«ФЭМП у дошкольников через занимательные игры с математическим и интеллектуальным содержанием»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Все мы любим играть. Здесь подобраны игры с математическим содержанием. Это игры развлечения (задачки -шутки, загадки. задачки -смекалки), логические игры и дидактические.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: «ФЭМП у дошкольников через занимательные игры с математическим и интеллектуальным содержанием»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений. Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
Используемая литература.
1. В.П. Новикова Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5–7 лет
2. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений
3. Интернет ресурсы
Участники: воспитатели
Ответственный: Агафонова Е.Б.
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться своим опытом по использованию игрового занимательного материала по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако некоторым может показаться, что математика – это скучно, неинтересно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее правильно преподнести. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься.
Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, творческие способности, познавательные интересы, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, преодолении трудностей. Несмотря на то, что используемый занимательный математический материал тесно взаимосвязан друг с другом, его можно разделить условно на 3 группы:
• Развлечения: загадки, задачки-шутки, задачи-смекалки; «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», кроссворды, ребусы, лабиринты, математические квадраты, математические фокусы, игры с палочками на пространственное преобразование.
• Логические игры, задачи, упражнения: игры с цветными крышками, шашки, шахматы; словесные; блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; игры на классификацию по 1-2-3 признакам, логические задачи (на увеличение, уменьшение, сравнение, обратное действие).
• Дидактические игры и упражнения: на развитие внимания, памяти, воображения, игры на нахождение противоречий: «Что лишнее?», «Найди такую же», «Невероятные пересечения», «Назови одним словом», «Какие множества перепутались?», «Что изменилось?», «Какие числа убежали?», «Продолжи», «Следопыт»;игры с наглядным материалом на поиск недостающих, выделение общего признака, определение правильной последовательности, выделение лишнего.
Остановимся на некоторых из них.
Сегодня я вам предлагаю окунуться в детство и на некоторое время превратиться в детей. Принять участие в играх.
Хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые по карману каждому родителю, и которые есть в каждой группе.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют развивать пространственное воображение детей и также формировать геометрические представления. Игры со счетными палочками подталкивают детей к умению самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Практическая деятельность.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
Задачи на построение простых фигур: «Составьте маленький квадрат». Сколько палочек использовали для построения фигуры.
А теперь постройте из палочек большой квадрат. Из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры
Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
Задачи на преобразование фигур:
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
Задачки-шутки.
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые используются в совместной деятельности.
Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.
Практическая деятельность.
- Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два) - На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)
- У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна) - В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)). - На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)
- Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой) - За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)
А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые , а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать на листочке
Загадки – отгадки
- Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
- У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
Игра «Живые числа»
-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5
или от1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.
Головоломки.
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить уже игры на составление фигур-силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.
Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определенным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в играх «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра»; прямоугольника – в играх «Пентамино», «Сфинкс»;
овала – в игре «Колумбово яйцо»;
круга – в играх «Волшебный круг», «Вьетнамская игра» и т.д.
Практическая деятельность.
Сегодня мы будем использовать«Колумбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка».Ваша задача: составить изображение по схеме.
Блоки Дьенеша
С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).
Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочь им расселиться в новом городе. (На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. («Дети» - педагоги должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры,обладающие двумя общими признаками: цветом(красные) и формой (круглые).Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» (Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные).
Игра с набор: Кюизенера
Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой с его помощью малыш сможет освоить базовые математические навыки: сложению и вычитанию; разбирать числа на составляющие; понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры; определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Уважаемые коллеги! А вы любите путешествовать. Тогда отгадайте на чём мы отправимся в путешествие сегодня. В поле лестница лежит дом по лестнице бежит.
Молодцы правильно отгадали загадку. Ну что ж подготовим свой поезд путь дорожку.
1 Пусть один поезд будет из синей полочки, а другой из черной палочки.
Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (белые)
2. Оранжевая и жёлтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая - другой. Как можно уровнять длины поездов (приложить жёлтую палочку.)
3. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трёх розовых. Какой поезд будет длиннее и на сколько?
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.
Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
- развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
- воспитывать внимательность, усидчивость;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
- Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
- Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
- Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Построй дом». Игра подходит для отработки состава числа.
Рефлексия:
- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения
взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая
информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей
и интересов, то помашите рукой.
- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися и обучать других, то улыбнитесь!
Спасибо всем, кто принимал участие в нашей встрече. Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....
Педагогический совет: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр логико-математического содержания»
Представлены материалы проведения, подготовки к педагогическому совету...
Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...
Проблемное обучение дошкольников на занятиях с математическим содержанием.
Главной задачей педагогики на современном этапе развития науки является формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных орган...
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/
Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе Аннотация. В данной статье отражен...
Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитии математических способностей у дошкольников»
Открытое занятие...
ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Совершенствование речевых навыков дошкольников в играх с математическим содержанием в семейном кругу»
В настоящее время в процессе коррекционного обучения у детей с общим недоразвитием речи все чаще выявляются трудности в усвоении математических представлений. Решать эту проблему педагогам приходится ...