Проект " Часы и время"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Подборка материалов для изучения часов и времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chasy_i_vremya_podgotovitelnaya_gruppa.docx46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методический паспорт проекта

 

Название проекта – «Часы и время».

Автор проекта – Лебедева Марина Гурьевна.

Возраст детей - подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Вид проекта - познавательно-творческий.

Тип проекта – долгосрочный, февраль 2022г.

Актуальность проекта.

Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным. Помогает рационально его использовать.

          Знание времени необходимо будущим школьникам. На основе времени планируется и регулируется их жизнь. Поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо научить детей узнавать время, пользоваться часами, знать основные временные интервалы и их последовательность.

          Умение дошкольников ориентироваться во времени развивает у них уверенность, самостоятельность, а в дальнейшем-умение планировать свою деятельность.

Проблема.     

Мы уже не обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А ведь многие из них, порой даже самые обычные, таят в себе много интересного.

          В результате проведения анкетирования родителей и в беседах с детьми выяснилось, что и родители, и дети имеют поверхностное представление об этом.

           Они затруднились ответить на вопросы «Когда появились первые часы, и кто их изобрёл?», «Как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше?»

          Главная цель -дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы?

          Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы. Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу.

           Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда – то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Не было даже бабушкиных ходиков! И уж, конечно, никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?»

Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из – за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.

           Мой рассказ вызвал интерес у детей - они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли.

          Гипотеза.

          Мы предположили, что часы изобрели не только для красоты, но они ещё приносят пользу для всех жителей планеты. Это незаменимая вещь в жизни человека и для всей живой природы.

Цель проекта.

Развитие интереса у детей к истории возникновения различных видов часов.  Обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме.

          Программные задачи.

Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

          Закреплять знания о принципе их работы и роли в жизни человека.

          Научить отображать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

           Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях-секунда, минута, части суток, дни недели, месяц, год.

           Формировать представления детей о свойствах времени: периодичность (смена дня и ночи), непрерывность, о продолжительности 1 минуты, 5 минут, развитие чувства времени

           Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

           Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

1. Освоение информационно-исследовательского метода.

2. Создание условий для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

3. Повысить качество работы с детьми через использование различных видов деятельности.

4. Познакомиться с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

Для детей:

1.Дети узнают об истории возникновения и развития часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.

2. Дети получат новые знания: главное назначение часов – фиксация времени; что давным-давно были: солнечные, часы- цветы, часы-петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы. Часы давних времен не могут показывать точное время.

3. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы. Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

4. Освоят достаточные знания о временных представлениях.

Для родителей:

1. Включение в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

2. Способствовали установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Предполагаемые продукты проекта:

1.Выставка совместного творчества детей и родителей «Такие разные часы».                

2.Фотовыставка «Мои любимые часы»           

3.Мини-музей «Этот удивительный мир часов»     

4.Изготовление лепбука «Часы и время»            

5.Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».

6.Создание альбома разнообразных видов часов.

7.Подборка детских книг о часах и времени.

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Сроки

Содержание

1 этап

 

1.02.22г.

Определение темы образовательного события

2 этап

1.02.22г.-

3.02.22г.

 

Определение целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

3 этап

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Подготовка к образовательному событию:

        Образовательная деятельность

        Беседы

        Экскурсии (виртуальные)

        Опыты

        Чтение художественной литературы

        Игры.

4 этап

25.02.22г

Проведение итогового мероприятия - Квест-игра «Найди часы»

 

План реализации проекта

Этап проекта

Сроки

Виды деятельности

Ответственный

1 этап –подготовитель-

ный

 

 

1.02.22г.-

3.02.22г.

 

Для детей:

   1.Изучение уровня знаний детей по теме «Часы и время».

•        Что мы знаем о часах и времени?

•        Что хотим узнать?

•        Что нужно сделать, чтобы узнать?

Лебедева Марина Гурьевна

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

   2.Выставка литературы познавательного характера для рассматривания и чтения.

•        О. Анофриев «Тик- Так».

•        В. Берестов «Без четверти шесть».

•        С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах».

•        Мирошникова И. «Песочные часы».

•        С. Михалков «Часы».

