Работа с родителями по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Попович Любовь Владимировна

Работа по воспитанию основам финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboty_s_roditelyami_po_f.g.docx49.65 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на 2022-2023 учебный год.

Подготовила: Попович Л.В.

Работа по воспитанию основам финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог - ребенок - родитель.

Цель: повышение финансовой образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в обучении финансовой грамотности ребенка;
  • Просвещение родителей в вопросах финансовой грамотности, повышение их правовой, информационной компетенции.
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний в соответствии с темами работы с детьми через тематические памятки, рекомендации.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на темы финансовой грамотности;
  •  открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • Тематические памятки, анкетирование;
  • индивидуальная работа.
  • Информационно- просветительская работа в ВК на странице детского сада, рубрика #Доступноофинансах#

Перспективный план. (Памятки, анкеты, практические советы в приложении)

Мероприятие.

Сроки реализации

1

Сообщение на родительском собрании «Уроки финансовой грамотности в детском саду и дома»  

Анкета для родителей №1

сентябрь

2

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Труд»

Памятка для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

октябрь

3

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Деньги»

ноябрь

4

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Потребности и желания».

декабрь

5

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Тратим разумно, сберегаем»

январь

6

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Долг и ответственность»

февраль

7

Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Планирование»

март

8

День открытых дверей. Открытый показ воспитательно – образовательной работы тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»

 Тематическая памятка и рекомендации для родителей: «Богатство и бедность».

апрель

9

Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2022-2023 учебный год. Анкетирование.

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

май

10

Рубрика #Доступноофинансах#

1-2 в месяц.

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста №1.

1.Рассказывайте детям о своей работе. Они не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители и как зарабатывают средства к существованию.

2.Не скрывайте от детей своё материальное положение. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями.

3.Не приучайте детей к излишествам. Недопустимо, когда ребёнок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чём не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут.

4.Формируйте у детей разумные потребности. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?».

5.Учите детей бережливости. Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребёнку, как можно их починить.

6.Помогите детям осознать стоимость вещей. С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушки, книги, одежда и т. д..

7.Привлекайте детей к работе по дому. Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это и похвалить.

8.Дети должны знать цену деньгам. Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Также можно предложить ребёнку самостоятельно зарабатывать первые деньги, например, через игровую деятельность (ярмарка-продажа детских поделок)

Памятка для родителей по формированию у детей

основ финансовой грамотности №2.

Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с деньгами. Специалисты по формированию основ финансовой грамотности рекомендуют выделять деньги ребенку на карманные расходы с 6-7 лет.

1. Выдавайте детям карманные деньги.

Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. 

2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег.

Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).

3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.

В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.

4. Не увлекайтесь контролем расходов.

Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.

Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, конструктор или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.

6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.

Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том, что, накопив какую-то часть от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то, что было запланировано.

7. Помогите ребенку контролировать расходы.

Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).

9. Будьте примером.

Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.

Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

ФОРМИРУЙТЕ У ДЕТЕЙ РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др. Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье – оплата коммунальных расходов, потребность в одежде – вещи и т. п.). Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний ваших или его.  Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т. д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРУДОМ И ДЕНЬГАМИ.

Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает.  Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

УЧИТЕ РЕБЕНКА ВЫБИРАТЬ И ПОКУПАТЬ ТОВАР

Совершите с ребенком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т. п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться.  Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).  Перед походом в магазин обсудите с ребенком, что вы будете покупать. Покажите ему еженедельные рекламные буклеты с товаром, который продается в магазине, и расскажите, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидкой.

УЧИТЕ РЕБЕНКА СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».  Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.  Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

УЧИТЕ РЕБЕНКА ПЛАНИРОВАТЬ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.  Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком символом.  Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки».  В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?  Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».

СМОТРИТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Вместе с ребенком посмотрите и обсудите мультфильмы по формированию финансовой грамотности у дошкольников. Например: «Муха-цокотуха»-нашла денежку и сразу ее потратила. Объясните ребенку, что к деньгам нельзя относится легкомысленно. «Трое из Простоквашино»- сумел выстроить вполне успешное фермерское хозяйство, благодаря своей экономии (отказался на подписки на журналы) «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» (раскрывается определенная тема: сбережение, кредиты, инвестиции, планирование бюджета и покупок…)

Анкета для родителей 1

ЦЕЛЬ: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности и формировании у них азов финансовой культуры.

