Математическое развитие детей дошкольного возраста."Величина"
учебно-методический материал по математике (средняя группа)

Зубова Евгения Николаевна
Чувство времени – способность человека воспринимать время без специальных приборов. Оно развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и в результате усвоения общепринятых эталонов оценки времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velichina.docx108.08 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Величина»

1 Дидактические игры

Название игры.

Цель и задачи

Ход игры

Материалы и

иллюстрация

«Три квадрата»

Цель:

научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, - помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

Демонстрационный материал:

Три квадрата разной величины, фланелеграф;

Раздаточный материал:

по 3 квадрата на каждого ребенка, фланелеграф.

2.»Накорми мишек».

Цель: Использовать способ соотнесения предметов по величине при соответствия  межлду2-3 предметными рядами.

Взрослый вместе с ребенком рассматривает мишек, изображенных на картинке, отмечает, что стоят они по росту. Ребенок отмечает, какой мишка самый большой, какой поменьше, ещё поменьше, и т.д. Далее взрослый предлагает поиграть, представить что они пришли из леса и хотят есть( самому большому-самую большую миску, кто поменьше - самую большую из оставшихся и т.д).

Раздаточный материал:

Картинка с изображением 4 мишек, 4 мисочек постепенно убывающей величины.

3. Игра «Длинное - короткое»

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых

качеств величины.

Перед началом игры воспитатель заранее раскладывает на двух столах

комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки,

полоски). Воспитатель достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу

Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а

для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в

трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную -

поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают

пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает

рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина.

После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками

путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Материал: атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров,

картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

4. «Закрой двери в домиках»

Цель: формировать представление о величине предметов, соотнесение предметов по ширине.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть домики, лежащие перед ним, и поиграть в игру «Закрой двери в домиках». Он рассказывает, что в домиках живут зайчики, двери в домиках открыты. Когда на охоту выходит лиса, надо помочь зайчикам надежно спрятаться в домиках, закрыв двери: подобрать каждому из домиков ту дверь, которая плотно закроет дверной проем в доме. Если ребенок узкий прием узкий проем закроем широкой дверью, то оставшаяся дверь будет уже проем второго домика, и лиса сможет утащить зайца.

Игра может повторяться несколько раз. В конце игры ребенок  сравнить ширину дверей путем наложения.

Примечание. При повторном проведении игры можно дать ребенку три домика и три дверцы.

Материал: у ребенка- по 2 вырезанных из картона домика, у которых разые по ширене, ноодинаковые по высоте прорези для дверей; по 2 прямоугольника одинаковой по высоте, но разные по ширине-«двери»( соответственно прорезям в домиках); игрушка лиса.

5. «Игра с мячом»

Цель: Формировать представление о высоте, развитие глазомера.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в мяч, перебрасывая его друг другу. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет мяч.( Мяч прячется то высоко на шкаф- его не достать с пола,  то низко -мяч легко достать.) Ребенок определяет положение мяча ( высоко, низко), ищет способ, как достать мяч, если он лежит высоко. Игра повторяется несколько раз.

Материал: мяч.

2.2 Художественное слово

1.Загадка.

Ростом разные подружки,

Но похоже друг на дружку,

Все они сидят  друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

2.Поговорка.

Велик телом, да мал делом.

3. Песня.

«Каравай-каравай»

Как на наши именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины
Вот такой низины
Вот такой ширины
Вот такой ужины
Каравай, каравай
Кого любишь выбирай

Я люблю, конечно, всех
Ну, а маму, больше всех

3. Стихотворение.

«Большой- маленьки».

Посмотри, вот это-я,

А это мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки

5.Сказка.

«Три медведя»

«.. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол.

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровнина; третья маленькая — Мишенькина.

Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула…»

  1. Конспект занятия во второй младшей группе по разделу «Величина»

на тему: «Сравнение двух предметов по длине».

Цель: Формирование понятий «длинный-короткий». Совершенствование умений сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами: длинный —короткий, длиннее— короче.

