НОД "Геометрические фигуры"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Бобровникова Мария Дмитриевна

Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_femp.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт
организации непосредственно – образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений

Группа: средняя.
Образовательная область: познавательное развитие.   Тема: «геометрические фигуры».   Форма НОД: игра – путешествие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: 

  • дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности;
  • умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
  • демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения;
  • дети демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал;  умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малых группах;
  • прививать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие задачи: 

  • развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
  • развивать умение создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой;
  • развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал).

Обучающие задачи:

  • продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал), закрепить знания об их отличительных особенностях;
  • упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку;
  • учить детей пользоваться приёмом наложения при сравнении выложенных фигур с образцом;
  • учить детей правильно «читать» схему, подбирать в соответствии с ней необходимый для конструирования материал.

Оксана  – способствовать развитию речи, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Матвей  – способствовать развитию уверенности в себе, учить формулировать элементарные выводы.

Методы: художественное слово, беседа, инструкция, демонстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, исследовательская деятельность, конструирование

Оборудование.

Раздаточный материал: счётные палочки и две верёвочки (на каждого ребёнка), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал (на каждого ребёнка), карточки с изображением схем конструкций из геометрических фигур.

Демонстрационный материал: «грустные» и «весёлые» геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), геометрические фигуры (тот же набор) для демонстрации приёмов обследования, магнитная доска.

Этапы

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность. целеполагание

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Художественное слово, беседа, проблемная ситуация

Воспитатель приглашает детей в полукруг на ковре.

- Ребята, хотите. поиграем в игру «Загадки – отгадки». Я вам загадаю загадки, а вы подумаете и скажете ответ – отгадку.

1. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны  Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. А зовут его… (Квадрат)

  1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, 
    На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. 
    Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня!  (Круг)
  2. Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я?  (Треугольник)
  3. Он – похожий на яйцо или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность – очень странная наружность: Круг приплюснутым, вдруг, стал –  Получили мы … (овал).

- Треугольник, квадрат, круг, овал – это (что?)… (геометрические фигуры). -  Верно,  это геометрические фигуры. И у меня для вас есть сообщение от геометрических фигур (показывает и зачем читает письмо). ( в письме сообщается, что в стране геометрических фигур вдруг стало очень скучно, все грустят). Воспитатель предлагает детям решить проблему: «Что же делать? Как помочь фигурам? Как их развеселить?»(варианты ответов детей). Что ж, я с вами согласен, с ними нужно поиграть и тогда им станет весело. Тогда нам нужно оправиться в страну геометрических фигур!  А поедем мы туда на чем? (варианты ответов детей, предлагают ехать на автобусе).Воспитатель помогает детям составить из стульчиков автобус, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение.

Дети проявляют активность, инициативность, любознательность, вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки,

Дети решают проблемную ситуацию. Предлагают варианты

Дети проявляют интерес, смотивированы на предстоящую деятельность

2.Основной этап

2.1 «Встреча с геометрическими фигурами».

Задачи:

1.продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (кругом, овалом, квадратом, треугольником), закрепить знания об их отличительных особенностях;

2.развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод.

2.2 Игра «Выложи фигуру».

Задачи:

1. упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку;

2. развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал);

3. учить детей сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

2.3 Игра «Конструирование по схеме».

Задачи:

1учить детей правильно «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал;

2. развивать  умение создавать образ из фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой;

3.воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малом коллективе.

Беседа, инструкция, упражнение, исследовательская деятельность, демонстрация.

Инструкция,  беседа, исследовательская деятельность.

Художественное слово, показ.

Инструкция, демонстрация, конструирование

- Вот мы и приехали в страну Геометрических фигур.

Воспитатель предлагает  детям  сесть  за столы, на которых приготовлены счётные палочки, верёвочки и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены «грустные» геометрические фигуры.

- Ребята, посмотрите, совсем загрустили геометрические фигуры. Они даже не заметили, как мы приехали. А давайте вспомним, как называются эти фигуры.

- Как называется эта фигура? Правильно, круг. Найдите перед собой на столе круг, покажите мне его. Проведите пальчиком по краю круга. Есть ли у круга углы? Нет, у круга нет углов. Что бывает круглой формы? (Тарелка, часы, диск, блин.)

- Как называется эта фигура? Правильно, квадрат. Найдите перед собой на столе квадрат, покажите мне его. Проведите пальчиком по сторонам квадрата. Сколько у него сторон? А есть ли у квадрата углы? Сколько их? Значит, у квадрата четыре стороны и четыре угла? Проверьте ещё раз. Что бывает квадратной формы? (Окно, книга, ковёр, платок.)

- Найдите перед собой на столе фигуру, у которой тоже есть стороны и углы, но которую нельзя назвать квадратом. Как называется эта фигура? Правильно, это треугольник. Покажите мне треугольник. Проведите пальчиком по сторонам треугольника. Сколько у него сторон? А есть ли у треугольника углы? Сколько их? Значит, у треугольника три стороны и три угла? Проверьте ещё раз. Так чем же квадрат отличается от треугольника? (У квадрата 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла.) А чем эти фигуры похожи? (У них есть углы.) Что бывает треугольной формы? (Крыша, , наконечник копья или стрелы, шляпа, конверт.)

- Как называется фигура, которую мы с вами ещё не рассматривали? Правильно, овал. Покажите мне овал. Проведите пальчиком по краю овала. Есть ли у овала углы? Нет, у овала нет углов. На какую фигуру похож овал? Конечно, на круг. А чем фигуры – круг и овал похожи? (У них нет углов.) Чем эти фигуры отличаются? (Круг ровный, а овал вытянутый, продолговатый.) Что бывает овальной формы? (Огурец, батон, дупло, яйцо.)

