«Как животные готовятся к зиме»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска
детский сад № 56 «Северяночка»
Квест - игра
«Как животные готовятся к зиме».
подготовительная группа.
Подготовила: Торгашова Л.В
Г. Нижневартовск 2024
Цель формирование лексико – грамматического строя речи. учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Задачи :
1. Образовательные : закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке; расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные»;
2. Развивающие : развивать связную речь, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.
3.Воспитательные : формировать умение работать в коллективе, закрепить навыки взаимопонимания, самостоятельности; воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Методы и приёмы обучения:
словесные: загадки, речевой образец, повторное проговаривание, оценка детской речи, объяснение;
наглядные: демонстрация слайдов «Дикие животные» (заяц, лиса, волк, медведь, белка), слайдов «Осень в лесу».
практические: дидактические игры и упражнения.
Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением животных, диапроектор, слайды «Осень в лесу», мольберты, видеозвонок
Предварительная работа
чтение произведений Е. Чарушина, М. Пришвина, рассматривание иллюстраций, изучение лексической темы «Дикие животные», отгадывание загадок, дидактические игры «Умное эхо», «Давайте поздороваемся», «Четвёртый лишний».
Словарная работа: Гайно. Дикие животные. Шустрая. Неуклюжий.
Ход зянятия:
Организационный момент.
Воспитатель. -Ребята, к нам пришли гости, что нам нужно сделать?
Дети. - Поздороваться.
Воспитатель- Покажите как вы умеете здороваться по-разному
Дети - «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро» или «Привет». Мужчины обычно пожимают руки. Можно помахать рукой.
Воспитатель. А я сегодня предлагаю вам поздороваться по-другому. Подумайте, как приветствуют друг друга в лесу животные?
( показать иллюстрации)
Дети. Трутся носами, лапками, спинами и другими частями тела, звуками.
Воспитатель. Давайте на минуту представим себя животными и поприветствуем друг друга.
Коммуникативная игра «Давайте поздороваемся».
Мотивационный этап:
Воспитатель. - Ребята, внимание! У нас видеозвонок: (на экране телевизора – говорящее письмо от сороки): ( на экране ворона)
«Добрый день ребята! Я спешу вам сообщить, что скоро наступят холода! Очень нужно срочно найти зверей и помочь им подготовится к зиме.»
Воспитатель- ребята, почему ворона трезвонит по лесу, о каких то холодах?
Дети- Потому-что скоро наступит зима.
В – А какое сейчас время года?
Д- сейчас поздняя осень.
В- Кто может назвать признаки Осени?
Ответы детей: Осенью солнце светит, но греет слабо. День становится короче ночи. Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. Перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Дикие животные готовятся к зиме
Воспитатель а какой сейчас месяц?
Дети сейчас месяц – ноябрь, это последний месяц осени
Воспитатель какой месяц следует за ноябрем?
Дети За ноябрем следует декабрь – первый месяц зимы.
Воспитатель ак вот почему сорока так волнуется! Она заботится о животных, чтобы они подготовились к зиме и не замерзли.
Мне кажется, она очень взволнована, что не успеет предупредить всех зверей. Давайте поможем сороке? А сорока будет помогать нам ориентироваться в лесу. Она будет нам подбрасывать подсказки куда идти и что делать. И мы вместе поможем лесным животным.
Воспитатель. Вы хотите помочь лесным животным?
Дети. Да!
Воспитатель – а каким животным мы будем помогать? Какие живут в лесу? Угадайте загадки. ( Игра «Угадай по описанию»)
1) Косолапый, толстый, неуклюжий. (Медведь).
2) Маленький, белый, трусливый. (Заяц).
3) Хитрая, рыжая, красивая. (Лиса).
4) Ловкая, шустрая, проворная. (Белка).
5 ) Хищный, серый, опасный. (Волк).(показ животного на ответ)
Воспитатель. Хорошо, ребята, теперь мы знаем кого встретим в лесу. Вы готовы? Взялись за руки и отправляемся в волшебный лес.
Ты три раза обернись,
И в осеннем лесу окажись! (На экране появляются слайды с осенним лесом)
Вот мы и оказались в лесу, ребята.
