Головоломки как средство познавательного развития детей в ДОУ
методическая разработка по математике

Ирина Ивановна Наумова

Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей, посвящен применению головоломок в познавательном развитии детей в ДОУ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovolomki_kak_sredstvo_poznavatelnogo_razvitiya.docx91.08 КБ

Предварительный просмотр:

Головоломки как средство познавательного развития детей в ДОУ

Подготовила: Воспитатель Наумова И.И.

МБДОУ д/с №40 «Ромашка» г. Белгорода

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их обозначать - «конструировать» - предметами, знаками, символами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В развитии пространственных функций отдельное место занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка». E:\Детский сад\Познавательное развитие\E:\Детский сад\Познавательное развитие\

E:\Детский сад\Познавательное развитие\ Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.

Интерес к таким играм возник еще в древности (так, игру «Стомахион» называют «Архимедовой головоломкой») и у представителей разных наций: «Танграм» пришел из Китая, названия «Монгольская игра» или «Вьетнамская головоломка» говорят сами за себя.

Сегодня такие дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, развивать пространственные функции. Кроме того,

задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей.

Геометрические головоломки представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм для составления плоскостных изображений.

Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, в придумывании собственных фигур. Важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок необходимо включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.

Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.

Существует этапность в освоении игр-головоломок. На первом этапе ребенок накладывает элементы на образец для получения изображения. Для этого проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их для получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей.

Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур по расчлененным образцам. Это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.

Третий этап освоения игры — это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов.

За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. Следующий этап по усложнению игр-головоломок — подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирается так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими и интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми.

Преимущества использования игр-головоломок в ДОУ:

- игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

- Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.

- могут использоваться как средство диагностики, коррекции, развития познавательных функций;

- способствуют формированию УУД: (контроль, самоконтроль, умение работать по схеме и т. д).;

- изготовление пособия не требует особых материальных затрат и времени.

Литература:
1. Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 61-63. — URL (дата обращения: ).

2.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

буклет для родителей "Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей"

В ходе эксперимента ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности....

Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.

В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....

статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"

Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом  не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возмо...

Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....

Опыт работы "Развивающие игры и игры головоломки как средство интеллектуального развития детей среднего возраста"

         Интеллектуальное развитие средних  дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В с...