•        Н.Чупрунова «Всю ночь часы стучат».

•        Ю.Мориц «Шли часы через дорогу».

•        Т. Вишнякова «Часы-будильник».

•        О.Подтуркина «Часы».

•        И.Фомичёва «Солнечные часы».

•        А. Прохоров «Весёлые часики».

•        А.Мальгинова «Часы для Биби».

•        М.Манакова «Мой день».

•        Е. Григорьева, «О распорядке дня».

•        А. Усачева, «Когда сова ложиться спать».

•        С.Прокофьева «Часы с кукушкой».

Лебедева Марина Гурьевна

1.02.22г.-

28.02.22г.

   3.Просмотр мультимедийных презентаций.

Лебедева Марина Гурьевна

10.01.22г.-

12.01.22г.

 

Для воспитателя:

   1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Лебедева Марина Гурьевна

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

   2.Подбор и изучение научной и методической литературы по данному вопросу.

Лебедева Марина Гурьевна

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

   3.Подбор экспонатов для мини-музея «Мир часов».

Лебедева Марина Гурьевна., родители

10.01.22г.-

24.01.22г.

   4.Подбор презентаций «Удивительный мир часов»

Лебедева Марина Гурьевна

10.01.22г.-

24.01.22г.

   5.Подбор материалов и изготовление дидактических игр.

10.01.22г.-

24.01.22г.

   6. Подбор материалов   для изготовления лепбука «Мир часов».

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

7.Изготовление пособия «Путешествие по реке времени от прошлого к настоящему в удивительный мир часов».

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

8.Составление картотек: (конспекты занятий, картотека стихов, загадок, дидактических и подвижных игр, пособий, картотека утреннего и вечернего круга)

                   Картотека стихов о часах и времени

                   Картотека загадок о часах и времени

                   Картотека бесед о часах и времени.

                   Картотека художественной литературы о часах и времени

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

Для родителей:

   1.Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.

10.01.22г.-

24.01.22г.

 

2.Работа с родителями (беседы с целью создания мини-музея часов).

        Мини-музей «Этот удивительный мир часов»

1.02.22г.

28.02.22г.

3.Консультации   

        «Формирование временных представлений у детей»

        «Соблюдение режима дня — залог здоровья вашего ребёнка»

        «Режим будущего школьника»

Лебедева Марина Гурьевна

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

4.Семейный маршрут выходного дня: посещение магазина часов, прогулка по городу – «Часы на улицах города»

Лебедева Марина Гурьевна Родители

25.02.22г.

  5.Выставка совместного творчества детей и родителей «Такие разные часы»

Родители, Лебедева Марина Гурьевна

14.02.22г.

   6.Фотовыставка «Мои любимые часы»

Лебедева Марина Гурьевна, Родители

2 этап – основной

 

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Дидактические игры

1 этап.

Игры на ознакомление детей со временем суток.

1.Дидактическая игра «Определи время суток».

   Цель: способствовать формированию понятия текучести и непрерывности времени.             

2 этап.

Игры на ознакомление детей с понятием «неделя».

1.Дидактическая игра «Дни недели»

   Цель: закрепить умение детей определять последовательность и называть дни недели.

3 этап.

Игры на ознакомление детей с понятием «время».

1.«Ходят стрелочки по кругу».

   Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

2.Дидактическая игра

 «Определи время»

   Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

3.Дидактическая игра «Найди пару»

   Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

4 этап.

Игры на ознакомление детей с часами.

1.Дидактическая игра

«Четвёртый лишний».

   Цель: формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность.

2.Дидактическая игра «Мои первые часы»

    Цель: формировать представление у детей о разного вида часах, развивать внимание и наблюдательность.

3.Дидактическая игра «Часики»

   Цель: формировать элементарные представления о времени;

различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 1час);

- формировать умения определять время по часам;

- дать понятие, что такое сутки;

- научить движению "По часовой стрелке" и "Против часовой стрелки";

- формировать понимание того, что маленькая стрелка показывает часы, а большая - минуты;

- сформировать понимание, что наша деятельность зависит от части суток.

4.Дидактическая игра «Река времени»

   Цель: закрепить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.

5.Дидактическая игра «Сложи картинку «Часы»

Цель: развивать логическое мышление детей.

