Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
картотека по математике (средняя группа)
Развитие сенсорики – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, то первоначальное особое внимание следует уделять развитию сенсорных способностей. В основе развития сенсорных способностей лежит освоение детьми общепринятых образцов свойств и качеств объектов.
Одним из факторов, влияющих на развитие ребенка, является эффективно подобранные средства – интересные и увлекательные объекты для разглядывания и изучения. Это, прежде всего, разнообразные дидактические игры, дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними.
В данном сборнике представлены разработанные дидактические игры направленные на сенсорное развитие дошкольника как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 741.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК ДИДИКТИЧЕСКИХ ИГР,
НАПРАВЛЕННЫХ
на воспитание сенсорной культуры детей
младшего дошкольного возраста
Составила воспитатель:
Феденко Ю. И.
2024 ГОД
Игра | Цель | Ход игры | Оборудование |
Найди нужную фигуру | Знакомить детей с геометрическими фигурами. Учить называть геометрические формы, сопоставлять и называть форму предмета. | Взрослый предлагает ребенку обвести рисунок по контуру, назвать его и определить какой он геометрической формы. Затем сопоставить с предложенными внизу геометрическими формами. | Карточки с крупными картинками геометрических форм и мелкими вариантами геометрических фигур. |
На какой предмет я похож? | Знакомить детей с новыми формами: овал, ромб, прямоугольник, закрепить известные формы: круг, квадрат, треугольник. | Кукла приносит цветы с геометрическими фигурами в центре «цветка». Воспитатель показывает детям «цветок» с известной геометрической фигурой (квадрат) и спрашивает, как называется фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке «цветок» с прямоугольником. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксируется внимание на том, что у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника две коротких и две длинных. Предлагает детям найти карточки с картинками соответствующих форм и прикрепить их к лепесткам. Аналогично обследуется круг с овалом и треугольник с ромбом. | Кукла, «цветы» с геометрической формой в центре, карточки с картинками геометрических форм. |
Геометрические лупы | Учить различать геометрические фигуры по форме, находить геометрическую фигуру соответствующей формы, используя нужную лупу; узнавать и называть основные цвета. Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. | Воспитатель открывает коробку и предлагает детям посмотреть, что в коробке. Знакомит с геометрическими лупами, обращая внимание на форму лупы. Просит детей найти подходящую по форме лупы в коробке геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник) и на нее наложить геометрическую лупу. | Геометрические лупы, карточки с картинками разных геометрических форм. |
Разложи подарки по коробкам | Закреплять умение различать геометрические фигуры, соотносить форму «подарка» с геометрической формой. | В группу приходит гном и просит ребят помочь ему разложить подарки в соответствующие коробки. Ребенок должен назвать «подарок», его форму и выбрать соответствующую коробку. | Гном, большие карточки с подарочными коробками и геометрическими фигурами на них, карточки с «подарками» разных геометрических форм. |
Найди заплатку | Учить детей подбирать соответствующие заплатки «по форме и цвету. Развивать логическое мышление, внимание. Закрепить пасхальные атрибуты. | Разложить перед детьми пасхальные атрибуты и геометрические заплатки. Предложить найти нужную заплатку (соответствующую форме и узору). В случае затруднения, помочь ребенку. | Заготовки пасхальных атрибутов (цыпленок, зайчик, яйца, корзинка), геометрические заплатки. |
Подбери крышку | Развивать навыки классификации и сопоставления предметов. | Педагог говорит ребенку, что перепутались крышки от кастрюль, и предлагает помочь подобрать крышки по размеру | Кастрюли разного размера с соответствующими им крышками. |
Найди по образцу | Развивать умение располагать геометрические фигуры на плоскости по образцу. | Ребёнку необходимо рассмотреть образец, найти соответствующие геометрические фигуры в контейнере, и выложить их, копируя-картинку образец. | карточки с заданиями разной сложности; пустые карточки для выполнения задания; контейнер с с геометрическими фигурами. |
Найди заплатку нужного цвета | Учить называть основные цвета спектра и находить заплатки нужного цвета. | Разложить перед детьми макеты цветных карандашей и окошки с разноцветными картинками. Предложить назвать цвет карандаша и подобрать заплатки соответствующего цвета. | Макеты цветных карандашей с окошками, окошки с картинками соответствующего цвета. |
Найди предмет | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. | Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном – большие геометрические фигуры, на втором – маленькие карточки с картинками разных геометрических форм. Дети подходят к столу по очереди, берут картинку, называют ее форму и кладут на соответствую большую геометрическую фигуру. | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и карточки с картинками разных геометрических форм. |
Башня | Учить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». | Воспитатель показывает три квадрата и называет их размеры. «этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький. а теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают). теперь поднимите средние. теперь - самые маленькие». далее воспитатель предлагает детям построить из квадратов башни. показывает, как это делается: помещает на магнитной доске снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «сделайте вы такую башню на своих листках» - говорит воспитатель. | Три квадрата разной величины, магнитная доска, у детей по 3 квадрата. |
Домики для матрешек | Учить анализировать элементарный образец домика из двух деталей, кубика и крыши-призмы, строить по образцу. Закреплять сенсорные эталоны: большой, маленький. | В гости к детям приходят матрешки. Малыши играют с ними, водят их гулять. педагог говорит: «Ой, скоро пойдет дождь — надо построить домики, чтобы матрешки могли спрятаться», раздает детям строительный материал, и они по подражанию строят большие домики. Затем взрослый строит маленький домик, закрывая экраном процесс выполнения, потом показывает | Строительный материал — кубы и треугольные призмы двух размеров (большие и маленькие) по количеству детей, по две матрешки на ребенка (большая и маленькая), экран. |
