Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ТНР на тему "Космос"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Морозова Мария Игоревна

коспект по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_morozova.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Конспект  занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тема: «Космос».

                                                        Подготовила: воспитатель

Морозова Мария Игоревна

Дзержинск 2023

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти . Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Закрепление знаний о составе числа ( «пять», «шесть»). Совершенствование умения делить целое на части. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры  по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование  навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину  геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.

Способы активизации детской деятельности: игровые упражнения, дид.игры, подвижная игра, оценка работы детей.

Оборудование.

Демонстрационный материал :  Магнитная доска, мольберт, альбом «Раз планета, два комета…» ,плоскостные изображения планет разных размеров.

Раздаточный материал: Конструктор, карточки с картинками и цифры для игры в математическое домино, плоскостное изображение ракеты, простой карандаш.

Часть ООД

Задачи

Содержание

Деятельность детей

Примечания

Хронометраж

Вводно-мотивационная

 Организационная

Создание положительного эмоционального  фона занятия. Совершенствование навыков счета в пределах десяти. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения.  

- Ребята отгадайте мою загадку Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты.

 (Космос)

Правильно, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по космосу .

Темным зимним вечером мы с вами рассматривали звездное небо и поняли, что сосчитать звезды невозможно, их бесчисленное множество , хотя с Земли мы видим всего три тысячи звезд. Во время вечерней прогулки  мы с вами видели на небе едва заметную светлую полосу. Что это?

Упражнение «Большая Медведица ».

 

-Вспомните стихотворение о Млечном Пути.

-Для того чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия . На следующей картине вы видите созвездие , которое люди назвали Большой Медведицей .

Вспомните стихотворение об этом созвездии.

-Созвездие Большой Медведицы похоже на ковш, хотя на старинных картах звездного неба люди вписывали это созвездие в изображение медведицы, потому что в него входят еще многие звезды, менее яркие и заметные, чем звезды образующие ковш. Сколько звезд образуют сам ковш? Сосчитайте.

-А сколько звезд образуют ручку ковша?

-Сравните количество звезд, образующих сам ковш , и количество звезд , образующих ручку ковша.

Каких звезд больше, а каких меньше?

-Сколько всего звезд образуют ковш с ручкой?

-Как получилось число «семь»?

-Правильно.

-Это Космос

-Это Млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звезд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну белую полосу.

-Млечный Путь прорезал ночь,

Как лыжня в снегу точь-в-точь .

Он искрится и сверкает,

А под утро в небе тает.

-Больная Медведица бродит в ночи,

Зовет медвежонка, ревет и кричит.

Ее медвежонок по небу плутал,

Подрос он и Малой Медведицей стал.

-Сам ковш образуют четыре звезды.

-Ручку ковша образуют три звезды.

-Звезд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звезд , образующих ручку, на одну звезду меньше.

-Всего семь звезд образуют ковш с ручкой .

- Четыре звезды и три звезды вместе –это семь звезд.

Педагог сообщает детям о начале занятий и приглашает их сесть полукругом на стульчики  перед мольбертом , на мольберте стоит картина млечный путь из альбома «Раз планета, два комета…»

Педагог помещает на мольберт картину  Большая Медведица из альбома «Раз планета, два комета…»

4 мин.

Основная

Закрепление знаний  о составе числа («пять», «шесть»)

Совершенствование умения делить целое на части.

-А сейчас я предлагаю вам сосчитать космические корабли и спутники .

Игра «Математическое домино».

- Сейчас каждый возьмет свою карточку.

Сосчитайте  ,сколько космических кораблей и спутников у каждого из вас на карточках.

-Поставьте над карточкой соответствующую  цифру.

-Очень хорошо .Вы не допустили ошибок. А теперь положите с лева цифру которой соответствует каждая половина .

-Из каких чисел состоит число «пять»?

-Из каких чисел состоит число «шесть»?

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

«Игра « Ракета»

-Ребята ,а на чем космонавты ,отправляются в космос?