6.Дидактическая игра «Нарисуй стрелку у часов»

Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

Речевые игры

1.«Закончи предложение»

   Цель: закрепить знания о днях недели, частях суток.

   Мы завтракаем утром, а ужинаем…

  Мама приходит с работы…

  Утром (днём, вечером) небо… и т.д.

2.«Скажи наоборот»

  Утро -…(вечер)

   Ночь -…(день)

   Утром светлеет, вечером…(темнеет)

Днём светит солнце, а ночью….(луна) и т.д.    

Лэпбук «Часы и время»

Цель: закрепить знания детей о часах и времени.

Лебедева Марина Гурьевна

 

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

   1.Чтение книг и рассматривание иллюстраций.

1.02.22г.

Образовательная область «Речевое развитие»

 Беседа «Что такое время?»

   Цель: познакомить детей с понятием «время», «ориентирование во времени»

   Программные задачи:

расширять знания детей о времени; воспитывать бережное отношение ко времени; развивать интеллектуальные умения;

   Продолжать работу по обогащению словаря детей: развивать умение выявлять смысл пословиц и поговорок; обогащать словарный запас детей новой лексикой; воспитывать умение слушать и понимать друг друга.

Лебедева Марина Гурьевна

3.02.22г.

Ознакомление с окружающим

«Какие бывают часы?»

   Цель: формирование представлений о часах, времени.

   Программные задачи:

 познакомить детей с часами и их видами, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа).   

   Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.  

   Систематизировать знания воспитанников о последовательности дней недели, месяцев, времен года.

   Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли.  

   Способствовать развитию самостоятельности мышления.

 Лебедева Марина Гурьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.02.22г.

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП

«Определение времени по часам»

   Цель: закрепить умение детей определять время по часам.

   Программные задачи: закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры (социализация), развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном (коммуникация), сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей (здоровье).

Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

 

Лебедева Марина Гурьевна

9.02.22г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14.02.22г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.02.22г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.02.22г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.02.22г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.02.22г.-

28.02.22г.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация

«Часы – своими руками»

Цель: дать представление о разных видах часов, их предназначении.

Программные задачи: формировать творческие навыки, совершенствовать умение работать с разными материалами; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность в работе.

 

Лепка «Часы»

Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Программные задачи: применить умения и навыки лепки из пластилина;

воспроизвести особенности будильника или настенных часов; развивать воображение детей.

Рисование

«Часы бывают разные, для девочек и мальчиков»

   Цель: развитие творческого воображения у детей в процессе рисования наручных часов, с учетом гендерного подхода в воспитании.

   Программные задачи: расширять знания детей о различных видах часов, об их роли в нашей жизни.

   Создать условия для развития у детей фантазии и воображения в процессе рисования, используя гендерный подход.

   Закреплять у детей навыки работы различными изобразительными материалами.

   Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени.

 

Рисование «Часы»

   Цель: развитие творческого воображения у детей в процессе рисования.

Программные задачи: закрепить знания детей об   истории часов.

 Подвести к пониманию их назначения.

 Закрепить умение рисовать разные часы.

 Развивать творческое воображение и логическое мышление.

 Воспитывать способность и умение беречь время.

 

Ручной труд «Мои часы»

   Цель: закрепить представление детей о разных видах часов, их предназначении.

    Программные задачи:

Закрепить умение вырезать ножницами, приклеивать мелкие детали.

Формировать творческие навыки.

Совершенствовать умение работать с разными материалами.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность в работе.

 

Прослушивание аудиозаписи и просмотр кинофильма.

1.«Часики» В. Гаврилина.

2.«Тик-так, тикают часы» Р. Панина.

3.«Бьют часы на старой башне»

(Из фильма «Приключения Электроника»)

4.«Песенка про пять минут»
Муз.А.Лепин, Сл. - В. Коростылёв.

5.«Тик-так». Сл.З.Петровой, муз. А. Островского.

6.Кинофильм «Сказка о потерянном времени».

