Консультация для педагогов: «Современные подходы к организации сенсорного воспитания в группе раннего возраста»
консультация по математике (младшая группа)
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konst_22.docx | 409.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 30 «Дельфиненок» г.Павлово
Консультация для педагогов:
«Современные подходы к организации сенсорного воспитания в группе раннего возраста»
Выполнила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Журавлева А.С
Павлово 2024г
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша. Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
В раннем возрасте одной из важнейших задач является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от различных органов чувств, и объединять их в единое целое. Успешность сенсорного развития ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Период младшего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация эффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста требует новых подходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным и индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
На первом году жизни основная задача сенсорного развития состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.
Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов. Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих принципов:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Я в своей практике применяю современные подходы и технологии для формирования сенсорных представлений:
Нетрадиционный наглядно-дидактический материал, звуковые панно, лего- технологию и конструирование, экспериментирование.
Использование нестандартных пособий вызывает у детей интерес, дополнительный стимул активизации сенсомоторной деятельности.
Формируют представления о цвете, величине, форме, положении в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, образное мышление, речь и воображение.
Использование дидактических пособий из цветных крышек.
Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, разного размера привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с раннего возраста. Все пособия, изготовленные из цветных крышек привлекательны, безопасны, оригинальны, просты в изготовлении и использовании. У детей формируются представления о сенсорных эталонах (цвет и его оттенки, размер, количество, форма, ориентировка в пространстве).
Можно использовать разноцветные крышечки для выкладывания мозаики по образцу.
Сенсорные коробки –являются универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.). Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.
Бизиборды – это специальные развивающие доски для детей, на которых расположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. С помощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.
ЛЕГО-технологии - развивающие конструкторы, получившие свое название – ЛЕГО и обладающие большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях. Лего-технология непосредственно связана с сенсорным воспитанием, так как в процессе конструирования идет формирование представлений о предметах, их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положению в пространстве.
При конструировании ребёнок прочнее усваивает представления о величине предметов: длинный – короткий, узкий – широкий, низкий – высокий.
С детьми раннего возраста используются конструкторы с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Знакомство происходит постепенно от простых моделей к более сложным. Используются дидактические упражнения и ситуации, при которых дети учатся различать конструкции по форме, величине, составу деталей, размещению в пространстве, устойчивости, цветовому решению и другим признакам. Например, дидактическая игра «Дорожки» (цвет), дидактическая игра «Двойняшки» (форма), дидактическая игра «Башни» (величина) и т. д.
Рядом могут находится также игрушки, которые соразмерны создаваемым постройкам (машинки, животные, предметы домашнего интерьера и др.).
Экспериментирование с водой и снегом, песком.
Игры с песком и водой вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие. Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Использование природного материала: жёлуди, шишки, каштаны, сухие листья
Так же можно использовать различный природный материал (жёлуди, шишки, каштаны, семена растений, сухие листья).
Работа с природным материалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Т. о. непосредственно, с помощью органов чувств, дети воспринимают многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.
Нетрадиционная техника рисования. В процессе рисования с помощью нетрадиционных техник у малышей формируются перцептивные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Использование разнообразных приёмов, а также материалов различных фактур в процессе нетрадиционного рисования способствует наиболее эффективному решению задач сенсорного развития детей раннего возраста. В раннем возрасте можно использовать рисование манкой, отпечатками картофеля, ладошками, пальчиками, ватными палочками, рисование на песке
Итак, совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации игровой деятельности для детей раннего возраста.
Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов Современный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....
презентация для педагогов "Современные подходы к организации трудового воспитания в детском саду"
В презентации раскрыты основные понятия трудового воспитания дошкольников, задачи по трудовому воспитанию в детском саду, методы и формы работы с детьми по проведению трудовой деятельности....
"Современные подходы к организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Доклад на методическое...
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольника"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов: « Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста»
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы ребёнок н...
Консультация для педагогов: «Современные подходы к развитию сенсорных способностей детей раннего возраста».
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом воз...