НОД "Геометрические фигуры"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)
Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_femp.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт
организации непосредственно – образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
Группа: средняя.
Образовательная область: познавательное развитие. Тема: «геометрические фигуры». Форма НОД: игра – путешествие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
- дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности;
- умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
- демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения;
- дети демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал; умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.
Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности | Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы |
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Обучающие задачи:
| Оксана – способствовать развитию речи, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Матвей – способствовать развитию уверенности в себе, учить формулировать элементарные выводы. |
Методы: художественное слово, беседа, инструкция, демонстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, исследовательская деятельность, конструирование
Оборудование.
Раздаточный материал: счётные палочки и две верёвочки (на каждого ребёнка), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал (на каждого ребёнка), карточки с изображением схем конструкций из геометрических фигур.
Демонстрационный материал: «грустные» и «весёлые» геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), геометрические фигуры (тот же набор) для демонстрации приёмов обследования, магнитная доска.
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотивация на совместную деятельность. целеполагание Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность. | Художественное слово, беседа, проблемная ситуация | Воспитатель приглашает детей в полукруг на ковре. - Ребята, хотите. поиграем в игру «Загадки – отгадки». Я вам загадаю загадки, а вы подумаете и скажете ответ – отгадку. 1. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой,
Вот такая есть окружность – очень странная наружность: Круг приплюснутым, вдруг, стал – Получили мы … (овал). - Треугольник, квадрат, круг, овал – это (что?)… (геометрические фигуры). - Верно, это геометрические фигуры. И у меня для вас есть сообщение от геометрических фигур (показывает и зачем читает письмо). ( в письме сообщается, что в стране геометрических фигур вдруг стало очень скучно, все грустят). Воспитатель предлагает детям решить проблему: «Что же делать? Как помочь фигурам? Как их развеселить?»(варианты ответов детей). Что ж, я с вами согласен, с ними нужно поиграть и тогда им станет весело. Тогда нам нужно оправиться в страну геометрических фигур! А поедем мы туда на чем? (варианты ответов детей, предлагают ехать на автобусе).Воспитатель помогает детям составить из стульчиков автобус, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение. | Дети проявляют активность, инициативность, любознательность, вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки, Дети решают проблемную ситуацию. Предлагают варианты | Дети проявляют интерес, смотивированы на предстоящую деятельность |
2.Основной этап 2.1 «Встреча с геометрическими фигурами». Задачи: 1.продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (кругом, овалом, квадратом, треугольником), закрепить знания об их отличительных особенностях; 2.развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод. 2.2 Игра «Выложи фигуру». Задачи: 1. упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку; 2. развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); 3. учить детей сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения. Физминутка. Задача: снять мышечное напряжение. 2.3 Игра «Конструирование по схеме». Задачи: 1учить детей правильно «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал; 2. развивать умение создавать образ из фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой; 3.воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малом коллективе. | Беседа, инструкция, упражнение, исследовательская деятельность, демонстрация. Инструкция, беседа, исследовательская деятельность. Художественное слово, показ. Инструкция, демонстрация, конструирование | - Вот мы и приехали в страну Геометрических фигур. Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых приготовлены счётные палочки, верёвочки и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены «грустные» геометрические фигуры. - Ребята, посмотрите, совсем загрустили геометрические фигуры. Они даже не заметили, как мы приехали. А давайте вспомним, как называются эти фигуры. - Как называется эта фигура? Правильно, круг. Найдите перед собой на столе круг, покажите мне его. Проведите пальчиком по краю круга. Есть ли у круга углы? Нет, у круга нет углов. Что бывает круглой формы? (Тарелка, часы, диск, блин.) - Как называется эта фигура? Правильно, квадрат. Найдите перед собой на столе квадрат, покажите мне его. Проведите пальчиком по сторонам квадрата. Сколько у него сторон? А есть ли у квадрата углы? Сколько их? Значит, у квадрата четыре стороны и четыре угла? Проверьте ещё раз. Что бывает квадратной формы? (Окно, книга, ковёр, платок.) - Найдите перед собой на столе фигуру, у которой тоже есть стороны и углы, но которую нельзя назвать квадратом. Как называется эта фигура? Правильно, это треугольник. Покажите мне треугольник. Проведите пальчиком по сторонам треугольника. Сколько у него сторон? А есть ли у треугольника углы? Сколько их? Значит, у треугольника три стороны и три угла? Проверьте ещё раз. Так чем же квадрат отличается от треугольника? (У квадрата 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла.) А чем эти фигуры похожи? (У них есть углы.) Что бывает треугольной формы? (Крыша, , наконечник копья или стрелы, шляпа, конверт.) - Как называется фигура, которую мы с вами ещё не рассматривали? Правильно, овал. Покажите мне овал. Проведите пальчиком по краю овала. Есть ли у овала углы? Нет, у овала нет углов. На какую фигуру похож овал? Конечно, на круг. А чем фигуры – круг и овал похожи? (У них нет углов.) Чем эти фигуры отличаются? (Круг ровный, а овал вытянутый, продолговатый.) Что бывает овальной формы? (Огурец, батон, дупло, яйцо.) - Ребята, мы обследовали все фигуры. Теперь разделите их на две группы. По какому признаку вы разделили эти фигуры? (По наличию и отсутствию углов.) Правильно, у одних фигур есть углы – у каких? А у других фигур углов нет – какие это фигуры? - Ребята, геометрические фигуры всё ещё грустят. Давайте мы каждой фигуре сделаем друга – такую же фигуру. У нас есть счётные