Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений.
консультация по математике (старшая группа)
Формирование математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребёёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Содержание предматематической подготовки в ДОУ имеет свои особенности , которые обусловлены спецификой математических понятий, традициями в обучении старших дошкольников, требованиями современной школы к математическому развитию детей. Учебный материал запрограмирован так, чтобы на основе более простых знаний и способов деятельности у детей формировались новые, которые , в свою очередь, будут выступать предпосылкой более сложных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_nash_vzglyad_matematika_dolzhna_zanimat_osoboe_mesto_intellektualnom_razvitii_detey.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
На наш взгляд математика должна занимать особое место интеллектуальном развитии детей, уровень которого определяется особенностями усвоения таких исходных математических представлений и понятий, как счёт , число, измерение, величина, геометрические фигуры, временные и пространственные отношения.
Детский фольклор полифункционален. В нём сочетаются разные функции: познавательная, воспитательная, мнемоническая. Он помогает прививать ребёнку навыки поведения в коллективе, а также приобщать к народным традициям. К малым фольклорным формам относятся пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости. Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как приём побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом, обостряющий наблюдательность при закреплении знаний, как игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
Поговорим о загадке как о средстве усвоения представлений о некоторых математических понятиях, привития любви к народному творчеству, животному, развития речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений. условно загадки можно классифицировать следующим образом
Загадки , содержащие слова связанные с понятием числа и цифры
Восемь ног, Как восемь рук , Вышивают шелком круг ( паук).
Загадки , в которых есть слова, связанные со сравнением множеств, величин.
Чуть дрожит на ветерке , Лента на просторе, Узкий кончик -в роднике, А широкий в море( Река).
Загадки в которых есть слова с пространственными представлениями и понятиями.
Тра-та-та Тра-та-та Сверху кожа, Снизу тоже, В середине пустота.
Загадки связанные с формой предметов, раскрывающих свойства геометрических фигур.
Кругла как шар, Красна как кровь, Сладка как мёд( Вишня).
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками т.е. короткими рифмованными стихами , применяемыми детьми для определения ведущего .
Считалка выполняет познавательную , этическую функции, а вместе с подвижными играми, прелюдией к которой она часто выступает способствует физическому развитию детей. Мы предлагаем использовать считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямомо и обратном порядке, а также развития временных представлений.
1 Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять
Выплыл ясный месяц.
2 Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать кто из нас искать пойдёт.
Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочными сюжетами помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, способствуют формированию глубоких и чётких представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Особый интерес вызывают задачи , оформленные в виде сказок. мы предлагаем использовать задачи , в которых встречаются хорошо знакомые детям персонажи русских народных сказок.
Задача 1
После чтения отрывка из сказки " Колобок " можно задать детям следующие вопросы по содержанию:
Сколько зверей встретил колобок? Сколько раз он смог уйти?
Задача 2
Вопросы по содержанию сказки " Курочка-Ряба"
Сколько человек били и не разбили яичко?
Задача 3
Кто стоял перед внучкой? Кто стоял после Жучки? и т.д, Сколько всего персонажей тянули репку?
Особое внимание следует уделять технике речи. с этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых привлекательно для детей. мы предлагаем использовать скороговорки со словами связанными с математикой.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Шесть мышат в камышах шуршат.
В семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Возле грядки -две лопатки, возле кадки- два ведра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста
Материал помещен для ознакомления родителей о самом первом взаимодействии с ребенком, о том, как колыбельные песенки влияют на развитие ребенка и на его эмоциональное состоятие....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
"Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений". Сообщение на педагогическом совете
Сообщение на педагогическом совете...
Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений
Представлен фольклорный материал для работы с дошкольниками по развитию математических представлений...
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"
Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...
Методическая разработка "Использование малых фольклорных жанров в развитии активного словаря детей третьего года жизни"
Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. В связи с этим обоснованно использован...