Головоломки как средство познавательного развития детей в ДОУ
методическая разработка по математике
Материал предназначен для педагогов ДОУ и родителей, посвящен применению головоломок в познавательном развитии детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovolomki_kak_sredstvo_poznavatelnogo_razvitiya.docx | 91.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Головоломки как средство познавательного развития детей в ДОУ
Подготовила: Воспитатель Наумова И.И.
МБДОУ д/с №40 «Ромашка» г. Белгорода
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их обозначать - «конструировать» - предметами, знаками, символами.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. В развитии пространственных функций отдельное место занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда»), «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов»), «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка».
Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Интерес к таким играм возник еще в древности (так, игру «Стомахион» называют «Архимедовой головоломкой») и у представителей разных наций: «Танграм» пришел из Китая, названия «Монгольская игра» или «Вьетнамская головоломка» говорят сами за себя.
Сегодня такие дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, развивать пространственные функции. Кроме того,
задания всегда интересны детям, повышают работоспособность на занятиях, развивают творческие и речевые способности детей.
Геометрические головоломки представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм для составления плоскостных изображений.
Суть головоломок не просто в собирании первоначальной фигуры, а в конструировании фигур по предложенным схемам и силуэтам, в придумывании собственных фигур. Важно придерживаться определенных правил. Для классического конструирования силуэтов из игр-головоломок необходимо включение всех элементов в фигуру. Располагать элементы необходимо так, чтобы они примыкали друг к другу, а не накладывались друг на друга. Поэтому чем больше деталей имеет головоломка, тем труднее их правильно разместить.
Успешность освоения игр-головоломок в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении.
Существует этапность в освоении игр-головоломок. На первом этапе ребенок накладывает элементы на образец для получения изображения. Для этого проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их для получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разделения и составлять их из частей.
Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры — составлению фигур по расчлененным образцам. Это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом.
Третий этап освоения игры — это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов.
За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. Следующий этап по усложнению игр-головоломок — подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игр-головоломок подбирается так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими и интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми.
Преимущества использования игр-головоломок в ДОУ:
- игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).
- Работа с головоломкой развивает глазомер ребенка, восприятие им формы, зрительно-моторную координацию, пространственное мышление и воображение. Способствует развитию произвольности (умения играть по правилам и выполнять инструкции), познавательной активности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, комбинаторных способностей, абстрактного мышления.
- могут использоваться как средство диагностики, коррекции, развития познавательных функций;
- способствуют формированию УУД: (контроль, самоконтроль, умение работать по схеме и т. д).;
- изготовление пособия не требует особых материальных затрат и времени.
Литература:
1. Бурачевская О. В. Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 61-63. — URL (дата обращения: ).
2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
буклет для родителей "Детское экспериментирование-средство познавательного развития детей"
В ходе эксперимента ребенок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности....
Экспериментальная деятельность в ДОУ - как средство познавательного развития детей дошкольников.
В помощь педагогам по организации опытно-экспериментальной работы с детьми в ДОУ....
статья "Игры с природным и бросовым материалом как средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями"
Обучение игровым действиям с природным и бросовым материалом не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс коррекционно-развивающего обучения. Обучение детей с ограниченными возмо...
Опыт работы по теме «Информационно-коммуникационные технологии, как одно из средств познавательного развития детей дошкольного возраста»
Система работы со всеми участниками образовательного процесса....
Занятия, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для студентов педагогического колледжа, воспитателей ДОУ...
Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....
Опыт работы "Развивающие игры и игры головоломки как средство интеллектуального развития детей среднего возраста"
Интеллектуальное развитие средних дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В с...