Рабочая программа кружка "Математика для малышей"
рабочая программа по математике (средняя группа)
Программа кружка направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, интеллектуальных способностей детей 4 – 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kruzhok_srednyaya_gruppa.docx | 678.26 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3-4 |
2. | Пояснительная записка | 5-10 |
3. | Учебно-тематический план | 11-12 |
4. | Содержание изучаемого курса | 13-15 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 16-17 |
6. | Список литературы | 18-19 |
7 | Приложения | 20 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для малышей» |
Руководитель программы | Гутрина Елена Александровна, высшая квалификационная категория |
Организация- исполнитель | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98 комбинированного вида» |
Адрес организации исполнителя | РМ, г.Саранск, Пр.60 лет Октября, д.24 |
Цель программы | Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений. |
Направленность программы | Познавательная |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | Дополнительная общеразвивающая Дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы. | Дети должны уметь:
Знать:
Должны иметь представление: - о временных интервалах: временем суток, года. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа кружка направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, интеллектуальных способностей детей 4 – 5 лет.
Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, которые служат основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, для успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения задачи.
Дети дошкольного возраста проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
2. Новизна программы «Юный математик» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
На занятиях используются дидактические игры, загадки, задания на развитие мелкой моторики и логического мышления, умственного развития и др.
Дети дошкольного возраста могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки, формы, пирамиды или другие предметы по заданному образцу. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость и развиваются все другие формы познания – запоминание, логическое мышление, воображение, память.
3. Актуальность.
Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать познавательное развитие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
4. Отличительной особенностью программы является то, что содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия и это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать
речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно- поисковые методы обучения.
- Педагогическая целесообразность программы.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
-создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
-максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать личностный подход в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Занятия по программе «Юный математик» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
6. Цель программы: развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления, умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.
7. Задачи программы.
Обучающие:
Формировать общее представление о множестве и числе;
Учить детей решать простейшие арифметические задачи;
Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
Учить сравнивать множества;
Знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Задачи программы (для детей 4 – 5 лет)
Количество и счет
Закрепить представление о числах и цифрах до 5.
Продолжать учить:
считать по образцу и названному числу;
Учить:
воспроизводить количество движений по названному числу;
отгадывать математические загадки;
различать количественный и порядковый счет в пределах 5;
устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Познакомить:
со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, времена года).
Величина
Учить:
— располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, маленький; широкий, узкий; длинный, короткий; толстый, тонкий; высокий, низкий);
делить предмет на части;
понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
Развивать глазомер.
Геометрические фигуры
Закрепить:
знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
Учить:
преобразовывать фигуры (путем складывания, выкладывания из палочек);
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).
Ориентирование во времени
Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.
Ориентирование в пространстве
Учить:
обозначать словами положение предмета (справа – слева; над, на, под).
Логические задачи
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение.
Учебный материал организован по следующим разделам:
- Количество и счет.
- Величина
- Ориентирование в пространстве.
- Ориентирование во времени.
- Геометрические фигуры.
- Логические задачи.
8. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
1 год – дети 4-5 лет.
9. Срок реализации: Один год – одноступенчатый образовательный процесс (с 1 октября по15 мая).
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Дети 4- 5 лет должны уметь:
Определять расположение предметов: справа, слева.
Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
Сравнивать количество предметов, понимать значение: большой-маленький, толстый-тонкий, широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий.
Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Дети 4- 5 лет должны знать:
Основные геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Цифры: 1,2,3,4,5.
Считать предметы в пределах десяти, относить количество предметов с нужной цифрой.
Графический образ числа.
Дети должны иметь представление:
- о временных интервалах: временем суток, года.
Общие требования к воспитанникам по окончании курса.
Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о самом себе, о прошлом и будущем, об устройствах мира. Ребенок строит догадки, рассуждают, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным открытиям. Может следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность. Обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки.
Виды контроля:
диагностика,
наблюдение.
12. Форма подведения итогов. Педагогическая диагностика.
Реализация программы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Продолжительность диагностического периода;
Стартовая диагностика:
01.10.2024 г. – 13.10.2024 г.
Итоговая диагностика: 16.05.2025 г. – 31.05.2025 г.
Диагностика знаний детей 4 – 5 лет.
1. Умение считать в пределах 5 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 5
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т.д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчёт результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Количество занятий | Общее количество часов (мин) | Количество часов теория (мин) | Количество часов практика (мин) |
1 | Диагностика «В мире цвета» | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
2. | Количество и счет: 1. «Много - один» 2. «Один – ни одного» 3. «Число 1»; 4. «Число 2»; 5. «Число 3»; 6.«Число 4» 7. «Число 5» 8.«Количество и счет» обобщение | 13 1 1 2 2 2 2 2 1 | 260 мин 20 20 40 40 40 40 40 20 | 65 мин 5 5 10 10 10 10 10 5 | 195 мин 15 15 30 30 30 30 30 15 |
3. | Свойство предметов: 1. «Большой, маленький» 2. «Высокий - низкий» 3. «Длинный – короткий» 4. «Широкий – узкий»; 5. «Толстый тонкий»; 6. «Величина» обобщение. | 11 2 2 2 2 2 1 | 220 мин 40 40 40 40 40 20 | 55 мин 10 10 10 10 10 5 | 165 мин 30 30 30 30 30 15 |
4. | Геометрические фигуры: 1. «Круг» 2. «Треугольник» 3. «Квадрат» 4. «Прямоугольник» 5. «Овал» 6. «Геометрические фигуры» обобщение. | 11 2 2 2 2 2 1 | 220 мин 40 40 40 40 40 20 | 55 мин 10 10 10 10 10 5 | 165 мин 30 30 30 30 30 15 |
5. | Ориентировка во времени: 1.«Утро» 2.«День» 3.«Вечер» 4.«Ночь» 5.«Осень» 6. «Зима» 7. «Весна» 8. «Лето» 9. «Ориентировка в пространстве» обобщение. | 17 2 2 2 2 2 2 2 2 1 | 340 мин 40 40 40 40 40 40 40 40 20 | 85 мин 10 10 10 10 10 10 10 10 5 | 255 мин 30 30 30 30 30 30 30 30 15 |
6. | Ориентировка в пространстве: 1.»Слева – справа», 2. «Вверху – внизу»; 3. «Впереди – сзади»; 4. «Пространственные отношения «на», «под», «над»; 5. «Ориентировка в пространстве» обобщение | 10
2 2 2
2 2
| 200 мин 40 40 40 40 40 | 50 мин 10 10 10 10 10 | 150 мин 30 30 30 30 30 |
8 | Диагностика | 1 | 20 мин | 5 мин | 15 мин |
Итого | 64 | 21.3 ч | 5,3 ч | 16 ч |
Содержание программы.
