Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ТНР на тему "Космос"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Тема: «Космос».
Подготовила: воспитатель
Морозова Мария Игоревна
Дзержинск 2023
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти . Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. Закрепление знаний о составе числа ( «пять», «шесть»). Совершенствование умения делить целое на части. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, речевого слуха, творческого воображения, тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, произвольности, навыков сотрудничества.
Способы активизации детской деятельности: игровые упражнения, дид.игры, подвижная игра, оценка работы детей.
Оборудование.
Демонстрационный материал : Магнитная доска, мольберт, альбом «Раз планета, два комета…» ,плоскостные изображения планет разных размеров.
Раздаточный материал: Конструктор, карточки с картинками и цифры для игры в математическое домино, плоскостное изображение ракеты, простой карандаш.
Часть ООД | Задачи | Содержание | Деятельность детей | Примечания | Хронометраж |
Вводно-мотивационная Организационная | Создание положительного эмоционального фона занятия. Совершенствование навыков счета в пределах десяти. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметического действия сложения. | - Ребята отгадайте мою загадку Океан бездонный, океан бескрайний, Безвоздушный, темный и необычайный, В нем живут вселенные, звезды и кометы, Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос) Правильно, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по космосу . Темным зимним вечером мы с вами рассматривали звездное небо и поняли, что сосчитать звезды невозможно, их бесчисленное множество , хотя с Земли мы видим всего три тысячи звезд. Во время вечерней прогулки мы с вами видели на небе едва заметную светлую полосу. Что это? Упражнение «Большая Медведица ».
-Вспомните стихотворение о Млечном Пути. -Для того чтобы ориентироваться в звездном небе, люди дали имена некоторым самым ярким звездам и объединили звезды в созвездия . На следующей картине вы видите созвездие , которое люди назвали Большой Медведицей . Вспомните стихотворение об этом созвездии. -Созвездие Большой Медведицы похоже на ковш, хотя на старинных картах звездного неба люди вписывали это созвездие в изображение медведицы, потому что в него входят еще многие звезды, менее яркие и заметные, чем звезды образующие ковш. Сколько звезд образуют сам ковш? Сосчитайте. -А сколько звезд образуют ручку ковша? -Сравните количество звезд, образующих сам ковш , и количество звезд , образующих ручку ковша. Каких звезд больше, а каких меньше? -Сколько всего звезд образуют ковш с ручкой? -Как получилось число «семь»? -Правильно. | -Это Космос -Это Млечный путь. Его назвали так за молочный цвет. Он состоит из огромного количества звезд. Они так далеко от Земли, что сливаются в одну белую полосу. -Млечный Путь прорезал ночь, Как лыжня в снегу точь-в-точь . Он искрится и сверкает, А под утро в небе тает. -Больная Медведица бродит в ночи, Зовет медвежонка, ревет и кричит. Ее медвежонок по небу плутал, Подрос он и Малой Медведицей стал. -Сам ковш образуют четыре звезды. -Ручку ковша образуют три звезды. -Звезд, образующих сам ковш, на одну звезду больше. Звезд , образующих ручку, на одну звезду меньше. -Всего семь звезд образуют ковш с ручкой . - Четыре звезды и три звезды вместе –это семь звезд. | Педагог сообщает детям о начале занятий и приглашает их сесть полукругом на стульчики перед мольбертом , на мольберте стоит картина млечный путь из альбома «Раз планета, два комета…» Педагог помещает на мольберт картину Большая Медведица из альбома «Раз планета, два комета…» | 4 мин. |
Основная | Закрепление знаний о составе числа («пять», «шесть») Совершенствование умения делить целое на части. | -А сейчас я предлагаю вам сосчитать космические корабли и спутники . Игра «Математическое домино». - Сейчас каждый возьмет свою карточку. Сосчитайте ,сколько космических кораблей и спутников у каждого из вас на карточках. -Поставьте над карточкой соответствующую цифру. -Очень хорошо .