-Верно

- Я рассказывала вам о том, что космические ракет – носители имеют несколько ступеней .  Сейчас вы станете конструкторами и разделите ваши ракеты на четыре одинаковые по размеру ступени . Как вы это сделаете ?

-На сколько ступеней вы разделили ракету?

-Какой частью ракеты является одна ступень?

-Что больше-одна четвертая часть ракеты или целая ракета?

-Правильно ,молодцы! Вы хорошие констукторы.

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и полетать на ракете

Дети выполняют задание

Дети выполняют задание

- Число «пять» состоит из чисел «один» и  «четыре», или «два» и «три», или  «три» и «два», или  «четыре» и «один».

- Число «шесть » состоит из чисел «один» и  «пять», или «два» и «четыре», или  «три» и «три», или  «четыре» и «два», или «пять» и « один».

-На ракете.

- Мы сложим ракету пополам так , что бы получились две одинаковые по размеру части, и карандашом проведем линию по месту сгиба.

Дети выполняют указанные действия .

-Теперь мы перегнем каждую из половин еще раз пополам, что бы из каждой половины получить две одинаковые по размеру части, и опять проведем карандашом линии по сгибу.

Дети выполняют указанные действия .

-Мы разделили ракету на четыре равные части.

-Одна ступень является четвертой частью ракеты.

-Целая ракета больше ,чем одна четвертая ее часть .

Педагог предлагает детям пройти за столы на которых лежат карточки с изображением космических кораблей и спутников, и цифры

Педагог обращает внимание на плоскостное изображение ракеты лежащее у каждого на столе

5 мин

4 мин

Физкульминутка

Развитие координации речи с движением. Развитие творческого воображения

Подвижное упражнение  игра «Ракета »

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, потянись.

Вот летит ракета ввысь !

                           В.Волина

Дети маршируют по кругу. взявшись за руки.

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

Опускают руки.

Вновь тянутся вверх.

Бегут по кругу на носочках.

Дети выходят за воспитателем в середину группы.

2  раза

2 мин.

Основная

Совершенствование конструктивных навыков , творческого воображения .Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры  по величине и наличию или отсутствию основных компонентов

Совершенствование  навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину  геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.

 Игра «Конструкторы космических кораблей ».

- Ребята вам понравилось летать на космическом корабле? Тогда я предлагаю вам побыть

 конструкторами космических кораблей, и сейчас вы сконструируете свой космический корабль из конструктора.

Упражнение «Парад планет»

-Вокруг солнца вращается девять планет Солнечной системы : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг солнца по своему пути.

Хоровод планеты водят

В вышине, на небосводе.

Заключили солнце в круг

И летят за другом друг.

Ребята перед вами на столе лежат изображение планет . Разложите их по порядку , от самой большой до самой маленькой , и сосчитайте по порядку.

-Правильно . Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной системы?

-Вспомните название самой маленькой планеты.

-А которая по счету в этом ряду Земля?

-Молодцы! Вы очень много знаете о космосе. Я горжусь вами!

Дети выполняют задание ,а потом по предложению педагога рассказывают , какие фигуры они использовали для создания космического корабля.

Дети выполняют задание.

-Да это Юпитер . Мы положили его первым.

-Меркурий самая маленькая планета Солнечной системы. Мы положили его последним , девятым.

-Земля – пятая в этом ряду . Она примерно такая же по величине , как и Венера- шестая по величине планета Солнечной системы .

 

Педагог ставит на столы конструкторы(работа в паре)

Педагог приглашает детей в центр экспериментирования где на столе лежат плоскостные изображения планет разной величины.

5 мин

4 мин

1 мин

Итоговая. Рефлексия

Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на занятии? Что вы делали на занятии и что вам понравилось больше всего?

Молодцы , вы сегодня справились со всеми заданиями.

 

Дети рассказывают, что нового узнали на занятии, как делили ракету на четыре части, выстраивали планеты по величине . Дети делятся своими впечатлениями.

Литература:

- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). Организованная образовательная деятельность.– СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2019.

- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"

Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Образование числа 7"

Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 ....

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»

Конспект занятия по математике для дошкольников по теме       « Число и цифра 4.»  /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠».

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠»....