 Лебедева Марина Гурьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Лебедева Марина Гурьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лебедева Марина Гурьевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Подвижная игра

1.     «День. Ночь»

2.     «Часы пробили ровно час»

3.     «Стрелки»

4.       «Бой курантов»

Цель: Развитие координации движений, навыков коллективной и слаженной деятельности.

2.Физкультминутки

1.     «Часы»

2.     «А часы идут, идут»

3.     «Часики»

4.     Утро – день – вечер - ночь»

Цель: повышение и поддержание на должном уровне умственной активности и работоспособности ребенка во время занятий в ДОУ.

3.Утренняя зарядка

Цель: совершенствовать двигательные навыки, повышать эмоциональный уровень, развивать координацию движений.

4.Пальчиковая игра «Часы»

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Лебедева Марина Гурьевна 

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Деятельность детей в утреннем круге

1.Утреннее приветствие

   2.Обмен новостями и информацией.

 3.Совместное планирование дел и действий на текущий день.

  4.Обсуждение проблемной ситуации.

   5.Предоставление права выбора центра активности.

Деятельность детей в вечернем круге

Проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. 

1.Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали.

   2.Рефлексия:

   3.В конце круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и заканчивают игрой

   4.Игра «Скажите доброе словечко».

.

1.02.22г.-

28.02.22г.

 

Самостоятельная деятельность детей.

1.Конструирование часов из строительного материала

2. Конструирование часов из мозаики и счётных палочек.

Лебедева Марина Гурьевна 

3 этап – контрольно-оценочный

 

 

25.02.22г.

Итоговое мероприятие.

Квест- игра «Найди часы»

Цель: создание условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Обобщить полученный опыт детей.

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием «квест» и его правилами;

- совершенствовать умения обобщать, интегрировать и применять полученные знания;

- развивать умение детей ориентироваться по карте и в пространстве;

- развития у детей коммуникативных навыков и умения работать в команде путём коллективного решения общих задач;

- развивать любознательность, кругозор, желание узнать что-то новое;

- создание хорошего настроения;

- воспитывать доброжелательное отношение д руг к другу.

   Атрибуты:

•        карта – схема с изображением этапов с заданиями;

•        рисунок часов без цифр, карточки с цифрами;

•        разрезные картинки;

•        макет часов;

•        загадки.

     Мотивация. Мотивация познавательно-игровая, основана на желании детей применить свои знания и чувствовать себя знающими и умеющими.

    Математические знания помогают пройти все этапы квеста.

   Структура проведения итогового мероприятия.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши часы, что с ними случилось? (Показывает на часы, у которых часть цифр отсутствует. Дети отвечают, что цифры пропали, часы не ходят.)

    Предлагаю пофантазировать, что может случиться, если время остановится. (Ответы детей.)

    Ребята, а как можно починить часы? Дети отвечают, что нужно найти пропавшие цифры, тогда часы вновь начнут ходить.

   Воспитатель: Цель квеста – найти пропавшие цифры для часов. Чтобы найти их, ребята, вам надо выполнить задания, которые спрятаны по всей группе в специальных конвертах (показывает конверт). Когда вы выполните одно задание, то узнаете одну цифру. Эту цифру вам нужно будет приклеить на часы на своё место.

   Ориентируясь по карте, дети постепенно находят и решают все задания.

1 этап.

Задание – загадки.

2 этап.

Расставить в правильной последовательности цифры на циферблате.

3 этап.

Собрать картинку «Часы».

4 этап.

Поставьте стрелки правильно

(8 часов, 12 часов, 5 часов).

5 этап.

Посчитай и правильно напиши цифру.

6 этап.

Игра «Четвёртый лишний»

7 этап.

Игра «Время суток». Расставить картинки, соответствующему времени суток.

8 этап.

Расставить часы на реке времени.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания.

Ребята, давайте все вместе дадим торжественное обещание беречь время:

«Беречь время важно, знай:

Его даром не теряй!

Приучай себя к порядку,

Помни утром про зарядку.

Днем настойчив будь и смел,

Чтобы сделать много дел!

Начал вечер наступать,

Это время поиграть».

Ночь придет – ложитесь спать.

Пес – на коврик, ты – в кровать».