Вы не допустили ошибок. А теперь положите с лева цифру которой соответствует каждая половина . -Из каких чисел состоит число «пять»? -Из каких чисел состоит число «шесть»? -Молодцы, вы отлично справились с заданием. «Игра « Ракета» -Ребята ,а на чем космонавты ,отправляются в космос? -Верно - Я рассказывала вам о том, что космические ракет – носители имеют несколько ступеней . Сейчас вы станете конструкторами и разделите ваши ракеты на четыре одинаковые по размеру ступени . Как вы это сделаете ? -На сколько ступеней вы разделили ракету? -Какой частью ракеты является одна ступень? -Что больше-одна четвертая часть ракеты или целая ракета? -Правильно ,молодцы! Вы хорошие констукторы. -А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и полетать на ракете | Дети выполняют задание Дети выполняют задание - Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «четыре» и «один». - Число «шесть » состоит из чисел «один» и «пять», или «два» и «четыре», или «три» и «три», или «четыре» и «два», или «пять» и « один». -На ракете. - Мы сложим ракету пополам так , что бы получились две одинаковые по размеру части, и карандашом проведем линию по месту сгиба. Дети выполняют указанные действия . -Теперь мы перегнем каждую из половин еще раз пополам, что бы из каждой половины получить две одинаковые по размеру части, и опять проведем карандашом линии по сгибу. Дети выполняют указанные действия . -Мы разделили ракету на четыре равные части. -Одна ступень является четвертой частью ракеты. -Целая ракета больше ,чем одна четвертая ее часть . | Педагог предлагает детям пройти за столы на которых лежат карточки с изображением космических кораблей и спутников, и цифры Педагог обращает внимание на плоскостное изображение ракеты лежащее у каждого на столе | 5 мин 4 мин |
Физкульминутка | Развитие координации речи с движением. Развитие творческого воображения | Подвижное упражнение игра «Ракета » А сейчас мы с вами дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, потянись. Вот летит ракета ввысь ! В.Волина | Дети маршируют по кругу. взявшись за руки. Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их. Опускают руки. Вновь тянутся вверх. Бегут по кругу на носочках. | Дети выходят за воспитателем в середину группы. 2 раза | 2 мин. |
Основная | Совершенствование конструктивных навыков , творческого воображения .Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов Совершенствование навыков ориентировки на плоскости, умения определять величину геометрических фигур на глаз и раскладывать фигуры в убывающем порядке. | Игра «Конструкторы космических кораблей ». - Ребята вам понравилось летать на космическом корабле? Тогда я предлагаю вам побыть конструкторами космических кораблей, и сейчас вы сконструируете свой космический корабль из конструктора. Упражнение «Парад планет» -Вокруг солнца вращается девять планет Солнечной системы : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета движется вокруг солнца по своему пути. Хоровод планеты водят В вышине, на небосводе. Заключили солнце в круг И летят за другом друг. Ребята перед вами на столе лежат изображение планет . Разложите их по порядку , от самой большой до самой маленькой , и сосчитайте по порядку. -Правильно . Вы знаете, как называется самая большая планета Солнечной системы? -Вспомните название самой маленькой планеты. -А которая по счету в этом ряду Земля? -Молодцы! Вы очень много знаете о космосе. Я горжусь вами! | Дети выполняют задание ,а потом по предложению педагога рассказывают , какие фигуры они использовали для создания космического корабля. Дети выполняют задание. -Да это Юпитер . Мы положили его первым. -Меркурий самая маленькая планета Солнечной системы. Мы положили его последним , девятым. -Земля – пятая в этом ряду . Она примерно такая же по величине , как и Венера- шестая по величине планета Солнечной системы .
| Педагог ставит на столы конструкторы(работа в паре) Педагог приглашает детей в центр экспериментирования где на столе лежат плоскостные изображения планет разной величины. | 5 мин 4 мин 1 мин |
Итоговая. Рефлексия | Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на занятии? Что вы делали на занятии и что вам понравилось больше всего? Молодцы , вы сегодня справились со всеми заданиями.
| Дети рассказывают, что нового узнали на занятии, как делили ракету на четыре части, выстраивали планеты по величине . Дети делятся своими впечатлениями. |
Литература:
- Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с с 4 до 5 и с 5 до 6 лет). Организованная образовательная деятельность.– СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2019.
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...
конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
"Королевство Математики"...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"
Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Образование числа 7"
Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 ....
Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе)« Число и цифра 4.»
Конспект занятия по математике для дошкольников по теме « Число и цифра 4.» /Соотнесение цифры и количества. Состав чисел (игра «Волшебные домики»)....
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠».
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Сравнение групп предметов. Знаки = и ≠»....