ОД "На поиски звёзд"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Шабалина Ирина Викторовна

ОД по ФЭМП в старшей группе "На поиски звёзд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shabalina_i.v._2024.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лучик»  

г. Рубцовска   Алтайского края

658222, г. Рубцовск, ул. Октябрьская, 17

тел. (38557)2-98-07, 2-49-54

 e-mail: www.mdou-lu4ik@yandex.ru 

Конкурс: «Педагогическо мастерство - 2024»

Номинация: «Открытое мероприятие с воспитанниками»

Конспект занятия по теме: «В поисках звезд»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

(5-6 лет)

Подготовила:

Шабалина Ирина Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №2 «Лучик»

г. Рубцовск,

2024 г.

Педагог (ФИО):  Шабалина Ирина Викторовна

Образовательная область:  Познавательное развитие       Возрастная группа:  старшая группа

Тема занятия: «В поисках звезд»

Форма занятия: подгрупповая

Продолжительность занятия: 25 минут

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель: создание условий, способствующих формированию первоначальных представлений из области астрономии; математических представлений посредством занимательных игровых упражнений.

Задачи:

Образовательные: дать первоначальные представления  из области астрономии; закрепить умение решать арифметические примеры; расставлять знаки «больше», «меньше», «равно»;

Развивающие: развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, логически мыслить, считать. Развивать память, внимание. Стимулировать речевую активность, обогащение словарного запаса.

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, способствовать   формированию умений работать в команде; воспитывать интерес к наукам «Математика», «Астрономия».

Методы и приёмы:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, вопрос, задание, поощрение.

Практические: дидактическая игра, практические задания.

Наглядные: рассматривание, показ, наблюдение.

Игровой:  сюрпризный момент, игровые ситуации (воображаемые)

Словарная работа:  

Активный: звезда, небо, телескоп, космос, космическое пространство.

Пассивный: Галилео Галилей, астроном, затмение, звездопад, созвездие.

Материал и оборудование: «звездное небо», звезды разного цвета, конверты, карточки: примеры, множество звезд, два «поля»,  мяч, восковые мелки,  листы с заданиями, презентация.

Предварительная работа:

С воспитанниками: чтение художественной литература на тему «Космос», рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,  рисование «Наша планета», беседы на тему «Земля – наша планета»,  «Гагарин – первый космонавт», просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка».

С родителями (законными представителями): папка-передвижка «Первые в космосе…», выставка рисунков «Далекие планеты», совместные беседы: «Узнай больше…».

  1. Вводная часть. Организационный момент, начало занятия

Цель: обеспечить положительную мотивацию детей к предстоящей деятельности.

Задачи:

  • создать эмоционально-положительную атмосферу в группе;
  • заинтересовать и привлечь внимание детей к занятию;
  • активизировать мыслительную деятельность детей.

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Игровой (игровая ситуация):

создать положительный, эмоциональный  настрой к предстоящей деятельности.

Словесный (вопросы): активизация мыслительной деятельности.

-Ребята, поприветствуем гостей!

- Предлагаю встать в круг друзей!

- У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу поделиться своим настроем с вами.

- Соня, передаю частичку своего хорошего настроения тебе.

-Поделись своим настроением с другом.

 (проводится игра «Круг друзей»)

- Я увидела ваши сияющие глаза, замечательные улыбки и почувствовала тепло ваших рук.

- Посмотрите, у нас образовался круг друзей!

- Как вы думаете, что еще бывает круглой формы?

- Вы очень сообразительные, смышленые и умные!

Дети приветствуют гостей: «Здравствуйте!»

Дети активно включаются в предложенную игровую ситуацию.

Дети активно  отвечают на вопросы педагога: солнце, колесо, тарелка, диск, обруч, часы…

2. Основная часть занятия.

Цель: создание условий, способствующих формированию первоначальных представлений из области астрономии; математических представлений посредством занимательных игровых упражнений.

Задачи:

  • дать первоначальные представления  из области астрономии; закрепить умение решать арифметические примеры; расставлять знаки «больше», «меньше», «равно»;
  • развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, логически мыслить, считать; развивать память, внимание; стимулировать речевую активность, обогащение словарного запаса.
  • воспитывать умение слушать друг друга, способствовать   формированию умений работать в команде; воспитывать интерес к наукам «Математика», «Астрономия».

