Сборник дидактических игр, направленных на формирование математических представлений у детей средней группы
картотека по математике (средняя группа)
В данной картотеке собраны дидактические игры по математике. Раздел «Форма» направлен на ознакомление детей с геометрическими фигурами и их различение. Раздел «Размер» направлен на формирование умения сравнивать предметы по размеру. Раздел «Счет и количество» направлен на формирование умения пересчитывать предметы, сравнивать количество предметов в группах. Раздел «Целое и часть» направлен на составление предмета из частей и его разделении на части. Раздел «Пространственное расположение» направлен на формирование умения ориентироваться в пространстве, учить называть расположение предмета. Раздел «Время» направлен на ознакомление детей с временем суток, с днями недели, временем года, понятиями «вчера, сегодня, завтра».
ФОРМА
Составление геометрических фигур
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук, 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера;
2. Составить маленький и большой квадраты;
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2;
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
Найди лишний
Цель: упражнять в классификации и сравнении геометрических фигур по признаку формы, цвета и размера.
Материал: раздаточные карточки или набор геометрических фигур разного цвета и размера.
Задание: посмотри на геометрические фигуры и назови их; найди ту, которая отличается от других (по форме, цвету или размеру). Пример карточек в приложении 1.
Найди и назови
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Материал: набор геометрических фигур разного цвета и размера.
Задание: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т. д.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,
Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
РАЗМЕР
Какой?
Цель: Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине (длине, ширине, сравнивать 2 предмета по толщине, используя прилагательные
Материал: ленты разной длины и ширины.
Ход игры: На столе разложены ленты, кубики. Воспитатель просит детей найти ленты одинаковой длины, длиннее- короче, шире- уже. Дети проговаривают используя прилагательные.
«Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.
СЧЕТ И КОЛИЧЕСТВО
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Хватит ли?»
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство/неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ
«Разделим пополам»
Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.
Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Содержание. В. : «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д.». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
«Путешествие в булочную»
Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.
Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит В. - мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.
«Сложи фигуру»
Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Содержание. В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ
Угадай, где?
Цель: развивать умение определять пространственные направления от себя.
Материал: игрушки или предметы по усмотрению воспитателя
Ход игры: Воспитатель прячет игрушку, а ребенок должен его найти, следуя указаниям воспитателя, например: «Тебе нужно найти игрушку. Сначала сделай два шага вперед, поверни направо сделай три шага вперед… и т. д.»
Лото «Геометрические фигуры»
Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах
Материал: Карточки с изображением геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, шар, куб и прямоугольник. Карточки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и т. д. форм.
Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с изображением геометрических фигур и просит найти предмет такой же формы.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
«Встань на место»
Цель: упр. детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»
Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям, вызывают 5-6 детей.
ВРЕМЯ
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
«Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
«А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
«Когда ты это делаешь?»
Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и знание частей суток, развивать внимание, память, речь.
Ход игры: Воспитатель называет одного ребенка. Потом изображает какое — нибудь действие, например, моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причесывается и прочее, и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребенок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.
«Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.
Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
1. Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
2. Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше
Присядь попробуй на пенек
Не торопись… Послушай…
3. Вот уж вечер.
Роса.
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
Прислонившись к иве…
4. Плакали ночью желтые клены:
Вспомнили клены,
Как были зелены…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы "Раз, два, три - ищи!"Цель: научить детей строить образ предмета заданн...
Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы«Найди предмет»Цель: формировать умение сопоставлять формы предм...
Перспективное планирование по формированию математических представлений у детей средней группы посредством дидактических игр.
Перспективное планирование по формированию математических представлений у детей средней группы посредством дидактических игр....
Конспект НОД по формированию математических представлений у детей средней группы "Золотая осень"
Конспект НОД "Золотая осень" - создан в помощь педагогам...
Сборник дидактических игр, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Формирование математических представлений — одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста.Поэтому данный сборник дидактических игр будет очень актуален для воспита...
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. О...