- Ребята, мы обследовали все фигуры. Теперь разделите их на две группы. По какому признаку вы разделили эти фигуры? (По наличию и отсутствию углов.) Правильно, у одних фигур есть углы – у каких? А у других фигур углов нет – какие это фигуры?

- Ребята, геометрические фигуры всё ещё грустят. Давайте мы каждой фигуре сделаем друга – такую же фигуру. У нас есть счётные палочки и верёвочки. Из какого материала можно выложить квадрат? Конечно, из палочек. Сколько палочек нужно взять для этого? Сколько сторон – столько и палочек. Выложите квадрат.

Воспитатель контролирует выполнение задания, поправляет ошибающихся детей, оценивает тех, кто справился с заданием.

- Похож новый квадрат на своего друга? Наложите квадрат на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили квадрат?

- Молодцы, вы справились с этим заданием. А какую ещё фигуру мы сможем выложить с помощью палочек? Правильно, треугольник. Как вы думаете, сколько палочек нам потребуется? Правильно, сколько сторон – столько и палочек – значит, три. Выложите треугольник.

- Похож новый треугольник на своего друга? Наложите треугольник на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили треугольник?

- Каким фигурам мы ещё не сделали друзей? (Кругу и овалу.) Сможем мы эти фигуры выложить из палочек? (Нет, почему? (ответы детей)потому что у них нет углов.) А с помощью какого материала мы сможем выложить круг и овал? (С помощью верёвочек.) Эти фигуры будут одинаковыми? (Нет, круг будет ровным, а овал вытянутым.) Выложите из верёвочек круг и овал.Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает затрудняющимся ребятам.

- Похожи ваши новые фигуры на круг и овал? Наложите круг на  круг, а овал – на овал. Проверяем…. Правильно выложили фигуры?

- Мы замечательно потрудились, фигуры начинают веселеть, а чтоб они совсем развеселились- давайте поиграем (физминутка)!

Воспитатель показывает рисунки, а ребята в соответствии с рисунком выполняют упражнения.

                 Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.
Сколько треугольников зелёных, Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков.

- Ребята, мы очень стараемся развеселить геометрические фигуры, а они всё грустят. Наверное, они не знают, как можно играть с нами? Давайте мы их научим. У нас есть счётные палочки, геометрические фигуры и схемы, по которым можно составить занимательные изображения. Выберите себе схему, которая вам больше всего понравится и друга, с кем вы эту работу будете выполнять (можно взять двоих друзей). Найдите себе место на ковре, и выложите занимательный образ по схеме. Воспитатель помогает детям распределиться по малым группам, найти место на ковре и начать работу. Во время выполнения задания  меняет «грустные» геометрические фигуры на «весёлые».

- Вы закончили работу? Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Воспитатель приглашает детей посмотреть на результаты работы каждой малой группы, проверить правильность выполнения в соответствии со схемой. Воспитатель оценивает детей и обращает их внимание на «смену настроения» у геометрических фигур, выставленных на доске.

- Ребята, посмотрите, наши фигуры заулыбались! Они были так рады, что вы научили их играть. Теперь они сами смогут складываться в разные образы и больше никогда не загрустят. А ещё фигуры обрадовались тому, что вы работали в малой группе и совсем не ссорились. Итак, мы приехали сюда, чтобы развеселить геометрические фигуры и поиграть с ними – и мы это сделали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Где наш автобус?

Воспитатель помогает детям соорудить автобус из стульчиков, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в тактильном обследовании геометрических фигур. Они формулируют элементарный вывод.

Дети группируют геометрические фигуры по основному признаку, выкладывают их с помощью счётных палочек и верёвочек, а также сравнивают выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети выполняют упражнения по тексту стихотворения, закрепляя навык счета и по показу воспитателя.

Дети распределяются по малым группам, выбирают схему и необходимый материал. Они создают образ из геометрических фигур и счётных палочек, заданный схемой.

Дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности. Ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод.

Дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал). Они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.

Дети стараются бесконфликтно работать в малом коллективе. Они демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал. Дети умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

3.Подведение итогов. Рефлексия оценка и самооценка

Задача: помочь детям сформулировать цель НОД, её достижение, уметь дать оценку себе и другим

Беседа.

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, где же мы с вами были? А зачем мы ездили в страну геометрических фигур? ( ответы индивидуальные)

- И что мы делали в самом начале для того, чтобы фигуры повеселели? А чем мы занимались после этого? И отчего же, наконец, они развеселились?

- Ребята, что вам показалось в этом путешествии самым трудным? (индивидуальные вопросы к детям) А что было легче всего?  (индивидуальные вопросы).: что именно понравилось, какое упражнение (игра?) была сложной (интересной)? Чья занимательная фигура сегодня понравилась…(имя реб)?

Дети отвечают на вопросы, анализируя деятельность в ходе достижения цели, оценивают себя и других

Дети совместными усилиями формулируют вывод НОД.

4.Открытость.

Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах, применение полученных знаний

Инструкция.

- Ребята, вы – настоящие герои, вы развеселили фигуры! И на память о нашем замечательном путешествии я дарю вам эти необыкновенные раскраски. Они необыкновенные потому, что рисунки на них составлены из геометрических фигур. Раскрашивая эти рисунки очень аккуратно, вы вновь порадуете геометрические фигуры, и они в своей стране снова заулыбаются.

Дети слушают воспитателя, благодарят за подарки.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)

Развивать у детей  младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и  устанавливать равенство между двумя группами предметов...

Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»

Интегрированное занятие в средней группе на тему  « Геометрические фигуры при обучении счету и  аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный, геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

·         Закрепить знания о цифре 2:·         Учить соотносить цифру с количеством предметов.;·...

Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод

Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...

"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.

Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...