Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Заниматика"
методическая разработка по математике (подготовительная группа)
Аннотация к программе дополнительного образования
«Заниматика»
Дополнительная образовательная программа «Заниматика» предполагает решение проблем дополнительного образования социально-гуманитарной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математике, как о науке.
Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Программа модифицированная, ознакомительного уровня.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 6-7лет
Категории состояния здоровья учащихся: без особенностей в развитии.
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы: 60ч
Форма обучения: очная, групповые занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 мин.
Цель программы: формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений, создание условий для активной мотивации ребенка при подготовке к школе.
Задачи программы:
Образовательные - отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
Развивающие - развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
Воспитательные – воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Отличительные особенности программы: является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
–психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.
Педагогическая целесообразность :программа «Заниматика» органично вписывается в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале. Она дает детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatika1.doc | 369 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Дополнительная образовательная программа «Заниматика» предполагает решение проблем дополнительного образования социально-гуманитарной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математике, как о науке.
Содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………..…4
1.1. Пояснительная записка……………………………………………...…..4
1.2. Цель и задачи программы …………………………………………...….6
1.3. Содержание программы………………………………………………....8
1.4. Ожидаемые результаты…………………………………….…………..11
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»…………12
2.1. Календарный учебный график…………………….…………………..12
2.2. Условия реализации программы……………………………………....12
2.3. Формы аттестации……………………………………………………...14
2.4. Оценочные материалы………………...……………………………….15
2.5. Методические материалы………………………..………………….…17
2.6. Список литературы…………………………………………………….17
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Заниматика» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 г. № 204);
- Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской федерации Десятилетия Детства» (от 29 мая 2017 года № 240);
- Национальный проект «Образование» (паспорт утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 года № 3);
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации (от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 года N28, вступившие в силу с 1 января 2021 года;
- Локальные акты: Устав учреждения, учебный план, инструкции по технике безопасности.
Программа модифицированная, ознакомительного уровня.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 6-7лет
Категории состояния здоровья учащихся: без особенностей в развитии.
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы: 60ч
Форма обучения: очная, групповые занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 30 мин.
Место реализации программы: МАДОУ № 216 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.
Актуальность программы
Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 6-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном объединении учреждения дополнительного образования детей является актуальным. Педагогическая технология предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным и носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предусматривает возможность использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816, локально-нормативными актами МАДОУ №216 г. Кемерово.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых знаний и умений, создание условий для активной мотивации ребенка при подготовке к школе.
Задачи программы:
Образовательные - отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
Развивающие - развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
Воспитательные – воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Отличительные особенности программы: является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
–психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий.
Педагогическая целесообразность :программа «Заниматика» органично вписывается в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале. Она дает детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Свойства предметов. Общие понятия | 11 | 4 | 7 | ||
1.1 | Вводное занятие. Объединение предметов в группы по общему свойству. | 3 | 1 | 2 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
1.2 | Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства. Сравнение групп предметов по количеству. | 5 | 1,5 | 3,5 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
1.3 | Отношение: часть-целое. Действие сложение. Удаление части из целого. Действие вычитание. | 2 | 1 | 1 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
1.4 | Символы. Работа с таблицами | 1 | 0,5 | 0,5 | игровые задания | |
2. | Количество и счет | 24 | 9 | 15 | ||
2.1 | Числа 0- 10, цифры 0- 10. | 20 | 8 | 12 | наблюдение, опрос практическая работа | |
2.2 | Повторение | 4 | 1 | 3 | промежуточная и итоговая диагностики, открытые игровые занятия | |
3. | Пространственно– временные представления. | 14 | 7 | 7 | ||
3.1 | На, над, под. Справа, слева. Между, посередине. Впереди, сзади. Раньше, позже. | 7 | 4 | 3 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
3.2 | Длиннее, короче. Измерение длины. Сравнение длины. Метр, сантиметр | 4 | 2 | 2 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
3.3 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. Килограмм. | 3 | 1 | 2 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
4 | Геометрические фигуры и величины. | 11 | 5 | 6 | ||
4.1 | Точка. Линии. Прямая и кривая линии. Отрезок, луч. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломаная линия. Многоугольник. Угол. Виды углов | 5 | 2 | 3 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
4.2 | Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. Мерки объема. Площадь. Измерение площади. Измерение площади(см,км) | 4 | 2 | 2 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
4.3 | Объемные фигуры-шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. | 2 | 1 | 1 | наблюдение, опрос практическая работа игровые задания | |
Итого | 6о | 25 | 35 |
Содержание учебно-тематического плана
- Свойства предметов. Общие понятия.
