Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Объёмные и плоские геометрические фигуры"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП "Объёмные и плоские геометрические фигуры"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП детей старшей группы «Объёмные и плоскостные фигуры»
Цель: сформировать представление о том, чем отличаются плоские и пространственные (объёмные) фигуры, и о том, из каких элементов состоят пространственные фигуры.
Задачи:
1 Закрепить умение соотносить плоскостные и объемные фигуры.
2 Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру; результаты сравнения обозначать словами.
3 Закреплять умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и использовать знаки >,<,= для фиксации результатов сравнения, тренировать счётные умения.
Материалы и оборудование: прямоугольный параллелепипед, куб, шар, пирамида, конус, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
«Паспорт» объёмных фигур
Карточки с изображением предметов имеющих форму шара, куба, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса (по одной на каждого, карандаши).
Ход образовательной деятельности
Воспитатель собирает детей около себя.
-Любите ли вы играть?
- В какие игры вы играете дома, а в какие – на улице?
-Есть ли игры, в которые можно играть только на улице?
-Почему дома не играют в салочки или футбол?
-Можно ли лома играть в прятки?
Воспитатель предлагает детям отправиться в детский сад, который находится в стране Геометрических фигур, и посмотреть, во что и как там играют дети.
-Хотите отправиться в геометрическую страну?
Воспитатель рассказывает, что в детском саду страны Геометрических фигур есть охрана, в садик пускают только по пропуску.
Воспитатель ставит на один стол цилиндр и куб, на другой – конус и шар, на третий пирамиду. Каждый ребёнок получает карточку с изображением предмета, похожего на какую-либо фигуру, находит её и кладёт карточку рядом с этой фигурой.
Воспитатель задаё т вопрос:
-Как называется эта фигуру (ребёнок отвечает)
Охрана пропускает детей в садик.
Игра «Прятки»
Дети по 4 человека садятся за столы, на который воспитатель ставит куб, шар, круг и квадрат. Кроме этого. На каждом столе имеется лист бумаги. Воспитатель рассказывает. Что на прогулку вышли дети (показывает на фигуры) и решили поиграть в прятки. Стол – участок, прятаться можно только на нём. Командам предоставляется самостоятельность. Как правило, дети прячут квадрат и круг под лист бумаги.
- Кому удалось спрятаться (кругу и квадрату)
-Кто спрятаться не смог? (куб и шар)
-Почему?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет: куб и шар фигуры объёмные, а круг и квадрат - плоские.
- Какие ещё плоские фигуры вы знаете (треугольник, овал, прямоугольник, четырёхугольник)
-Какие ещё объёмные фигуры вы знаете (цилиндр, конус, пирамида)
Игра «Фотографы»
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что заведующая детским сада пригласила фотографа, чтобы сфотографировать к празднику отдельно каждую геометрическую фигуру. Но фотограф заболел, и заведующая просит детей помочь.
-Поможем фигурам сфотографироваться?
Воспитатель направляет фонарик сначала на куб, потом на шар.
-Какая фотография получилась (квадрат, круг)
Воспитатель направляет свет на цилиндр и параллелепипед.
-Какая фотография получилась (прямоугольник)
Воспитатель направляет свет на конус и пирамиду.
-Какая фотография получилась? (треугольник)
Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались.
Воспитатель кладёт на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и ставит на стол куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, шар. Возникает затруднение.
-Смогли вы подобрать фотографии (нет не смогли)
-Почему не смогли? (одна и та же фотография подходит к разным фигурам)
-Значит, чему надо научиться? (нам надо научиться фотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определять какая фигура фотографировалась.
-Как вы можете это узнать (попробовать придумать ответ сами)
Выслушав все предложения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличие, которые надо показать на фотографии.
-Чем отличается цилиндр и параллелепипед?
В завершении обсуждения делает вывод: объёмные фигуры надо фотографировать с разных сторон, чтобы показать все их особенности.
Воспитатель показывает детям цилиндр.
-Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (воспитатель показывает торец цилиндра с одной и другой стороны? (получается два круга). Воспитатель показывает детям рисунок – паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти всё как о человеке. Значит, это – паспорт цилиндра. (аналогично разбирают все фигуры)
Физкультминутка
Потрудились-отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Работа в тетради («Игралочка-ступенька к школе» ч. 3 с. 52)
Воспитатель рассказывает, что после прогулки и тихого часа дети из страны геометрических фигур сели играть в кубики.
Воспитатель предлагает детям поучаствовать в игре и объясняет смысл задания.
-Где расположена устойчивая конструкция (она расположена внизу)
-Из каких фигур состоит эта конструкция (из цилиндра, куба и пирамиды)
- Где находится паспорт цилиндра (куба, пирамиды (паспорт цилиндра находится в нижнем ряду второго столбика, паспорт куба в верхнем ряду первого столбика, паспорт пирамиды -в нижнем ряду первого столбика)
Работа в тетради («Игралочка-ступенька к школе» ч. 3 с. 52)
Воспитатель рассказывает что дети геометрического детского сада любят играть в игру «Больше или меньше». В этой игре надо разделиться на части по какому – либо признаку и узнать, каких фигур больше, а каких меньше и на сколько, а в конце поставить между полученными числами нужный знак.
Воспитатель предлагает детям поиграть вместе с геометрическими фигурами и рассказывает что в первом случае на части поделились дети младшей группы, во втором – средней, в третьем-старшей группы.
-По какому признаку разбились на части фигуры младшей группы детского сада, средней группы, старшей группы ( по признаку формы: на треугольнике и на четырёхугольнике, на круги и овалы, на квадраты и прямоугольники.)
-Проверьте, правильно ли она сосчитали количество детей в каждой группе? (ответ детей да)
-Что теперь нам надо сделать (провести ниточки, обвести те фигуры, которым хватило пары, сосчитать оставшиеся фигуры и поставить нужный знак.) Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель задаё т вопрос: на сколько треугольников больше, чем четырёхугольников? (на четыре)
-Почему вы считаете, что треугольников больше, чем четырёхугольников на четыре (по тому что четыре остались без пары).Анализируют и разбирают оставшиеся два случая.
Д/и
В каком домике живёт фигура?
Дети должны соотнести фигуру с соответствующим местом.
Итог занятия:
Воспитатель собирает детей около себя.
-Где вы сегодня побывали?
-Что интересного сделали?
-С кем познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»
конспект занятия для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и с...
Конспект занятия в средней группе по математике на тему: "Геометрические фигуры".
Материал занятия знакомит детей с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник). Развивает внимание, память и речь дошкольников....
конспект занятия в средней группе по математике "В лесу геометрических фигур"
Игрушечные гном и ежик. Листы бумаги сизображением деревьев из разных геометрических фигур, ковра из разноцветных палочек и геометрических фигур (образец). Карточки с изображением цапли и лягушки из г...
Конспект занятия в старшей группе «Количественный и порядковый счет. Геометрические фигуры. Число и цифра 3»
Закреплять представления детей о геометрических фигурах; упражнять в количественной и порядковой счете; дать представление о числе три и состав числа три из двух меньших; ознакомить с цифрой 3....
Конспект занятия в старшей группе по математическому развитию "Геометрические фигуры"
Геометрические фигуры Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах; умение сравнивать их; закрепление порядко...
Конспект занятия в старшей группе "Геометрические фигуры"
Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8, закрепить умение делить квадрат на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.Учить узнавать в предметах геоме...
Конспект занятия в старшей группе "Геометрические фигуры"
Учить понимать отношения между рядом стоящими числами в пределах 8, закрепить умение делить квадрат на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.Учить узнавать в предметах геоме...