картотека дидактических игр
картотека по математике (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Пташковская Ольга Николаевна
Игры на количество и счёт.
Игра № 1.
Название игры: «Построить цифры в ряд»
Возраст детей или возрастная группа: старшая группа
Задачи игры: -упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10;
-закреплять представления о пространственных отношениях: между, справа, слева;
-воспитывать интерес к математике.
- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель-Ребята, цифры «разбежались» и «гуляют» по «городу», нужно их найти и построить по порядку.
Дети: по группе ищут цифры и выкладывают их по порядку на столе
Воспитатель: - а теперь давайте сосчитаем их по порядку и в обратном порядке.
-Молодцы!
Усложнение правил:
-Назовите соседей числа «5». Какое число стоит слева от него? Какое справа? Какое число предыдущее по отношению к числу 5? Какое последующее? (можно повторить для нескольких чисел, чтобы поупражнялся каждый ребёнок).
Игра № 2.
Название игры: «Дни недели», «Который по счету?»
Возрастная группа: старшая группа
Задачи игры:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
-формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);
-закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;
-развивать логическое мышление, память, внимание;
- воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.
Материал к игре:
Ход игры:
(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)
Сколько дней в недели?
Дети: Семь дней
Воспитатель: Назовите их.
(дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу).
Усложнение правил:
-Который по счету понедельник и почему?
(Первый, потому что он стоит на первом месте)
-Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на
втором месте).
Молодцы!
Игра № 3.
Название игры: «Молчанка».
Возрастная группа: старшая группа
Задачи игры:
- развивать логическое мышление, память, внимание;
- тренировать умение считать в пределах десяти.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
1. Сколько пальцев на правой руке?
2. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один.
И уселся рядом с ним.
3. Сколько ушей у двух мышей?
4. Сколько раз в году бывает День Рождения?
5. Сколько углов в треугольнике?
Все верно, показали. Молодцы.
Форма (геометрические фигуры)
Игра № 1.
Название игры: «Восстанови узор»
Возрастная группа:
Задачи игры:
-совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости
-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность
-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель читает задание:
Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
Постройте фигуру, у которой из 6 счетных палочек (прямоугольник).
Постройте фигуру, у которой пять углов и пять сторон (пятиугольник).
Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
Усложнение правил:
Приставьте к нему две палочки, чтобы получились два треугольника. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!
Игра № 2
Название игры: «Домик для зайки из геометрических фигур»
Возрастная группа: Средняя группа
Задачи игры:
- Учить выделять и называть геометрические фигуры в картинке.
-Развивать внимание, фантазию, память, логическое мышление.
-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь, умение работать в группе.
Материалы к игре:
- Кого Колобок встретил на своем пути сначала? (Зайца)
- Заяц и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок отвечает: «Не ешь, меня, я тебе песенку спою».
А заяц ему в ответ: «Некогда мне твои песни слушать, лучше помоги мне дом построить».
Ребята, поможем Колобку? Он один не справится.
- Дом для зайца мы будем строить из геометрических фигур. Подходите к столам, доставайте из конвертов фигуры, рассмотрите их. Давайте вспомним, как они называются.
- Попробуйте сложить из всех фигур домик для зайца. У всех домики будут разные. (Дети выкладывают дома из геометрических фигур.
Усложнение правил:
Затем можно спросить нескольких детей: какой формы дом? крыша? Окно? труба?)
- «Понравились мне дома, которые вы построили», - говорит заяц. «Так уж и быть, отпущу я тебя, Колобок.»
Игра № 3.
Название игры: «Найди свой домик».
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры:
- формировать умение сравнивать предметы по количеству путем разложения по одному;
- продолжать знакомить с треугольником, квадратом и кругом.
- развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.
-воспитывать любознательность, познавательный интерес.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Материал к игре:
Ход игры:
На столе лежат треугольник, круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику, те, у кого круг, бегут к кругу.
Усложнение правил:
Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Величина
Игра №1.
Название игры: «дидактическая игра с кругами»
Возрастная группу: младшая группа
Задачи игры:
- Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой маленький).
- Отражать в речи результат сравнения.
- Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
-Развивать сообразительность, воображение, мелкую моторику рук.
Материал к игре:
Ход игры:
Воспитатель приносит коробку и спрашивает: Дети, как вы думаете, что лежит в этой коробке? (Дети пробуют отгадать). Воспитатель открывает коробку, и дети видят геометрические фигуры. Воспитатель раздает детям круги, и спрашивает: какого размера круги: большого или маленького. (Ответы детей).
