Конспект занятия по математике в старшей группе "На сколько меньше? На сколько больше?"( технология "Ситуации" Л.Г.Петерсон) ( 15.02.2024)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Фролова Наталия Викторовна

Посредственный учитель  излагает

Хороший учитель  обьясняет

Выдающий учитель показывает

 Великий учитель вдохновляет

( Ульям Артур Уорд)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_matematike.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : На сколько больше ? На сколько меньше ?

Цель : 1. Сформировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос " На сколько одно число больше или меньше другого?" ;

2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику " ;

3. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счётные умения ;

4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию.

Демонстрационный: 1) Образец выполнения задания 2.1.

2) Образец выполнения задания 3.1.

Раздаточный : 1) Лист к заданию 2.1.

2) Лист к заданию 3.1.

3) Простые карандаши.

4). Нарисованные на листах бумаги ящики с яблоками.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: 1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать и расширять их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, ходите ли вы с родителями по магазинам ?

- Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучёт ?

- Знаете ли вы , что это такое?

( После ответов детей, воспитатель рассказывает, что во время переучёта в магазине пересчитывают все товары , смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завезти недостающий товар в магазин.

- Ребята, работники магазина просят нас помочь им посмотреть, какого товара осталось в магазине больше, а какого меньше и на сколько.

Хотите помочь работникам магазина ?

Сможете это сделать ?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра " Переучёт".

Дидактические задачи: 1)Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков

Дети садятся за столы.

Лист к заданию 2.1.

"Сравни количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков ,

( Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть первые два мешочка)

- Как будем сравнивать по количеству яблоки и груши?

Дети рассказывают и проделывают названные действия:

* пересчитываем груши и яблоки и проверяем, верно ли сосчитано их количество;

* проводим ниточки, соединяя между собой яблоки и груши;

* обводим яблоки, у которых нашлась пара;

* ставим знак

Воспитатель задаёт вопрос:

- На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? ( На 1, так как одному яблоку не хватило пары.)

- На сколько яблок больше, чем груш ?( Тоже на 1.)

После обсуждения решения воспитатель выставляет образец записи, с которым дети сопоставляют свои записи.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешочки, в которых находятся морковки и огурцы. Дети пересчитывают овощи и находят ошибку - нарисовано на 1 огурец меньше, чем записано(два вместо трёх). Дети должны дорисовать 1 огурец.

Далее сравнивается количество морковок и огурцов и устанавливается, что :

* 6 3 ;

* количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов - на 3 меньше, чем морковок.

Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.

- Ребята, у работников магазина обеденный перерыв, , предлагаю поиграть с числами в игру «Прятки»

2.2.  Игра «Прятки с числами»

Дидактические задачи: Актуализация счета до 10 и обратно, представление детей о том Что из двух чисел числового ряда меньше , то что  идет при счете раньше, а больше то , которое идет позже.

Тренировать мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, развитие внимания, память , речь

Дети у доски на которой магнитами выставлены карточки от1 до 10.

Сосчитаем хором от 1до 10и обратно.

Воспитатель прячет число дети отгадывают

Спряталось число ( 6)

- Назовите числа которые меньше 6( 1,2, 3,4,5,)

- Где они расположены( слева от числа 6)

-Их при счете называют раньше или позже( раньше)

- Назови числа которые больше6( 7,8,9,10)

- Где они расположены( справа от числа 6)

- их при счете называют раньше или позже?( позже)

-Какое число меньше 5 или 8? Почему?( число 5 меньше , потому что при счете оно следует раньше, чем  число 8)

Какое число больше 6 или 2? Почему? Число  6 больше, т.к.при счете оно следует после числа 2)

Обеденный перерыв закончился, пора на работу!

3.Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра " Переучёт" ( продолжение).

Дидактические задачи : 1).Уточнить представления детей о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и создать мотивационную ситуацию для построения способа действий для ответа на предметной основе на вопрос. на сколько одно число больше ( меньше) другого ; 2). Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания ; 3). Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.

Дети садятся за столы, на которых находятся листы к заданию 3.1.

Лист к заданию 3.1.

"Поставь знак  больше ли  меньше

- Ребята, теперь работникам магазина надо сравнить количество апельсинов и слив, но пакеты, в которых они положены. закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак, или

Детям предоставляется самостоятельность.

- Какое число больше, а какое меньше? Почему ? ( 4

- В какую сторону раскрыты полоски? ( В сторону числа 7, потому что оно больше.)