палочки и верёвочки. Из какого материала можно выложить квадрат? Конечно, из палочек. Сколько палочек нужно взять для этого? Сколько сторон – столько и палочек. Выложите квадрат. Воспитатель контролирует выполнение задания, поправляет ошибающихся детей, оценивает тех, кто справился с заданием. - Похож новый квадрат на своего друга? Наложите квадрат на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили квадрат? - Молодцы, вы справились с этим заданием. А какую ещё фигуру мы сможем выложить с помощью палочек? Правильно, треугольник. Как вы думаете, сколько палочек нам потребуется? Правильно, сколько сторон – столько и палочек – значит, три. Выложите треугольник. - Похож новый треугольник на своего друга? Наложите треугольник на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили треугольник? - Каким фигурам мы ещё не сделали друзей? (Кругу и овалу.) Сможем мы эти фигуры выложить из палочек? (Нет, почему? (ответы детей)потому что у них нет углов.) А с помощью какого материала мы сможем выложить круг и овал? (С помощью верёвочек.) Эти фигуры будут одинаковыми? (Нет, круг будет ровным, а овал вытянутым.) Выложите из верёвочек круг и овал.Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает затрудняющимся ребятам. - Похожи ваши новые фигуры на круг и овал? Наложите круг на круг, а овал – на овал. Проверяем…. Правильно выложили фигуры? - Мы замечательно потрудились, фигуры начинают веселеть, а чтоб они совсем развеселились- давайте поиграем (физминутка)! Воспитатель показывает рисунки, а ребята в соответствии с рисунком выполняют упражнения. Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. - Ребята, мы очень стараемся развеселить геометрические фигуры, а они всё грустят. Наверное, они не знают, как можно играть с нами? Давайте мы их научим. У нас есть счётные палочки, геометрические фигуры и схемы, по которым можно составить занимательные изображения. Выберите себе схему, которая вам больше всего понравится и друга, с кем вы эту работу будете выполнять (можно взять двоих друзей). Найдите себе место на ковре, и выложите занимательный образ по схеме. Воспитатель помогает детям распределиться по малым группам, найти место на ковре и начать работу. Во время выполнения задания меняет «грустные» геометрические фигуры на «весёлые». - Вы закончили работу? Давайте посмотрим, что у вас получилось? Воспитатель приглашает детей посмотреть на результаты работы каждой малой группы, проверить правильность выполнения в соответствии со схемой. Воспитатель оценивает детей и обращает их внимание на «смену настроения» у геометрических фигур, выставленных на доске. - Ребята, посмотрите, наши фигуры заулыбались! Они были так рады, что вы научили их играть. Теперь они сами смогут складываться в разные образы и больше никогда не загрустят. А ещё фигуры обрадовались тому, что вы работали в малой группе и совсем не ссорились. Итак, мы приехали сюда, чтобы развеселить геометрические фигуры и поиграть с ними – и мы это сделали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Где наш автобус? Воспитатель помогает детям соорудить автобус из стульчиков, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение. | Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в тактильном обследовании геометрических фигур. Они формулируют элементарный вывод. Дети группируют геометрические фигуры по основному признаку, выкладывают их с помощью счётных палочек и верёвочек, а также сравнивают выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения. Дети выполняют упражнения по тексту стихотворения, закрепляя навык счета и по показу воспитателя. Дети распределяются по малым группам, выбирают схему и необходимый материал. Они создают образ из геометрических фигур и счётных палочек, заданный схемой. | Дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности. Ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод. Дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал). Они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения. Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности. Дети стараются бесконфликтно работать в малом коллективе. Они демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал. Дети умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой. |
3.Подведение итогов. Рефлексия оценка и самооценка Задача: помочь детям сформулировать цель НОД, её достижение, уметь дать оценку себе и другим | Беседа. | - Вот мы и вернулись в детский сад. - Ребята, где же мы с вами были? А зачем мы ездили в страну геометрических фигур? ( ответы индивидуальные) - И что мы делали в самом начале для того, чтобы фигуры повеселели? А чем мы занимались после этого? И отчего же, наконец, они развеселились? - Ребята, что вам показалось в этом путешествии самым трудным? (индивидуальные вопросы к детям) А что было легче всего? (индивидуальные вопросы).: что именно понравилось, какое упражнение (игра?) была сложной (интересной)? Чья занимательная фигура сегодня понравилась…(имя реб)? | Дети отвечают на вопросы, анализируя деятельность в ходе достижения цели, оценивают себя и других | Дети совместными усилиями формулируют вывод НОД. |
4.Открытость. Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах, применение полученных знаний | Инструкция. | - Ребята, вы – настоящие герои, вы развеселили фигуры! И на память о нашем замечательном путешествии я дарю вам эти необыкновенные раскраски. Они необыкновенные потому, что рисунки на них составлены из геометрических фигур. Раскрашивая эти рисунки очень аккуратно, вы вновь порадуете геометрические фигуры, и они в своей стране снова заулыбаются. | Дети слушают воспитателя, благодарят за подарки. | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)
Развивать у детей младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и устанавливать равенство между двумя группами предметов...
Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)
Развивать у детей младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и устанавливать равенство между двумя группами предметов...
Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»
Интегрированное занятие в средней группе на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...
«Закрепление и обобщение полученных знаний в области геометрических фигур, знакомства с новой геометрической фигурой - трапецией».
Знакомство с трапецией....
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный, геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).
· Закрепить знания о цифре 2:· Учить соотносить цифру с количеством предметов.;·...
Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод
Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...
"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.
Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...