Беседа "Зачем нужна математика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Беседа
«ЗАЧЕМ НУЖНА МАТЕМАТИКА»
Обучающие задачи:
• Расширять представления о применении математических знаний в разных профессиях;
• Закрепить представления о геометрических фигурах и научиться составлять более сложные;
• Упражнять в прямом и обратном счете от 1 до 10;
• Закрепить последовательность дней недели, времен года, частей суток;
• Формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
• Формировали умение соотносить количество предметов с цифрой;
• Закрепить практические навыки измерения объема с помощью мерки.
Развивающие задачи:
• Развивать смекалку, зрительную память, воображения;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно, воспитывать доброжелательность и взаимовыручку.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно- зстетическое
.
Материалы к НОД:
крупа(греча и пшено), два стаканчика, ложки, линейка, наборы цифр , силуэты девочек и мальчиков, наборы геометрических фигур, рабочие листы.
1 часть
Дети стоят полукругом.
Воспитатель:
- Дети, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?
- Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые?
Дети: взрослые, мамы и папы ходят на работу
- Какой деятельностью они занимаются? Дети: они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.
У взрослых разные профессии.
Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
А как вы думаете ,в каждой ли профессии нужна математика?
Давайте это проверим.
2 часть
Приглашаю вас в путешествие в страну профессий
.Полетим мы на самолете .Для этого нам необходимы билеты .Я вам их раздам , но они необычные, вместо номера изображения разных животных, необходимо сосчитать их количество и найти соответствуюшую цифру ,это и будет номер вашего места.
Дети выполняют задание и рассаживаются на стульчики.
Наш полет начинается. Считаем от 10 до 1.Полетели. Чтобы нам не скучно было лететь поиграем в игру «Вопросы и ответы»
-Какое сейчас время года;
-Какой месяц;
-Какой сегодня день недели;
-Назови все дни недели;
-Назови все части суток.
Вот прилетели мы в страну профессий. Выходим из самолета и направляемся к первой остановке «Кухня» ,знакомимся с первой профессией -повара
Дети подходят к столу, где находятся два мешочка с крупами ,стаканчики, ложка, линейка, две пустые мисочки.
Отгадайте загадку:
Кто так вкусно готовит
Борщи и щи
Мясные котлеты,
Салаты, винегреты,
завтраки, обеды(повара)
Давайте поможем нашим поварам. К приходу ребят им надо сварить кашу, каши надо сварить побольше, но мы не знаем, какой крупы больше -гречневой или пшеничной.
Воспитатель показывает крупу в разных банках.
Как вы думаете какой крупы больше ?Как это проверить? Надо измерить.
Что необходимо для измерения? (Перед детьми стакан, ложка, линейка)
Дети: надо выбрать мерку.
Воспитатель: чем мы раньше измеряли? Можно ли объем крупы измерить линейкой. Чем можно измерить объем крупы
Ответы детей Стаканом или ложкой.
Воспитатель :чем удобнее? Посмотрите, в банке много крупы, поэтому ее лучше измерять более крупной меркой-стаканом. Ложкой придется очень долго. Стакан будет служить нам меркой.
Сначала мы измерим объем гречи. Для того, чтобы не сбиться со счета ,каждый раз ,как отмерили мерку ,выставляем счетную палочку.
Вызвать два ребенка, один измеряет, другой выкладывает палочку.
Сколько стаканов гречи получилось-5.
затем другие дети измеряют объем пшена.
Результат выкладывают-4 стакана.
Воспитатель: какой крупы оказалось больше, меньше .Почему вы так думаете? Сравнение.
А можно ли было измерить объем гречи стаканом, а пшена баночкой?
Конечно же нет . Измерение будет не верным. Сравнивать по объему можно тогда, когда мерки одинаковые.
Дети делают вывод: варим гречневую кашу,ее получится больше.
Молодцы помогли поварам, отправляемся на следующую остановку..
Воспитатель показывает картинку с изображением водителя. Кто это ?.Нужна ли математика водителю? Что он должен знать и уметь?
Он должен знать в какую сторону повернуть ,а значит уметь определять право и лево. Он должен знать цифры и определять скорость движения автомобиля. Все эти знания дает математика.
Давайте поможем водителю автобуса доехать до школы и отвезти туда ребят.
Дети выполняют графический диктант в рабочих листах.
Воспитатель: отличные из вас водители получились.
А теперь давайте отдохнем и сделаем зарядку. А поможет нам провести наш педагог по физической культуре. (Проводит один ребенок).
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали!( прямые руки в стороны)
В самолёте полетали - покружиться вокруг себя
И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас( руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс!(бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы( ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три –( поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Нам на стульчики пора
Следующяя остановка «Магазин»
Кто же там работает? Продавцы.
Есть у мамы на прилавке
Куклы, мячики, булавки
Обувь справ, ткани слева,
Чашке на витрине
Мама словно королева
В нашем магазине.
Что же должен хорошо делать продавец?( ответы детей)
Давайте поможем продавцу сосчитать товар в магазине.
Дети самостоятельно выполняют задания в рабочих листах.
Следуюшяя остановка «Ателье»
Там моделируют и шьют одежду. А нужна ли им математика? Необходимо уметь отмерить ткань, знать цвета и даже различать геометрические фигуры. А мы этому всему учимся на занятиях по математике. Давайте придумаем коллекцию одежды из геометрических фигур для мальчиков и для девочек.
Дети конструируют одежду из плоскостных геометрических фигур.
3 часть
.Путешествие наше подошло к концу. Убедились вы, что математика помогает во многих профессиях Кем мы сегодня побывали?
Дети перечисляют-поварами, водителями, продавцами, модельерами.
Какой вывод мы сделаем -математику надо знать.
Воспитатель:
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа
Без счета не будет на улице света
Без счета не сварится суп и котлет
Матрос не узнает, какая часть света
Пожарный не сможет пожар потушить
И в прятки сыграть не умеют ребята
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Веселый счет
Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.
— 1 —
В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!
— 2 —
Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
— 3 —
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
— 4 —
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты.
— 5 —
Пред тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
— 6 —
Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.
— 7 —
Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.
— 8 —
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!
— 9 —
К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.
К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом будете клевать!
— 0 —
Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.
Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужна математика.
Консультация для родителей...
Консультация "Зачем детям нужна математика"
Консультация для родителей...
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Зачем нужна математика"
Данный конспект НОД расчитан на детей подготовительной группы (6-7 лет) Отправляясь в увлекательное путешествие дети узнают много интересного....
Консультация для родителей « Зачем ребенку нужна математика»
Консультация для родителей « Зачем ребенку нужна математика»...
Буклет "Математика нужна. Математика" важна
Математика...
Конспект досуга «Математика нужна, математика важна»
Конспект досуга «Математика нужна, математика важна»Цель: поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойч...
Буклет "Математика нужна. Математика" важна
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29549691","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...