Методы и приемы, цель

Деятельность педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Игровой (сюрпризный момент): заинтересовать детей, привлечь внимание к совместной деятельности.

Словесный (вопросы): активизация мыслительной деятельности.

Наглядный (показ изображения телескопа): повышение эффективности усвоения материала.

Словесный (вопрос): активизация мыслительной деятельности.

Наглядный (показ изображения звездочета):

повышение эффективности усвоения материала.

Словесный (рассказ): развитие познавательной активности.

Словесный (рассказ): развитие познавательной активности.

Наглядный (показ): повышение эффективности усвоения материала.

Наглядный (показ): повышение эффективности усвоения материала.

Практический: формирование, развитие  памяти, логического и математического мышления, внимания, восприятия.

Словесный (поощрение, похвала):  признание заслуг, достигнутых в процессе решения примеров.

Словесный (беседа, предоставление  новой информации): развитие познавательной  активности.

Практический: развитие логического мышления.

Наглядный (схема): развития умственных и практических способностей детей.

Словесный (объяснение): раскрытие способа действия.

Практический: формирование знаний и умений в процессе практической деятельности -  соединение кругов разного цвета линиями.

Словесный (поощрение, похвала): признание заслуг, достигнутых в процессе деятельности.

Игровой (игровая ситуация):  развитие быстроты мышления, умения подбирать слова, противоположные по смыслу.

Словесный (объяснение):

раскрытие способа действия.

Практический:

формирование знаний и умений в процессе практической деятельности - сравнивание двух  множеств.

Словесный (беседа, рассуждение):  развитие познавательной  активности.

- Я думаю, что все эти качества помогут нам разобраться, что лежит в этой коробке!

(Педагог обращает внимание на коробку.

Достает из коробки  предмет, похожий на телескоп).

- Скажите, на что похож этот предмет?

- Кто знает, что такое  телескоп?

-Телескоп – это прибор, с помощью которого можно рассмотреть звезды вблизи.

-Возьмите себе по «телескопу».

-Посмотрите в ваши «телескопы», что вы увидели в них?

- Сколько звезд вы увидели?

- Ребята, предлагаю  убрать наши телескопы. К ним мы еще вернемся на следующем занятии.

(Педагог раздает «телескопы» детям).

- Как вы думаете, кто изучает звезды?

- Звезды начали изучать очень давно – звездочеты.

Звездочет – это давнее название ученого – астронома.

(На экране  изображение звездочета).

- Кто из вас знает, кто такой астроном?

- Как хорошо, что вы знаете!

- Астроном – это ученый, который изучает комическое пространство, наблюдает за звездами, планетами, небесными телами.

 (Педагог предлагает поставить «телескопы в коробку)

- Я вам расскажу, зачем изучают звезды.

- Еще с древних времен с помощью наблюдений за звёздами ученые пришли к выводу о том, что Земля круглая.

Ученый Галилео Галилей изобрел телескоп - уникальный прибор для изучения космических объектов.

С помощью телескопа – астрономы делают открытия. Исследуют, есть ли жизнь на других планетах, но пока живых существ не обнаружили.

Ученые – астрономы наблюдают за космическими телами, объектам и предупреждают нас о приближающихся опасных космических объектах. Астрономы узнают и сообщают нам, когда будет затмение.

Звезды помогают  не сбиться с пути путешественникам, мореплавателям.

Если знать название и расположение звезд на небе, то можно с легкостью найти дорогу домой, даже из самого темного леса, не заблудится.

-Ребята, посмотрите, в коробке еще что-то есть!

(Педагог достает «звездное небо»).

- Как вы думаете, на что это похоже?

- Прекрасные ответы!

- Посмотрите, сколько звезд не хватает на нашем «звездном небе»?

- Как выдумаете, где они?

- Действительно, в природе есть такое явление, которое называется  звездопадом  или звездным дождем.

- Глядя  на  ночное  небо в августе можно увидеть, как пролетает  множество  светящихся  точек  и  оставляют за собой  слет.  В народе такое явление назвали звездопадом.

