Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы Раздел «Количество и счёт»
картотека по математике (младшая группа)

Дидактические игры и игровые упражнения

по формированию элементарных математических представлений

для детей второй младшей группы

Раздел «Количество и счёт»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и игровые упражнения

по формированию элементарных математических представлений

для детей второй младшей группы

Раздел «Количество и счёт»

Совершенствование умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества        Младшая группа

«Курица и цыплята»

Материал: используются карточки с цыплятами по количеству детей, карточка с курицей, фланелеграф.

Организация: на фланелеграфе разложены изображения цыплят. Перед занятием фланелеграф закрыт тканью.

Ход:         

Воспитатель говорит: «Ко-ко, ко-ко! и спрашивает:

– Кто это кричит? Кто пришел к нам в гости? Показывает карточку с изображением курицы. Кто это? Сколько курочек? Кого она зовет?

Воспитатель снимает ткань и обращает внимание детей на то, как много цыплят. Слово «много» выделяется интонацией. Взяв 1 цыпленка, воспитатель спрашивает: «Сколько у меня цыплят? Правильно. У меня один цыпленок! А у курочки сколько цыплят? Да, у курочки много цыплят», – подтверждает педагог ответы детей.

Затем вызывает детей по очереди и предлагает взять по 1 цыпленку, далее просит 3–4 детей сказать, сколько они взяли цыплят. Подчеркивает, что каждый ребенок берет по 1 цыпленку, а у курочки цыплят остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одного. Выражения «по одному», «ни одного» выделяются интонацией. Выясняет, как получилось, что у курочки не осталось ни одного цыпленка: все дети взяли по 1 цыпленку.

«Нарядим деревья»

Материал: изображение двух деревьев с желтыми и зелеными листьями, фланелеграф.

Ход: Дети сидят полукругом перед столом. Воспитатель на фланелеграфе показывает два дерева (лето и осень) и спрашивает: «Какого цвета листья на первом дереве? Какого на втором? Почему они разного цвета? (Дети отвечают). Первое дерево в летнем наряде, а второе в осеннем. Летом солнце греет, тепло, кругом трава, листва зеленая. А когда наступает осень, становится холодно, листья желтеют». Воспитатель просит детей сказать, сколько листьев на деревьях. (Ответы детей). «Сейчас вы возьмете по одному листу, а потом мы подумаем, что надо сделать, чтобы деревья опять нарядились». Затем вызывает по очереди, каждому предлагает взять по одному листу; обращает внимание, что листьев становится все меньше, и, наконец, не остается ни одного листа. «Как это получилось?» – спрашивает воспитатель и, уточняя ответы детей, говорит: «Все взяли по одному листу. Какого цвета лист у Яны? Сколько листьев у Ани? По сколько листьев у каждого из вас? Правильно, у каждого по одному листу, а на деревьях не осталось ни одного листа. Что надо сделать, чтобы на деревьях опять стало много листьев? (Ответы детей). Верно, на деревьях станет много листьев, если все прикрепят на деревья по одному листу». Дети по очереди прикрепляют листья. Когда деревья полностью наряжены, воспитатель задает вопросы: «Сколько листьев на дереве? Как мы их нарядили? Правильно, каждый принес по одному листу. Какого цвета листья? На деревьях много зеленых и желтых листьев», – заключает воспитатель. 

«Варим суп»

Материал: комплект игрушек – овощей (морковь, огурец, помидоры, перец, свёкла).
Организация: до занятия воспитатель расставляет игрушки. На одни столы он кладет по одному овощу, а на другие – по нескольку таких же овощей.
Ход занятия: Воспитатель показывает детям корзину с овощами и спрашивает: «Что у меня в корзине?» (Ответы детей.) «Как называется этот овощ? А этот?» После того, как дети назовут все овощи, спрашивает: «Где растут овощи? Что можно приготовить из них?» (Ответы детей.) «Какого цвета морковь? Огурец? Помидор?» (Ответы детей). Просит детей помочь сварить суп.
Воспитатель обращает внимание детей на овощи, разложенные на столах, и просит назвать, сколько их. Далее объясняет задание и показывает способ его выполнения: «Если я скажу, что надо принести один огурец, возьмите его и принесите на стол и расскажите: «Я принес один огурец». Если я скажу, что надо принести много помидор, вы найдете, где стоит много помидор, и принесете их на этот стол. Далее воспитатель просит принести одну морковку, много перцев, много свеклы, один помидор. Задает дополнительные вопросы: «Что ты принес? Сколько морковок? Что теперь лежит на столе? («Один перец и много морковок») Овощи убирает и дает аналогичное задание.

Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке

«Рыбак и рыбки»

Ход: Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок — рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется.

«Поезд»

Материал: игрушки животных, посудка.

