ФЭМП
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Золотарева Вера Владимировна

Формирование счета до 5 и обратном порядке

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                                       детский сад 35

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема: «Зимние забавы»

(средняя группа)

Подготовила воспитатель:

 Золотарева В. В.

2024 г.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: медведь, иллюстрации с изображением частей суток, зайцы и морковки (по 5 шт.), корзина  (1 шт.), коробка (1 шт.), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), елочки (3 шт.).

Раздаточный материал: двухполосные карточки, тарелочки с картинками белочками (по 5 штук на каждого ребенка) и желудями (по 5 штук на каждого ребенка), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник на каждого ребёнка).

Предварительная работа: Проведение дидактических игр математического содержания, индивидуальная работа по ФЭМП, разучивание физкультминуток.

Программное содержание:

Совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько – сколько, больше, меньше.

Упражнять детей в количественном счёте в пределах 5.

Соотносить каждое числительное только с одним предметом; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.

Уточнить знание известных геометрических фигур.

Закреплять представление детей о частях суток.

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к математическим занятиям, дружеские взаимоотношения между детьми.

Ход занятия

I часть

Дети с воспитателем заходят в группу, встают в полукруг на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, давайте и мы поприветствуем друг друга (проводится стихотворное приветствие).

Встанем в полукруг мы дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

В нашей группе яркое солнышко сияет!

Здесь ребята дружные, это каждый знает!

Воспитатель: Ребята, а сейчас представьте, что мы с вами в зимнем лесу.

Раздается чей-то рев.

Воспитатель: Ой. слышите, кто-то ревет? Кто же это?

Дети: Медведь, волк...

Воспитатель: Пойду посмотрю, кто там! Может кому-то помощь нужна?

Воспитатель вносит игрушку медведя.

Воспитатель: Здравствуй, Медведь!

Медведь: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Скажи нам Миша, что случилось, почему ты ревешь?

Медведь: Потому что вы меня разбудили, ночь же на дворе.

Воспитатель: Ребята, а разве сейчас ночь?

Дети: нет.

Воспитатель: А какая сейчас часть суток, дети?

Дети: Утро.

Воспитатель: Слышишь Миша, ребята говорят, что сейчас утро. Ты, наверное, все перепутал. Ребята, поможем Мише научиться разбираться в частях суток?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать. Отвечайте только после того, как я спрошу: "Когда это бывает?"  (Воспитатель после ответа детей показывает соответствующую иллюстрацию).

Проводится Д/И «Угадай, когда это бывает»

Дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

И растенья поливают.

Когда это бывает? (Утром)

Гуляем и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

Когда это бывает? (Днем)

Солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши!»

Когда это бывает? (Вечером)

Дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки-сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Когда это бывает? (Ночью)

Воспитатель: Молодцы! Всё задание выполнили правильно. Миша, а ты теперь будешь знать части суток?

Медведь: да.

Воспитатель: Ребята, сейчас зима и медведю пора идти спать в берлогу. Миша говорит, что подготовил для своих друзей подарки (медведь шепчет на ухо воспитателю). Поможем медведю вручить подарки его друзьям - зайцам?

Дети: Да.

Воспитатель: Иди, Миша, ложись в свою берлогу и спи до весны.

Работа с демонстрационным материалом.

Воспитатель: А вот и зайчата! Спрятались под ёлочкой. (Воспитатель обращает внимание детей на игрушки – зайцев).

Воспитатель: Зайчата, посмотрите, что медведь вам передал! (Показывает морковки в корзине). Морковки!

Воспитатель:   Дети, а сколько же тут зайцев, спряталось под ёлочкой?

Дети: много!

Воспитатель:   Ребята, а что нам надо сделать, чтобы узнать сколько здесь всего зайцев?

Дети: их нужно посчитать.

Воспитатель:  Давайте посчитаем зайцев.

Дети: 1-2-3-4-5 зайцев; всего 5 зайцев (круговой жест).

Воспитатель: Сколько всего зайцев?

Дети: всего 5 зайцев.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько морковок лежит в корзине?

Дети: Много!

Воспитатель: Давайте посчитаем их.

Воспитатель достает по одной морковке из корзины. Дети считают.

Дети: 1 - 2 - 3 - 4 морковки; всего 4 морковки (круговой жест).

Воспитатель: Сколько всего морковок?

Дети: всего 4 морковки.

Воспитатель: Ребята, чего больше: зайцев или морковок?

Дети: Зайцев больше, чем морковок.

Воспитатель: Ребята, чего меньше: зайцев или морковок?

Дети: Морковок меньше, чем зайцев.

Воспитатель:  На сколько зайцев больше, чем морковок?

Дети: Зайцев больше, чем морковок на 1.

Воспитатель:  На сколько морковок меньше, чем зайцев?

Дети: Морковок меньше, чем зайцев на 1.

Воспитатель:  Что нужно сделать, чтобы морковок стало столько сколько  зайцев?

Дети: Добавить 1 морковку.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим еще раз в корзину. Может там еще есть морковка?

Воспитатель достает из корзины еще одну морковку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами пересчитаем еще раз морковки.

Дети:  1 - 2 - 3 - 4 -5, всего 5 морковок (круговой жест).

Воспитатель: Сколько всего морковок?

Дети: всего 5 морковок.

Воспитатель: А теперь пересчитаем зайцев.

Дети:  1 - 2 - 3 - 4 -5, всего 5 зайцев (круговой жест).

Воспитатель: Сколько всего зайцев?

Дети: всего 5 зайцев.

Воспитатель: Что  можно сказать о количестве зайцев и морковок?

Дети: Зайцев столько, сколько морковок или морковок и зайцев поровну. По 5.

Воспитатель: Как хорошо! Теперь все зайцы будут сыты! Всем зайцам хватило морковок!

Воспитатель: Молодцы, ребята, всех зайцев угостили морковкой.

В лесу очень холодно. Вы, наверное, уже замерзли. Давайте мы немного отдохнем и согреемся.

Физминутка:

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили (лепим руками комочки)

А потом с горы катались (волнообразные движения рук)

Веселились и резвились. (прыжки на месте)

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой (киваем головой)

Побежим скорей домой.

(дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)

Приглашаю детей пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас садитесь за свои столы. Садимся тихо, друг другу не мешаем, не шумим. Сели ровно: спина прямая, ноги поставили на пол.

II часть

Работа с раздаточным материалом.

Перед детьми на столе тарелочки с картинками (белочки и желуди). Воспитатель даёт задание, дети его выполняют.

Воспитатель: Ребята, на верхнюю полоску выложите 5 белочек.

Дети выкладывают  белочек слева направо, правой рукой.

Воспитатель: Наташа, сколько всего белочек у тебя на верхней полоске?

Наташа: 1 - 2 - 3 - 4 - 5; всего 5.

(Спрашиваю 2-3 детей).

Воспитатель: Ребята, на нижнюю полоску выложите 4 желудя.

Дети выкладывают  желуди  слева направо, правой рукой.

Воспитатель: Кирилл, сколько всего желудей у тебя на нижней полоске?

Кирилл: 1 - 2 - 3 - 4; всего 4.

(Спрашиваю 2-3 детей).

Воспитатель: Ребята, чего больше белочек или желудей?

Дети: Белочек больше, чем желудей.

Воспитатель: Ребята, чего меньше желудей или белочек?

Дети: Желудей меньше, чем белочек.

Воспитатель:  На сколько белочек больше, чем желудей?

Дети: Белочек больше, чем желудей на 1.

Воспитатель:  На сколько желудей меньше, чем белочек?

Дети: Желудей меньше, чем белочек на 1.

Воспитатель:  Что нужно сделать, чтобы желудей стало столько сколько  белочек?

Дети: Добавить ещё один желудь.

Воспитатель: Правильно, ребята! Возьмите с тарелочки еще один желудь.

Воспитатель: Что  можно сказать о количестве белочек и желудей?

Дети: Белочек столько, сколько  желудей или белочек и желудей поровну. По 5.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

IIIчасть

Воспитатель: Ребята, посмотрите, медведь и нам оставил подарок. Выходите сюда, посмотрим что это? (Приглашаю детей пройти на ковер).

Дети: да.

Воспитатель: Что же это такое, ребята? (открываю коробку и показываю).

Дети: геометрические фигуры.

Воспитатель: Давайте, назовем их.

Дети  называют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди свой домик».

(Раздаю детям карточки с геометрическими фигурами, соответствующие геометрическим фигурам, прикрепленным к ёлочкам.)

Ребята, пока звучит музыка, вы танцуете как снежинки, как только музыка затихнет, вы находите свои «домики»: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, у кого квадрат - к квадрату и т. д.

(Игра повторяется 2 раза, дети меняются геометрическими фигурами).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями.

Воспитатель: А сейчас, давайте вспомним вместе с вами чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?

Дети: Мы сегодня вспоминали части суток, учились сравнивать,  играли в игру «Найди свой домик», вспоминали геометрические фигуры.

Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня занимались, выполняли все задания: называли части суток, считали, играли. Вы были очень внимательны.

Воспитатель: Ребята, а в коробке еще что-то есть. Миша и вам подарки оставил.

Воспитатель: А сейчас попрощайтесь с нашими гостями.

Дети: До свидания!

Дети прощаются с гостями, уходят.

Список использованной литературы:

1. Помораева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа". - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 64 с.

2. Метлина Л.С. "Математика в детском саду"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Занятие по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП во 2 младшей группе по Фгос.

Цели: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? \'\' словами один, много, ни одного.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из не...

Занятие по ФЭМП в подготовительной к школе группе (6 – 7 лет) по ФЭМП на тему «В поисках сокровищ».

Цель: закрепление математических знаний и умений.Интеграция образовательных областей:Познавательное развитиеРечевое развитиеСоциально – личностное развитиеХудожественно – эстетическое развитиеВид...

Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Мышка-норушка на занятии по ФЭМП»

«Мышка-норушка на занятии по ФЭМП» (открытое занятие в стр. группе «Утята» 5.02Л 5г.). Цели и задачи: -закрепить прямой, обратный порядковый счет в пределах 10;-выкладывать числовой ряд от 0...

Мастер – класс по ФЭМП теме: Квест –игра по ФЭМП «Путешествие с колобком»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по формированию элементарных математических  представлений . Повысить уровень професси...

Конспект занятия по ФЭМП И. А.Помораеева «Занятия по ФЭМП» стр. 139 Занятие № 2

Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, кругозор, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма не...