоками Дьенеша.
Приложение № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми.
Логическием блоки Дьенеша...
перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшей группы "
Представлено перспективное планирование дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша в старшей группе детского сада, а также перечислены материалы, используемые в играх . Даны...
перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми"
Дано перспективное планирование на учебный год дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша для детей старшей группы. А также даны игры с усложнением, для детей успешно овладевших про...
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....
Консультация для родителей «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми раннего возраста"
Родиелям детей раннего возраста предлагаются игры с использованием логических блоков Дьенеша для занятий с детьми дома, которые способствуют сенсорному развитию и познанию окружающего мира....
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...