Картотека дидактических игр. Количество и счет.
картотека по математике (старшая группа)

Челышева Наталья Владимировна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr._kolichestvo_i_schet.docx433.84 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений

Старшая группа

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Челышева Н.В.

 Дзержинск, 2024 г.

Количество и счёт Совершенствование умения считать в пределах 10

«Считай дальше»

Цель: Упражнять детей в счёте до 10.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч кому- либо из детей и называет любое число (в пределах 10). Ребёнок, поймавший мяч, продолжает считать дальше (называет ещё 2 числа) и возвращает мяч. Ведущий вновь бросает мяч кому-то из детей и называет число. Игра проводится в быстром темпе и повторяется несколько раз.

«Рыбак и рыбки»

Цель: сравнение двух групп предметов, закрепление образа цифр. Оборудование: удочка, медальки с цифрами, цифры.

Ход игры: Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья - это

«камешки» на дне реки, за которыми будут прятаться «рыбки», ребенку даются медальки с цифрами до 10. Один ребенок - «рыбак». Он приходит на берег с удочкой. «Рыбки» свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» -

«рыбки» уплывают и прячутся за «камешки». Ребенок должен найти свой дом. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка... Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется. Меняется количество

«камешков.

«Отсчитай столько же»

Цель: Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько неваляшек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько пирамидок, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле).

Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки).

«Найди пару»

Цель: соотносить цифру с числом, упражнять в счете.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды. У каждой команды свой стол, на одном столе в беспорядке лежат перевёрнутые цифры, на другом – карточки с таким же количеством точек.

Дети бегают по группе. По сигналу они берут карточки со столов и ищут свою пару, т.е. к каждой карточке с цифрой – карточку с соответствующим количеством точек. Дети, оставшиеся без карточек, проверяют, все ли пары соответствуют друг другу. Карточки возвращаются на прежнее место, игра повторяется.

«Найди свой аэродром»

Цель: развивать представление от незовисимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

Ход игры: Воспитатель: «Посмотрите, у меня на столе несколько самолетов. Это аэродром. Сколько у меня самолетов? Как проверить правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать самолеты? Каждым самолетом управляет летчик. Сколько летчиков управляют (…) самолетами? Сейчас мы поиграем. Вы будете летчики. Сколько детей должно выйти, чтобы управлять самолетами? (выходят дети, берут в руки самолеты, делают круг, возвращаются на аэродром).

«Динь-динь» (счёт на слух)

Цель: упражнять в счете на слух.

Ход игры: у детей цифры от 1 до 10. Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

Задание 1. Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь (3-4 задания). Задание 2. Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания).

«Посчитай сколько»

Цель: Упражнять детей в счете.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку, а под ними положить карточки с кружками. Пока дети выполняют задание, воспитатель выставляет определённое количество игрушек. Дети, пересчитав их, показывают соответствующую цифру или карточку с кружками и объясняют, почему именно эту цифру или карточку они показали.

Игра повторяется несколько раз со сменой игрушек.

«Больше - меньше»

Цель: определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Материал: бочонки от киндер-сюрприза и жёлуди.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку узнать, сколько желудей в двух рядом стоящих бочонках (1 -2 жёлудя, 2-3, 3-4, 4-5), в котором больше – меньше, на сколько больше-меньше.

Вариант 2. «Положи столько же» Воспитатель показывает карточку с цифрой и предлагает положить в бочонки столько же желудей (равное количество желудей) или в 1-й бочонок - 1 жёлудь, во 2-й – два жёлудя и т.д.

«У кого больше пуговиц?»

Цель: развивать у детей умение выкладывать числовой ряд от 1 до 10, упражнять детей в прямом и обратном счете от 1 до 10, развивать мелкую мускулатуру рук; закреплять умение решать математические задачи.

Материал: Игра представляет собой 2 набора полосок плотной ткани, тактильные карточки, с пришитыми на них в хаотичном порядке пуговицами и карточками с цифрами от 1 до 10.

Ход игры: педагог раскладывает на столе квадраты и предлагает рассмотреть их, провести пальчиками по пуговицам, назвать цвет, форму, посчитать их.

Первые упражнения с карточками заключаются в рассматривании пуговиц на карточке, счете их.

Далее детям предлагается: «Подобрать к цифрам карточки с соответствующим количеством пуговиц».

Затем по карточкам задаются следующие вопросы: «Сколько здесь маленьких (красных, круглых) пуговиц? Сколько на карточке больших (маленьких) пуговиц? Каких пуговиц больше (меньше)». Детям предлагается задание: «Найди карточку, на которой столько же маленьких (больших, красных, квадратных, прямоугольных, треугольных, овальных, полосатых) пуговиц»; «Найди карточку, на которой на одну (две, три и т. д.) пуговицу больше (меньше, поровну)» и т. д.

Предложить детям: «Разложить карточки с пуговицами в порядке возрастания (убывания), начиная от самой большой (маленькой) рядом с соответствующими цифрами» или «Найти и исправить ошибку в разложенном по порядку ряду карточек с пуговицами (пропущена, не в том месте)».

Самым сложным являются задания, где ребенку завязывают глаза и он должен на ощупь посчитать, сколько пуговиц на картинке.