1. Свойства предметов.
Теория. Развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения
Практика. Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой - маленький; длинный - короткий; высокий - низкий; узкий - широкий; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.
Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
2. Геометрические фигуры.
Теория. Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Практика. Дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал. Сравнивают фигуры.
Составляют фигуры из частей и делят фигуры на части. Конструируют фигуры из палочек.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
3. Количество и счет.
Теория. Закреплять счет в пределах 5, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.
Практика. На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 5.
Дошкольники считают в пределах 5.
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 5.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше.
Решают задания творческого характера.
4. Ориентировка во времени.
Теория. Развивать чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
Практика. Дети знакомятся с понятиями: время года, время суток, дни недели, месяцы.
5. Ориентировка в пространстве.
Теория. Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве.
Практика. Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа).
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов, усваивают понятия, используя предлоги: на, над, под.
Дети учатся раскрашивать.
6. Задачи на логическое мышление.
Теория. Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Практика. Решают задания творческого характера.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
На занятиях развивается воображение ребенка (найди и исправь ошибку художника).
Проводятся занимательные игры, математические конкурсы.
Все это способствует развитию у детей логического мышления, находчивости, смекалки.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Успешная реализация программы зависит использования различных технологий, форм, приёмов и методов работы на развивающих занятиях.
На занятиях используются:
Технология развивающего обучения.
Игровая технология.
Личностно – ориентированные технологии.
Наглядного, демонстрационного, раздаточного материала.
Различные виды деятельности:
-познавательная;
-коммуникативная;
-продуктивная;
-трудовая;
-двигательная.
Приемы:
- рассказ;
- беседа;
-описание;
-указание и объяснение;
- вопросы детям;
-ответы детей, образец;
-показ реальных предметов, картин;
-действия с числовыми карточками, цифрами;
-модели и схемы;
-дидактические игры и упражнения;
-логические задачи;
-игры-эксперименты;
- развивающие и подвижные игры и др.
Методы реализации программы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов) .
Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Демонстрационный и раздаточный материал.
- Дидактический материал:
1. Геометрические фигуры и тела.
2. Наборы разрезных картинок.
3. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
4. Полоски, ленты разной длины и ширины.
5. Цифры от 1 до 5.
6. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка,
пирамидка и др.
7. Магнитная доска, мольберт.
8. Чудесный мешочек.
9. Блоки Дьенеша.
10. Палочки Кьюизенера.
11. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
12. Геометрическая мозаика.
13. Счётные палочки.
14. Счётный материал.
15. Предметные картинки.
16. Знаки – символы.
17. Игры на составление плоскостных изображений предметов.
18. Обучающие настольно-печатные игры по математике.
19. Геометрические мозаики и головоломки.
20. Занимательные книги по математике. Кроссворды и ребусы.
21. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
22. Простой карандаш; набор цветных карандаше.
23. Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
24. Счетный материал, счетные палочки.
25. Набор цифр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина «Формирование математических представлений» М.: ВАКО, 2009.
2. Е.В.Колесникова «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Москва, 1998.
3. З.А.Михайлова «Математика от трёх до семи». Санкт-Петербург, 1996.
4. З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
5. З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
6. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
7. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
8. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
9. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
10. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
12. З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
13. Л.Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.
14. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез»
2010 г.
Список литературы для детей
1.Солнечные ступеньки. Математика, часть 1.Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
2.Солнечные ступеньки. Математика, часть 2.Для детей 5-6 лет. - М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
3.Е.В. Колесникова Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2016.(Математические ступеньки).
4.Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 1. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
5. Солнечные ступеньки. Знакомимся с геометрией, часть 2. Для детей 5-6 лет.-М: ООО «ВК «Дакота»»-(Серия «Рабочие тетради дошкольника»).
6.О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 1до 5.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.
7. О.Е. Жиренко, Е.В.Фурсова, О.В.Горлова. Счет от 6до 10.Формирование математических представлений: рабочая тетрадь для занятий с детьми. - М.: ВАКО, 2015.-48с.
8.Игры каждый день. - М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014.-32 с.-(Серия «Программа развития и обучения дошкольник»
Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Логоритмика для малышей"
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...
Рабочая программа английский для малышей
Рабочая программа для курса "Английский для малышей" (4-6 лет)под редакцией И.А. Бонк....
Рабочая программа "Логоритмика для малышей"
Логоритмические упражнения способствуют всестороннему развитию детей младшего возраста....
Рабочая программа кружка "Здоровый малыш"
Оздоравительная программа расчитана на детей от 1.5 до 3 лет...
Рабочая программа экономика для малышей
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизн...
Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе.
Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...