Развивающие игры Б.П.Никитина
материал по математике

Мустаева Фируза Тауфиковна

«Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»       Б. П. Никитин
                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_nikitina_novaya_moya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Никитина
        «Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»
                                                                                                 Б. П. Никитин

        
Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами - новаторами Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей. Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
        
Педагог Никитин разработал целый ряд развивающих игр для ребят любого возраста. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно по способностям».
        
Методика, разработанная Никитиными, обладает целым рядом плюсов:
- с младенчества прививает детям самостоятельность;
- развивает пространственное мышление, логику;
- способствует развитию мелкой моторики;
- развивает воображение, память, смекалку и сообразительность;
- обеспечивает прекрасное физическое развитие;  
- даёт сильную базу для усвоения точных наук в будущем.

        
Главное отличие - это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели. Каждая игра - это набор задач, которые ребенок решает с помощью квадратов, кубиков, деталей. С помощью кубиков Б. П. Никитина у детей развивается не только математическое мышление, но и творческие способности, речь.
Использование развивающих кубиков Никитина в работе с детьми «Сложи квадрат»
Задачи:
 - развивать интеллектуальные и творческие способности, пространственное мышление, сообразительность;
- тренировать логическое мышление, умение анализировать и самостоятельно находить решение;
- учить различать цвет, геометрические фигуры, находить связь между частями и целым.
        Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Все квадраты как бы вставлены в окошечки.
Игра имеет три уровня сложности:
1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей, где надо составить самые простые квадраты; постепенно ребенок освоит этот уровень и перейдет на более сложный.
2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей.
3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей.
Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания.
        Игру «Сложи квадрат» мы использовали на занятиях по ФЭМП для закрепления цвета, формы, ориентировке в пространстве. И очень хорошо игра помогла в освоении детьми цифр от 1 до 10. Также использовали игру в индивидуальной работе, где
постигли основы конструирования, научились собирать целое из частей различной формы.
        Эта игра, действительно на все времена! Очень интересна, вариативна, можно усложнять и придумывать свои задания. Все ребята с интересом играли в эту игру, из геометрических фигур пытались сложить квадрат на магнитной доске
, а также нарисовать квадраты. С квадратом Никитина нет «неправильного» результата, ведь в этой развивающей игре результатом является сам процесс игры.
Помимо самого пособия, мы совместно с детьми приготовили дидактическое пособие по уровням. Всё заламинировали, и сейчас ребята с удовольствием играют в эту игру.
Итог: игра «Сложи квадрат» очень заинтересовала детей, игра находится в доступном для детей месте, откуда ребята берут и играют индивидуально, или в парах. Мы продолжаем играть в игру «Сложи квадрат» и начинаем из деталей конструировать.
Кубики Никитина «Сложи узор»
Также в индивидуальной работе и работе парами использовали игру «Сложи узор», разработанную Никитиными.
Задачи:
- развивать пространственное воображение, сообразительности и логического мышления, навыки счета и графические способности, цветоощущение, умение комбинировать;
- развивать у детей творческое мышление, восприятие, внимание, память.

- обучать детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы;
- учить самостоятельно, выкладывать дорожки по образцу, в соответствии с выбранным цветом.
Эта игра представляет собой кубики с ребром, где каждая грань имеет определенную окраску и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Она также развивает навыки комбинаторики и пространственного мышления, учит мыслить объемными фигурами. Игра помогает овладеть графической грамотностью.

Итог: Ребятам очень понравилось собирать из кубиков различные узоры. В эту игру ребята играют как индивидуально, так и в парах. Также мы продолжаем играть с игрой «Сложи узор», и начинаем выкладывать более сложные узоры.

 
        «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский.

По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых. Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных частей необходимо сложить целое. Таким образом, в игровом развивающем процессе участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что «отвечают» за развитие речи и расширение памяти. У развивающего квадрата нет «правильного» варианта сборки. Можно использовать в индивидуальной работе, для закрепления цвета, формы, развивает ориентировку в пространстве. Хорошо помогает в освоении детьми цифр до десяти и выше. Очень интересна, вариативна, можно усложнять и придумывать свои задания. Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, развивается пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов, развивается внимание и зрительная память; аккуратность и графические способности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры Б.П.Никитина

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...

Развивающие игры Бориса Павловича Никитина

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами»   Б.П.Никити...

Развивающая игра"Сложи квадрат" Никитина

Продолжаем пополнять развивающую среду в группе дидактическими играми, сделанными своими руками....

Развивающие игры Б.П. Никитина

В РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИХ ИГРАХ НИКИТИНА - УДАЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬ ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ "ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ" С ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ПРИНЦИПОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - "САМОСТОЯТЕЛ...

Семинар-практикум педагогов по теме «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина»

Игры Никитина помогают раскрыть творческий потенциал ребенка. По мнению самого автора, «там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор ...

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Развивающие игры Б.П.Никитина"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Развивающие игры Б.П.Никитина для детей дошкольного возраста"...