Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по формированию представлений о геометрических фигурах
картотека по математике (младшая группа)
Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по формированию представлений о геометрических фигурах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Речевые игры:
1.«Что бывает такой формы?»
Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.
Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное.
Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т. д.
2. «Три квадрата».
Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.
Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.
Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)
3. «Какие бывают фигуры».
Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.
Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.
4. «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.
5. «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.
Материал: разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.
6. «Найди и назови»
Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.
Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)
7. «Назови одним словом»
Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.
Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.
8. «Посмотри вокруг»
Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.
Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т. д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.
9. «Угадай, что спрятали»
Цель: развитие внимания и памяти, наблюдательности, Карточки с изображением геометрических фигур На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно учить детей четко следовать правилам игры
На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.
10. «Помоги исправить ошибку»
Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.
Материалы: геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.)
11. «Игры - договорки»
Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.
Материал: загадки о геометрических фигурах.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
А братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие.
Ответ: Фигуры
(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игры
12. «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
13. «Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.
Содержание игры: Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
14. «Волшебный мешочек»
Цель: развивать умение на ощупь угадывать предметы разной геометрической формы.
Материалы: тканевый мешочек красиво украшенный, предметы разных геометрических форм.
Настольно-печатные дидактические игры:
1. «Выложи по образцу»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.
Материал: карточки с последовательно изображенными фигурами. Отдельно вырезанные фигуры.
Содержание игры: перед ребенком лежат карточки с последовательно изображенными фигурами и отдельно вырезанные фигуры, воспитатель сначала объясняет, что в этой игре важно сделать все действия друг за другом, т. е последовательно, если ребенок не понимает, то можно показать все наглядно.
2. «Построй из геометрических фигур»
Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.
Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.
Содержание игры: содержание этой игры очень схоже с содержанием игры «Выложи по образцу», только в этой игре уже можно использовать не отдельно вырезанные фигуры, а геометрические наборы, и даже можно поиграть с модулями. И вместе карточек с последовательно изображенными фигурами, в этой игре будут уже карточки с изображением картинки из геометрических фигур.
3.«Фигуры»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.
Материал и ход: нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».
Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.
4.«Подбери заплатку для ковра»
Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.
Материалы: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги).
Содержание игры: перед ребенком лежит рисунок с изображением ковра и заплатки к нему, разных форм, воспитатель объясняет, что наш маленький коврик весь в дырочках, и надо поставить на нем заплатки.
5. «Кому, какая форма».
Вариант 1.
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Материал. Большие мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и размеров, 2 больших подноса.
Содержание игры: Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.
Вариант 2.
Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.
6.«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Содержание игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
7.«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Содержание игры: В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
8.«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Содержание игры: У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.
9. «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание игры: В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
10.«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал: Фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание игры: На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
11. «Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
Материал: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Содержание игры: В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.
12.«Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.
Содержание игры: Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь, а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
13.«Веселые шары»
Цель: развивать представления о форме, цвете.
Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.
Содержание игры: «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные — красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».
14. «Найди фигуры»
Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.
Материал: чертежи геометрических фигур.
Содержание игры: «Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.
15.«Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.
Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).
Содержание игры: воспитатель определяет кто среди детей какие фигуры собирает, потом раскидывает геометрические фигуры на ковре, и на РАЗ ДВА ТРИ НАЧНИ, дети собирают только те фигуры, которые назначил им воспитатель.
16.«На, что похоже, дорисуй»
Цель: развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета).
Материал: печатные изображения геометрических фигур.
Содержание игры: перед ребенком лежат листочки с напечатанными на них геометрическими фигурами, воспитатель объясняет, что из простой геометрической фигуры, можно сделать целую картину, или просто животного и любой другой предмет, расспрашивает, у каких предметов есть такая геометрическая форма.
17.«Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру»
Цель: закреплять геометрические фигуры, учить выкладывать фигуры из счетных палочек.
Материал: счетные палочки, большие геометрические фигуры.
18. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).
Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).
19. Дидактическая игра «Лото».
Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.
Материал: Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п., набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.
Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.
По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
20. Дидактическая игра «Соберем бусы».
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине, видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Оборудование. Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями
На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.
Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.
21.«Каждой фигуре свой домик»
Цель: учить подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий домик.
Материал: нарисованные домики с изображением фигуры жильца. Отдельные геометрические фигуры.
Содержание игры: воспитатель раскладывает перед детьми разноцветные домики и геометрические фигуры. Задача детей - разложить по домикам те геометрические фигуры, которые изображены на домиках.
22.«Поезд с геометрическими фигурами»
Цель: подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий вагончик с определенным цветом.
Материалы: вагончики разного цвета с белыми пятнами геометрических фигур, локомотив, геометрические фигуры разного цвета.
Содержание игры: перед ребенком на столе разложен поезд, у этого поезда вагончики разного цвета с белыми пятнами посередине, рядом в лежат геометрические фигуры, малыш должен найти подходящей фигуре свой вагон.
23. «На что похожа фигура»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать воображение.
Материалы: линейка трафарет с геометрическими фигурами, лист бумаги, цветные карандаши.
Содержание игры: Ребенок посредством внимания и зрительной концентрации распределяет карточки с изображением предметов внешнего мира в соответствии с предложенными геометрическими формами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...
Конспект коррекционного занятия по формированию представлений о геометрических фигурах и объемных геометрических телах у детей с нарушением зрения
Конспект коррекционного занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет при формировании представлении о геометрических фигурах средствами дидактических игр и игровых упражнений
Проблема ознакомления детей с формой предметов и геометрическими фигурами и в классической и в современной педагогике была и остается актуальной. Формирование начальных знаний о геометрических фигурах...
Картотека дидактических игр на формирование представлений о геометрических фигурах.
В картотеке игр - представлены разнообразные дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах....
опыт работы «Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...
Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников
Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ И ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ»
в составлении рекомендаций по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов, посредством, дидактических игр, в подборке разных форм художественного слова к разделу «Форма...