Задачи:

Образовательные:

  • учить сравнивать предметы, пользуясь приемами наложения;

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику пальцев;
  • развивать мышление на основе сравнения предметов;
  • развивать сенсорные представления (цвет, величина).

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • воспитывать у детей познавательный интерес;
  • воспитывать умения взаимодействия детей с педагогом и друг с другом.

Предварительная работа:

Занятия по сравнению предметов по длине, игры «Подбери пару», «Чего не стало».

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: Игрушки зайчики (большой и маленький), 2 ленты разного цвета и разной длины, полоски одного цвета, но разной длины и игрушки по количеству детей

демонстрационный материал: два домика, две дорожки (полоски) разной длины, собачка, фланелеграф.

Ход НОД:

Ребята, давайте поздороваемся:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро, здравствуй, день –

Нам здороваться не лень!

Присаживайтесь на скамеечки. ( Тут раздается стук в дверь и входят два зайчика (игрушки)).

-Ребята, посмотрите, кто это к нам в гости пришел? Поздороваемся с ними и пригласим вместе поиграть. (Усаживаю игрушки напротив детей на стульчики).

-Дети, посмотрите, а зайцы одинаковые по размеру?

Дети: Нет, один маленький, другой большой.

-Что-то грустные наши зайчата. Надо бы их чем-нибудь порадовать. Посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети: ленточки.

Подарим их медвежатам?

Дети: Да

- Но сначала давайте вместе подумаем, какую ленточку кому будем дарить (Помещаю обе ленточки на фланелеграф)

-Какого цвета эта ленточка?

Дети: Красного — хоровые ответы.

-Правильно, молодцы!

-А эта?

 Дети: Синяя

- Верно.

-Чем еще отличаются ленты? Давайте, сравним их по длине.

Дети: Одна длинная, другая короткая.

-Чтобы сравнить ленточки, надо край одной ленты наложить на край другой.

-Какого цвета длинная лента? Василиса, проведи по ней пальчиком. (Молодец).

-Какого цвета короткая лента? Маша, проведи по ней пальцем. Умница!

-Какую ленту мы подарим большому зайцу?

Дети: Длинную

-Какую ленту — маленькому?

Дети: Короткую

По ходу завязываю игрушкам ленты.

-У кого лента длиннее?

Дети: У большого зайца.

-У кого короче?

Дети: У маленького

-Какие нарядные стали зайчики. Они очень рады, что мы правильно подобрали им ленточки и говорят нам «спасибо».

-Ребята, посмотрите, а зайчата принесли нам вот такие две полоски. Какого они цвета? Правильно, желтого. Молодцы! Сейчас мы будем учиться сравнивать полоски по длине.

-Какая полоска длиннее? Как же это нам узнать? Посмотрите, пожалуйста, я приложу одну полоску к другой, слева подравняю их концы. Вот так. Видите, правый конец полоски выступает, значит, она длиннее вот этой, а эта полоска короче этой.

-Катя, покажи какая полоска длиннее. Проведи по ней пальчиком. Длиннее эта полоска или короче?

-Да, она длиннее! Давайте, все вместе скажем — «длиннее». Вова, покажи какая полоска короче.

-Короче эта полоска или длиннее? Да, она короче — проведи по ней пальцем. Умница!

— Посмотрите – эти полоски как будто дорожки. А здесь будет домик.

-Какая дорожка короче, верхняя или нижняя? А какая длиннее? (Провожу рукой вдоль дорожки). «Правильно, верхняя дорожка короче, а нижняя длиннее».

Ребята, дайте с вами немного отдохнем.

Физминутка

 «Зайчики»

Жили-были зайчики (поднять руки вверх, показать ушки)

На лесной опушке. (развести руки в стороны, наклониться немного вперёд) Жили-были зайчики (показать ушки)

В маленькой избушке. (присесть, сложить руки над головой домиком)

Мыли свои ушки, (выполнять движения по ходу стихотворения)

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики — (руки на пояс, повороты вправо (влево))

Надевали тапочки. (руки на пояс, поочерёдно выставлять ноги на пятки)

Хорошо, ребятки мы с вами немного отдохнули — давайте продолжим.