«Сделай столько же» (счёт движений)

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Ход игры: дети делятся на две команды и строятся в шеренги. Воспитатель показывает карточки, где нарисованы предметы. Дети выполняют столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке.

«Исправь ошибку»

Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают   глаза   и   исправляют   ошибку   разными   способами:

«восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Закрепление навыков порядкового счёта

«Который по счету»

Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. Материал: 10 разных предметов или игрушек.

Ход игры: В группе расставлены предмета друг за другом. Воспитатель предлагает детям запомнить, кто за кем стоит, и посчитать все предметы. После выполнения задания воспитатель выясняет: «Какой по счету тот или иной предмет».

«Угадай, что изменилось»

Цель: учить соотносить цифру с числом.

Ход игры: Дети образуют круг. Внутри круга 5-6 человек. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

«Что нам делать, как нам быть? Надо зайчика ловить»

Снова будем мы считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Посмотрев на детей, которые стоят внутри круга, ведущий выходит из него. В это время нарушается порядок внутри круга. По сигналу ведущий входит в круг и определяет, какие изменения произошли внутри него. (Сколько человек ушло, сколько осталось, кто из детей поменялся местами) При повторном проведении игры водящий должен назвать имя ушедшего ребёнка. Для этого требуется удерживать в памяти всех стоящих в кругу детей, посмотреть на оставшихся в кругу, установить, кого нет.

«Исправь ошибку»

Цель: упражнять в счете в пределах 10.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку.

Один ребёнок из пары закрывает глаза, другой - переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, первый ребёнок отмечает, что изменилось. Если он ответил правильно, то становится ведущим.

Игра продолжается.

«На котором месте стоял?»

Цель: упражнять в счете в пределах 10.

Ход игры. В начале игры выбирается водящий. Дети строятся в шеренгу друг за другом. Водящий запоминает, кто за кем стоит и каким по счету. Затем закрывает глаза, а один ребенок уходит из группы. Водящий должен отгадать, кто ушёл и на каком месте стоял.

«Стройся по порядку»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10. Материал. Карточки с цифрами от 1 до 10.

Ход игры. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10

«Найди на один меньше»

Цель: учить уменьшать числа на один.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Ход игры: В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, назвать число меньше или больше последнего. Тот, кто первый назовет правильное число, получает флажок.

«Найди соседей числа»

Цель: учить называть соседей чисел.

Материал: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек c кругами (от 1 до 10).

Ход игры: Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа- числа: младшее - меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее - больше на один, оно стоит после и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети определяют предыдущее и последующее числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания, дети объясняют: какое число предыдущее (последующее) к обозначенному на карточке числу и почему эти числа назвали соседями.

«Найди пропущенное число»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них предметов от 1 до 10 (на каждой карточке другие предметы), флажки.

Ход игры. Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тот, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Игры с мячом

«Назови на один меньше (больше)»

Цель: Закрепление порядка чисел в числовом ряду, умения называть число на один меньше или больше.

Ход игры: Дети встают в круг, а воспитатель говорит задание «называем числа на один больше (меньше)» и по очереди бросает мяч детям.

«Назови следующее число»

Цель: упражнять в определении последующего числа к названному.

Ход игры: Дети образуют круг. В центре круга воспитатель. Он бросает мяч ребёнку и называет число.

Ребёнок, поймавший мяч, называет следующее за ним число и возвращает мяч воспитателю.

«Назови соседей»

Цель: Закрепление порядка чисел в числовом ряду, умения называть число на один меньше или больше.

Ход игры: играющие встают в круг, водящий в центре. Водящий бросает мяч одному из ребят и говорит любое число. Ребенок ловит мяч и называет соседей этого числа. Возвращает мяч водящему.

Закрепление умения составлять число из едениц в пределах 5

«Составь число»

Цель: Совершенствовать умение составлять число 5 из едениц.

Ход игры: Воспитатель предлагает составить число с помощью предметов:

«Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)

Игра повторяется 3-4 раза со сменой карточек.

«Подбери столько же разных предметов»

Цель: Закрепить представления о количественном составе числа 5 из единиц. Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить число 3 (4, 5) с помощью разных предметов (посуды, одежды, обуви) После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов? Сколько каких предметов вы взяли? Как вы составили число 3 (4, 5)? Сколько предметов каждого вида?»

Воспитатель добавляет ещё один предмет и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов? Сколько каких предметов? Какое теперь мы число составили?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ФЭМП "Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников"

Тема «Состав числа из двух меньших» - одна из самых объемных и трудных для понимания детей и в то же время важных для усвоения будущими первоклассниками. Включение занимательного материала в НОД ...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет»

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.Раздел «Количество и счет»  «Посчитай»Цель: показать образование чисел.Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном пол...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет»

Дидактические игры по формированию математических представлений....

Картотека \'\'Дидактические игры (количество и счёт)\'\'

Дидактические игры (количество и счёт)...

Дидактическая игра "Сказочный счет" по формированию представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста

Данная игра поможет воспитателю в игровой форме закрепить знания о количестве и счете у детей....

Картотека "Мишкина книжка" (дидактические игры на количество и счет)

В картотеке ФЭМП представлены игры на количество и счёт....

Картотека дидактических игр по ФЭМП "Количество и счет"

собрана хорошая картотека дидактических игр по математике в подготовительной группе...