"Чистая" логика: необычные математические игры для детей 3-7 лет
консультация по математике (старшая группа)

"Чистая" логика: необычные математические игры для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistaya_logika.docx246.24 КБ

Предварительный просмотр:

"Чистая" логика: необычные математические игры для детей 3-7 лет

машинки

Сегодня расскажу о логических играх, основанных на теории множеств, логическом умножении. Многие родители знают, что в 3-4 года дети еще не умеют лгать осознанно. Даже в сказках, когда встречается герой, который открыто лжет или пытается схитрить, детям приходится отдельно объяснять этот момент: кто и что сказал, к чему это привело и зачем это было сделано.

Сегодня мы будем учиться определять правда/неправда, доверяя исключительно собственным глазам и ушам. Это потребует внимания, логики и изрядной доли смекалки.

Игра с листом бумаги

Для этой игры вам необходим рисунок с несколькими однотипными фигурами — транспорт, животные. Их можно нарисовать или распечатать и раскрасить. Удобно использовать трафареты. Естественно, все это можно делать вместе с ребенком.

Суть игры: вы говорите фразу, а ребенок решает это правда или ложь. Например, утверждение для рисунка ниже “Все автомобили красные” это правда? Нет! Это ложь!

Начинайте с простых утверждений. Пусть ребенок распробует игру, поймет смысл слов правда/ложь, побывает в двух ролях: того кто загадывает и того, кто отгадывает.

Вот примеры рисунков и утверждений:

Транспорт

игра на логику с транспортом

(скачать черно-белую картинку)

  • Здесь есть синяя машина
  • Здесь нет красных машин
  • Все легковые машины  - красные
  • Не красные автомобили — легковые
  • Здесь есть НЕ красные и НЕ синие автомобили
  • Здесь есть желтые или зеленые автомобили
  • Весь зеленый транспорт — это трактора.
  • Имеется трактор с щеткой
  • Все трактора с прицепом
  • Есть машина с мигалкой
  • Нет ни одной машины без мигалки.
  • Весь транспорт одного цвета
  • Все фиолетовые машины — трактора

Животные

логическая игра с картинками(скачать черно-белую картинку)

  • Все животные на картинке с усами
  • Все животные на картинке умеют плавать
  • Некоторые животные на картинке умеют плавать
  • Ни одно животное на картинке не умеет лазать по деревьям
  • Некоторые животные встречались в сказке Репка

 

Фигуры

логическая игра

  • Некоторые фигуры на чертеже — треугольники
  • Все фигуры на чертеже треугольники
  • На чертеже нет ни одного треугольника
  • Ни одна фигура на чертеже не является квадратом
  • Все фигуры — многоугольники
  • Все фигуры на чертеже — треугольники или четырехугольники
  • Ровно одна фигура на чертеже — многоугольник

Простые утверждения содержат упоминание одного свойства — цвет, тип, какое-то характерное умение. Чем младше ребенок, тем понятнее и ближе объекты надо выбирать.

Более сложные утверждения содержат логическое отрицание, используются союзы И\ИЛИ,  слова “Все”, “Ни одной”, «Некоторые».

Другие варианты игры

Как мама, я знаю, что порой в доме скапливается огромное количество всевозможных игрушек! Что ж, значит можно смело играть в логические утверждения, не прибегая к помощи принтера и карандашей.

Просто расставляем любые игрушки на полу, столе — любом месте, где у вас разворачивается игра, и начинаем отгадывать:

Логическая игра с игрушками

Утверждения:

  • Есть игрушка с красным цветом
  • Все игрушки имеют колеса
  • Некоторые игрушки — животные
  • Все животные — деревянные (если ребенок знаком с материалом)
  • Самая маленькая игрушка — НЕ лягушка

Игра с конструктором

Так же можно играть с деталями конструктора Lego или любого другого. Например,

логическая игра с Лего

  • Все детали — прямоугольные (Истина, квадрат — это тоже прямоугольник)
  • Все детали — квадратные (Ложь)
  • Некоторые детали — зеленые  (Истина)
  • Все детали — НЕ красные (Ложь)
  • Все детали — зеленые ИЛИ красные (Истина)
  • Все детали НЕ желтые (Истина)
  • Некоторые детали НЕ желтые (Истина)

 

Игра с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша тоже прекрасный материал. Вот пример раскладки и некоторых утверждений:

логическая игра с Дьенешами

  • Некоторые фигуры — многоугольники (Истина)
  • Ни одна фигура НЕ зеленая (Истина)
  • Все фигуры многоугольники ИЛИ круги (Истина)
  • Все фигуры многоугольники И круги (Ложь, фигура не может быть одновременно кругом и многоугольником)
  • Некоторые фигуры — красные (Истина, если все фигуры красные, то и НЕКОТОРЫЕ красные)

Игра на прогулке, в очереди, пробке

Эта же самая игра прекрасно выступает в роли устной «игры-занималки», когда вы куда-то спешите или стоите в очереди.

