картотека дидактических игр
картотека по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Пташковская Ольга Николаевна
Игры на количество и счёт.
Игра № 1.
Название игры: «Построить цифры в ряд»
Возраст детей или возрастная группа: старшая группа
Задачи игры: -упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10;
-закреплять представления о пространственных отношениях: между, справа, слева;
-воспитывать интерес к математике.
- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель-Ребята, цифры «разбежались» и «гуляют» по «городу», нужно их найти и построить по порядку.
Дети: по группе ищут цифры и выкладывают их по порядку на столе
Воспитатель: - а теперь давайте сосчитаем их по порядку и в обратном порядке.
-Молодцы!
Усложнение правил:
-Назовите соседей числа «5». Какое число стоит слева от него? Какое справа? Какое число предыдущее по отношению к числу 5? Какое последующее? (можно повторить для нескольких чисел, чтобы поупражнялся каждый ребёнок).
Игра № 2.
Название игры: «Дни недели», «Который по счету?»
Возрастная группа: старшая группа
Задачи игры:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
-формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);
-закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;
-развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.
Материал к игре:
Ход игры:
(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)
Сколько дней в недели?
Дети: Семь дней
Воспитатель: Назовите их.
(дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу).
Усложнение правил:
-Который по счету понедельник и почему?
(Первый, потому что он стоит на первом месте)
-Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на
втором месте).
Молодцы!
Игра № 3.
Название игры: «Молчанка».
Возрастная группа: старшая группа
Задачи игры:
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- тренировать умение считать в пределах десяти.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
1. Сколько пальцев на правой руке?
2. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один.
И уселся рядом с ним.
3. Сколько ушей у двух мышей?
4. Сколько раз в году бывает День Рождения?
5. Сколько углов в треугольнике?
Все верно, показали. Молодцы.
Форма (геометрические фигуры)
Игра № 1.
Название игры: «Восстанови узор»
Возрастная группа:
Задачи игры:
-совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости
-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель читает задание:
Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
Постройте фигуру, у которой из 6 счетных палочек (прямоугольник).
Постройте фигуру, у которой пять углов и пять сторон (пятиугольник).
Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
Усложнение правил:
Приставьте к нему две палочки, чтобы получились два треугольника. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
Игра № 2
Название игры: «Домик для зайки из геометрических фигур»
Возрастная группа: Средняя группа
Задачи игры:
- Учить выделять и называть геометрические фигуры в картинке.
-Развивать внимание, фантазию, память, логическое мышление.
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь, умение работать в группе.
Материалы к игре:
- Кого Колобок встретил на своем пути сначала? (Зайца)
- Заяц и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок отвечает: «Не ешь, меня, я тебе песенку спою».
А заяц ему в ответ: «Некогда мне твои песни слушать, лучше помоги мне дом построить».
Ребята, поможем Колобку? Он один не справится.
- Дом для зайца мы будем строить из геометрических фигур. Подходите к столам, доставайте из конвертов фигуры, рассмотрите их. Давайте вспомним, как они называются.
- Попробуйте сложить из всех фигур домик для зайца. У всех домики будут разные. (Дети выкладывают дома из геометрических фигур.
Усложнение правил:
Затем можно спросить нескольких детей: какой формы дом? крыша? Окно? труба?)
- «Понравились мне дома, которые вы построили», - говорит заяц. «Так уж и быть, отпущу я тебя, Колобок.»
Игра № 3.
Название игры: «Найди свой домик».
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры:
- формировать умение сравнивать предметы по количеству путем разложения по одному;
- продолжать знакомить с треугольником, квадратом и кругом.
- развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
-воспитывать любознательность, познавательный интерес.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Материал к игре:
Ход игры:
На столе лежат треугольник, круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику, те, у кого круг, бегут к кругу.
Усложнение правил:
Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Величина
Игра №1.
Название игры: «дидактическая игра с кругами»
Возрастная группу: младшая группа
Задачи игры:
- Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой маленький).
- Отражать в речи результат сравнения.
- Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
-Развивать сообразительность, воображение, мелкую моторику рук.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель приносит коробку и спрашивает: Дети, как вы думаете, что лежит в этой коробке? (Дети пробуют отгадать). Воспитатель открывает коробку, и дети видят геометрические фигуры. Воспитатель раздает детям круги, и спрашивает: какого размера круги: большого или маленького. (Ответы детей).