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада выявить и учесть ваши интересы, пожелания при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И.ребёнка (по желанию)

1.Считаете ли вы целесообразным начинать формировать азы финансовой культуры у ребёнка с дошкольного возраста?

-Да.

-Нет.

- Затрудняюсь ответить.

Почему? (кратко)

2.Что бы вы порекомендовали в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи в процессе приобщения детей к финансовой культуре?

3.Существует ли у вас необходимость получить информацию о том, как организовать обучение и воспитание ребёнка в области финансов в семье?

-Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

4.Укажите, в получении какой информации по финансовому воспитанию ребёнка в семье вы испытываете потребность.

Анкета для родителей №2

«Финансовая грамотность - детям»

Цель: определить уровень заинтересованности родителей в обучении их детей

основам финансовой грамотности, формирования у них навыков рационального

экономического поведения и отследить результаты работы в этом направлении.

1. Как Вы относитесь к введению в нашем детском саду программы

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой

грамотности»?

А) считаю его необходимым;

Б) положительно;

В) отрицательно;

Г) не готов оценить значимость.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике

и финансам?

3. А) до 3-х лет;

Б) в старшем дошкольном возрасте;

В) в школе;

Г) не вижу необходимости в этом.

4. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

А) да, он проявляет живой интерес;

Б) да, но программа является сложной для его восприятия;

В) нет;

Г) затрудняюсь ответить.

5. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по

Финансовой грамотности?

А) да;

Б) нет;

В) иногда.

6. Как изменилось поведение ребенка после изучения

финансовой грамоты?

А) ничего не изменилось в поведении ребенка;

Б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

В) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

Г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его

рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

Д) ребенок стал бережнее относиться к вещам и предметам;

Е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного

бюджета.

6) Планируете ли Вы и посещать мероприятия для родителей в рамках

программы по повышению финансовой грамотности?

А) планирую

Б) не планирую;

В) возможно.

Список литературы, рекомендуемой родителям.

Учебно-методические пособия

1. Александров, И. Большая иллюстрированная энциклопедия для дошкольников.

2. Арефьева, Т.А. Дети и деньги/

3. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей.

4. Бодо, Ш. Мани, или Азбука денег.

5. Бродникова, Е. Дети и деньги. Растим миллионера.

6. Годфри, Джолайн. Как научить ребёнка обращаться с деньгами.

7. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества http://fincult.ru/trenings/file_profolog/KursKids/ Denegnie_skazki_Raskraska.pdf

8. Детские деньги: полезная информация для детей и родителей о деньгах и управлении ими/ Сбербанк для детей и родителей. - Электронный ресурс: http://niKona-6aHKHpa^/wp-content/uploads/2016/02/

Detskie-dengi.pdf

9. Иванова, Н. Г. Что такое «экономика»? Проект для детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2000,-№2.-С.12-14.

10. Йулли, Б. Как воспитать правильное отношение к деньгам.

11. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом

12. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников

13. Липсиц, И. В. Удивительные приключения в стране Экономика

14. Макаренко, А. С. О воспитании.

15. Матвеев, Э. Лесная биржа. Поучительная сказка о финансах.

Сказки, рассказы

Два жадных медвежонка (Венгерская сказка)

С. Михалков «Как старик корову продавал»

Х.-К. Андерсен «Новое платье короля»

Х.-К. Андерсен «Огниво»

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Народная сказка «Мена»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Народная сказка «Жадная старуха»

Народная сказка «Чудесная рубашка»

Список мультфильмов.

