НОД по ФЭМП в старшей группе на тему: «Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Целинный детский сад «Колосок» филиал МБДОУ «Ключевский
детский сад №1 «Аленушка» комбинированного вида
Ключевского района Алтайского края.
НОД по Формированию Элементарных Математических Представлений (ФЭМП)
в старшей группе
на тему: «Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»
Подготовила и провела: воспитатель Кушнерева Н.В.
2023 год
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Художественно – эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная.
Цель:
Формировать математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, количестве, соответствии, пространстве.
Задачи:
1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: знания о геометрических фигурах и форме окружающих предметов, умение определять место предмета в ряду, решать логические задачи, находить соответствие между количеством предметов и цифрой,
2. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, умение понимать учебную задачу и самостоятельно ее выполнять.
3. Воспитывать навык культуры поведения, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: четко определяет содержание своей работы, точно отвечает на вопросы, проявляет активный интерес к занятию.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
Оборудование: куклы Маша и медведь, задания в конверте, карточки с ребусами и заданиями, цифры от 1 до 9, детские книги.
Раздаточный материал: геометрические фигуры, простые карандаши, касса – веер «Цифры». Словарная работа: ребус.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
- Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка У Мишки за спиной,
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
- Из какой сказки гости, ребята? (Русская народная сказка «Маша и Медведь».)
- Да, верно, эта сказка называется «Маша и Медведь». А вот и они. (Показываю Машу и медведя). Наши гости мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили прийти к вам в детский сад. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны? (Да.)
- У каждого их них есть конверты с заданиями. У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши или у медведя? Медведь говорит, что надо взять конверт у Маши, т.к. она девочка, а девочкам надо уступать.
2. Основная часть.
1 задание: дидактическая игра «Что на что похоже».
- У вас на столах лежат разные геометрические фигуры. Вы должны самостоятельно определить форму того предмета, который я назову, выбрать нужную фигуру и положить ее перед собой.
- Мяч; дверь; огурец; крыша дома; кубик.
- Какие геометрические фигуры выложил Андрей?
- Даша, сколько всего фигур ты выложила?
- Каким по счету лежит прямоугольник?
- Назовите соседей овала.
- Какая фигура занимает пятое место?
- Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
2 задание: «Ребусы».
- Ребята, Маша совсем не умеет разгадывать ребусы и просит ее научить. Поможем Маше?
- Для начала, нужно вспомнить правило, по которому мы сможем правильно разгадать ребус. (Нужно внимательно посмотреть на картинку, назвать все буквы и цифры, которые увидели). (Разгадываем ребусы на карточках: 7я, 100лб, 100г, по2л.)
- Ребята, посмотрите, как Маша улыбается! Она все поняла и теперь сможет загадывать ребусы лесным жителям.
3 задание: графическое упражнение «Посчитай - ка».
-Ребята, Маша приготовила для вас задание. Возьмите карточки, посмотрите внимательно. Нужно посчитать количество предметов на карточке и соединить ее с нужной цифрой.
Пальчиковая гимнастика «Отдохнем»
- Наши пальчики проснулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхнулись… выполняем все эти движения
- По ладошке побежали по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали изобразите эти движения
- И устали.
Сели отдыхать потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени
- Ребята, мы справились с Машиными заданиями. Давайте посмотрим, что приготовил для нас медведь.
4 задание: дидактическая игра «Веселые задачи».
- А сейчас будем решать веселые задачки, готовы? Задание такое: внимательно послушав задачу, решив ее, вы должны найти цифру – ответ на веере и показать ее.
- Сколько глаз у светофора? - Сколько пальцев на правой руке? А на левой?
- Сколько дней в одной неделе?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Все верно, показали. Молодцы.
5 задание: дидактическая игра «Цифры разбежались».
- Случай странный, случай редкий,
Цифры в ссоре, вот те на!
Со своей стоять соседкой,
Не желает ни одна,
Нужно цифры помирить,
И их строй восстановить.
- Нужно выстроить числовой ряд от 1 до 9.
Физминутка.
- Ребята, медведь приглашает вас поиграть.
- В лесу он часто играет с зайчатами, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте, детки, шаг,
Шаг на месте, стой! Вот так!
- Хорошо отдохнули, молодцы, садитесь.
6 задание: дидактическая игра «Бусы».
- Ребята, медведь просит нас о помощи: он хотел порадовать Машу и подарить ей бусы. Но он нечаянно порвал нитку и почти все бусины рассыпались. Давайте определим, в каком порядке медведь надевал бусы на нитку и поможем ему. (Квадрат, треугольник, круг…)
3. Рефлексия.
- Ребята, кто был у нас сегодня в гостях? Из какой сказки пришли наши герои?
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Какое задание вам показалось самым трудным? Самым легким?
- Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо выполнять математические задания.