Воспитатель. Но здесь такой листопад! Нужно освободить путь и сдуть все осенние листочки
Дыхательная гимнастика «Листопад» ( дети дуют на листики, подвязанные на нитках а затем отвечают на вопросы)
В- Ребята, а какие листики нам встретились в лесу?
Д- кленовые, березовые, рябиновые….
Воспитатель Молодцы. Наш путь свободен, идём дальше.
А как вы думаете, что происходит осенью в лесу с лесными жителями?
Дети. Звери готовятся к зиме.
Воспитатель. Молодцы, правильно вспомнили. Но где же все звери? Давайте их позовем. Ау! Ой, ребята, здесь под елкой какой-то знак ( вот и первая подсказка сороки) (принеси нам….), как вы думаете, что он означает? (знак «Нельзя шуметь в лесу!»)
Содержательный этап:
Воспитатель. Дети , что это? Ещё одна подсказка – ориентир! (стрелка – указатель) (дошли по стрелке –указателю к мольберту )
В- Ребята, а здесь нам сорока оставила загадку - чтобы узнать, кого мы встретим в лесу первым, нужно ее отгадать. А чтобы помочь этому животному подготовиться к зиме, вам нужно рассказать об этом животном как можно подробнее, больше какие особенности у этого животного и тогда мы поможем подготовить его к зиме, к холодам.
Отгадайте сначала название первого животного нашего волшебного леса:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети. Белка.
Кто составит полный рассказ о белке? (использование мнемотаблиц)
(вызывается ребенок)
«Белка – это дикое животное , живет в лесу Беличье гнездо называется Гайно. Главная гордость белочки – её пушистый хвост. Белочка бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его.
Белочка делает летом и осенью запасы на зиму, прячет в свои лесные кладовые шишки, орешки, сушеные грибы.. У белочки к зиме меняется цвет и густота шубки»
Воспитатель.. Ребята, вам понравился рассказ Ани? Может кто то хочет добавить? (ответы детей) а давайте спросим у белочки, понравился ли ей рассказ Ани? (обращение к белочке) Да, белочке очень понравился рассказ Ани и она нам дала подсказку, куда идти дальше на помощь! Смотрите, белочка оставила нам с Вами кленовый листок с каким-то рисунком, возьмем его с собой, может он нам позже пригодится, м его рассмотрим.
Воспитатель ребята, а кто из лесных зверей ещё готовится к зиме?
Д- медведь, ёж.
В- А как готовится к зиме медведь?
Д – (рассказ о медведе, о еже). Кто хочет рассказать о медведе? Медведю надо хорошенько питаться, накопить под шкурой побольше жира, чтобы всю зиму спокойно спать. Медведь устраивает себе берлогу в небольшом овражке, завалив на него дерево и забросав сухими ветками. Забирается внутрь и засыпает. Когда выпадает снег и засыпает овражек, медведю становиться тепло и уютно.
В- А кто хочет рассказать про ежа? Колючие зверьки вырывают или подыскивают и обустраивают глубокие норы, на которые ложится снежный покров. Мхом и сухими листьями ежи утепляют жилища. В каждом таком домике живёт по одному ёжику.с наступлением сильных морозов сон зверьков становится все крепче, и они впадают в зимнюю спячку. Перед тем, как залечь в спячку, ёж должен подкрепиться, накопить жирок. Живот его должен стать по форме похожими на грушу, иначе он может не перенести холодную и затяжную зиму. Ёж ест лягушек, личинок, червей, жуков, улиток, ящериц, змей, мышей, яйца птиц. Любит зверек полакомиться и лесными яблоками, ягодами и грибами.
В- ребята, а есть животные в лесу, которые не готовятся к зиме?
Д- (ответы детей кратко о волке, лисе, зайце)
В-Ребята, кто самый добрый и не опасный из зверей в лесу?
Д -Мы не боимся зайца! Давайте с ним поиграем!
Физкультминутка «Заинька». (одеть на руку зайца)
Дети выполняют движения согласно текста.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал!
В- А как нам помочь тем зверятам, которые не готовят свои жилища к зиме?
Д- (ответы)
В- если волки сбиваются в стаи, давайте волку найдем других волков для стаи?
Д- Давайте! ( игра –« найди волков» - дети считают сколько волчат в зашумлённом рисунке, отвечают)
В. Какой волк? Кто знает о волке ? (краткий рассказ)
В- А как помочь лисице? Ведь ее тоже может поймать волк.