Усложнение правил:
На столе стоят две коробки: большая и маленькая. Дети должны положить большие круги в большую коробку, а маленькие круги в маленькую коробку.
Игра №2.
Название игры: «Собери матрешки»
Возраст детей: 3-4 года
Задачи игры: создавать условия для уточнения и расширения представлений детей о величине предметов «большой – меньше – маленький», «больше - меньше».
Материал к игре:
Ход игры:
На демонстрационном столе выставлена матрешка. Воспитатель обращает внимание детей на матрешку и предлагает поиграть с ней. (Дети подходят ближе к столу.)
Цветастое платье,
Румяные щечки!
Ее открываем –
В ней прячется дочка
Матрешки танцуют,
Матрешки смеются
И радостно просят
Вас улыбнуться!
Располагает матрешки в следующем порядке: большая, маленькая и средняя. Говорит, что матрешки пришли к детям в детский сад, чтобы посмотреть, какая у них большая, светлая, красивая группа, как много игрушек.
Предлагает детям рассмотреть их, какие они красивые: и большая, и поменьше, и самая маленькая.
Воспитатель спрашивает, могут ли дети показать самую большую матрешку? При этом понижает голос и поднимает руки вверх.
Затем воспитатель меняет голос на тоненький, присаживается и низко опуская руки, спрашивает, какая матрешка самая маленькая? (Дети определяют сначала самую большую, потом самую маленькую матрешку.)
Усложнение правил:
Далее воспитатель обращает внимание детей на среднюю матрешку и, прикладывая ее к большой матрешке, говорит, что она поменьше, но побольше маленькой, и прикладывает к маленькой матрешке. Ставит среднюю матрешку между большой и маленькой.
Игра № 3.
Название игры: «Папы и детки»
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры: развивать величинные, пространственные представления;
-закрепить понятия: «большой», «маленький»;
- воспитывать усидчивость;
- развивать внимание, память;
-расширять словарный запас.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям посмотреть на фланелеграф (либо магнитную доску) и говорит: «Давайте представим, что наша доска-это дет, площадка. На неё пришли папы-звери со своими детками. Давайте посмотрим, кто у нас есть». Воспитатель выкладывает поочерёдно сначала зверя-папу, а затем зверя-малыша, акцентируя внимание детей на том, что папа-БОЛЬШОЙ, а малыш-МАЛЕНЬКИЙ. Папа заяц – большой, а зайчонок-маленький, папа медведь большой, а медвежонок – маленький. Папа слон – большой, а слонёнок – маленький. Папа мышь – большой, а мышонок – маленький. Папа кот – большой, а котёнок – маленький. Дети проговаривают по очереди всех животных.
Усложнение правил:
Сказать, кто из пап БОЛЬШОЙ, а кто МАЛЕНЬКИЙ: папа заяц – маленький, а папа медведь большой, папа кот большой, а папа мышь – маленький, папа заяц – маленький, а папа слон – большой.
Ориентировка в пространстве.
Игра № 1.
Название игры: «Куда спряталась мышка»
Возрастная группа: младшая группа
Задачи игры: формировать умение определять местонахождение предмета словами: вверху, внизу, на.
Материалы к игре:
Ход игры:
Воспитатель начинает игру с загадки:
Под полом таится,
Кошки боится.
Кто это? (Мышка)
«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть.
Закройте глаза, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит
Ее под стол, на шкаф…. Дети, открыв глаза, ищут мышку.
Усложнение правил:
Найдя ее, дети говорят, где она находилась, используя слова:
Наверху, внизу, на.
Игра № 2.
Название игры: «УКРАСЬ КОВЕР»
Возрастная группа: подготовительная группа
Задачи игры: - Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;
-Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;
-Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);
-Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
-Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;
-Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.
Материалы к игре:
Ход игры:
А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: - Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. - Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.
-Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.
Игра № 3.
Название игры: «Игра с цветными карандашами».
Возрастная группа: средняя группа
Задачи игры: Учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева.
Материалы к игре:
Ход игры:
Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий, а слева от красного зеленый.
Положите перед собой синий карандаш, справа от него желтый, а слева от синего красный.
Усложнение правил: Дети самостоятельно раскладывают карандаши и рассказывают, где какой лежит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....