- Вот и наши звездочки, куда – то упали.

- Что же нам делать?

- Мы их обязательно найдем.  

- Прежде чем отправиться искать звезды, предлагаю вспомнить какими качествами должны обладать только настоящие друзья.

- Я думаю, что сумеете преодолеть все трудности, как одна дружная команда.

- Отправляемся искать.

- В этом поможет  нам  подсказка.

 (Педагог достает из коробки фото группы).

- Посмотрите, узнает, что это?

- Звездочки спрятались где-то в нашей группе.

- Посмотрите, где спряталась наша первая звездочка?

(Педагог достает задание из первого конверта).

- Ребята, возьмите по одному примеру, решите его и выберите карточку  с правильным ответом.

- Кто готов, прочитайте, сколько  получилось!

- Молодцы! Все справились с заданием. Вы настоящие математики!

- Нашлась первая звездочка.

- Посмотрите в конверте следующая подсказка!

(Педагог достает фото группы, на которой обозначено место нахождения  второго конверта).

(Педагог достает звезды разного цвета).

 

- Ребята, чем эти звезды отличаются друг от друга?

- Как вы думает, почему они разного цвета?

- Какие вы смекалистые?

- Звезды на небе действительно все разного цвета. Но мы с вами не можем видеть этого! Цвет звезд зависит от температуры звезды.

  • Красного цвета   – холодная звезда.
  • Желтого цвета  – теплая звезда.
  • Белого цвета  - горячая звезда.

- Перелагаю разделиться на две команды по четыре человека. Расположите звезды так, чтобы в одной строке и одном столбце не было одинаковых по цвету звезд.

 - Можете приступать.

- Молодцы! Вы сообразительные!

- Нашлась еще одна звезда!

- Посмотрите, может быть в конверте  еще одна подсказка?

- Идем за звездой!

- Чтобы найти следующую звезду, нужно показать свою усидчивость и  внимательность!

- Присаживайтесь за столы.

(Педагог следит за посадкой детей).

(Педагог раздает листы, на которых изображено задание).

- Перед вами изображена схема.

- Вам необходимо соединить круги разного цвета линиями в соответствии с данной схемой, так чтобы получилась фигура.

- Соня, с какого круга начнете выполнять задание?

- Кто уже готов, покажите фигуру, которая  у вас получилась?

- Молодцы! Вы очень внимательные! Нашли еще одну звезду.

- В путь за следующей звездой  – посмотрим подсказку.

- Чтобы досталась звезда, становитесь в круг.

- Поиграем в игру «Звезды бывают…».

- Назовите слова противоположности.

- Звезды бывают:

  Большие –                           Горячие –

  Легкие –                              Близкие –

  Тяжелые –                          Маленькие –

  Яркие –                               Далекие –

- Молодцы!

- Интересно, есть ли еще подсказки?

(Педагог предлагает задание).

- Ребята, присаживайтесь за столы.

- Перед вами два множества звезд.

- Вам необходимо сравнить их и поставить нужный знак «больше», «меньше» или  «равно».

- Можете приступать.

- Посмотрим, что у вас получилось?

- Замечательно!

- Подсказок больше нет!

- Посчитаем количество звезд.

- Расположите звезды на небе.

- Присаживайтесь на стульчики.

-  Посмотрите, что вы видите?

- Интересный вариант!

- Кто еще как думает!

- Созвездие – это несколько звезд, которые расположены рядом друг с другом и образуют узор.

-  Глядя на звездное небо, люди представляли себе разные фигуры, узоры.

- Например, созвездие «Большого пса», созвездие «Рака», созвездие «Сердца».

- Как вы думаете, на что похоже наше созвездие?

- Мне нравятся ваши высказывания!

- Это созвездие называется «Лебедь».

- А кто открыл это созвездие и другую интересную информацию вы узнаете у своих родителей: сходите в библиотеку или найдете в интернете. В понедельник продолжим наш разговор.

Дети присаживаются на стульчики. Проявляют интерес к появлению нового предмета – коробке.

Дети свободно выражают свои мысли: ваза, бинокль, калейдоскоп,  подзорная труба, 

Дети проявляют интерес и исследовательскую активность. Отвечают на вопросы: звезды.

