Картотека познавательных игр для детей в условиях семьи
картотека по математике (старшая группа)

Дементьева Анна Николаевна

Картотекапознавательных игр в условиях семьи:

"Хвостики"

"Пазлы"

"Зайчики и слоники"

"Помоги зверюшкам"

"Раз жучок, два жучок"

"Сложи картинку"

"Помоги жирафу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poznavatelnyh_igr_dlya_detey_v_usloviyah_semi.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека познавательных игр для детей в условиях семьи

 

Игра «Хвостики»

Цель. Взаимодействие с членами семьи, улучшение пространственной ориентации, обучение приёмам релаксации.

Содержание.  Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу длинный шарф или ленту. Ребёнок сам выбирает понравившийся шарф или ленту и привязывает (сам или с помощью взрослых) его себе и маме, папе, старшей сестре и т.д. Взрослый предлагает всем участникам игры, имитируя движения тигрят, встать на четвереньки и побегать по комнате, стараясь поймать  друг друга и схватить за хвостик.

Варианты игры могут быть различными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом; можно бегать за одним из членов семьи; сначала могут ловить тигрят только взрослые, а потом только ребёнок, и наоборот.

В конце игры можно выполнить релаксационные упражнения:

- просто полежать на ковре, на спине, на животе, на боку;

- лёжа глубоко подышать, выдыхая через рот так, как  дышат уставшие тигрята, как дышим мы сами, как  дышит мышка и т.д.

- лёжа на ковре, потянуться;

- встать на четвереньки, сесть на ноги, руки вытянуть вперёд, не отрывая от ковра, и потянуться;

- опираясь на прямые руки, лечь, вытянув ноги, прогнуться;

- чередовать последние два упражнения.

В заключении можно попрощаться с «хвостиками», отвязав их, превратиться снова в людей.

Примечание. В эту игру можно играть и с группой детей и родителей. В таком случае дети сначала догоняют друг друга, потом взрослых (или наоборот) или все участники догоняют одного из играющих. Если дети неохотно вступают в игру, пусть малыш сначала догоняет только свою маму, а она – только его.

 При использовании игры в работе с детьми старше 4 – х лет шарфики можно заменить платочками и не привязывать их, а затыкать за пояс. В этом случае после окончания игры побеждает тот, кто догнал больше всех тигрят и собрал самое большое количество платочков – хвостиков.

«PUZZLE»

Цель. Взаимодействие с членами семьи, развитие восприятия, внимания мышления.

Содержание Дети и взрослые члены семьи участвуют в игре вместе. Отдельные части мозаики делятся между всеми участниками. Количество деталей у каждого должно быть пропорционально его возможностям. Например, если ребёнок совсем мал или не умеет самостоятельно складывать мозаику, можно дать ему только одну деталь, которую он вложит, когда всё изображение будет готово. Если ребёнок самостоятельно собирает картинку, взрослые могут взять

по одной детали, а остальные отдать малышу. Возможен вариант, когда детали следует разделить поровну между всеми играющими.

Совместное складывание мозаик поможет наладить взаимоотношения между детьми, если их в семье двое, трое и больше.

Взрослые после неудачного опыта детей (если те во время игры

поссорятся и даже подерутся), могут спросить у них, почему картинка не получилась. Если дети не могут рассказать об этом сами,  взрослые говорят им, что именно помешало работе (плохие слова, жадность, желание всё сделать самому и др.). После такой беседы надо предложить детям ещё раз собрать мозаику и обязательно похвалить каждого из детей, если они проявили какие – либо навыки взаимодействия в повторной игре.

Для того чтобы развивать внимание малышей, можно добавить в комплект мозаики 1 – 2 картинки из другого набора и подождать, когда ребёнок заметит это сам или, если ребёнок ещё мал, показать ему, что деталь не подходит к картинке (для этого надо попробовать вместе с ребёнком приложить её по очереди в разные места готового изображения).

Примечание. Родители могут использовать готовый вариант мозаики, а можно сделать её самим, вместе с детьми, разрезав для этого старые открытки, календарики. Как правило, в самодельные игры, сделанные совместно всеми членами семьи, дети играют с большим удовольствием.

« Зайчики и слоники»

Цель. Повышение самооценки и тревожных детей.

Содержание. Взрослый говорит: «Давай мы будем с тобой зайками – трусишками. Когда зайка чего – то боится, он дрожит. Вот так. (Взрослый показывает, как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся». (Ребёнок и взрослый изображают испуганного зайку вместе).

Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами:

большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно, не торопясь. Слоны никого не боятся. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребёнок вместе показывают, как ходят большие бесстрашные слоны.

Примечание. В эту игру могут играть мама или папа с ребёнком или все члены семьи.

«Помоги зверушкам»

Цель. Развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и выполнять инструкции.