Ход: В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам «Зоопарк», «Дом посуды», «Дом игрушки». Дети, встав друг за другом, образуют паровоз и вагоны. Поезд готов к отправлению. Воспитатель спрашивает, сколько получилось паровозов, сколько вагонов. Раздается сигнал — и поезд начинает движение. Подъехав к зоопарку, останавливается. Воспитатель спрашивает: «Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?» Дети называют: «Один мишка, один лев, много обезьян». Поезд вновь отправляется в путь. Следующая остановка около «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продается, по сколько каких предметов посуды: «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля, один половник, одна ваза, один кувшин, много ложек, много вилок». Третья остановка около «Дома игрушек». Игра продолжается.

«Кто ходит в гости по утрам»

Ход: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

Закрепление умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением)

«Подбери заплатку»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Развивать внимание, мышление, воображение.

(Воспитатель раскладывает «ковёр», выкладывает на ковёр «заплатки». Дети подбирают по размеру и форме геометрические фигуры (заплатки) и закрывают отверстия.)

Воспитатель берет два разных по размеру квадрата, спрашивает у детей какой квадрат больше, какой меньше.

Показывая детям геометрические фигуры (заплатки) педагог спрашивает:                                                                                                                              – На какую фигуру похожа эта заплатка?                                                                                                              - Какого цвета эта «заплатка»?                                                                                                                             Дети закрывают «ковёр» геометрическими фигурами (заплатками).                                                       Бабушка Арина:     – Молодцы! Как замечательно зашили все мои коврики.

«Забавные палочки»

Цель: учить сравнивать палочки путем наложения и приложения.

Воспитатель:  А сейчас мы поиграем с палочками и покажем Незнайке, как по другому можно определить длину. Возьмем синюю палочку, на нее наложите красную палочку, так, чтобы края с одной стороны были ровными, совпали. Что вы можете сказать о синей палочке?

Дети: Она Длинная.

Воспитатель: что вы можете сказать о красной палочке?

Дети: Она короткая.

Воспитатель: Возьмите синюю палочку и положите перед собой. А рядом с ней красную палочку, так, чтобы края палочки с одной стороны совпали, стали ровными.

Дети: Синяя ленточка длинная, а красная короткая.

Вывод: Длину предметов можно определить путем наложения и приложения.

Совершенствование умения считать в пределах 5 средняя группа

«Считай - не ошибись! »

 Материал:  мяч.                                                                                                             Ход игры: Дети располагаются полукругом. Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие

«Рассеянный художник»

Материал. Цифры 1, 2, 3, 4, 5
Правила игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая соответствующее количество предметов. На картинке отсутствует пять предметов. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)
Начать игру можно так:
«На улице Бассейной.  Один художник жил.   И иногда рассеянный
Неделями он был.
Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц пропущено на картинке?».
Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять?

«Найди Ошибку»

Материал: числовые карточки от 1 до 5, цифры от 1 до 5

Ход игры: На столе выкладываются в ряд числовые карточки от 1 до 5, под ними — также цифры от 1 до 5 (под каждой карточкой — соответствующая цифра). Затем педагог просит ребенка закрыть глаза и перепутывает цифры под карточками. Ребенку предлагается найти ошибку. В зависимости от знаний и умений детей воспитатель может сделать больше или меньше ошибок. В этой игре возможно, чтобы и взрослый «водил», т. е. перепутывает цифры ребенок, а взрослый ищет ошибку и восстанавливает ряд (ребенок при этом согласно правилам игры должен строго контролировать, все ли ошибки исправлены). Игра повторяется 5—б раз.

Закрепление навыков порядкового счёта в пределах 5

«Посади божью коровку на листок»

Материал: большие листья деревьев зеленого цвета с точками от 1 до 5 из картона; на обратной стороне листья разного цвета с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник); божьи коровки (красные, желтые, зеленые, синие) с точками на спинках от 1 до 5; божьи коровки с геометрическими фигурами, нарисованными на спинках.
Ход игры
а) Посадить на каждый листок коровку, у которой столько же точек, сколько и на листке.
б) Посадить на листок коровку такого же цвета и с такой же геометрической фигурой.

«Какой по счету»

Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках), 5 разных игрушек.

Ход игры . Воспитатель обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.  В- .ставит в ряд 5 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д

«Встань на свое место»

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 5.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 5 стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке.

Совершенствование умения считать в пределах 10 старшая

«Сосчитай и найди»

Материал: лист бумаги; дерево и животные.

Ход игры: Играют вдвоём. Кто быстрее найдёт цифры

по порядку, тот и выиграл.

"Собери поезд"

            Материал: вагончики поезда с цифрами

Ход игры: на столе перед ребёнком разложены вагончики поезда. На каждом вагончике напечатаны цыфры. Задача ребёнка разместить вагончики по порядку.