1. Смешарики. Азбука финансовой грамотности

2. Смешарики. ПИН-Код: Финансовая грамотность

3. Богатый бобренок

4. Азбука денег. Уроки тетушки Совы

5. Фиксики

6. Три кота

7. Профессор Почемушкин

8. Мультфильм о мальчике Пете

9. Серия «Золотая карта» Новых Простоквашино

10. Алеша Попович и Тугарин Змей

11. История возникновения денег. Хочу весь мир и ещё 5 процентов. История Фабиана

12. Золотая Антилопа (1954)

13. Приключения Буратино (1959)

14. Муха-цокотуха (1960) или (1976)

15. Дюймовочка (1964)

16. Кот, который гулял сам по себе (1968)

17. Трое из Простоквашино. (1978)

18. Незнайка на Луне (1997-1999)

Тематические памятки.

Памятка 1. Труд

Труд — это основа человеческой жизни и культуры.

Ознакомление детей с трудом взрослых помогает сформировать у них стремление к трудовой деятельности. Знания о труде людей и понимание его значения способствуют пробуждению у детей уже в дошкольном возрасте интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам.

Воспитывать уважительное отношение к труду и трудящемуся человеку следует с малых лет. Интерес детей к труду значительно повышается, если очевидна его полезность для окружающих. Необходимо на конкретных примерах показывать детям значимость труда взрослых, раскрывать богатство человеческих отношений в труде. Это позволит выстроить правильное отношение детей к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.

Помните, радость труда - могучая воспитательная сила. Поэтому именно в детские годы ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство.

ВАЖНО!

Большим заблуждением является убеждение родителей, которые считают, что с профессией можно определиться в старших классах и не стоит торопиться. Учтите, основные понятия закладываются именно в раннем детстве.

Разъясняйте ребёнку суть вашего труда и его важность для других людей. Обратите внимание на то, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Всегда с уважением рассказывайте о своих коллегах.

Информация о профессиях своих близких людей помогает ребёнку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы.

Воздержитесь от эмоций! Не навязывайте ребёнку своё мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Никогда не показывайте своего негативного отношения к людям какой-либо профессии, не делите профессии на хорошие и плохие, престижные и не очень, не упоминайте о размере заработной платы.

Информацию ребёнку следует давать без негатива, чтобы у него сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям, чтобы он уважал и понимал важность любого труда.

Памятка 2. Деньги

Деньги - важная часть нашей жизни. Взрослые учат детей чтению, общению с людьми, правилам дорожного движения, здоровому образу жизни и питанию и пр. Что такое деньги и как с ними грамотно обращаться тоже важная область знаний, необходимых современному человеку. Если ребёнку вовремя не объяснить, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и бережно к ним относиться, то у него может сложиться собственное мнение о деньгах и совсем нет гарантий, что оно будет верным. Поэтому правильное отношение не только к деньгам, но и к тому труду, которым они достаются, нужно прививать с малых лет.

Не следует избегать темы денег в беседах с детьми дошкольного возраста. Простые и понятные беседы помогут ребёнку сформировать правильное отношение к деньгам.

Деньги - средства получения благ, средства, которые используют люди для покупки нужных для их жизни товаров и услуг.

Укажите, откуда в вашей семье появляются деньги (зарплата, пенсия, стипендия, пособие и пр.).

Разъясните, что деньги не появляются сами собой, чтобы что-то купить, деньги необходимо сначала заработать. Рассказывайте ребёнку о своей профессии, о работе, о том, что ходите на работу, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи необходимые товары и оплачивать услуги. Выполнить свою работу не так-то просто. Объясняйте, что в каждом заработанном рубле есть доля ваших усилий, напряжённой работы, принятия ответственных решений и выполнения сложных задач.

ВАЖНО!

Отношение к деньгам ребёнок формирует в семье, наблюдая за действиями родителей и делая соответствующие выводы. Начните с себя - оцените своё умение распоряжаться деньгами, отношение к ним, потому что нельзя научить тому, чего не умеешь сам.

Объясните ребёнку, что деньгами нельзя хвастаться, а отношение к людям не должно зависеть от того, сколько у них денег.

Дайте возможность ребёнку приобрести собственный опыт, позволяйте ему принимать решения по поводу траты денег, так как нельзя никого научить обращаться с каким-то предметом, не дав этого предмета. Не ругайте ребёнка, если покупка окажется неправильной, а объясните, как избежать ошибок в дальнейшем.

