Оптимизация познавательно-речевого развития дошкольников с помощью применения элементов мнемотехники на планшетах
статья по математике
в данной статье рассматриваются проблемы познавательно-речевого развития дошкольников. Автор отмечает, что на основе использования элементов мнемотехники на математических планшетах дошкольников развивается внимание, память, мышление, воображение, развивается словарный запас, умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Оптимизация познавательно-речевого развития дошкольников с помощью применения элементов мнемотехники на планшетах
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы познавательно-речевого развития дошкольников. Автор отмечает, что на основе использования элементов мнемотехники на математических планшетах у дошкольников развивается внимание, память, мышление, воображение, развивается словарный запас, умение работать в команде.
Ключевые слова: элементы мнемотехники, мелкая моторика, мнемотаблицы, дети старшего дошкольного возраста, математический планшет.
Все мы знаем, что у детей образная память, наглядно - образное мышление. Дети хорошо ориентируются именно на образ. В любой группе есть несколько детей, которым сложно запомнить даже небольшое стихотворение и, именно, использование элементов мнемотехники дает возможность им быть успешными. В будущем, в жизни, этот опыт, этот прием может пригодиться, когда придется запоминать большие объёмы информации.
На сегодняшний день очень много приемов мнемотехники, с помощью которых дети запоминают сказки, рассказы, стихи, пословицы.
В нашей работе очень хорошо зарекомендовало себя использование таких элементов мнемотехники, как мнемодорожка и мнемотаблица, на математическом планшете.
Я предлагаю Вам познакомится с некоторыми из них.
Давайте рассмотрим мнемотаблицу для разучивания стихотворения.
Само стихотворение звучит так:
Есть на новом платье у меня кармашки,
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки будто луговые
Ромашки, ромашки будто как живые.
Содержание этого стихотворения последовательно выложено на 8 планшетах. Все изображения символические. Конечно, ребенок не сможет сразу же изобразить стихотворение с помощью символов, это результат работы. Сначала мы учим ребенка изображать отдельные символы и когда дети освоили знаки – символы, можно переходить к стихотворению.
В любом учебном процессе очень важно уметь выделять главное и существенное. Вот, что в стихотворении главное «Есть на новом платье у меня кармашки» - платье с кармашками, а дальше идет – «На кармашках этих вышиты ромашки». Умение выделять главную мысль – это сейчас является проблемой даже для выпускников школ. Поэтому работа над стихотворением с применением элементов мнемотехники – это очень важная работа, которая дает ребенку нужное информационное развитие.
Это могут быть чистоговорки и скороговорки.
Идет пешком мышонок с мешком.
У мамы в сумке….
Может возникнуть вопрос, детям нужно давать готовые образцы или дети это
придумывают сами?
Как и в любом деле, здесь есть ступеньки. Вначале есть некоторый образец, и дальше вы видите, если ребенок пытается – пусть не так красиво, пусть примитивно, но делать свой знак, то это колоссальная польза не только для развития его воображения, он легче запоминает свое изображение, чем изображение, предложенное вами. Поэтому мы предлагаем детям самим выложить схему, а если что – то не получается, можно использовать готовый образец.
Мнемотаблицу можно использовать для составления рассказа. Мы работали с ребятами по сказке В.Г. Сутеева «Цыпленок и утенок». Составляли мнемодорожку, а затем дети рассказывали сказку и оживляли своих героев.
Хочется отметить, что планшет имеет уникальные возможности, решает широкий спектр задач из разных образовательных областей. Кроме очевидной ориентировки в пространстве и развития мелкой моторики – это развитие математических представлений, изобразительной деятельности. Планшет отлично подходит для закрепления представлений по лексическим темам, как о различных предметах рукотворного мира, так и для уточнения причинно-следственных связей в природе. И что немаловажно: для развития внимания, быстроты реакции, соревновательности, умения работать в команде.
Список литературы:
1. Ефименко Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М. : Дрофа, 1985.
2. Большакова Т. В. Учимся по сказке. - Спб, 2005.
3.Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приема мнемотехники.
Педагогическая находка по теме "мнемотехника"....
«Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники».
При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют и...
Статья "Оптимизация познавательно-речевого развития старших дошкольников посредством коллекционирования"
В данной статье раскрывается актуальность работы с детьми старшего дошкольного возраста по коллекционированию для их познавательно-речевого развития...
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
Речевое развитие дошкольников с помощью мнемотехники
Материал содержит мнемотаблицы, мнемодорожки для речевого развития дошкольников...
Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий"
Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных рахвивающих технологий"Цель работы:повышение своего теоретического уровня и профессиональ...
Консультация для педагогов «Развитие познавательно – речевых способностей у дошкольников с применением метода «дидактический синквейн»
Развитие познавательно – речевых способностей у детей - это одна из главных задач дошкольного образования.Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызвал у меня необход...