- Ребята, посмотрите, у медведя в лукошке что – то есть. Да это же книги! Маша и медведь принесли нам книги из своей лесной библиотеки, оставляют их у нас и обещают прийти еще раз и проверить, прочитали мы их или нет. Давайте скажем нашим гостям «До свидания» и пообещаем выполнить их задание.
Самоанализ НОД по ФЭМП в старшей группе
«Маша и медведь в гостях у ребят детского сада»
Общие сведения: 19.10.2023г ООД для детей старшей группы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие». «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, физическая.
ООД групповая, возраст 5-6 лет
Место проведения: группа.
Цель:
Формировать математические представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, количестве, соответствии, пространстве.
Задачи:
1. Выявить полученные знания и умения по изученным темам: знания о геометрических фигурах и форме окружающих предметов, умение определять место предмета в ряду, решать логические задачи, находить соответствие между количеством предметов и цифрой,
2. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, умение понимать учебную задачу и самостоятельно ее выполнять.
3. Воспитывать навык культуры поведения, доброжелательное отношение друг к другу.
Структура занятия:
- Водная часть: (организация детей) – 4 минуты;
- Основная часть: (практическая деятельность) - 20 минуты;
- Заключительная часть (подведение итогов) - 6 минут.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Деятельность на ОД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, напоминание, словесное поощрение);
2. Практический (решение математических упражнений с использованием дидактического материала);
3. Наглядный (учебная доска);
4. Игровой (сказочные герои, соответствующие задания);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом). Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей, подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)
Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Водная часть ОД предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Это было сделано с помощью игрового сюжета: на занятие к ребятам пришли гости – Маша и медведь; способствовало повышению мотивации к участию в предстоящей деятельности. Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение проблемно-игровой ситуации: помочь нашим гостям – научить их решать математические задачи.
Основная часть ОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач. В НОД были включены задания на повторение изученного материала, активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.
Задание № 1: дидактическая игра «Что на что похоже» - направлена на сравнение предметов окружающего мира с геометрическими фигурами, выбор необходимой среди предложенных; развитие памяти, а также на развитие слухового внимания.
Задание № 2: «Ребусы» - было дано с целью развития логического мышления детей, зрительного восприятия.
Задание № 3: графическое упражнение «Посчитай - ка» - было предложено детям для закрепления навыков счета и формирования умения соотносить полученный результат с предложенным числом.
Задание № 4: дидактическая игра «Веселые задачи» - направлена на закрепление решения простых арифметических задач; способствовала развитию слухового восприятия, повышению познавательного интереса к математике.
Задание № 5: дидактическая игра «Цифры разбежались» - способствовала закреплению знаний о порядковом счете, кроме того, развивала математического мышление. Дети с удовольствием проявляли любознательность, активность, самостоятельность.
Задание № 6: дидактическая игра «Бусы» - стимулировала детей на закрепление навыков математического моделирования (по образцу, по представлению), развитие творческого мышления.
Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего занятия. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия.
После графического упражнения «Посчитай – ка» для снятия физического утомления была проведена пальчиковая гимнастика «Отдохнем», а во второй половине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности была проведена физминутка.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения и развивающих дидактических заданий. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи затрудняющимся при выполнении заданий детям, дополнительном объяснении, а также в учёте педагогом особенностей мышления и темпа восприятия каждого ребенка. Для решения учебных задач использовались дидактические пособия, направленные на совершенствование навыков математического моделирования, развитие логического мышления, памяти, внимания, слухового восприятия.
В заключительной части ОД подводился итог деятельности, использовался метод анализа успешности выполнения заданий и метод самооценки детьми своих возможностей. Все элементы ОД логически объединены между собой общей темой «Выполнение заданий с героями известной сказки» и общей целью - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Считаю, что выбранная форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта. Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности. Поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени - 30 минут. Занятие соответствует санитарно - гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»...
Сценарий утренника к 8 марта в группе раннего возраста «Маша и медведь в гостях у ребят»
В это день 8 МартаМы желаем всем добра,И цветов охапку,И весеннего тепла.Много радости, здоровья,Быть красивыми всегда,Чтоб счастливая улыбкаНе сходила бы с лица!...
Сценарий к 8 марта для детей средней группы детского сада «Маша и медведь в гостях у ребят»
Сценарий к 8 марта для детей средней группы детского сада «Маша и медведь в гостях у ребят»...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...
Конспект занятия по рисованию в старшей группы на тему: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Конспект занятия по рисованию в старшей группы на тему: «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»Задачи:Обучающая:1. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать ра...
Сценарий к 8 марта для детей средней и II младшей группы детского сада "Маша и медведь в гостях у ребят"
Дети входят в зал друг за другом и выстраиваются на полукруг.Ведущий:Праздник к нам пришел веснойСамый ласковый, родной.Этот праздник дорог нам,Что за праздник?...
Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»
Конспект развлечения по ПДД в старшей группе на тему: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»...