Конспект занятия по математике в старшей группе "На сколько меньше? На сколько больше?"( технология "Ситуации" Л.Г.Петерсон) ( 15.02.2024)
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Посредственный учитель излагает
Хороший учитель обьясняет
Выдающий учитель показывает
Великий учитель вдохновляет
( Ульям Артур Уорд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatie_po_matematike.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : На сколько больше ? На сколько меньше ?
Цель : 1. Сформировать умение с помощью предметных действий отвечать на вопрос " На сколько одно число больше или меньше другого?" ;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику " ;
3. Закрепить представления детей о сложении и вычитании групп предметов и чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать счётные умения ;
4. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.
Материалы к занятию.
Демонстрационный: 1) Образец выполнения задания 2.1.
2) Образец выполнения задания 3.1.
Раздаточный : 1) Лист к заданию 2.1.
2) Лист к заданию 3.1.
3) Простые карандаши.
4). Нарисованные на листах бумаги ящики с яблоками.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: 1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать и расширять их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, ходите ли вы с родителями по магазинам ?
- Бывало ли, что вы пришли в магазин, а он закрыт на переучёт ?
- Знаете ли вы , что это такое?
( После ответов детей, воспитатель рассказывает, что во время переучёта в магазине пересчитывают все товары , смотрят, какого товара осталось меньше и на сколько, для того, чтобы завезти недостающий товар в магазин.
- Ребята, работники магазина просят нас помочь им посмотреть, какого товара осталось в магазине больше, а какого меньше и на сколько.
- Хотите помочь работникам магазина ?
- Сможете это сделать ?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра " Переучёт".
Дидактические задачи: 1)Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, использование знаков
Дети садятся за столы.
Лист к заданию 2.1.
"Сравни количество яблок и груш, морковок и огурцов с помощью знаков ,
( Воспитатель читает детям задание и предлагает рассмотреть первые два мешочка)
- Как будем сравнивать по количеству яблоки и груши?
Дети рассказывают и проделывают названные действия:
* пересчитываем груши и яблоки и проверяем, верно ли сосчитано их количество;
* проводим ниточки, соединяя между собой яблоки и груши;
* обводим яблоки, у которых нашлась пара;
* ставим знак
Воспитатель задаёт вопрос:
- На сколько груш меньше, чем яблок? Почему? ( На 1, так как одному яблоку не хватило пары.)
- На сколько яблок больше, чем груш ?( Тоже на 1.)
После обсуждения решения воспитатель выставляет образец записи, с которым дети сопоставляют свои записи.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мешочки, в которых находятся морковки и огурцы. Дети пересчитывают овощи и находят ошибку - нарисовано на 1 огурец меньше, чем записано(два вместо трёх). Дети должны дорисовать 1 огурец.
Далее сравнивается количество морковок и огурцов и устанавливается, что :
* 6 3 ;
* количество морковок на 3 больше, чем огурцов, а количество огурцов - на 3 меньше, чем морковок.
Воспитатель выставляет образец, с которым дети сверяют свои записи.
- Ребята, у работников магазина обеденный перерыв, , предлагаю поиграть с числами в игру «Прятки»
2.2. Игра «Прятки с числами»
Дидактические задачи: Актуализация счета до 10 и обратно, представление детей о том Что из двух чисел числового ряда меньше , то что идет при счете раньше, а больше то , которое идет позже.
Тренировать мыслительные операции- анализ, синтез, сравнение, развитие внимания, память , речь
Дети у доски на которой магнитами выставлены карточки от1 до 10.
Сосчитаем хором от 1до 10и обратно.
Воспитатель прячет число дети отгадывают
Спряталось число ( 6)
- Назовите числа которые меньше 6( 1,2, 3,4,5,)
- Где они расположены( слева от числа 6)
-Их при счете называют раньше или позже( раньше)
- Назови числа которые больше6( 7,8,9,10)
- Где они расположены( справа от числа 6)
- их при счете называют раньше или позже?( позже)
-Какое число меньше 5 или 8? Почему?( число 5 меньше , потому что при счете оно следует раньше, чем число 8)
Какое число больше 6 или 2? Почему? Число 6 больше, т.к.при счете оно следует после числа 2)
Обеденный перерыв закончился, пора на работу!
3.Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра " Переучёт" ( продолжение).
Дидактические задачи : 1).Уточнить представления детей о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и создать мотивационную ситуацию для построения способа действий для ответа на предметной основе на вопрос. на сколько одно число больше ( меньше) другого ; 2). Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания ; 3). Тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Дети садятся за столы, на которых находятся листы к заданию 3.1.
Лист к заданию 3.1.
"Поставь знак больше ли меньше
- Ребята, теперь работникам магазина надо сравнить количество апельсинов и слив, но пакеты, в которых они положены. закрыты, а их количество указано на этикетках. Надо не только поставить нужный знак, или
Детям предоставляется самостоятельность.
- Какое число больше, а какое меньше? Почему ? ( 4
- В какую сторону раскрыты полоски? ( В сторону числа 7, потому что оно больше.)