   Ключевую роль в игровом процессе квеста выполняет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

  Проходя квест, дети в игре учились ориентироваться на местности, работать в команде - все вместе правильно расставили на циферблате цифры, собирали пазлы – картинки, проявили свои лидерские качества, и в итоге нашли приз!

Лебедева Марина Гурьевна 

 

Ресурсы

Интернет-ресурсы:

1.     http://www.myshared.ru/slide/1213832/

2.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2019/02/03/vremya-istoriya-chasov

3.     https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-leonidovna-alekseva/cikl-besed-o-vremeni-i-chasah-dlja-muzeja-chasov.html

Оборудование

1.     Альбомы для рассматривания

2.     Мини-музей «Удивительный мир часов»

3.     Выставка книг о часах и времени

4.     Дидактические игры по теме проекта

5.     Лэпбук «Часы и время»

6.     Макеты часов с числами от 1 до 12.

7.     Математические наборы.

8.     Наборы для вырезания «Часы», клей, кисть, ножницы, салфетки.

9.     Доска для работы с пластилином; стека; пластилин.

10. Цветные карандаши, простой карандаш, листы бумаги.

11. Заготовки для часов, картон, цифры, шурупы.

12. Мяч

13. Конструкторы, счётные палочки, мозаика.

14. карта – схема с изображением этапов с заданиями.

15. Рисунки часов без цифр, карточки с цифрами.

16. Загадки о часах.

17. Консультации для родителей.

18. Телевизор, ноутбук.

Выводы

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей подготовительной к школе группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (речевую, познавательную, художественную, коммуникативную).

          По результатам проведенной работы, гипотеза подтвердилась: у детей появилось желание изучать часы и применять полученные знания в быту.   

           В результате проведения проекта у 87% детей выявлена заинтересованность темой «Часы и время», историей прошлого предметов.

          Дети усвоили, из каких источников можно получить информацию по заявленной теме.  Научились делиться своими знаниями с другими.

          Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями.

          Родители получили навыки установления партнерских отношений с детьми, с воспитателями.

Перспектива          

Нацеленность на дальнейшее образование на ознакомление детей с историей предметов в детском саду, в школе, а также   дома с участием родителей и самостоятельно.

          Развитие познавательного интереса, стремления к получению знаний, формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Литература:

1.     Программа «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования.  Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: Мозаика-синтез, 2019. — c. 336

2.     Г.П. Шалаева «Справочник дошкольника»

3.     Дыбина О. «Что было до». – М.: Издательство «Творческий центр», 2001г.

4.     Кобитина И. «Дошкольникам о технике». – М.: Издательство «Просвещение», 1999г.

5.     Гризик. «Я познаю мир».- М: Издательство «Просвещение», 1995г.

6.     И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике»

7.     М.Безруких, Т.Филиппова «Время. Часы»

8.     О. Корнеева «Определяем время по часам»

9.     Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников»

10. Т.И. Тарабарина «Детям о времени»

11. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью». Подготовительная группа. Конспект занятия - МУЦ Перспектива, 2008 – 248 с.

12.  В.П. Новикова «Математика в детском саду: Подготовительная группа». Учебно-методическое пособие –М: Мозаика-синтез, 2006

13. И.В. Помораева, В.А. Позина  «Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада» – М. Мозаика – синтез. 2013 -176 с.

14. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. –М: Просвещение, 1991 – 47 с.

15. А.В. Сорокина «Дидактические игры в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практический проект "Часы и время".

Проблема: Зачем человеку знать время?Тип пректа: Творческо-информационный.Цели пректа: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях(части суток, дни недели. месяц, час, минута..)....

Проект "Часы и время" в подготовительной группе.

Проект "Часы и время" по формированию элементарных математических понятий....

Проект "Часы и время"

Проект предназначен для педагогов детских садов. В проекте знакомим детей со временем и разнообразием часов. К работе над проектом привлекаем родителей....

План-карта проекта "Часы и время" старшая группа

Проектная деятельность  «Часы и время» ...

Проект "Часы и Время"

Проект по формированию элементарных математических понятий для подготовительной к школе группы...

Подготовительная группа Проект "Часы и Время"

ГБОУ «ШКОЛА №1056»ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА №4     Проект по формированию элементарных математических понятийдля подгот...