Доклад на методическое объединение
методическая разработка по математике (младшая группа)

Казакова Дарья Алексеевна

значение занимательного материала по  ФЭМП в разновозрастной группе от 1,6 до 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_znach_zanim_mat_po_femp.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад с.Грачев Куст

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413753 Саратовская область, Перелюбский район, с.Грачев Куст, ул. Центральная 19.

Доклад “О значении занимательного материала в развитии математических представлений” в разновозрастной группе от 1,6 до 4 лет

Подготовил воспитатель:

Казакова Дарья Алексеевна

Стаж-3 года

Образование-высшее

Категория-

с. Грачев Куст-2023г.

Математика - является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.

Занимательный  разнообразный    элементарный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Во время образовательной деятельности дети должны усвоить такие понятия:

1. Множество (группа). Дети учатся определять общий признак у совокупности предметов (к примеру, все мячики имеют круглую форму, эта группа кубиков синего цвета, другая же — большого размера), составлять группы из одинаковых предметов и вычленять из них отдельные. Более трудная задача — отыскивать однородные предметы в окружающей среде (например, принести все зелёные кубики).

2. Количество. В младшем возрасте изучение чисел ещё не вводится, количество предметов определяется только такими понятиями, как «один», «много» либо «ни одного» (так малыши отвечают на вопрос педагога «сколько?). Воспитанники младшей группы также обучаются сравнивать группы предметов путём сопоставления (к примеру, на каждую ёлочку нужно посадить белочку), устанавливать равенство между неравными группами (добавить ещё одну белочку, чтобы их стало столько же, сколько ёлочек). Малыши осваивают понятия «больше», «меньше» и «поровну» (синоним «одинаково»). В дальнейшем качественные отношения плавно перейдут в понимании дошкольников в количественные.

3. Величина. Малыши учатся сравнивать предметы по конкретному признаку — это размер, длина, ширина и высота, оперируя понятиями «длинный» и «короткий», широкий» и «узкий», «высокий» и «низкий», «большой» и «маленький», «равные». Для сравнения они осваивают приёмы наложения и приложения.

4. Форма. Дети знакомятся с основными геометрическими формами — кругом, квадратом и треугольником, исследуют их, используя зрение и осязание. Дошкольники должны узнавать эти формы, невзирая на разный размер и цвет.

Также у малышей должны быть сформированы навыки:

1. Ориентировки в пространстве. Ребята учатся ориентироваться в расположении частей своего тела, различать направления относительно себя (справа или слева, вверху или внизу), на плоскости.

2. Ориентировки во времени. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», учатся правильно их употреблять в речи.

Первый вид занимательного математического материала - это  дидактические игры. Основное их назначение – обеспечить упражняемость детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Благодаря дидактическим играм у детей формируются новые знания.

Например игры: “Игры с числами и цифрами” (Один-Много), “Игры с геометрическими фигурами”( К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур. Знакомя  или закрепляя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Назови предмет, похожий на..круг, квадрат и т.д». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»;«Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры», «Цвет, размер, фигура». «Изучаем формы»,  «Вкладыши»., «Разложи фигуры одного цвета»), Игры по разделу «Величина»- «Сравни фигуры»- «Разложи рыбок по величине в аквариумы», «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого», «Расставь елочки от маленькой до большой или от большой до маленькой» , «Что длиннее», «Назови противоположное слово» и т.д.

Игры на ориентировку во времени -«Когда это бывает?», «Вчера, сегодня, завтра», «Живая неделя» и т.д.

Игры на ориентировку в пространстве -«Где что находиться?», «Жмурки», «Положи снежинку», и т.д.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающих в ряду фигур и т. д.«Какой фигуры не хватает?», «Найди такой же», «Что здесь лишнее?» и т.д.

Игра «Форма, цвет, размер». Цель игры - поэтапно учить ребенка определять цвета, размеры и формы фигур. Это прекрасный повод для общения и стимулирования речи. Игра направлена  на развитие логики, внимания, памяти.

Существует и ещё один вид занимательного математического материала – это математическая сказка. Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? Каким пришел петушок  к зайчику? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

В сказке «Три медведя» - и медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький),соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

Таким образом, занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

мой доклад на методическом объединении по использованию в работе сказкотерапии.

 «Использование сказкотерапии в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»....

Доклад к методическому объединению для воспитателей на тему: «Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

Появление зачатков воображения относят к концу раннего возраста. Именно в этот период ребенок начинает дополнять, замещать реальные предметы и действия воображаемыми, называть их. Воображение ок...

Доклад к методическому объединению

Доклад "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры" раскрывает основные задачи и направления данной работы, указывает основные методы и приемы построения эфективной работы....

Доклад к методическому объединению «Воспитание детей в семье»

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье...