Картотека дидактических игр.
картотека по математике (старшая группа)
Дидактические игры с блоками Дьенеша в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didikticheskih_igr_dlya_starshey_gruppy_po_blokam_denesha.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДИКТИЧЕСКИХ
ИГР ДЛЯ СТАРШЕЙ
ГРУППЫ ПО БЛОКАМ ДЬЕНЕША
Сентябрь
Дидактическая игра «Давайте познакомимся»
Цель: правильно называет весь объем свойств у предмета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Дружат» - «не дружат»
Цель: находит сходство и различие между предметами.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Октябрь
Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»
Цель: умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».
Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.
Дидактическая игра «Помогите Мишке собрать фигуры»
Цель: определяет символику свойств.
Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).
Ход игры.
У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.
Дидактическая игра «Два обруча»
Цель: разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести указкой).
Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.
После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
НОЯБРЬ
Дидактическая игра «Отрицание цвета»
Цель: подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;
- не синюю и не желтую;
- не желтую и не красную;
- прямоугольную, не синюю и не красную;
- треугольную, не желтую и не красную;
- квадратную, большую, не желтую и не синюю;
- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;
- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;
- круглую, толстую, не синюю и не красную.
Дидактическая игра «Отрицание формы»
Цель: использует детали в соответствии с символикой отрицания формы.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, каточки, обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.
Упражнения на закрепление:
«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;
- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;
- не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;
- не треугольные, не круглые, не квадратные.
Дидактическая игра «Отрицание размера»
Цель: называет размер предмета, показывает предмет.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание размера, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.
Упражнение на закрепление:
«Покажи фигуру»: - квадратную, красную, не маленькую;
- треугольную, желтую, большую;
- прямоугольную, желтую, не большую;
- треугольную, синюю, не маленькую.
Дидактическая игра «Отрицание толщины»
Цель: способен выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца, коробка.
Ход игры.
Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.
Упражнение не закрепление:
«Покажи фигуру» - не тонкую;
- не толстую;
- треугольную, желтую, не большую;
- круглую, красную, не толстую и т.д.
Декабрь
Дидактическая игра «Загадки без слов»
Цель: расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».
Загадываются три совместных свойства:
Например: - форма, размер и толщина;
- цвет, форма, размер;
- цвет, форма, толщина и др.
Дидактическая игра «Найди клад»
Цель: выявляет в предметах цвет, форму, размер, толщину.
Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады), карточки – символы.
Ход игры.
Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.
Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – символы, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.
Дидактическая игра «Волшебные камни»
Цель: называет расположение предмета «внутри» и «вне» круга.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обруч.
Ход игры.
«Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».
- Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
- Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д.
Январь
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: проявляет внимание, способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.
Побеждает тот, кто соберет больше фигур.
Дидактическая игра «Где, чей гараж»
Цель: способен классифицировать по общим свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.
Ход игры.
У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.
Дидактическая игра «Цветок»
Цель: может классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме и размеру.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить карточки – символы. Разные варианты: например, круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.
Февраль
Дидактическая игра «Угадай–ка»
Цель: может выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
Ход игры.
В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.
Например: какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).
Дидактическая игра «Засели домики»
Цель: правильно классифицирует свойства.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.
Ход игры.
У детей на пару две таблицы (1 – двухэтажного дома, 2 – трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.
Дидактическая игра «Где спрятался Джерри?»
Цель: может логически мыслить, умеет кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
Ход игры.
Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.
Март
Дидактическая игра «Дорожки»
Цель: может выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков, или условные обозначения).
Ход игры.
На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.
Дидактическая игра «У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»
Цель: использует приемы анализирования, сравнения, обобщения.
Материал: Карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических
фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они
в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы
Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определит, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.
Дидактическая игра «Два обруча 2»
Цель: умеет разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры.
Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуется три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего – все круглые.
А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие:
- двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые);
- какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые; треугольные; квадратные).
Апрель
Дидактическая игра «Кошки – мышки»
Цель: правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре.
Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)
Ход игры.
Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.
Хоровод движется со словами:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
И разгонит хоровод.
На последнем слове, «хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5 – начинаю догонять», - кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».
Дидактическая игра «Какую фигуру я задумал?»
Цель: умеет загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
Ход игры.
Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать, ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.
Май
Дидактическая игра «Угадай фигуру»
Цель: способен логически мыслить, умеет кодировать и декодировать информацию о свойствах.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.
Ход игры.
Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.
Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса»
Цель: способен логически мыслить, умеет рассуждать.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.
Ход игры.
Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.
Дидактическая игра «Построим дома»
Цель: умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».
Материал: набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).
Ход игры.
Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков.
Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые подходят всем игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят (5).
Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы дети легче запомнили правило, рядом с игрушками можно положить карточки – символы.
После практического решения задачи дети называют, какие фигуры оказались общими для всех игрушек (круглые, большие, синие); какие фигуры оказались только у волка (круглые, маленькие, не синие); у волка и лисы (круглые, синие, маленькие); у зайца и лисы (большие, синие, не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие).
Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.
При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств – оснований разбиения блоков.
Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все – треугольные, у лисы все – маленькие или у волка – все большие, у зайца – все синие, у лисы – все толстые или у волка – все желтые, у лисы – все красные, у зайца – все квадратные и т.д.
Если в результате раскладывания блоков некоторые места окажутся пустыми, взрослый побуждает детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...