Не делайте категоричных запретов, а объясняйте, где следует, а где не следует и почему делать покупки. Это поможет отвлечь внимание ребёнка от сомнительных товаров. Учтите, дети в настоящее

время стали объектом массированной атаки производителей разного вида продукции, в том числе и рекламной.

Не превращайте деньги в инструмент наказания или поощрения.

Не преувеличивайте значение денег и отделите их от своих эмоций.

Памятка 3. Покупаем. Потребности и желания

Прежде чем привлекать ребёнка к процессу покупок, следует разобраться с понятиями потребности и желания. Понимание разницы между потребностями и желаниями поможет любому человеку быстрее достигать своих целей, жить в реальности, соблюдать баланс своих ресурсов. Многие проблемы в жизни возникают именно из-за неумеренности в желаниях.

Потребность - это жизненная необходимость, то, что необходимо для физического и психического здоровья человека, без чего он объективно не может прожить (чистый воздух, еда и вода, одежда, обувь и жильё, полноценный сон).

Желание - это то, что не обязательно требуется для жизни, а просто хочется. У всех людей есть желания. Они помогают человеку двигаться вперёд, развиваться. Чтобы их удовлетворить, он принимается за дело, придумывает новые стратегии, учится чему-то новому.

Взрослый человек, обладающий самодисциплиной, совершает покупки, ориентируясь не на желания, а на первоочередные потребности. Дети же стремятся удовлетворить свои желания немедленно, им хочется всё и сразу, они нетерпеливы и не представляют, как можно отложить удовлетворение своего желания даже на мгновение.

Необходимо периодически отказывать ребёнку в каких-то из его желаний. Надо деликатно давать ребёнку понять, что не всё можно осуществить сиюминутно, некоторые вещи требуют времени и терпения. Если взрослые этого делать не будут, а будут выполнять все желания своего ребёнка так, словно это первоочередные потребности, то это сломает жизнь и ему придётся в дальнейшем страдать.

Взрослым следует научиться не путать желания и потребности ребёнка, не относиться к его желаниям как к потребностям и не винить себя за то, что не получается их все удовлетворить.

Если с ребёнком регулярно беседовать на простом и понятном ему языке, он быстро усвоит, что существуют необходимые вещи (еда, одежда, обувь и пр.) и те, без которых можно обойтись. Можно показать ребёнку журнал или каталог и побеседовать на тему потребности и желания, чтоб его понимание закрепилось. Посещая вместе с детьми торговые предприятия, необходимо объяснять, где покупают и продают разные товары, познакомить с ценами на них, обращая внимание на то, что цены на один и тот же товар могут быть разными. Расскажите, какие траты в вашей семье первоочередные и почему. Привлеките ребёнка к исследованию цен и дайте ему возможность самому решить, что, по его мнению, важно купить в первую очередь и в каком магазине выгоднее купить тот или иной товар. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Он обязательно со временем этому научится. Ваша главная задача - помогать ему с помощью наводящих вопросов. Можете ненавязчиво предложить ему свои варианты. Помните, давление и критика могут полностью отбить желание ребёнка и он перестанет делиться с вами своими мыслями и решениями.

ВАЖНО!

Помимо основных физиологических потребностей (еда, питьё, сон и пр.) существуют не менее важные потребности ребёнка. Родители, которые хотят, чтобы их дети были счастливы и благополучны, чтобы у них не было психологических проблем, должны обеспечить базовые потребности ребёнка. Без них ребёнок не может полноценно развиваться, быть собой, познавать мир, мечтать. Эти базовые потребности в состоянии удовлетворить любой родитель, они не включают ни дорогих игрушек, ни постоянных потаканий и развлечений, ни элитного обучения и т. п., но именно они очень часто упускаются взрослыми в процессе воспитания детей:

  • Чувство заботы и защищённости.
  • Принятие ребёнка таким, какой он есть, любовь без условий.
  • Доверительные отношения и искреннее понимание. Сопереживание, сочувствие, доброжелательное взаимодействие с миром.
  • Автономия и личная компетентность. Они выражаются словами я сам. Крайне важно предоставлять ребёнку возможность действовать самостоятельно (одеваться, гулять, мастерить, выполнять обязанности, помогать по дому и пр.).