Смотрите, к нам в гости еще пришла собачка. Сейчас она побежит по дорожкам. Сначала, вдоль короткой дорожки. (Собачка «бежит» по дорожке)Дорожка кончилась. Добежала собачка до домика?

Дети: Нет

- Почему?

Дети: Потому, что дорожка слишком короткая.

-А теперь собачка побежит по другой дорожке. Добежала собачка до домика? Почему?

(хоровые и индивидуальные ответы детей)

А теперь поменяем дорожки местами. Какая дорожка длиннее, верхняя или нижняя? А какая короче? А как вы догадались? Правильно, конец этой дорожки выступает, значит, она длиннее. А у этой не хватает маленького кусочка — значит она короче. Молодцы ребята — все правильно назвали.

-Хорошо, а теперь дети возьмите полоски. Это как будто дорожки. Как узнать какая полоска длиннее? Приложите дорожки одну к другой, подравняйте их концы слева. Какая дорожка длиннее? Проведите по ней пальчиком. А какая дорожка короче — проведите по ней пальчиком. Возьмите, игрушку в правую руку в, а левой придерживайте дорожку. Пусть игрушка погуляет по дорожкам. Какая дорожка короче? Ведите по ней игрушку. Какая дорожка длиннее? Пусть игрушка по ней пройдет.

(Хожу между столами и спрашиваю — эта дорожка длиннее или короче? Почему?)

— А теперь, ребята, зайчатам пора уходить домой в лес. Они говорят вам еще раз «спасибо» и» до свидания».

Итог.

— Ребята, кто к нам сегодня в гости приходил?

— Что мы подарили зайчатам?

— Чем мы сегодня занимались?

— Вам понравилось занятие?

                                    https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1001/00125f80-f0e9abc7/hello_html_ma812e2e.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1001/00125f80-f0e9abc7/hello_html_ma812e2e.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1001/00125f80-f0e9abc7/hello_html_ma812e2e.jpg                                    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06fc/0006f853-69f44134/hello_html_59016662.jpg                     https://images.wbstatic.net/big/new/9080000/9086293-1.jpg                    https://dar-baby.ru/images/games/dlyadoma/32.png           https://static.my-shop.ru/product/3/271/2702501.jpg

                          https://www.hatabogata.com/wp-content/uploads/2015/01/j_92FHb1aJ0.jpg                                                https://img.akusherstvo.ru/images/magaz/im602249.jpg  https://img.akusherstvo.ru/images/magaz/im602249.jpg https://img.akusherstvo.ru/images/magaz/im602249.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1001/00125f80-f0e9abc7/hello_html_ma812e2e.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0347/000b4de6-94ea8b46/hello_html_m52fc3701.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0347/000b4de6-94ea8b46/hello_html_m52fc3701.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0347/000b4de6-94ea8b46/hello_html_m52fc3701.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/1001/00125f80-f0e9abc7/hello_html_ma812e2e.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »

Консультация для воспитателей на тему: « Использование нестандартных средств математического развития детей дошкольного возраста »( Использование в работе с детьми палочек Кюизенера и логических ...

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И.

Консультация для родителей «Роль настольных игр в математическом развитии детей дошкольного возраста» Авилова Е. И. Родители дошколят постоянно слышат со всех советы как научить детей читать, но редко...

Занимательный материал как средство математического развития детей дошкольного возраста.

Этот материал о том, что такое занимательный математический материал, видызанимательного математического материала, его характеристика. Также рассмотрены особенности работы воспитателя и детей с заним...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Значение математического развития детей дошкольного возраста. Занимательные математические задачки.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,...

Об использовании ресурсов развивающего оборудования в образовательной организации для формирования инженерно – технического мышления и логико-математического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации концепции математического образования.

В дошкольном возрасте одним из важнейших видов деятельности детей является конструирование, связанное с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструир...

Методическая разработка дидактической игры. Дидактическая игра (пособие) по математическому развитию детей дошкольного возраста , Математическая карусель.

Развивающие игры очень важны для детей. Ребёнку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле, он тренирует своё воображение, мышление, развивает творческие способности....