Разложи по тарелочкам | Закреплять умение называть овощи, фрукты, называть их цвет и соотносить к тарелке соответствующего цвета. | На одном столе стоят тарелки, на другом лежат овощи и фрукты. Дети стоят полукругом. Каждый подходит к столу с тарелками, берет тарелку, называет ее цвет, и потом идет к другому столу и наполняет ее овощами и фруктами такого же цвета ( по 3 на каждую тарелку). | Цветные тарелки (красного, желтого, зеленого, оранжевого, коричневого и фиолетового цвета) и овощи и фрукты таких же цветов. |
Найди варежке пару | Учить соотносить парные варежки по цвету, цифре и количеству снежинок. Закреплять цифры 1-4, основные цвета спектра. Развивать внимание. | На столе перед ребенком выкладываются варежки разного цвета с цифрами и снежинками. Ребенок должен найти пару не только по цвету, но и соотнести цифру и количеству снежинок. | Парные варежки главных цветов спектра, с цифрами и снежинками. |
Разложи крышечки по образцу | Развивать внимание, мелкую моторику. Учить повторять рисунок из цветных крышечек по образцу. | Ребенку предлагают по образцу выложить из крышечек: цифры, букву, простой узор или силуэт. «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из крышечек нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен, приступай к работе». Ребенок выбирает карточку с рисунком и повторяет его из цветных крышечек. | Карточки с вариантами рисунков из крышечек, коробка с цветными крышками. |
Больше - меньше | Научить детей соотносить по величине пять предметов и обозначать их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький». Учить порядковый счет. Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику. | 1 вариант. Попросить малыша расположить карточки с одинаковым изображением в порядке возрастания/убывания, с проговариванием: - счет: первый, второй, третий… - размер: самый большой, чуть меньше… самый маленький. 2 вариант. Попросить малыша найти квадраты с разными изображениями одинакового размера. | Карточки с изображением атрибутов пасхи от самого большого к самому маленькому (пяти размеров). |
Шнуровка «Ловись, рыбка…» | Учить детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать мелкую моторику, целенаправленность действий; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства. | ||
Разложи карандаши по стаканам | Способствовать формированию умения различать цвета; совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно. Развивать мелкую моторику, внимательность. | Дети должны разложить карандаши по стаканчикам определенного цвета. 1 вариант: ребенок берет карандаш, называет его цвет и подбирает стакан такого же цвета. 2 вариант: воспитатель называет цвет карандаша и говорит в стакан какого цвета его поставить. («Поставь белый карандаш в синий стакан). Позже дети могут играть самостоятельно, давая задания друг – другу. | Цветные карандаши и стаканы соответствующего цвета. (Можно использовать картонные шаблоны карандашей и стаканов). |
Палитра | Развивать познавательную активность, мелкую моторику, целенаправленность действий. Совершенствовать знания основных цветов спектра и их оттенках. | На столе разложены карточки с палитрой цветов. Дети стоят вокруг стола, воспитатель заносит волшебную коробочку, в которой лежат карточки с изображением предметов разного цвета. Задача детей достать одну карточку, внимательно рассмотреть её, назвать вслух цвет рисунка, и правильно подобрать карточку с палитрой. | Трафареты пяти палитр разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый), карточки с рисунками таких же цветов, как палитры. |
«Собери бусы» | Развивать умение раскладывать бусы в виде геометрических фигур в ряд по образцу. Закреплять знания цвета, геометрических фигур. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие. Формировать умение придумывать рисунок самостоятельно. | Взрослый предлагает ребёнку собрать бусы. Ребёнок раскладывает геометрические фигуры глядя на образец и называя цвет и форму. Также можно создавать свои "бусы". | Шнурок и объемные геометрические фигуры разного цвета с отверстием. Можно использовать карточки с нарисованной нитью и плоскостные геометрические фигуры. |
Игра – сортер «Разноцветные палочки» | Развивать зрительную память, мелкую моторику, закреплять геометрические формы, цвет, умение считать. | Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую - либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же. Усложнить эту игру можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно. | Цветные счетные палочки или деревянные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-127503-1364495577.jpg)
Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности
Сенсорное воспитание: - является основой для интеллектуального развития; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...
Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...
Сборник дидактических игр, направленных на воспитание сенсорной культуры ребенка
Целью разработки данного сборника является оказание методической помощи педагогам ДОУ в овладении технологией планирования и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста, как в х...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/30/picture-1063330-1538309186.jpg)
Занятия по формированию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста
Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста и младшего дошкольного возраста – это формирование новых, несуществующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); эт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-259751-1369649720.jpg)
Отчет по самообразованию на тему: «Современные педагогические технологии, способствующие развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста»
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763409-1456835135.jpg)
Сборник дидактических игр направленных на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Применение развивающих дидактических игр способствует развитию восприятия, воображения, внимания, мышления и памяти у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие детей.Данный сборник адрес...