Д – (ответы)
В – давайте соберем пазл «зимняя шубка лисы» (детям предлагаются кусочки , где лиса рыжая. Собираем в парах ) Кто хочет немного рассказать о лисе?
Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Уже помогли многим зверям подготовиться к зиме. И они нас перестали бояться и стали нам доверять!
И я вам предлагаю еще одну игру Игра "Кто где живёт?" с мячом
Дети добавляют слово, подходящее по смыслу.
- Медведь живёт в. (в берлоге).
- Лиса живёт в … (в норе).
- Волк поселился в … (в логове).
- А белочка в … (в дупле).
- Лишь зайка, бедный зайка
- Под кустиком … (сидит).
- И хвостик его маленький
- От страха чуть … (дрожит)
Воспитатель Ребята. Звери оставили нам послание ! Я вам прочту, какое послание звери нам оставили на стрелке : «помогите найти наших малышей – детёнышей, они играли в лесу, и не заметили как пошёл снег, он покрыл все дорожки и они не могут вернуться к мамам». Ребята, а осенью бывает снег?
Д- да! Снег бывает поздней осенью, в октябре и ноябре.
Воспитатель. Правильно. (дети подходят к мольберту и выполняют задания игры «найди детёныша») Дети берут разного цвета фломастеры и проводят «дорожку»-линию от детёныша к маме.
Воспитатель. Ребята! Вы большие молодцы, вы добрые, смелые (не испугались зверей) и заботливые ребята. Всем помогли! Ура! Теперь наши лесные звери смогут благополучно пережить зиму в лесу!
А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Становитесь в кружок.
Ты три раза вокруг обернись,
В наш детский садик обратно вернись!
Воспитатель. Вот мы с вами вернулись в наш детский сад. Но, смотрите, пока мы с вами гуляли, сорока снова залетела к нам в группу и оставила нам письмо. Посмотрим?
В – достает из конверта послание «Дорогие ребята, все звери и их малыши благодарят вас за доброе сердце и заботу и дарят вам подарки. Но так как они поняли, что вы ребята очень умные и любите отгадывать разные загадки и ребусы – приготовили вам игру «прочитай слово», а вопросы для разгадки на ваших кленовых листочках». А потом вы получите план.
Вопросы:
1) Кто из животных в лесу больше всего, всех боится? (ЗАЯЦ)
2) В какое время года медведь впадает в «спячку»? (ЗИМА)
3) Кто самый хитрый из лесных животных? (ЛИСА)
4) Самый опасный хищник в лесу? (ВОЛК)
5) Какой лесной зверек живет в дупле на дереве? (БЕЛКА)
6) Кто из лесных животных носит на голове «корону»? (ЛОСЬ)
7) Что готовят осенью лесные животные, чтобы зимой не умереть с голоду? (ЗАПАСЫ)
8) У кого в лесу нет дома? (ЗАЯЦ , ВОЛК, лиса )
Дети с воспитателем подходят к мольберту, на котором написано слово Каждому ребенку воспитатель задает по 1 вопросу, и отгадав правильный ответ, он открывает все слово. Посланием от животных будет слово «СПАСИБО».
Воспитатель. Какое же послание оставили нам лесные животные?
Дети. Слово «спасибо» и план.
Воспитатель. Давайте пойдем по дорожке по плану и посмотрим ещё один сюрприз
Д- движутся за ширму и достают подарок. (за ширмой сюрприз от диких животных. Книга про животных и сувениры для детей)
Дети прощаются и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"
Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...
Занятие "Как животные готовятся к зиме?"
: Расширить первоначальные представление детей о зимнем лесе и его обитателях.Развивать и поощрять в детях познавательную активность, развивать логическое мышление, умение строить высказыв...
Как дикие животные готовятся к зиме.
Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Особое место в нём отведено животным: они составляют лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в биос...
Презентация "Как дикие животные готовятся к зиме"
Презентация "Как дикие животные готовятся к зиме" ( для младшего возраста)...
Занятие по развитию речи "Как дикие животные готовятся к зиме"
Занятие поразвитию речи для детей средней группы...
Планирование по теме"Дикие животные готовятся к зиме"
Перспективное планирование...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....