Мастер-класс по дидактическим играм
методическая разработка по математике

Мастер-класс на тему "Формирование математических способностей через дидактические игры "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns_portala_master-klass.docx42.94 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ

«ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Тема: Формирование математических навыков через дидактические игры.

Цель. Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачи:

Познакомить педагогов с математическими играми, создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

План проведения мастер-класса:

 Теоретическая часть.

 Интерактивная часть. Проведение дидактических игр с педагогами.

 Заключительная часть.

Ход мастер – класса.

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я приветствую вас на моем мастер-классе и приглашаю принять в нем  участие. Мне бы хотелось поделиться с вами некоторыми игровыми пособия, направленные на развитие элементарных математических представлений.

  

2. Теоретическая часть.

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.  На успешность обучения дошкольников  математическим началам    влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Осуществляя деятельность в данном направлении, мы пришли к выводу, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно - развивающая среда.

Подбор игрового материала  определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы.

 

Игры с количеством. «Какой цифры не стало?», « Сколько?», «Подбери цифру», «Путаница?», « Исправь ошибку»,« Назови соседей», «  «Найди недостающее», «Выложи правильно», «Сосчитай и назови», «Чего не стало» «В гостях у гусеницы», «Веселый поезд», «Математические коврики»и др.), разнообразные игры типа лото, домино и др. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» ,«Считай не ошибись!», помогают усвоению порядка  следования чисел натурального ряда.

 Игры с формой и величиной. « Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Кто больше увидит?», «Посмотри вокруг», «Геометрическая мозаика», «Найди свой домик», «Найди предмет такой же формы».

Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», и др.

Игры на ориентировку в пространстве. «Отгадай, кто где стоит?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Художники», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате».

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы сообразить, что именно требуется сосчитать. Например, в сказке «Гуси – лебеди» дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Что бы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить загадку, попутно дети закрепляют знания цифр.

Игры на ориентировку во времени «Наш день», «Части суток», «Ориентировка по времени по часам». При ознакомлении детей с днями недели можно использовать следующие игры: «Назови скорее, дни недели», «Назови пропущенную цифру», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Живая неделя», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев.

Итак, уважаемые педагоги, сегодня на нашем мастер-классе мы тоже будем играть и играть, конечно, в уже в знакомые нам игры.

Дидактическое пособие по ФЭМП «Тренажер «Божья коровка»

Цель:

учить детей ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении;

формировать умение определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа-направо», «слева-налево», «по центру» и т. д.

Развивать зрительную память, внимание; умение использовать предлоги и слова для обозначения расположения предметов в пространстве.

Оборудование: таблицы с клетками (по 9, 16, 25, 36, 49, 64 клетки, плоскостные жучки из картона «божьи коровки».

 Правила игры:

Божья коровка двигается по команде. Она может двигаться вверх, вниз, направо, налево. На начальных этапах игры (поле из 9, 16, 25 клеточек) ребенок может двигать жука по полю. На последних этапах игры (поле из 36, 49, 64 клеточек) ребенок должен еще научиться мысленно передвигать жука в нужных направлениях и называть его местоположение.

Слуховой диктант.

Примерные ходы божьей коровки:

1 этап (таблица из 9 клеточек) ; (жучок в центре) : верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, в центре.

2 этап (таблица из 16 клеточек) ; (жучок в нижнем левом углу) : 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка направо и т. д.

3 этап (таблица на 25 клеточек) ; (жучок в центре) : 1 клеточка направо, 2 клеточки вниз, 1 клеточка налево, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится божья коровка?

4 этап (таблица на 36 клеточек) ; (жучок в правом верхнем углу) : 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки налево, 1 клеточка вниз, 1 клеточка направо и т. д. Куда приполз жучок?

5 этап (таблица на 49 клеточек) ; (жучок в правом нижнем углу) : 2 клеточки наискосок налево вверх, 3 клеточки налево, 1 клеточка вверх, 2 клеточки направо, 1 клеточка вверх и т. д. Где находится жучок?

6 этап (таблица на 64 клеточки) ; (жучок в левом верхнем углу) : 3 клеточки наискосок вниз направо, 1 клеточка вверх, 4 клеточки направо, 3 клеточки вниз и т. д. Где находится жучок?

