НИКИТИН Б.П.СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
презентация к уроку по математике (старшая группа)
НИКИТИН Б.П.
СТУПЕНЬКИ ТВОРЧЕСТВА ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem-ka_raz._igry_nikitina.ppt | 582 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИГРЫ- ОДНО ИЗ САМЫХ СИЛЬНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В РУКАХ ОБЩЕСТВА. ИГРУ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ОСНОВНЫМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. ИМЕННО В ИГРЕ ПРОЯВЛЯЮТСЯ И РАЗВИВАЮТСЯ РАЗНЫЕ СТОРОНЫ ЕГО ЛИЧНОСТИ,УДОВЛЕТВАРЯЮТСЯ МНОГИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ,СКЛАДЫВАЕТСЯ ХАРАКТЕР. ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ВЫ ПРОСТО ПОКУПАЕТЕ ИГРУШКУ? НЕТ, ВЫ ПРОЕКТИРУЕТЕ ПРИ ЭТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЛИЧНОСТЬ! Б.П.НИКИТИН
ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ; ЗАДАЧИ: РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ:ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, ОСОБЕННО ЗРИТЕЛЬНУЮ,УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ЗАВИСИМОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ; УМЕНИЕ КЛАССИФИЦЫРОВАТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ, СПОСОБНОСТЬ К КОМБЕНИРОВАНИЮ; ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ, СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ; РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЕ.
В РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИХ ИГРАХ НИКИТИНА-В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИХ ГЛАВНАЯ ОСОБЕННОСТЬ- УДАЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬ ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ С ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ ПРИНЦИПОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО СПОСОБНОСТЯМ. ЭТОТ СЮЗ ПОЗВОЛИЛ РАЗРЕШИТЬ В ИГРЕ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ: ИГРЫ НИКИТИНА МОГУТ СТИМУЛИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА; ЗАДАНИЯ- СТУПЕНЬКИ ИГР НИКИТИНА ВСЕГДА СОДАЮТ УСЛОВИЯ, ОПЕРЕЖАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ; РЕБЁНОК РАЗВИВАЕТСЯ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО, ЕСЛИ ОН КАЖДЫЙ РАЗ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЫТАЕТСЯ РЕШИТЬ МАКСИМАЛЬНО СЛОЖНЫЕ ДЛЯ НЕГО ЗАДАЧИ; ИГРЫ МОГУТ БЫТЬ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И, КРОМЕ ТОГО, КАК И ЛЮБЫЕ ИГРЫ, ОНИ НЕ ТЕРПЯТ ПРИНУЖДЕНИЯ И СОЗДАЮТ АТМОСФЕРУ СВОБОДНОГО И РАДОСТНОГО ТВОРЧЕСТВА; ИГРАЯ В ИГРЫ НИКИТИНА СО СВОИМИ ДЕТЬМИ, МАМА И ПАПА НЕЗАМЕТНО ДЛЯ СЕБЯ ПРИОБРЕТАЮТ ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ УМЕНИЕ- СДЕРЖИВАТЬСЯ, НЕ МЕШАТЬ МАЛЫШУ САМОМУ РАЗМЫШЛЯТЬ И ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, НЕ ДЕЛАТЬ ЗА НЕГО ТО, ЧТО ОН МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ САМ.
Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу по непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитина позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Уникуб Сложи узор Дроби Кубики для всех Сложи квадрат .
Сложи узор Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3-х и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.
Процессуальная характеристика: С раннего возраста; Групповая, индивидуальная и дифференцированная работа; Материал для задания вариативен; Организация заданий в различных формах: модели, чертёж, инструкция.
Важно! Приобретать Развивающие игры Никитина, тем самым способствовать интеллектуальному развитию детей!
Литература: Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.-М.,1989. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры.-М.,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)
Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....
Развивающие игры Б.П.Никитина
В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...
Консультация для родителей: «Развивающая игра «Уникуб» (Б. П. Никитина)
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был внимательным, сообразительным, способным?Предлагаю вашему вниманию игру «Уникуб». Цель этой игры – развитие логического, аналитического мышления, способностей к решени...
Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх». Реферат на тему: «Детское творчество в развивающих играх».
1.Введение. Хочется поговорить об играх, но играх необычных. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: « Играй!» - игра может не пойти.Их нельзя показывать все сразу, а только...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
Ступеньки творчества - математика в развивающих играх
Предлагаю несколько вариантов творческого обучения математике через развивающие игры Никитиных...
Папка-передвижка "Ступеньки творчества или развивающие игры Б,П Никитина"
Папка-передвижка "Ступеньки творчества или развивающие игры Б,П Никитина"...