Эмоциональная компетентность (умение осознавать свои эмоции и эмоции партнёра по общению, анализировать их и управлять ими с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации). Не мешайте ребёнку выражать и проживать свои эмоции. Не наказывайте ребёнка за эмоции, не используйте фразы типа: «прекрати реветь», «мальчики не плачут», «девочки себя так не ведут» и пр., так как это не способствует развитию творческого потенциала ребёнка, мешает ему научиться проявлять себя естественно, узнать, чего он на самом деле хочет. Учтите, ребёнок способен играть и при этом успешно развивать своё воображение, используя самые простые подручные средства: камушки, палочки, бумажки, листья растений и пр. Совсем не обязательно заваливать ребёнка игрушками. Ему гораздо больше требуется внимание и любовь близких людей. Многие родители заменяют это покупкой игрушек, так как это гораздо проще, не надо напрягаться, выделять время, достаточно достать и открыть кошелёк или банковскую карту - вот ребёнок и счастлив. Огромные магазины с кучей игр и игрушек, целая индустрия развлечений способны постепенно превратить вашего ребёнка в ненасытного потребителя, который включится в гонку за новыми игрушками, смартфонами и т. п.

Помните: ничто не способно заменить ребёнку душевную близость с родителями, возможность в любой момент поделиться с ними хорошим и плохим, отсутствие боязни быть непонятым.

Памятка 4. Тратим разумно, сберегаем

Очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребёнка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям. Расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор поможет научить ребёнка список желаний. Не покупать что-то спонтанно: увидел, захотел, купил, а внести это в список желаний. Научите ребёнка работать со списком: регулярно его просматривать, помечать цветом или специальными значками приоритеты и то, что можно отложить на будущее. Это поможет научить его управлять своими желаниями.

Предложите ребёнку накопить на какое-то желание вместе, используя копилку. Учтите, что детям дошкольного возраста ещё сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если придётся копить не больше двух месяцев. Зато приобретение за «свои» накопленные средства будет для ребёнка гораздо ценнее, чем купленное за ваши, да и относиться к этой вещи он будет бережнее. Самодисциплина, умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущего - важный фактор успеха ваших детей.

ВАЖНО!

Для того чтобы покупка была осознанной и желанной, не покупайте ничего по первому требованию ребёнка.

Позволяйте ребёнку самостоятельно выбирать и отделять важное от второстепенного.

Не бойтесь ошибок и неудачных трат. Лучше, если путь обучения вы пройдёте вместе с ребёнком, а ошибки произойдут под вашим контролем.

Рассказывайте ребёнку о стоимости вещей. Объясните, что можно достичь многого, упорно работая, разумно относясь к тратам и проявляя бережливость к имеющимся вещам. Объясните, почему вы выключаете свет, выходя из комнаты, закрываете кран, не оставляете включённой плиту, аккуратно пользуетесь водой.

Памятка 5. Долг. Ответственность

Сознавать долг и не исполнять его - это трусость.

Конфуций

Долг - это обязательство. Современный человек живёт активной социальной жизнью, вступает в отношения с окружающими его людьми и таким образом приобретает долги и обязательства. На него постоянно ложится ответственность. У каждого человека есть близкие люди, семья, коллеги - и со всеми его связывают определённый долг и объективные обязательства, которые не зависят от его желания. Обязательства подразумевают наличие обязанностей - действий, являющихся безусловными для выполнения.

Не имеет значения, кем вы работаете и какой у вас статус. Живя в обществе и работая в любой области, вы должны поступать в соответствии с долгом и совестью. Долг и ответственность - понятия взаимосвязанные и дополняющие друг друга. Ответственность - понятие более конкретное, чем долг: оно предполагает точное знание, за что и перед кем отвечаешь.

Необходимо объяснить ребёнку, что жить в семье - это значит принимать на себя ответственность за членов своей семьи, выполнять свой долг в виде выполнения порученных обязанностей.

