картотека дидактических игр
картотека по математике (младшая группа)

 Подборка дидактических игр за занятия по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дидактические игры473.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Пташковская Ольга Николаевна

Игры на количество и счёт.

Игра № 1.

Название игры: «Построить цифры в ряд»

Возраст детей или возрастная группа: старшая группа

Задачи игры: -упражнять детей в количественном счёте от 1 до 10;

-закреплять представления о пространственных отношениях: между, справа, слева;

-воспитывать интерес к математике.

- развивать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Материал к игре:

Ход игры:

Воспитатель-Ребята, цифры «разбежались» и «гуляют» по «городу», нужно их найти и построить по порядку.

Дети: по группе ищут цифры и выкладывают их по порядку на столе

Воспитатель: - а теперь давайте сосчитаем их по порядку и в обратном порядке.

-Молодцы!

Усложнение правил:

-Назовите соседей числа «5». Какое число стоит слева от него? Какое справа? Какое число предыдущее по отношению к числу 5? Какое последующее? (можно повторить для нескольких чисел, чтобы поупражнялся каждый ребёнок).

Игра № 2.

Название игры: «Дни недели», «Который по счету?»

Возрастная группа: старшая группа

Задачи игры:

- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;

-формировать понимание отношений рядом стоящих чисел (в пределах 10);

-закрепить последовательность дней недели и навыки порядкового счета;

-развивать логическое мышление, память, внимание;

- воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживание умение слушать и выполнять поставленную задачу.

Материал к игре:

Ход игры:

(Дети встают в круг воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок отвечая бросает мяч воспитателю, если ребенок затрудняется ответить воспитатель просит о помощи другого ребенка, бросая ему мяч)

Сколько дней в недели?

Дети: Семь дней

Воспитатель: Назовите их.

(дети по очереди называют дни недели передавая мяч друг другу).

Усложнение правил:

-Который по счету понедельник и почему?

(Первый, потому что он стоит на первом месте)

-Который по счету вторник и почему? И т. д. (Второй, потому что он стоит на

втором месте).

Молодцы!

Игра № 3.

Название игры: «Молчанка».

Возрастная группа: старшая группа

Задачи игры:

- развивать логическое мышление, память, внимание;

- тренировать умение считать в пределах десяти.

Материал к игре:

Ход игры:

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.

1. Сколько пальцев на правой руке?

2. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок,

Прибежал еще один.

И уселся рядом с ним.

3. Сколько ушей у двух мышей?

4. Сколько раз в году бывает День Рождения?

5. Сколько углов в треугольнике?

Все верно, показали. Молодцы.

Форма (геометрические фигуры)

Игра № 1.

Название игры: «Восстанови узор»

Возрастная группа:

Задачи игры:

-совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости

-развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность

-воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность.

Материалы к игре:

Ход игры:

Воспитатель читает задание:

Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).

Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

Постройте фигуру, у которой из 6 счетных палочек (прямоугольник).

Постройте фигуру, у которой пять углов и пять сторон (пятиугольник).

Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

Усложнение правил:

Приставьте к нему две палочки, чтобы получились два треугольника. Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

Игра № 2

Название игры: «Домик для зайки из геометрических фигур»

Возрастная группа: Средняя группа

Задачи игры:

- Учить выделять и называть геометрические фигуры в картинке.

-Развивать внимание, фантазию, память, логическое мышление.

-Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, уважение друг к другу, желание прийти на помощь, умение работать в группе.

Материалы к игре:

- Кого Колобок встретил на своем пути сначала? (Зайца)

- Заяц и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем». А Колобок отвечает: «Не ешь, меня, я тебе песенку спою».

А заяц ему в ответ: «Некогда мне твои песни слушать, лучше помоги мне дом построить».

Ребята, поможем Колобку? Он один не справится.

- Дом для зайца мы будем строить из геометрических фигур. Подходите к столам, доставайте из конвертов фигуры, рассмотрите их. Давайте вспомним, как они называются.

- Попробуйте сложить из всех фигур домик для зайца. У всех домики будут разные. (Дети выкладывают дома из геометрических фигур.

Усложнение правил:

Затем можно спросить нескольких детей: какой формы дом? крыша? Окно? труба?)

- «Понравились мне дома, которые вы построили», - говорит заяц. «Так уж и быть, отпущу я тебя, Колобок.»

Игра № 3.

Название игры: «Найди свой домик».

Возрастная группа: младшая группа

Задачи игры:

- формировать умение сравнивать предметы по количеству путем разложения по одному;

- продолжать знакомить с треугольником, квадратом и кругом.

- развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать.

-воспитывать любознательность, познавательный интерес.

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Материал к игре:

Ход игры:

На столе лежат треугольник, круг и квадрат. Дети берут по одной геометрической фигуре, называют их и начинают двигаться под музыку. По окончании мелодии они должны найти свои домики: те, у кого в руках квадрат, бегут к квадрату, те, у кого треугольник, - к треугольнику, те, у кого круг, бегут к кругу.

Усложнение правил:

Когда дети встанут на свои места, воспитатель просит их обосновать свой выбор.