- Прочитайте запись. ( 4 меньше 7.)
- На сколько число 4 меньше, чем 7 ? ( Дети затрудняются ответить.)
- Смогли ли вы помочь работникам магазина?
- Почему не смогли? ( Потому что не знаем, как узнать, на сколько число 4 меньше, чем 7.)
Значит, чему нам нужно научиться ? ( Нужно научиться узнавать, на сколько одно число меньше или больше другого.)
4.Открытие нового знания.
4.1.Игра "Переучёт" ( продолжение).
Дидактические задачи. 1). Построить способ действий для ответа на предметной основе на вопрос, на сколько одно число больше ( меньше 0 другого ; 2). Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия. закрепить способ действий " если что- то не знаю. придумаю сам. а потом проверю себя по учебнику " ; 3).Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции- анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность. творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- А как же мы можем этому научиться? ( Попробовать придумать самим. )
- Давайте попробуем. как вы думаете, почему вы смогли определить, на сколько груш меньше, чем яблок, а про апельсины и сливы вы этого сказать не можете? ( Там был рисунок. и мы составляли пары. а здесь коробки закрыты и рисунка нет.)
- А вы сами сможете нарисовать апельсины и сливы ? ( Да.)
- Сколько апельсинов надо нарисовать в левом мешочке ? ( 4.)
- Сколько слив надо нарисовать в правом мешочке ? (7.)
Дети рисуют круги и овалы в своих листах.
- Как теперь узнать, на сколько 4 меньше 7 ? ( Провести ниточки и узнать, сколько слив осталось без пары.)
Дети соединяют 4 круга - апельсина и 4 овала - сливы, обводят 4 сливы и узнают. что без пары осталось 3 сливы. Значит, 4 меньше , чем 7, на 3 , и 7 больше , чем 4 , тоже на 3 .
После завершения работы воспитатель выставляет образец для самопроверки. ( Если требуется, воспитатель помогает исправить ошибки.)
Воспитатель делает вывод: чтобы узнать на сколько одно число больше другого, можно для этих чисел составить группы предметов, затем провести ниточку и сосчитать , сколько предметов без пары
- Смогли вы придумать, как помочь работникам магазина ? ( Да.)
- Молодцы !
- Работники магазина благодарят вас за помощью.
5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка.
5.1 « Игра на сколько больше? На сколько меньше?
Воспитатель собирает около себя детей и рассказывает, что работники магазина , когда устают уходят на отдых. Я предлагаю поиграть .Давайте сравним числа 3 и 5 и узнать какое число больше.
-как узнать на сколько 3 меньше 5( выслушать ответы детей)
Предложить разделиться на 2 команды. Сколько человек должно быть в первой команде 3, а сколько во второй. Воспитатель предлагает стать справа от него команде из 3 человек, а слева из 5 человек
Что нужно сделать , чтобы узнать на сколько 3 меньше7.
Дети проговаривают алгоритм сначала встать парами, сосчитать сколько человек осталось без пар
Дети одной команды встают парами с другой. 2 остаются без пары.
Игра повторяется еще раз 2 и 6
5.1. Игра " Ящики с яблоками ".
Дидактические задачи . 1). Закрепить представления о сравнении чисел на предметной основе, тренировать счётные умения. 2).Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, развивать память, речь, логическое и вариативное мышление. коммуникативные качества.
- Ребята, в магазине рабочий день уже заканчивается, но у работников остались ещё невыполненные задание.
Сейчас мы отправимся на склад ( работа у доски) Перед вами ящики с яблоками. Работники магазина не успели расфасовать до конца. В первом ящике лежат 5 яблок. А во втором должно лежать на 3 яблока больше. Как мы можем это сделать правильно ? ( Ответы детей .)
- Правильно , ребята. Мы должны положить во второй ящик сначала 5 яблок и добавить к ним ещё 3 яблока, ведь у нас должно лежать на 3 яблока больше, чем в первом. Таким образом, во втором ящике у нас 8 яблок.
6. Итог занятия.
Дидактическая задача . Провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, где вы сегодня были ? ( В магазине на переучёте.)
- Кому вы помогали ? (Работникам магазина.)
- Чем мы сегодня с вами занимались на занятии ? ( Учились сравнивать количества овощей и фруктов.)
- Что на занятии вам больше всего понравилось ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике в старшей группе .Тема. Путешествие в сказочное королевство Математики.
Задачи. Обобщить полученные знания о способах сравнения чисел. Упражнять в счете в пределах семи. Закреплять навыки порядкового счета. Обучать приемам решения задач практическим способом. Обогащать сл...
Конспект занятия по математике в старшей группе "Математика-страна очень умная она!"
Занятие по математике в старшей группе....
Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие на остров Математики"
Конспект занятия по математике в старшей группе , тема занятия "Путешествие на остров Математики"...
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...
Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»
Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Измерение длины». 12.05.2024 год
Цель: Познакомить с элементарными способами измерения. Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - Познаком...