Считают звезды.

Дети свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения: ученый, исследователь, звездочет.

Дети предполагают, активно  отвечают на вопросы педагога: ученый, который изучает и наблюдает  небо, звезды.

Дети внимательно слушают. Проявляют интерес к новой информации.

Дети проявляют интерес.

Дети отвечают: небо, звездное небо.

Дети отвечают: пять звезд.

Дети предполагают: спрятались, упали.

Дети предполагают: искать.

Дети предполагают: терпеливыми, дисциплинированными, внимательными.

Ответы детей: это наша группа.

Дети находят на фото место расположения первого конверта.

Дети выполняют практическое задание, решают примеры, находят правильные ответы среди множества звезд,  читают примеры.

Дети находят на фото группы спрятанную звезду, идут ко второму конверту.

Дети активно вступают в диалог с педагогом, отвечают на поставленные вопросы: звезды отличаются цветом.

Дети  выполняют практическое задание: дидактическая  игра «Разноцветные звезды».

Дети с интересом заглядывают в конверт.

Дети присаживаются за столы.

Дети внимательно смотрят на показ педагога.

Ребенок отвечает: начну с красного круга.

Дети демонстрируют получившуюся фигуру: звезда.

Дети находят на фото группы спрятанную звезду, идут к  конверту.

Дети активно вступают в игру «Звезды бывают…»

Дети находят на фото группы спрятанную звезду, идут к  конверту.

Дети выполняют практическое задание: сравнивают два множества, ставя нужный знак «больше», «меньше» или «равно».

Дети считают звезды: звезд пять.

Дети с большим интересом располагают полученные звезды на «небе».

Дети предполагают, дают ответы: фигура, узор.

Дети внимательно слушают. Вступают в диалог.

Дети активно отвечают на вопросы: цветок, крест, рак.

  1. Заключительная часть занятия:

Цель: подведение итогов занятия.

Задачи: поощрить детей за активную деятельность.

Методы и приемы, цель

Деятельность  педагога, обратная связь на высказывание детей

Деятельность детей

Словесный (беседа):

подведение итогов -

развивать умение рассказывать о своих впечатлениях от деятельности;

формировать умение обобщать полученные знания, самостоятельно делать выводы;

сохранить и поддержать интерес к окружающей действительности;

воспитывать интерес к  совместной деятельности.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

- Как называется предмет, с помощью которого изучают звезды,  наблюдают за звездами?

- Кто помнит имя ученого, который изобрел телескоп?

- Кто изучает звезды?

- Что такое звездопад?

- Кто помнит, почему все звезды на небе разного цвета?

- Что такое созвездие?

- Какие созвездия вы знаете?

- Зачем нужно изучать звезды?

- Подумайте, какая наука помогла нам сегодня найти все звездочки?

-Ребята, вы большие молодцы!

- Замечательно сегодня поработали! Мне понравилась ваша совместная работа в команде.

- Может быть, когда вы вырастите, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя профессию астронома.

- За ваши умения, на память дарю звезды юных ученых!

- Попрощайтесь с гостями.

Дети включаются в беседу, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте "Мы зажигаем звёзды"

Развитие певческих способностей одарённых дошкольников в проекте «Мызажигаем звёзды»из опыта работыПение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очен...

«Поиск путей обогащения игровой деятельности - одно из условий формирования личности ребенка».

Обучение дошкольников наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятия....

"Поиск путей обогащения игровой деятельности одно из условий формирования личности ребёнка"

Игра – это один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе Тема: «В поисках пропавших звёзд»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группеТема: «В поисках пропавших звёзд» с использованием иинов...

Квест-игра «В поисках звёзд»

Каждая последняя неделя месяца в нашем детском саду - НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ. На утреннем круге дети предлагают тему, которая им интересна, о чём бы они хотели узнать, чему научиться. Конечно, реал...

Сценарий квест- игры в подготовительной группе «В поисках звёзд»

Добрый день, дорогие ребята! 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В 1961 году апрельским утром на корабле «Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил пол...

ОД познавательное развитие "На поиски звёзд"

Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе...