Игры и упражнения по ТРИЗ технологии для дошкольников
картотека по математике
Игры и упражнения по ТРИЗ технологии для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_triz_tehnologii_dlya_doshkolnikov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по ТРИЗ технологии для дошкольников
Прямая аналогия
Игровое упражнение «Однажды…» (аналогия по ситуации).
Сначала взрослый, а потом сами дети придумывают жизненную ситуацию, которая ставит кого-либо в безвыходное положение, заставляя искать какой-либо похожий предмет, чтобы выполнить задуманное.
Например: Однажды мама купила линейку и положила её в шкаф. На следующий день решила померить окно, не нашла линейку, забыла куда положила. Зато нашла верёвочку. Чем веревка похожа на линейку? Затем потеряла верёвку, зато нашла …(нитку, резинку и т.д.).
Игровое упражнение «Бюро находок».
Один из детей берет на себя роль работника «бюро находок», а другой что-то потерявшего.
Потерявший по внешним признакам должен описать то, что потерял, но сравнивая его с другими объектами.
Например: Цвет такой же, как у спелой ягоды, форма такая же как у яблока, двигается так же как кузнечик, материал такой же как сапоги, в которых можно ходить по лужам. (упрощенный вариант для младших групп: зеленый как лягушка, овальный как тучка и т.д.)
Игра «Цепочка слов»
Цель: быстро находить близкие ассоциации к заданному слову (назвав ассоциацию, ребёнок говорит слово на предыдущее: ложка-тарелка-стол-ножка …).
Игры, позволяющие развивать у детей владение символической аналогией:
Игра “Кто гуляет на полянке?” (символическая аналогия)
Цель: Развивать у детей абстрактное мышление, не видя образа, представлять и описывать, что он представляет. Формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналогии с реальным объектом.
Ход: 1 вариант для младших групп.
На “полянку” (зеленый лист бумаги, ткани и т.д.) “выходят гулять” геометрические формы, объемный строительный материал, коробки разного размера, куски меха. Дети выбирают любую фигуру и рассказывают кто пришел на полянку и вместе описывают его. Например, белый кусочек меха – пушистый зайчик, прыг – скок по полянке, ушки длинные, хвостик короткий, шубка пушистая белая, как снежок и т.д.
2 вариант для старших групп:
Воспитатель расстилает большой зеленый лист бумаги или зеленый коврик, дети располагаются вокруг. Воспитатель (потом дети) выставляет или выкладывает на» полянку» какой-либо бесформенный предмет (камень, скомканную бумагу, кусок пластилина, ткань), строительный или бросовый материал, часть одежды. Дети, по желанию или по очереди должны назвать и описать – кто вышел гулять на полянку. Ребенок (или все вместе) может тщательно описать признаки того, кто (что) «гуляет». Описывается одежда, цвет, покров, материал, походка, характер и т.д.
Предметы готовятся заранее или подыскиваются сразу перед игрой. Воспитатель предлагает: найти предмет, который ни на что не похож или наоборот похож на что-то; вещь, которая ни кому не нужна или никто не знает, что она из себя представляет. Иногда можно сказать – взять то, что под руку попадется (в группе, в раздевальной, на прогулке. Принимаются самые немыслимые предметы.
3 вариант игры «Раз, два, три – на полянку выходи, или ко мне беги» - детям раздаются символические картинки из игры «Кто гуляет на полянке». «Раз, два, три ко мне бегут домашние животные» - говорит педагог. У кого из детей картинки-символы домашних животных бегут к воспитателю (серый овал – козлик, кусочек меха – собачка; или птицы – белая скомканная бумага – полярная сова, или дикие животные - песец и т.д)
Игра «Что в круге?»
Обозначения принимаются любые: цветовые, геометрические, буквенные, так же стрелки, линии и т.д.
1 этап Взрослый ставит точки на доске, называет объекты, и говорит Например, кошка, корова, собака, поросенок… , обведя их в круг, спрашивает: «Кто это. Это домашние животные).
Так вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.
2 этап. Рисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты – любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива …». (Обычно дети сразу понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие). Потом обведите эти кружочки большим кругом и спросите: «А где это все бывает? Тогда кружочки – это что?» Далее дайте детям возможность высказать свои идеи. Круг – это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт. Потом скажите: «А если это не фрукты, это…» (назовите, например, несколько наименований предметов мебели). Тогда большим кругом может стать квартира, склад, магазин, детский сад и т.д. Или: «Нет, это не фрукты, это птицы… животные… цветы… деревья… игрушки… дети…». Главная цель игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.
3 этап. Потом можно предложить обозначать предметы не любой фигурой, а той, которая формой напоминает их. Например: фрукты, овощи – кружочками; мебель, книги, дома – квадратами или прямоугольниками и т.д. Так закрепляется умение «видеть» абстрактный образ объекта.
Личная аналогия (эмпатия)
Особенности освоения личной аналогии.
Ребенок с 3-х лет представляет, как правило, живой объект может показать несложные его действия, сказать какой он в виде этого образа. Например: «ты – кузнечик» - ребенок прыгает. «Кузнечик устал» - ребенок показывает, как устал кузнечик и т.д.
В возрасте с 4 лет необходимо задавать упражнения на превращение в рукотворные системы и постепенный ввод в прочувствование проблемных ситуаций. Например: «Ты – стиральная машина» - ребенок показывает, как он «стирает». «Но у тебя проблемы: много белья в тебя положили. Что ты чувствуешь?».
С 5 лет и старше важно умение по отождествлению себя с проблемной ситуацией. Например: «Представь, что ты раскаленный утюг и тобой глядят косынку капроновую», а другой ребенок может быть косынкой.
Примерные варианты заданий по эмпатии:
• изобрази будильник, который забыли выключить;
• покажи красный карандаш, который умеет говорить и очень хочет рисовать;
• изобрази веселого кота, пугливого зайчика, храброго льва;
• представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
Системный оператор
Надсистема в прошлом | Надсистема | Надсистема в будущем |
Прошлое системы | Система | Будущее системы |
Подсистема в прошлом | Подсистема | Подсистема в будущем |
С – система, т.е. объект, который находится в центре рассмотрения;
Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект;
П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
В основе системного подхода по объекту рукотворного мира лежат следующие мыслительные шаги:
Выбирается объект и определяется его функция (О - Ф).
Рассматриваются основные составляющие этого объекта (подсистема), способствующие выполнению функции.
Находится группа или класс рассматриваемого объекта, а так же место его функционирования (надсистема).
Объект и его функция рассматривается в прошлом (прошлое О). Первый вариант: старинный объект. Второй вариант: объект человечеством не был создан, но надо выяснить как выполнялась функция.
Объект и его функция рассматривается в будущем (будущее О). Первый вариант: улучшение какого-либо свойства рассматриваемого объекта. Второй вариант: объект не создается, но функция выполняется много лучше другим объектом.
В основе системного подхода по объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:
Выбирается объект (О) и перечисляются его разнообразные свойства и признаки.
Определяется подсистема природного объекта.
Определяется надсистема объекта: по месту обитания; по классу или группе, к которым он относится.
Рассматривается процесс развития объекта в прошлом.
Рассматривается развитие объекта в будущем.
Игры и упражнения по системному анализу.
Игра «Мост дружбы»
Цель: научить детей сравнивать предметы, их надсистемы, подсистемы, замечать сходство по цвету, форме, величине, материалу, функциям и т.д. Развивать наблюдательность.
Ход: два предмета поссорились (машина и неваляшка). Чтобы их помирить – надо поставить оба предмета на “мост дружбы” и назвать чем они похожи и что общего.
Например: у машинки есть круглое и у неваляшки и т.д.
Игра «Теремок»
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения систем.
Материал: “Теремок” (домик, коробка), игрушки, картинки.
Ход: В теремок один за другим “приходят” объекты. Каждый из вновь пришедших “героев” – предметов спрашивает, кто живет в теремке, а “житель” – предмет спрашивает, чем он на него похож или чем отличается, тогда он может поселиться в домик.
Игра «Части – целое»
Цель: закрепить понятие системного видения окружающего мира - понятие «части – целое» (система – подсистема – надсистема).
Ход: Воспитатель называет что–либо из окружения детей, а дети называют какую – либо его часть. Например: стул – ножка, кастрюля – ручка. Потом наоборот воспитатель называет часть, а дети целое. Например,
колесо – машина, колечко – пирамидка, листок – цветок и т.д.
Игра «У чего есть это?»
Цель: учить находить объект по одной части.
Ход: Детям предлагается набор картинок с изображением предметов, расположенных на мольберте или на столе. Нужно найти или назвать у каких предметов есть часть, названная воспитателем.
Например, хвост – собака, самолет, птица; листок – цветок, дерево,куст; колесо – машина, тележка, коляска …
Игра «Кому это нужно?»
Цель: научить детей определять принадлежность предметов к объектам или людям разных профессий.
Ход: Детям предлагается предмет или картинка. Нужно найти или назвать кому это нужно.
Например: платье – мама, кукла, швея; кастрюля – повар, бабушка и т.д.
Игра «Кто кем будет?»
Цель: знакомить детей с временными категориями, последовательностью развития системы.
Ход: Воспитатель показывает детям картинку или называет объект. Дети называют кем будет этот объект или находят картинку.
Например: яйцо – цыпленок, цыпленок – курица, щенок – собака и т.д.
Бином фантазии
Можно объединять по схеме:
Система + система (видеодвойки – телевизор + видеомагнитофон; массажная расчёска с зеркалом, диктофон, креслокровать, журнал-пластинка)
Система + антисистема (карандаш со стеркой, ручка со стеркой)
Система + надсистема (перочинный нож)
Система + подсистема (сумка на колесиках)
Надсистема + надсистема (Когда много дней идет дождь, воздух так насыщен водой, что как будто объединил воду и воздух)
Подсистема + подсистема (русалка, кентавр)
Самый простой способ прибегнуть к предлогам: на, под, особенно интересные объекты или ситуации получатся при использовании предлогов - в, внутри (В кукле – будильник. По утрам кукла будит ребенка. Или машина – внутри курица. На каждой остановке остается яйцо, на конечной остановке магазин, торгующий яйцами.
Техника работы:
Сложить два объекта, получить новый (реальный или фантастический) и придумать (внешний вид, место жительства, функции, характер, ситуации).
Каждое полученное слово или словосочетание может служить основой для сказки, рассказа или ситуации, придуманной детьми.
(море + ромашка) – «Морская ромашка», «ромашковое море», «море в ромашке».
Простые приемы фантазирования:
Оживление-омертвление
Увеличение - уменьшение
Ускорение - замедление
Дробление - объединение
Динамизация - статика
Квантование - непрерывность
Смещение во времени
Универсализация - ограничение
Этапы ознакомления детей с простыми приемами фантазирования:
1. изменение героев знакомой сказки и придумывание своей, новой сказки с уже измененным героем;
2. изменение предметов, природных явлений в знакомых сказках и анализ того, что получилось при этом изменении;
3. придумывание целой сказки, изменяя героев и предметы;
4. рассматривание вещей, которые окружают детей, их изменение, описание и анализ ситуации, которая может сложиться в результате этого изменения.
Метод ММЧ
Игра «Мы - маленькие человечки».
Дети встают в круг и в зависимости от того, какое слово произносит взрослый, дети либо стоят, крепко держась за руки (если, например, воспитатель говорит «камень», «скала», «дом»), стоят рядом, касаясь плечами («вода», «сок», «молоко») и начинают бегать или прыгать (слова «пар», «дым», «запах»).
Список литература:
Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).
Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.
"Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.
Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Теремок"с использованием ТРИЗ технологий
Игра "Теремок" С использованием технологий ТРИЗ...
Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология)
Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология) для воспитателей детских садов...
Конспект игры - путешествия с элементами ТРИЗ - технологий в первой младшей группе «По следам колобка»
Цель: Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребёнку всесторонне воспринимать окружающий мир....
Картотека игр, игровых ситуаций, упражнений по ТРИЗ - технологии
В картотеке широко представлены игры, упражнения, игровые ситуации в ТРИЗ- технологии для детей разного возраста....
СТАТЬЯ Триз - технология для дошкольников
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения....
Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте
Игры и упражнения с использованием технологии "ТРИЗ" в младшем возрасте...
"ТРИЗ технологии для дошкольников"
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проб...