Теория: Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком.
Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ.
Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.
Практика: Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Составление групп предметов или фигур по заданному признаку. Выделение части группы.
Сравнение двух групп предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.
Упражнения на сложение и вычитание предметов.
Измерение величин (длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ) с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т. п.)
Работа с таблицами. Знакомство с символами.
II. Количество и счет.
Теория: Название, последовательность чисел от 1 до 10
Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).
Число 0 и его свойства.
Практика: Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы.
Обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.
Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала
III. Пространственно-временные представления.
Теория: Понятия отношений: на- над- под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху-снизу, выше-ниже и др.
Установление последовательности событий, дней в недели, месяцев в году.
Практика: Примеры отношений: на- над- под, слева- справа- посередине, спереди- сзади, сверху- снизу, выше- ниже и др.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
Ориентировка в пространстве с помощью плана.
IV. Геометрические фигуры и величины.
Теория: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамиды, параллелепипед (коробка), куб.
Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, линиях, углах, многоугольнике, о равных фигурах.
Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин
Практика: Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур из палочек.
Сравнение предметов по длине, массе, объему с помощью различных мерок. Выбор единой мерки при сравнении величин.
1.4. Ожидаемые результаты
К концу обучения основными результатами у детей должны стать:
- личностные результаты:
- у учащихся появится интерес к процессу познания и творчеству, желание преодолевать трудности;
- сформируются умения планировать и реализовывать собственные замыслы, согласовывая их с замыслами других детей;
- сформируется культура поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу.
- метапредметные результаты :
- разовьются познавательные процессы (внимание, память, воображение, восприятие, речь, мелкая моторика);
- разовьется мыслительная деятельность и появится эффективное решение проблемных ситуаций;
- разовьется детская активность, самостоятельность, творческий подход в поиске способов решения занимательных, практических, игровых задач.
- предметные результаты:
- сформируются представления об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
- научатся практическим действиям сравнения, счета, вычислений, измерения, классификации, преобразования;
- научатся пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ | Месяц | Тема занятий | Форма занятий | Количество часов | Режим работы |
1 | Сентябрь-октябрь | Свойства предметов. Общие понятия. | практическая работа наблюдение | 11 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2 | ноябрь- январь | Количество и счет. | практическая работа промежуточная диагностика
| 24 | 2 раза в неделю по 1 часу |
3 | Февраль- март | Пространственно– временные представления. | Занятие-игра практическая работа | 14 | 2 раза в неделю по 1 часу |
4 | Март- апрель | Геометрические фигуры и величины | итоговая диагностики, открытые игровые занятия | 11 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2.2.Условия реализации программы
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Учебно-методический комплект
Для успешной реализации программы разработано методическое обеспечение: календарный учебный график, подобраны и разработаны конспекты занятий, методики итоговой аттестации обучающихся, изготовлен необходимый наглядный и раздаточный материал.