Величина

Игра №1.

Название игры: «дидактическая игра с кругами»

Возрастная группу: младшая группа

Задачи игры:

- Продолжать упражнять в сравнении предметов по величине (большой маленький).

- Отражать в речи результат сравнения.

- Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

-Развивать сообразительность, воображение, мелкую моторику рук.

Материал к игре:

Ход игры:

Воспитатель приносит коробку и спрашивает: Дети, как вы думаете, что лежит в этой коробке? (Дети пробуют отгадать). Воспитатель открывает коробку, и дети видят геометрические фигуры. Воспитатель раздает детям круги, и спрашивает: какого размера круги: большого или маленького. (Ответы детей).

Усложнение правил:

На столе стоят две коробки: большая и маленькая. Дети должны положить большие круги в большую коробку, а маленькие круги в маленькую коробку.

Игра №2.

Название игры: «Собери матрешки»

Возраст детей: 3-4 года

Задачи игры: создавать условия для уточнения и расширения представлений детей о величине предметов «большой – меньше – маленький», «больше - меньше».

Материал к игре:

Ход игры:

На демонстрационном столе выставлена матрешка. Воспитатель обращает внимание детей на матрешку и предлагает поиграть с ней. (Дети подходят ближе к столу.)

Цветастое платье,

Румяные щечки!

Ее открываем –

В ней прячется дочка

Матрешки танцуют,

Матрешки смеются

И радостно просят

Вас улыбнуться!

Располагает матрешки в следующем порядке: большая, маленькая и средняя. Говорит, что матрешки пришли к детям в детский сад, чтобы посмотреть, какая у них большая, светлая, красивая группа, как много игрушек.

Предлагает детям рассмотреть их, какие они красивые: и большая, и поменьше, и самая маленькая.

Воспитатель спрашивает, могут ли дети показать самую большую матрешку? При этом понижает голос и поднимает руки вверх.

Затем воспитатель меняет голос на тоненький, присаживается и низко опуская руки, спрашивает, какая матрешка самая маленькая? (Дети определяют сначала самую большую, потом самую маленькую матрешку.)

Усложнение правил:

Далее воспитатель обращает внимание детей на среднюю матрешку и, прикладывая ее к большой матрешке, говорит, что она поменьше, но побольше маленькой, и прикладывает к маленькой матрешке. Ставит среднюю матрешку между большой и маленькой.

Игра № 3.

Название игры: «Папы и детки»

Возрастная группа: младшая группа

Задачи игры: развивать величинные, пространственные представления;

-закрепить понятия: «большой», «маленький»;

- воспитывать усидчивость;

- развивать внимание, память;

-расширять словарный запас.

Материалы к игре:

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям посмотреть на фланелеграф (либо магнитную доску) и говорит: «Давайте представим, что наша доска-это дет, площадка. На неё пришли папы-звери со своими детками. Давайте посмотрим, кто у нас есть». Воспитатель выкладывает поочерёдно сначала зверя-папу, а затем зверя-малыша, акцентируя внимание детей на том, что папа-БОЛЬШОЙ, а малыш-МАЛЕНЬКИЙ. Папа заяц – большой, а зайчонок-маленький, папа медведь большой, а медвежонок – маленький. Папа слон – большой, а слонёнок – маленький. Папа мышь – большой, а мышонок – маленький. Папа кот – большой, а котёнок – маленький. Дети проговаривают по очереди всех животных.

Усложнение правил:

Сказать, кто из пап БОЛЬШОЙ, а кто МАЛЕНЬКИЙ: папа заяц – маленький, а папа медведь большой, папа кот большой, а папа мышь – маленький, папа заяц – маленький, а папа слон – большой.

Ориентировка в пространстве.

Игра № 1.

Название игры: «Куда спряталась мышка»

Возрастная группа: младшая группа

Задачи игры: формировать умение определять местонахождение предмета словами: вверху, внизу, на.

Материалы к игре:

Ход игры:

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это? (Мышка)

«К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть.

Закройте глаза, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит

Ее под стол, на шкаф…. Дети, открыв глаза, ищут мышку.

Усложнение правил:

Найдя ее, дети говорят, где она находилась, используя слова:

Наверху, внизу, на.

Игра № 2.

Название игры: «УКРАСЬ КОВЕР»

Возрастная группа: подготовительная группа

Задачи игры: - Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

-Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

-Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

-Воспитывать умение выполнять коллективные действия;

-Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

-Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

Материалы к игре:

Ход игры:

А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу: - Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра. - Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.

-Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.
- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра
.
- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.
- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.

Игра № 3.

Название игры: «Игра с цветными карандашами».

Возрастная группа: средняя группа

Задачи игры: Учить различать и называть пространственные отношения: справа – слева.

Материалы к игре:

Ход игры:

Положите перед собой красный карандаш, справа от него синий, а слева от красного зеленый.

Положите перед собой синий карандаш, справа от него желтый, а слева от синего красный.

Усложнение правил: Дети самостоятельно раскладывают карандаши и рассказывают, где какой лежит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...