Примечание: вариантов путешествия жучка великое множество. В старших группах дети сами придумывают и по очереди диктуют ходы. Эта игра служит отличным тренажером для закрепления пространственного расположения предметов. Можно использовать белое поле и черного жучка.

Учимся, играя. «Математический куб»

В каждой группе детского сада найдется обычный пластмассовый кубик, который можно превратить в дидактический и развивающий, что я и сделала. К пяти граням куба приклеила карточки с изображением цифр (от 1 до 5) и кругов в количестве соответственно числу /для детей еще не знающих цифры/, на шестую грань куба - модель множественного числа - "много". И куб стал очень востребованным у моих воспитанников. Теперь не только я с ними играю, но они включили его в свои самостоятельные игры.

 Варианты игры с кубом:

Вариант 1. Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. В руке у него куб, который он вращает, пока дети идут по кругу со словами:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем кубик мы вращать.

Ребенок показывает грань куба, на котором остановилось вращение и выполняет задание столько раз, сколько кругов на грани, обращенной к нему (или соответственно какое число на грани куба) .

Вариант 2. Воспитатель стоит в центре круга, образованного детьми, и бросает куб каждому ребенку по очереди. Ребенок, возвращая куб, выполняет задание столько раз, сколько указывает ему чисто, обращенное к нему. Задания 1.

Цель. Развитие общей моторики. Подпрыгнуть на двух ногах; хлопнуть в ладоши; наклониться вперед и т. д.

Задания 2. Цель. Развитие лексико-грамматических категорий.

 а) Согласование числительных с именами существительными. Воспитатель, бросая куб ребенку, называет имя существительное (слово – предмет). Ребенок, согласуя имя существительное с числительным, выпавшим на грани куба, обращенной к нему, возвращает куб, озвучивая словосочетание. Например, лексическая тема недели «Дикие животные».

 Воспитатель: «Заяц». Ребенок: «Три зайца». (медведь - четыре медведя; волк – один волк; белка – много белок и т. д.)

б) Согласование числительных и прилагательных с именами существительными.

Воспитатель: «Храбрый заяц».

Ребенок: «Два храбрых зайца». (бурый медведь – три бурых медведя; хитрая лиса – пять хитрых лис и т. д.)

Задание 3.

Цель. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

а) Произнести автоматизированный звук, слог со звуком; слово с заданным звуком.

б) Назвать гласные, либо согласные звуки.

в) Придумать слова с заданным звуком.

г) Составить предложение из заданного количества слов.

Вариантов заданий можно придумать множество, адаптируя под деток своей возрастной группы.

Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился?

Дидактическая игра «Портрет» для детей средней и старшей групп

- Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1449235866.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-117551-1449235892.jpg

В заключении хочу сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным. Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Педагогическая эффективность обучения в значительной степени определятся соответствием содержания и методов в обучении возрастным особенностям детей, когда ребенок усваивает материал специфический для данного возраста в наглядно-действенной форме, с опорой на непосредственные практические или игровые действия. Поэтому дидактическая игра является непременным средством формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Мастер - класс по изготовлению дидактической игры "Цепочка".

Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению дидактической игры "Цепочка", которую довольно просто изготовить. Игра подходит для детей младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей "Дидактические игры в формировании математических представлений у дошкольников"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №25 Звёздочка»     Мастер-класс для воспитателей «Дидактически игры в формировании математически...

Мастер класс по изготовлению дидактической игры "Лото "Дымка"

Этот мастер - класс позволит вам на примере "Лото "Дымка" научиться делать разнообразные игры по типу "Лото", используя компьютер и принтер....

мастер класс по музыкально-дидактическим играм

музыкально -дидактическте игры...

Мастер -класс для родителей "Дидактическая игра своими руками"

Мастер -класс для родителей "Дидактическая игра своими руками"...

Мастер -класс "Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску".Дидактическая игра по математике "Чей пузырь?"

Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магнитную доску». Дидактическая игра по математике «Чей пузырь?»Мастер-класс «Как изготовить дидактическую игру на магн...