«Угадай число!»

Ход игры: Играют вдвоем. Один игрок (обычно взрослый) загадывает число в пределах десятка. Например, пусть будет загадано число 7.
Ребенок говорит: «Пять!».
Ему отвечают «Больше».
«Восемь!» – «Меньше»
«Семь!» – «Угадал!»

Закрепление навыков порядкового счёта

«Матрешки»

  Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Ход игры:  Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

 «Считаем по порядку»

Материал: веер с разноцветными лепестками

Ход игры : воспитатель показывает детям «Веер», состоящий из разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета и дает им задание посчитать им по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он прячет один лепесток за другой. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету) .

Игра продолжается 2 – 3 раза, каждый раз порядок лепестков

восстанавливается.

 «Живые числа»

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами    

(в пределах 10)

«Найди на 1 меньше»

Материал. Наборное полотно, синицы, дятлы (по 10 штук). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2-3 видов (по 10 штук каждого вида на ребенка).

Ход игры: В. обращается к детям: «На прошлом занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это делали? Давайте поупражняемся еще раз (повторяют). Мы с вами вспомнили, как получают следующее число, а сейчас узнаем, как получить число, которое стоит перед данным. Поровну у нас ромашек и васильков? если я 1 василек сниму, то, сколько их будет?). (Снимает картинку). Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось). Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы цветов стало поровну? и т д. Количество цветов в обеих группах доводится до 6. Далее В. выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-нибудь из детей их сосчитать. Затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы вместе со мной будете называть, сколько осталось„10 без 1 - 9, 9 без 1- 8, 8 без 1 - 7 и т. д. В заключение В. говорит: «Видите, дети, когда мы убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него».

«Какой цифры не стало?»

          Материал: цифры до 10

Ход игры: Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5

Игровое упражнение «Составим число»

           Материал: круги двух  цветов в разном количестве

Ход игры : Предложить детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спросить

«Сколько кругов вы отсчитали?

 Сколько кругов какого цвета вы взяли?

 Какое число вы составили?

Как вы составили число 5 из единиц?».

«Выставка игрушек»

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики) .

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число.

«Золушка»

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц

Развитие представлений о множестве 

подготовительная группа

 «Под грибочком»

Материал. Четыре больших гриба на расстоянии друг от друга, под ними в ряд четыре маленьких зайчика.

Ход игры . Педагог предлагает ребенку сказать, чего больше грибов или зайцев, и на сколько

«Больше – меньше»

Материал : картинки с предметами в пределах 10, знаки < >

Ход игры: Педагог предлагает детям расставить знаки < > между парами картинок и объяснить свой выбор.

Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта

«На зарядку становись»


Материалы: картинки с изображением мышат.
Ход игры : На доске располагают 10 картинок с изображением мышат. У 5 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 5 до 10). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.
Затем зачитывает стихотворение:
Двадцать спортсменов бегут на зарядку,
Но не желают бежать по порядку.
Последний, случается, первым придет –
Такой вот бывает неправильный счет.
В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

«Математические цветочки»

Материалы: Много разноцветных лепестков, на которых наклеены цифры от 1 до 10, серединки цветов с цифрами, цветные кружочки с цифрами от 0 до 10 для добавления к лепесткам, чтобы получилась нужная сумма.

Ход игры:    Нужно составить цветочек из отдельных лепестков так, чтобы их количество соответствовало цифре, написанной на кружочке (серединке) будущего цветка. Лепестки выложить вокруг серединки по порядку, начиная с 1.

Цвет серединки и цифры на лепестках окрашены в один цвет для того, чтобы дети быстрее и правильнее справлялись с заданием.

Затем нужно на каждый лепесток добавить недостающую цифру, чтобы сумма на лепестке составила число, написанное на серединке цветочка.

Во время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число, раскладывать число на два меньших

                                               «Живые числа»

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Закрепление знаний о цифрах

«Сосчитай правильно»

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Ход игры: Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

«Найди цифру»

Материал. Карточки с картинками 3, 4, 5, 6 предметов, сбоку нарисованы цифры.

Ход игры  :Педагог предлагает посчитать количество предметов и выбрать цифру, которая ему соответствует

«Угадай, какой по счету цветок»

Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Ход игры: На наборном полотне в ряд В. ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда

 «Летит метеорит»

           Материал: метеориты с  цифрами

Ход игры: Выложить метеориты и сосчитать их. Взять любой метеорит с цифрой и предложить ребенку назвать и показать числа «соседи». Выложить 6 и 5 метеоритов и предложить сравнить их.

«Метеориты и кометы»

           Материал:

Ход игры: Предложить сравнить количество метеоритов и комет, используя знаки.

Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе сейчас другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети радостно хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число больше числа 4 на 1. (Дети называют число 5 и показывают соответствующую карточку.) Какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показываю карточки)

Больше, меньше или равно»

Игровой материал: Карточки с предметами в пределах 10. Знаки <, >, =.

Ход игры: Детям раздаются карточки. Педагог предлагает детям расставить знаки <,  >, = между парами картинок и объяснить свой выбор.

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10

«Состав числа 5 из единиц».

Материал: картинки с изображением: Собаки, медведя, волка, быка, петуха, доска, карточка с цифрой 5

Ход игры: Воспитатель говорит: - Ребята, скажите, пожалуйста, кто приходил помочь нашему бедному зайчику из сказки «Заюшкина избушка?» (Собака, медведь, волк, бык, петух). (Выставляю картинки на доску.)                                      - Сколько друзей приходило к зайчику? (5 друзей).                                                  - Какие это друзья? (Одна собака, один волк, один медведь, один бык, один петух).                                                                                                                             - Сколько всего друзей? (Всего 5 друзей).                                                                    - Сколько единиц составляет число 5? (Число 5 – это 1 1 1 1 и ещё 1).

«Торопись, да не ошибись»

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Игру начинают с того, что в центральный круг помещают карточку с числом, большим пяти. Каждому из двух играющих необходимо заполнить клеточки на своей половине рисунка, положив на знак «?» карточку с таким числом, чтобы при сложении его с записанным в прямоугольнике получилось то число, которое помещено в круг. Если нельзя подобрать числа, удовлетворяющие данному условию, то игрок должен перевернутой карточкой закрыть «лишний» пример. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. Игру можно продолжить, заменив числа в круге (начиная с пяти).

Игра с флажками

Материал. Подставка с 10 цветками разного размера, набор предметных картинок разных видов одежды и транспорта (по 12 штук), флажки.

Ход игры:  В., обращая внимание на подставку с флажками, задает следующие вопросы: «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов одежда, а другому справа -10 разных видов транспорта. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов одежды (транспорта и сколько их всего?). «Поровну ли картинок одежды и видов транспорта? Посколько их?»

Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10

«Числовые домики»

Материалы к игре: Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 6 до 10 и карточки - окошки с цифрами от 0 до 10.                                                                                   Правила  игры:                                                                                                                                        В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире( 3) .                                                                                                               В этом домике живёт число 10. Сколько надо прибавить к 8, чтобы получилось 10( 2). И т. д.                                                                                                                                                                

 «Состав число 6 »

Материал. Карточки с количеством картинок в пределах 6,

Ход игры:  Педагог предлагает найти картинки, которые в сумме дадут число 6.

Картотека

дидактических игр и игровых упражнений

по формированию элементарных математических представлений

Раздел «Количество и счёт»

Возрастная

группа

Цель

Название игры

Младшая группа

Младшая

Совершенствование умения составлять множество из отдельных элементов и выделять элементы из множества

«Курица и цыплята»

«Нарядим деревья» 

« Варим суп»

Совершенствование умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке

«Рыбак и рыбки»

 « Поезд»

«Кто ходит в гости по утрам»

Закрепление умения сравнивать две равные и неравные группы предметов разными способами (наложением и приложением)

 «Забавные палочки»

«Подбери заплатку»

Средняя группа

Совершенствование умения считать в пределах 5

«Считай - не ошибись! »

«Рассеянный художник»

«Найди Ошибку»

Закрепление навыков порядкового счёта в пределах 5

«Какой по счёту?»

«Посади божью коровку на листок»

«Встань на своё место»

Старшая группа

Совершенствование умения считать в пределах 10

«Сосчитай и найди»

«Собери поезд»

Уг      «Угадай число!»

Закрепление навыков порядкового счёта

«Матрёшки»

 «Живые цифры»

 «Считаем по порядку»

Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10)

«Найди на один больше (меньше)»

 «Какой цифры не стало

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5

«Составим  число»

«Выставка игрушек»

«Золушка»

Подготовительная к школе группа

Развитие представлений о множестве

«Под грибочком»

«Больше – меньше»

Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта

«На зарядку становись»                      «Математические цветочки»

«Живые числа»

Закрепление знаний о цифрах

«Сосчитай правильно»

 «Угадай, какой по счету цветок»

«Найди цифру»

Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда

«Угадай, какое число пропущено»

«Летит метеорит»

«Метеориты и кометы»

«Больше, меньше или равно».

«Какой цифры не стало?»

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10

«Состав числа 5 из единиц»

«Торопись, да не ошибись»

«Игра с флажками»

Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10

«Числовые домики»                           «Состав число 6»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей. С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы ».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, в...