В дошкольном возрасте ребёнок может иметь свои «зоны ответственности», связанные:

  • с бережным отношением к собственным вещам и игрушкам;
  • безопасностью и здоровьем, своим внешним видом;
  • домашними питомцами, за которыми он ухаживает;
  • действиями, от которых зависит благополучие близких и других людей;
  • собственными успехами и неудачами;
  • осознанием важности бережного отношения к чужим вещам;
  • данными обещаниями и принятыми решениями.

Обращайте внимание ребёнка на важность его личных усилий для достижения чего-либо, на ответственность за те слова, которые он произносит, и те обещания, которые даёт. Мудрые родители всегда поощряют успехи ребёнка и не спешат ему помочь, если что-то не получается. Помогите советом, но не делайте за ребёнка, в противном случае вы не дадите сформироваться его собственной ответственности.

ВАЖНО!

Постепенно снимайте с себя и передавайте ребёнку заботу и ответственность за его личные дела.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи.

Не делайте выбор за ребёнка, предоставьте ему право выбора. Не следует бояться, что ребёнок сделает выбор не тот, который понравится вам. Учтите, лишая ребёнка права выбора, вы лишаете его возможности проявить себя, сформировать своё ответственное поведение. Обсуждайте с ребёнком его решения и те последствия, которые наступили в результате его решений или поступков. Это необходимо для того, чтобы ребёнок чётко понимал связь между поступками и последствиями.

Позволяйте ребёнку разобраться и «пережить» негативные последствия своих действий (или своего бездействия).

Помогите ребёнку понять ценность человеческой жизни и необходимость заботиться о других. Если в детстве ребёнок не испытал заботу о людях, не стоит ждать от него этого и в будущем.

Ответственность рождается тогда, когда ребёнок окружён любовью, ощущает себя нужным человеком, равноценным всем остальным членам семьи, имеющим право голоса, активно участвующим в жизни своей семьи.

Памятка 6. Планирование

Планирование — это процесс, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем, процесс оптимального распределения времени и других ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач. Планирование призвано облегчить нашу жизнь, это своеобразный ориентир и путеводитель. Умение правильно поставить цели, грамотно распределить ресурсы и время гарантирует успех в любой деятельности.

Планы являются инструментом достижения наших целей и выполняют важную функцию напоминания. Кроме того, планы отлично выполняют и функцию контроля: сделал - не сделал, насколько продвинулся в реализации цели, какие сопутствующие задачи возникли и были решены, что будет следующим шагом.

Обучение детей старшего дошкольного возраста основам планирования является важным моментом в развитии их способностей. Если ребёнок до того, как начал ходить в школу, освоил навыки планирования, научился распоряжаться своим временем, ему будет значительно легче учиться.

Не имеет значения, что планирует ребёнок, важно привить саму привычку планировать как залог будущего успеха. Если ребёнок научился планировать, то не ситуация будет его контролировать, а он - ситуацию. Ребёнок начнёт больше успевать, будет заранее знать, что и когда делать, у него усилится ощущение времени, сформируется умение подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевать трудности.

Составляя планы, ребёнок определяет себе фронт работы и осознаёт, что ему необходимо сделать, когда и для чего. Он владеет информацией, поэтому спокоен и эмоционально готов к выполнению той или иной работы. Планирование позволяет заранее подготовить необходимые материальные и нематериальные ресурсы, развивает такие важные качества, как привычка к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтроль.

Планирование способно сделать жизнь более качественной и результативной, оставляя время для творчества и отдыха.

ВАЖНО!

Планирование — это волевой процесс, волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения цели. Для того чтобы обдумать и составить план действий, необходимы воля и усилие.

Процесс планирования может приносить удовольствие, если планируются развлечения, подарки, выходной день или отпуск и т. п.

Обсуждайте с детьми, сколько времени может понадобиться для выполнения тех или иных дел, например помощи по дому, уборки игрушек или просмотра мультика. Такие обсуждения составляют основу развития навыка оценки времени - очень важного компонента планирования.

Научите ребёнка распределять и сравнивать дела: «важные и срочные», «важные и несрочные», «срочные, но неважные», «несрочные и неважные».