- Прочитайте запись. ( 4 меньше 7.)

- На сколько число 4 меньше, чем 7 ? ( Дети затрудняются ответить.)

Смогли ли вы помочь работникам магазина?

Почему не смогли? ( Потому что не знаем, как узнать, на сколько число 4 меньше, чем 7.)

Значит, чему нам нужно научиться ? ( Нужно научиться узнавать, на сколько одно число меньше или больше другого.)

4.Открытие нового знания.

4.1.Игра "Переучёт" ( продолжение).

Дидактические задачи. 1). Построить способ действий для ответа на предметной основе на вопрос, на сколько одно число больше ( меньше 0 другого ; 2). Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. закрепить способ действий " если что- то не знаю. придумаю сам. а потом проверю себя по учебнику " ; 3).Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность. творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

- А как же мы можем этому научиться? ( Попробовать придумать самим. )

- Давайте попробуем. как вы думаете, почему вы смогли определить, на сколько груш меньше, чем яблок, а про апельсины и сливы вы этого сказать не можете? ( Там был рисунок. и мы составляли пары. а здесь коробки закрыты и рисунка нет.)

- А вы сами сможете нарисовать апельсины и сливы ? ( Да.)

- Сколько апельсинов надо нарисовать в левом мешочке ? ( 4.)

- Сколько слив надо нарисовать в правом мешочке ? (7.)

Дети рисуют круги и овалы в своих листах.

- Как теперь узнать, на сколько 4 меньше 7 ? ( Провести ниточки и узнать, сколько слив осталось без пары.)

Дети соединяют 4 круга - апельсина и 4 овала - сливы, обводят 4 сливы и узнают. что без пары осталось 3 сливы. Значит, 4 меньше , чем 7, на 3 , и 7 больше , чем 4 , тоже на 3 .

После завершения работы воспитатель выставляет образец для самопроверки. ( Если требуется, воспитатель помогает исправить ошибки.)

 Воспитатель делает вывод: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, можно для этих чисел составить группы предметов, затем провести ниточку и сосчитать , сколько предметов без пары

- Смогли вы придумать, как помочь работникам магазина ? ( Да.)

- Молодцы !

- Работники магазина благодарят вас за помощью.

5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.

5.1 « Игра на сколько больше? На сколько меньше?

Воспитатель собирает около себя детей и рассказывает, что работники магазина , когда устают уходят на отдых. Я предлагаю поиграть .Давайте сравним числа 3 и 5 и узнать какое число больше.

-как узнать на сколько 3 меньше 5( выслушать ответы детей)

Предложить разделиться на 2 команды. Сколько человек должно быть в первой команде 3, а сколько во второй. Воспитатель предлагает стать справа от него команде из 3 человек, а слева из 5 человек

Что нужно сделать , чтобы узнать на сколько 3 меньше7.

Дети проговаривают алгоритм сначала встать парами, сосчитать  сколько человек осталось без пар

Дети одной команды встают парами с другой. 2 остаются без пары.

Игра повторяется еще раз 2 и 6

5.1. Игра " Ящики с яблоками ".

Дидактические задачи . 1). Закрепить представления о сравнении чисел на предметной основе, тренировать счётные умения. 2).Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать память, речь, логическое и вариативное мышление. коммуникативные качества.

- Ребята, в магазине рабочий день уже заканчивается, но у работников остались ещё  невыполненные задание.

Сейчас мы отправимся на склад ( работа у доски) Перед вами  ящики с яблоками. Работники магазина не успели расфасовать до конца. В первом ящике лежат 5 яблок. А во втором должно лежать на 3 яблока больше. Как мы можем это сделать правильно ? ( Ответы детей .)

- Правильно , ребята. Мы должны положить во второй ящик сначала 5 яблок и добавить к ним ещё 3 яблока, ведь у нас должно лежать на 3 яблока больше, чем в первом. Таким образом, во втором ящике у нас 8 яблок.

6. Итог занятия.

Дидактическая задача . Провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, где вы сегодня были ? ( В магазине на переучёте.)

- Кому вы помогали ? (Работникам магазина.)

- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии ? ( Учились сравнивать количества овощей и фруктов.)

- Что на занятии вам больше всего понравилось ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.

Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...

Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на остров Математики"

Конспект занятия по математике в старшей  группе , тема занятия "Путешествие на остров Математики"...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины». 12.05.2024 год

Цель: Познакомить с элементарными способами измерения. Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - Познаком...