Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Объёмные и плоские геометрические фигуры"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Пупкова Наталья Михайловна

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Объёмные и плоские геометрические фигуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по ФЭМП детей старшей группы «Объёмные и плоскостные фигуры»

Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объёмные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.

Задачи:

1 Закрепить умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.

2 Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру; результаты сравнения обозначать словами.

3 Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки >,<,= для фиксации результатов сравнения, тренировать счётные умения.

Материалы и оборудование: прямоугольный параллелепипед, куб, шар, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

«Паспорт» объёмных фигур

Карточки с изображением предметов имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (по одной на каждого, карандаши).

Ход образовательной деятельности

Воспитатель собирает детей около себя.

-Любите ли вы играть?

- В какие игры вы играете дома, а в какие – на улице?

-Есть ли игры, в которые можно играть только на улице?

-Почему дома не играют в салочки или футбол?

-Можно ли лома играть в прятки?

Воспитатель предлагает детям отправиться в детский сад, который находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, во что и как там играют дети.

-Хотите отправиться в геометрическую страну?

Воспитатель рассказывает, что в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана, в садик пускают только по пропуску.

Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой – конус и шар, на третий пирамиду. Каждый ребёнок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и кладёт карточку рядом с этой фигурой.

Воспитатель задаё т вопрос:

-Как называется эта фигуру (ребёнок отвечает)

Охрана пропускает детей в садик.

Игра «Прятки»

Дети по 4 человека садятся за столы, на который воспитатель ставит куб, шар, круг и квадрат. Кроме этого. На каждом столе имеется лист бумаги. Воспитатель рассказывает. Что на прогулку вышли дети (показывает на фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол – участок, прятаться можно только на нём. Командам предоставляется самостоятельность. Как правило, дети прячут квадрат и круг под лист бумаги.

- Кому удалось спрятаться (кругу и квадрату)

-Кто спрятаться не смог? (куб и шар)

-Почему?

Выслушиваются все ответы детейпосле чего воспитатель уточняет: куб и шар фигуры объёмные, а круг и квадрат - плоские.

- Какие ещё плоские фигуры вы знаете (треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник)

-Какие ещё объёмные фигуры вы знаете (цилиндр, конус, пирамида)

Игра «Фотографы»

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что заведующая детским сада пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру. Но фотограф заболел, и заведующая просит детей помочь.

-Поможем фигурам сфотографироваться?

Воспитатель направляет фонарик сначала на куб, потом на шар.

-Какая фотография получилась (квадрат, круг)

Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед.

-Какая фотография получилась (прямоугольник)

Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.

-Какая фотография получилась? (треугольник)

Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались.

Воспитатель кладёт на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар. Возникает затруднение.

-Смогли вы подобрать фотографии (нет не смогли)

-Почему не смогли? (одна и та же фотография подходит к разным фигурам)

-Значит, чему надо научиться? (нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определять какая фигура фотографировалась.

-Как вы можете это узнать (попробовать придумать ответ сами)

Выслушав все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличие, которые надо показать на фотографии.

-Чем отличается цилиндр и параллелепипед?

В завершении обсуждения делает выводобъёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.

Воспитатель показывает детям цилиндр.

-Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны? (получается два круга). Воспитатель показывает детям рисунок – паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти всё как о человеке. Значит, это – паспорт цилиндра. (аналогично разбирают все фигуры)

Физкультминутка

Потрудились-отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Работа в тетради («Игралочка-ступенька к школе» ч. 3 с. 52)

Воспитатель рассказывает, что после прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть в кубики.

Воспитатель предлагает детям поучаствовать в игре и объясняет смысл задания.

-Где расположена устойчивая конструкция (она расположена внизу)

-Из каких фигур состоит эта конструкция (из цилиндра, куба и пирамиды)

- Где находится паспорт цилиндра (куба, пирамиды (паспорт цилиндра находится в нижнем ряду второго столбика, паспорт куба в верхнем ряду первого столбика, паспорт пирамиды -в нижнем ряду первого столбика)

Работа в тетради («Игралочка-ступенька к школе» ч. 3 с. 52)

Воспитатель рассказывает что дети геометрического детского сада любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре надо разделиться на части по какому – либо признаку и узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько, а в конце поставить между полученными числами нужный знак.

Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с геометрическими фигурами и рассказывает что в первом случае на части поделились дети младшей группы, во втором – средней, в третьем-старшей группы.

-По какому признаку разбились на части фигуры младшей группы детского сада, средней группыстаршей группы по признаку формы: на треугольнике и на четырёхугольнике, на круги и овалы, на квадраты и прямоугольники.)

-Проверьте, правильно ли она сосчитали количество детей в каждой группе(ответ детей да)

-Что теперь нам надо сделать (провести ниточки, обвести те фигуры, которым хватило пары, сосчитать оставшиеся фигуры и поставить нужный знак.) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель задаё т вопрос: на сколько треугольников больше, чем четырёхугольников? (на четыре)

-Почему вы считаете, что треугольников больше, чем четырёхугольников на четыре (по тому что четыре остались без пары).Анализируют и разбирают оставшиеся два случая.

Д/и

В каком домике живёт фигура?

Дети должны соотнести фигуру с соответствующим местом.

Итог занятия:

Воспитатель собирает детей около себя.

-Где вы сегодня побывали?

-Что интересного сделали?

-С кем познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»

конспект занятия для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и с...

Конспект занятия в средней группе по математике на тему: "Геометрические фигуры".

Материал занятия знакомит детей с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Развивает внимание, память и речь дошкольников....

конспект занятия в средней группе по математике "В лесу геометрических фигур"

Игрушечные гном и ежик. Листы бумаги сизображением деревьев из разных геометрических фигур, ковра из разноцветных палочек и геометрических фигур (образец). Карточки с изображением цапли и лягушки из г...

Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»

Закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и состав числа три из двух меньших; ознакомить с цифрой 3....

Конспект занятия в старшей группе по математическому развитию "Геометрические фигуры"

Геометрические фигуры Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах; умение сравнивать их; закрепление порядко...

Конспект занятия в старшей группе "Геометрические фигуры"

Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8, закрепить умение делить квадрат на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.Учить узнавать в предметах геоме...

Конспект занятия в старшей группе "Геометрические фигуры"

Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8, закрепить умение делить квадрат на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.Учить узнавать в предметах геоме...