Сенсорное воспитание ребенка на 3 году жизни
статья по математике (младшая группа)

Королева Оксана Викторовна

Развитие ребенка с помощью сенсорных и математических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорика14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Королева О.В. - воспитатель группы раннего возраста.

 Сенсорное воспитание ребенка на третьем году жизни. Для детей третьего года жизни - при создании необходимых для этого условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт - т.е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положение в пространстве и т.п. - связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие направленное на формирование полноценного восприятия происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная – домик. и т. п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на синем фоне - это «снег идет», «зайчики прыгают»; желтое пятно - это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов. К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия. Малыш теперь стремится к достижению определенной цели, получению правильного результата. Ребенку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата.

При знакомстве ребенка с формой предметов устанавливается связь между формой конкретных предметов и ее обобщенным выражением: деревянный или нарисованный кружок называют то шариком, то мячиком, то колесиком для машины и т.д. Использование «определенных» слов-названий помогает углублению восприятия формы. Бесполезно говорить детям о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их различают. Дети усваивают форму как признак предметов: они выбирают необходимые детали из строительного набора для «крыши» и т.д. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действии с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и желтый, и зеленый, и синий. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность, тогда светло-красный и светло-зеленый предметы дети объединяют вместе, а темно-красные группируют с темно-синими и темно-зелеными. При целенаправленном сенсорном воспитании у ребенка наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Ребенок уже в состоянии выбирать предметы заданной формы или заданной величины. Дав ребенку доску с большими и маленькими круглыми отверстиями и комплект вкладышей, взрослый создает ситуацию, в которой он по собственной инициативе начинает размещать вкладыши в отверстиях.

Успешности выполнения дидактической задачи способствует сам материал, основанный на принципе автодидактизма. Именно это позволяет ребенку после нескольких поисково-примерочных действий найти правильные способы выполнения игровых действий: большой вкладыш невозможно втиснуть в маленькое отверстие; маленький кружок в большое отверстие положить можно, но тогда «окошко» закрыто не до конца, и остается большой вкладыш, который некуда девать. На третьем году жизни важное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общественными сенсорными эталонами и способами их употребления.

Итак, при ознакомлении детей с величиной, формой и цветом предметов, очевидно: переход действий восприятия из внешнего плана во внутренний план отмечается после двух лет, когда фиксируется способность сравнивать предметы на глаз при практических действиях с ними. А это позволяет ребенку ориентироваться и на цвет и на форму при выполнении простых заданий.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей среднего возраста...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»

«Особенности развития и воспитания ребенка третьего года жизни»На третьем году жизни ребенок становится более подвижным, ловким и все более самостоятельным и в игре, и в самообслуживании.Быстро развив...

«Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»

Консультация на тему:"Трудовое воспитание ребенка пятого года рождения"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни.

Консультация для родителей  «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»...

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни по средствам дидактической игры

В статье раскрывается актуальность данной темы на сегодняшний день.Расматривается важность использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей третьего года жизни .Раскрывается структура дида...