Усложнение правил:
На столе стоят две коробки: большая и маленькая. Дети должны положить большие круги в большую коробку, а маленькие круги в маленькую коробку.
Игра №2.
Название игры: «Собери матрешки»
Возраст детей: 3-4 года
Задачи игры: создавать условия для уточнения и расширения представлений детей о величине предметов «большой – меньше – маленький», «больше - меньше».
Материал к игре:
Ход игры:
На демонстрационном столе выставлена матрешка. Воспитатель обращает внимание детей на матрешку и предлагает поиграть с ней. (Дети подходят ближе к столу.)
Цветастое платье,
Румяные щечки!
Ее открываем –
В ней прячется дочка
Матрешки танцуют,
Матрешки смеются
И радостно просят
Вас улыбнуться!
Располагает матрешки в следующем порядке: большая, маленькая и средняя. Говорит, что матрешки пришли к детям в детский сад, чтобы посмотреть, какая у них большая, светлая, красивая группа, как много игрушек.
Предлагает детям рассмотреть их, какие они красивые: и большая, и поменьше, и самая маленькая.
Воспитатель спрашивает, могут ли дети показать самую большую матрешку? При этом понижает голос и поднимает руки вверх.
Затем воспитатель меняет голос на тоненький, присаживается и низко опуская руки, спрашивает, какая матрешка самая маленькая? (Дети определяют сначала самую большую, потом самую маленькую матрешку.)
Усложнение правил:
Далее воспитатель обращает внимание детей на среднюю матрешку и, прикладывая ее к большой матрешке, говорит, что она поменьше, но побольше маленькой, и прикладывает к маленькой матрешке. Ставит среднюю матрешку между большой и маленькой.
Игра № 3.
Название игры: «Папы и детки»
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры: развивать величинные, пространственные представления;
-закрепить понятия: «большой», «маленький»;
- воспитывать усидчивость;
- развивать внимание, память;
-расширять словарный запас.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть на фланелеграф (либо магнитную доску) и говорит: «Давайте представим, что наша доска-это дет, площадка. На неё пришли папы-звери со своими детками. Давайте посмотрим, кто у нас есть». Воспитатель выкладывает поочерёдно сначала зверя-папу, а затем зверя-малыша, акцентируя внимание детей на том, что папа-БОЛЬШОЙ, а малыш-МАЛЕНЬКИЙ. Папа заяц – большой, а зайчонок-маленький, папа медведь большой, а медвежонок – маленький. Папа слон – большой, а слонёнок – маленький. Папа мышь – большой, а мышонок – маленький. Папа кот – большой, а котёнок – маленький. Дети проговаривают по очереди всех животных.
Усложнение правил:
Сказать, кто из пап БОЛЬШОЙ, а кто МАЛЕНЬКИЙ: папа заяц – маленький, а папа медведь большой, папа кот большой, а папа мышь – маленький, папа заяц – маленький, а папа слон – большой.
Ориентировка в пространстве.
Игра № 1.
Название игры: «Куда спряталась мышка»
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры: формировать умение определять местонахождение предмета словами: вверху, внизу, на.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это? (Мышка)
«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть.
Закройте глаза, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит
Ее под стол, на шкаф…. Дети, открыв глаза, ищут мышку.
Усложнение правил:
Найдя ее, дети говорят, где она находилась, используя слова:
Наверху, внизу, на.
Игра № 2.
Название игры: «УКРАСЬ КОВЕР»
Возрастная группа: подготовительная группа
Задачи игры: - Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
-Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
-Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
-Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
-Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
-Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
Материалы к игре:
Ход игры:
А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: - Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. - Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
-Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
Игра № 3.
Название игры: «Игра с цветными карандашами».
Возрастная группа: средняя группа
Задачи игры: Учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева.
Материалы к игре:
Ход игры:
Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий, а слева от красного зеленый.
Положите перед собой синий карандаш, справа от него желтый, а слева от синего красный.
Усложнение правил: Дети самостоятельно раскладывают карандаши и рассказывают, где какой лежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...