Введите в семье систему составления списков (покупок, важных дел, желаний, обязанностей и пр.). Чем раньше вы введёте её, тем быстрее дети научатся планировать дела. Размещайте списки на видном месте, они будут служить детям напоминанием об их обязанностях.

Для того чтобы достичь цели, следует представлять все шаги, которые необходимо сделать. В процессе планирования все шаги включаются в план и определяется их последовательность в выполнении задач. Они распределяются во времени с учётом личных и ситуационных особенностей, возможностей, ресурсов и значимости целей. Анализ выполнения планов помогает оценить, насколько рационально и качественно используется время: сколько времени тратится на важные задачи, сколько - на разные мелочи, сколько - на саморазвитие и здоровье и сколько времени просто «улетает в трубу».

Памятка 7. Богатство и бедность.

Богатство и бедность - качества, от количества денег не зависящие.

Сергей Довлатов

В дошкольном возрасте у ребёнка начинает формироваться система представлений о других людях и о себе. Основным источником знания  себе является процесс общения детей с родителями. Именно во взаимодействии со взрослым формируется самооценка ребёнка и его представления о бедных и богатых людях. Главные причины состоятельности людей кроются в семейных традициях.

Картина мира и схема человеческих отношений передаются и демонстрируются детям семьёй, прежде всего их родителями. Эта картина зависит не от достатка семьи, а от того, какие ценности поддерживает данная семья. В представлениях родителей, передающих ребёнку информацию о богатстве и бедности, отражается их личный опыт взаимодействия с людьми и результаты самоидентификации в категориях «бедный - богатый».

Нравственные качества слабо связаны с материальным достатком. Если ребёнка воспитывать в атмосфере любви, в духе дружелюбия и заботы о других, то он успешно преодолеет и богатство, и бедность. Дети, окружённые любовью родителей, не будут переживать из-за изменения материального благосостояния семьи, так как приоритеты для них уже расставлены.

Не прививайте ненависть к тем, у кого больше денег или возможностей, а направляйте ребёнка на получение навыков (умение постоять за себя, трудолюбие, самодисциплина, организо ему проявить себя и достичь желаемого. Прививайте ребёнку привычку сравнивать себя не с другими, а с самим собой в прошлом. Это поможет увидеть, чего он добился, насколько он сам преуспел в жизни.

Не старайтесь основную долю дохода семьи направлять на то, чтобы ребёнок был не хуже других и у него были «правильные» друзья. Задаривая и щедро наделяя материальными благами любимого ребёнка, вы отбиваете у него мотивацию и желание добиваться своего собственными силами, лишаете успеха в жизни.

Целесообразнее показывать ему ценность тех или иных признаков достатка. Модные вещи через какое-то время становятся ненужными, а навыки и умения остаются.

ВАЖНО!

Если родители испытывают чувство вины за то, что ребёнку чего-то недодали, упустили какие-то возможности, считают свою жизненную ситуацию неисправимой, тем самым они передают свою самооценку ребёнку, которая провоцирует у него ощущение бессилия перед жизнью уже в дошкольном возрасте.

Очень важно подавать детям пример жизненной активности и оптимизма. Расскажите ребёнку, что и у вас, как у всех людей, бывают полосы неудач, но за ними следуют успехи и победы. Учите детей быть социально активными и способными выживать и жить хорошо в любых обстоятельствах.

Ориентируйте ребёнка на крепкие дружеские отношения с окружающими людьми, умение находить общий язык и идти на компромиссы. Это поможет ему успешно адаптироваться в текущей жизни и в будущем.

Помните, что безнадёжно избаловать ребёнка можно и в нужде, и в роскоши. Так же как в тех и других условиях можно воспитать ребёнка с правильными позитивными жизненными убеждениями и установками, которые помогут ему прожить достойную и интересную жизнь, преодолеть жизненные трудности, достичь благосостояния и благополучия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка. Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Советы и объяснения родителям о том, для чего, как и когда необходимо обучать детей финансовой грамотности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : "Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Дети растут. Рано или поздно они станут взрослыми. Какие знания и уроки они сейчас получают от Вас, именно такими они, впоследствии, и станут учениками, работниками, мужьями и женами, родителями, бабу...

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Пра   Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...