Сенсорное воспитание детей третьего года жизни по средствам дидактической игры
статья по окружающему миру (младшая группа)

Конакова Ирина Васильевна

В статье раскрывается актуальность данной темы на сегодняшний день.Расматривается важность использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей третьего года жизни .Раскрывается структура дидактической игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни посредством дидактической игры.

Сенсорное воспитание ребенка третьего года жизни осуществляется через восприятие и формирование представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей .Профессор Н.М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограней будут полученные ребенком сведения об  окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависти от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры, позволяющие шире детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает все большее значение. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете ,величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребенка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки ,разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различия формы, величины ,цвета предметов овладевает разнообразными новыми  движениями ,действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умением осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Известно, что народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения . Обучающее воздействие необходимо как в семье,так и в детских учреждениях.

Дети третьего года жизни продолжают интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойств предметов. Накопленный сенсорный опыт связывается с конкретными предметами и явлениями. Сенсорное развитие, неправленое на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что дети узнают в круглой форме и мячик и шарик и солнышко; треугольная форма у них теперь не  только крыша ,но и морковка, елочка; прямоугольная -домик ;овальная –яйцо и другое.

Следует отметить ,что познавательная потребность, сформированная у малышей третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей. Сенсорное развитие происходит, как и ранее, в ходе специальных игр. И в повседневной жизни на прогулке в игре  в быту в процессе практических действий с предметами и наблюдений. При этом важно ,чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. Детей необходимо знакомить с девятью цветами: семь цветов спектра(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой ,синий, фиолетовый, черный и белый).С такими формами как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Но при этом не следует добиваться от малышей запоминания и употребления слов, обозначающее свойство предметов. Главное чтобы он умел  учитывать  свойства во время действий с предметами. Первые игры должно быть легкими для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Обучение должно проходить в игровой форме; Время проведения игр не должно превышать  5-10 минут.

Доказано, что руководство дидактическими играми весьма не простое дело. Чтобы дидактическая игра не превратилась в занятие, в ней должны присутствовать такие структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда еще выделяют еще содержание игры и ее заключение. Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:

1.разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание , прокатывание;

2. «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется  в виде сказки, песенки. рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

3.осуществления поиска и находки нужной игрушки. предмета, числа, звука ,слова;

4.загадывание и отгадывание загадок;

5.выполнение определенной роли.

Дидактическая игра решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний умений для развития у детей психических процессов. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения.

В дидактической игре обучение тесно связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношение ,дисциплинированность ,выдержки.

Однако чтобы игры полностью решали поставленные в них задачи ,необходимо строго соблюдать методику их проведения. В методику проведения дидактической игры входят: объявление название игры ; сообщение о расположения ее участников (сидя за столом, стоя у доски, групповые объединения)и порядке использования  игрового материала ; объяснения хода игры ( игровых заданий)показ воспитателем выполнения отдельных действий.

Руководя дидактической игрой ,воспитатель должен помнить о добровольности участия в ней детей. В этом отношение игра открывает большие ,по сравнению  с учебной деятельностью ,возможности для проявления инициативы ,творческого поиска ,возникновения со стороны детей вопросов ,предложений по содержанию игры .Нельзя принуждать ребенка играть ,можно только возбуждать у него желание играть ,создавать соответствующий  игровой настрой и поддерживать его по ходу игры.

Литература

1.Бондаренко А.К. Дидактические  игры в детском саду.- М.: Просвещение, 2008.

2. От рождения и до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы ,Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2-е изд.,испр.И доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.

3.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2011.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей третьего года жизни»

Цель данной работы:раскрытие возможностей дидактических игр в формировании сенсорной культуры детей третьего года жизни....

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Сенсорное развитие детей третьего года жизни по методике Марии Монтессори в клубе семейного воспитания «Капелька»

Педагог раскрывает систему работы с детьми третьего года жизни по методике Марии Монтессори с использованием Монтессори-материала. Актуальность исследования состоит во взаимодействии педагога с родите...

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни.Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир,...

«Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни»

quot;Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания о...