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
ноутбук, видеопректор, колонки;
аудиокассеты с записью фонограмм;
столы и стулья, соответствующие росту ребёнка;
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- геометрические фигуры и тела;
- палочки Х. Кюизинера;
- наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры от 1 до 9;
- фланелеграф, мольберт;
- чудесный мешочек;
- кубики Никитина;
- блоки Дьенеша;
- пластмассовый и деревянный строительный материал;
- геометрическая мозаика;
- счётные палочки;
- предметные картинки;
- знаки – символы;
- игры на составление плоскостных изображений предметов;
- обучающие настольно-печатные игры по математике;
- мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
- геометрические мозаики и головоломки;
- занимательные книги по математике;
- задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
- простые карандаши; наборы цветных карандашей;
- линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
- счетный материал;
- наборы цифр;
- конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
2.3.Формы аттестации
Объектами контроля являются:
– математические умения;
– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Виды контроля | Формы проведения | Сроки |
входной | Беседа. Наблюдение. Выполнение практических заданий | сентябрь |
текущий | Беседа. Наблюдение. Выполнение практических заданий | В течение года |
промежуточный | Открытое занятие в игровой форме (устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий) | декабрь |
итоговый | Открытое занятие в игровой форме (устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий) | май |
Отслеживать результативность образовательного процесса помогают: коллективные и индивидуальные игровые задания, проводимые в интересной для детей форме; анализ диагностических материалов; информационная карта освоения учащимися образовательной программы; педагогический мониторинг математического и личностного роста ребенка в процессе занятий по программе «Заниматика».
Диагностика позволяет определить уровень развития психических процессов, интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития. Сюжетные игровые открытые занятия для родителей помогают им оценить и увидеть достижения своего ребёнка в середине и в конце учебного года
2.4. Оценочные материалы
Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.
Диагностические методики:
- Диагностика познавательных умений в математической деятельности.
Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
- Диагностика математических умений.
Цель: выявление математических умений.
Процедура организации и проведения диагностики.
Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.
Образовательные и учебные форматы
Особенности организации образовательного процесса – очно, с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
− методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.
- методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
− формы организации образовательного процесса: групповая;
− формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, экскурсия, эксперимент, эстафета, занятие – игра, занятие – путешествие, занятие-сказка.
− педагогические технологии: технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, здоровьесберегающая технология, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности.
Алгоритм учебного занятия
Структура ООД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – В процессе практической работы, последовательно дети устанавливать смысловые связи между предметами. Создают постройки по рисунку, чертежу. Делят предметы, фигуры на несколько равных частей. Сравнивают фигуру по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивают и уравнивают предметы по длине. Подбирают предметы по заданной длине.
Заключительная часть – в ней анализируется результат.
При организации занятий максимально используются наглядные и раздаточные материалы, технические средства.
1.Вводная часть. Организационный момент.
2.Основная часть. Игры и упражнения на закрепление пройденного материала с включением дидактических игр:
- составление математических сказок с использованием рисунков-схем;
- решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
3.Музыкальная физкультминутка.
4.Задания на развитие внимания:
- лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.
Задания на развитие памяти:
-зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала
5.Заключительная часть. Рефлексия.
2.5.Методические материалы
- Игры на составление плоскостных изображений предметов
- Обучающие настольно-печатные игры по математике
- Геометрические мозаики и головоломки
- Занимательные книги по математике
- Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
- Простой карандаш; набор цветных карандаше
- Линейка и шаблон с геометрическими фигурами
- Счетный материал, счетные палочки.
- Набор цифр
- Геометрическая мозаика («Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Колумбово яйцо»)
- Головоломки: («Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
- методическая литература для педагога
- рабочие тетради для обучающегося
- Список литературы
для педагога:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
9. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
12. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
13.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
14. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
15. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
для обучающихся и родителей:
1.Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2.Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
3.Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
4.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
5.Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Интернет-ресурсы
1.Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
2.Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4.Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников
http://bib.convdocs.org/v14303
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Свет жизни»
Основы православной культуры...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Атлас профессий"
Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание,так как труд всегда был основой жизни.А.С. МакаренкоАктуальность программы продиктована потребностями детей и их родителей. Среди восп...
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности «АБВГДЕЙКа» (стартовый уровень) Возраст обучающихся – 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная программа: социально-гуманитарной направленности«АБВГДЕЙКа»(стартовый уровень)Возраст обучающихся – 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Я и моя профессия»
Программа «Я и моя профессия» адресована воспитанникам 6-7 лет. Рекомендуемая наполняемость групп – 10-12 человек.Данная программа нужна для тех детей, которые хотят узнать о многих ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Веселый Язычок»...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"...