Для начала нам надо оглядеться и найти что-то о чем мы будем строить утверждения. Подойдут:

  • парковка, где имеется более 3 автомобилей;
  • некоторое количество людей, стоящих в очереди или сидящих в общественном транспорте;
  • деревья;
  • клумбы;
  • книги;
  • кредитные и «скидочные» карточки из кошелька;
  • все те же детские игрушки.

После того как выбор сделан мы начинаем придумывать все те же утверждения, а ребенок отгадывать это правда или обман. Например:

  • все люди в красных шапках
  • не красная машина имеет марку Nissan
  • На березе и на клене нет желтых листочков
  • все цветы не желтого и не красного цвета
  • все карточки не прямоугольные

Если ничего не нашлось вокруг, то дети старше 5 лет смогут поддержать просто словесную игру. Обсуждайте такие фразы:

  • Если идет дождь, то асфальт мокрый (Ложь, можно найти асфальт в туннели, беседке)
  • Если асфальт мокрый, то идет дождь (Ложь, могли пролить воду)
  • Если в комнате темно, то в ней не горит яркий свет (Истина)
  • Если в комнате не горит яркий свет, то в ней темно (Ложь)

Некоторые тонкости

Играйте, а не занимайтесь. Это означает, что мы отгадываем правда или ложь, только для того чтобы злой колдун освободил принцессу или начальник парковки отдал наш автомобиль. Пусть эта игра будет частью другой большой, интересной игры, а не бессмысленной тренировкой и натаскиванием.
Используйте те предметы, что интересны вашему ребенку. Кто-то обожает игры в пиратов, кому-то нужны автомобили, третьи играют в индейцев и ковбоев.
Обязательно меняйтесь ролями: ребенок, попробовавший сочинить загадку глубже вникает в ее суть, становится творцом и создателем!

Как мы играли с Глебом (3.5 года)

Нам понадобился листочек А4, на котором я нарисовала несколько тракторов и машин.
Предыстория была такая: машинка ехала домой и по дороге встретила парковку. Сторож на парковке согласился подсказать дорогу, только если машинка распознает говорит сторож ложь или истину (правду или обманывает).
(Утверждения были такие же, как для транспорта в начале статьи)

Логическая игра на листке бумаги

К моему удивлению Глеб быстро и правильно отвечал на все утверждения, кроме «Все фиолетовые машины — трактора».

Глеб сказал: «Это не верно, так как фиолетовых машин нет».
На что я ответила: «Но я ведь и не утверждаю, что есть фиолетовые. Я говорю, что все фиолетовые, которые есть трактора».
Глеб: «Но если бы они были, то может были бы и не только тракторами».

Дальше, я решила не разжевывать и объяснять. Видимо этот уровень абстракции еще далек для понимания трехлетним ребенком.

Интересных игр вам и вашим деткам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Как обучать детей 3, 4 лет математике? Математические игры для детей 3, 4 лет» .

В данной консультации можно найти материал о том, как младшего дошкольника заинтересовать математикой....

Методическое пособие. «Развивающие игры в работе с детьми детского сада» (развивающие математические игры для детей 3-7 лет)

Актуальность темы:Программа «давайте поиграем» ориентирована на возрастующую познавательную активность детей, развитие творческих способностей дошкольников. Программа помогает подготовить дошкольников...

Консультация для родителей на тему: «Как обучать детей 3, 4 лет математике? Математические игры для детей 3, 4 лет» .

Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Один, два, три, четыре, пять». Причем он делает это совершенно серьезно и с увлечением. В этом возрасте его интересуют предметы и их качеств...

Консультация для родителей: «Как обучать детей 3 – 4 лет математике. Математические игры для детей 3 – 4 лет».

Консультация для родителей:«Как обучать детей 3 – 4 лет математике. Математические игры для детей 3 – 4 лет».Часто мы слышим, как считает ребенок трех лет: «Од...

Мастер – класс для родителей. «Необычные пальчиковые игры для детей 3-4 лет».

Цели:- повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;- объяснить родителям необходимость выполнения упражнений по развитию мелкой моторики рук;- дать рекомендации к проведению...