Содержание. Взрослый заранее готовит 3 – 4 игрушки (или цветные картинки), например: рыжую лисичку, серую мышку, белого зайку, коричневого медвежонка и такое же количество картонных квадратиков (оранжевый, серый, белый, коричневый).

Разложив квадратики на столе, взрослый говорит, что зверюшки заблудились и ищут свои домики. Он просит ребёнка помочь зверюшкам.

Маленьким детям сначала необходимо помочь сравнить цвет лисички, зайчика и других зверят с цветом их домиков. Для более старших детей можно усложнить задание: взрослый размещает животных, специально перепутав домики (лисичку – в серый домик, зайку – в коричневый и т.д.), и просит ребёнка исправить ошибку.

Можно попросить ребёнка проводить мишку в гости в белый домик, зайчика – в оранжевый домик и др.

«Раз жучок, два жучок»

Цель. Развитие умения классифицировать предметы.

Содержание. Взрослый готовит 20 – 30 маленьких карточек, на которых изображены какие - либо предметы или животные, по 5 –6 одинаковых карточек (можно воспользоваться карточками из

дидактического материала по математике). Например: 5 картинок с изображением мячика, 5 – с изображением машинки, 5 – с изображением жучка и т.д. Ребёнок должен отыскать одинаковые

картинки, разложив их по группам. Более сложный вариант: сначала ребёнок раскладывает карточки в зависимости от того, что на них нарисовано, а затем родители просят его найти и отложить карточки, где изображены только красные (или только круглые) предметы и т.д.

«Сложи картинку»

Цель. Развитие восприятия, внимания, мышления ребёнка.

Содержание. Взрослый берёт несколько парных цветных картинок (мяч, заяц, дом, кораблик и т.д.). Одна из карточек каждой пары разрезается на 2 – 3 части.

Ребёнку выдаётся карточка – образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребёнок освоит это задание, можно складывать картинку без помощи образца. Кроме того, чем старше ребёнок, тем на большее количество деталей можно разрезать картинку.

Примечание.  

Конечно, родители могут воспользоваться и готовыми головоломками, но самодельные разрезанные картинки могут оказаться не менее полезными. Прежде всего они могут быть вырезаны совместно с малышом. Даже если ребёнок держался только за ножницы вместе с вами, он воспринимает это так, что помогает, поэтому совместно изготовленные игры нравятся ему. Кроме того, для этого занятия можно выбрать именно те изображения, которые очень нравятся малышу и привлекают его. Детали покупной головоломки могут быть слишком мелкими для ребёнка. Самодельные же пособия создаются родителями, которые хорошо знают возможности своего ребёнка.

«Помоги жирафу» (И.Я. Рыбкина)

Цель. Развитие тактильной чувствительности, координация

движений, обучение детей соотносить фигуры с контуром, развитие коммуникативных навыков.

Содержание: Из двух листов цветной бумаги (один лист – глянцевый, гладкий, другой – бархатистый, шершавый) вырезаны две фигурки жирафов. На теле каждого жирафа обозначены контуры следующих геометрических фигур: круга, овала, квадрата, ромба, треугольника, двенадцатиугольника и др. Размер и цвет геометрических фигур и вырезанных жирафов могут быть как одинаковыми, так и разными.

Такие же геометрические фигуры вырезаются из глянцевой бумаги и из бархатной бумаги. Взрослый говорит, что жирафы играли друг с другом, баловались, решили поменяться «пятнышками» (геометрическими фигурами). А потом перепутали их и не могут найти каждый свои «пятнышки». Ребёнку предлагается помочь жирафам и разложить на них «пятнышки» так, чтобы они совпали по контуру и по качеству

материала, из которого вырезаны жирафы и геометрические фигуры.

Во время игры можно поговорить с ребёнком о том, какой жираф ему больше нравится на ощупь, для этого попросив его потрогать фигурки рукой, щёчкой.

Примечание. В эту игру можно играть с группой детей, раскладывая по очереди и описывая их. Можно устроить соревнования, кто быстрее найдёт нужные «пятнышки». Конечно, вариант «соревновательной» игры не подойдёт, если вы собираетесь укладывать ребёнка спать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Музыкальное воспитание детей в условиях семьи»

Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, ...

Анкета. Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьи

Изучение особенностей патриотического воспитания детей в условиях семьиУважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в изучении потенциалов патриотического воспитания детей дошкольного возраста в...

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Реабилитация детей в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации

Оптимальные условия для развития восприятия речи у детей с кохлеарным имплантом в условиях семьи....

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Познавательно-речевое развитие детей в условиях семьи и детского сада»Цель: активизировать взаимодействие родителей и воспитателей...

Картотека "Познавательное развитие дошкольника в домашних условиях"

В картотеке представлена серия игр для познавтельного развития детей дошкольного возраста, имеющих особенности развития, в домашних условиях....