Конспект интегрированного занятия (природа, математическое представление, развитие речи) «Синичкин календарь» подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей
- «Познавательное развитие» (математическое представление, природа);
- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);
- «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Обогатить представления и умения детей устанавливать пространственные и временные отношения через обобщение знаний об изменениях в живой и не живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinichkin_kalendar.docx | 30.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14
(дошкольное отделение «Ёлочка»)
Конспект
интегрированного занятия
(природа, математическое представление, развитие речи)
«Синичкин календарь»
подготовительная к школе группа
Воспитатель:
Алонова Любовь Дмитриевна
г.о. Электрогорск
2023 год
Интеграция образовательных областей
- «Познавательное развитие» (математическое представление, природа);
- «Речевое развитие» (развитие речи – связная речь);
- «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Обогатить представления и умения детей устанавливать пространственные и временные отношения через обобщение знаний об изменениях в живой и не живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц.
- Закрепить умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
- Продолжать учить составлять число 7 из единиц.
Развивающие:
- Развивать интерес к миру пернатых, насекомых; к природным изменениям в природе.
- Способствовать развитию потребности у детей правильно употреблять в собственной речи пространственных предлогов: над, под, в, между, рядом, слева, справа.
- Способствовать формированию мыслительных операций, связную речь, умению аргументировать свои высказывания.
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе; экологическую культуру; желание помогать и заботиться о братьях наших младших.
Ожидаемые результаты
Дети умеют различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную, овальную; умеют ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; имеют элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года; располагают изображения в указанном направлении, отражают в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, между, рядом и др.); обладают навыками составлять число семь из единиц; называют осенние приметы, перелетных и зимующих птиц; умеют внимательно слушает задания воспитателя, поднимать руку, аргументировать свои высказывания.
Оборудование
Магнитно-маркерная доска – флипчарт.
Материал
Демонстрационный: картинка гостьи – синички Зиньки; четыре условных значка по заданиям; для игрового упражнения «Назови дни недели»: календарь; для игрового упражнения «Назови дни недели»: картинки - муравей, божия коровка, пожарник, паучок, - пень, листик, камень, кора дерева; геометрические фигуры овал, квадрат, треугольник, прямоугольник;
для игрового упражнения «Букет из осенних листьев»: осенние листья, числовая линейка; для игры «У кормушки»: нарисованные картинки – кормушка, корм, воробей, снегирь, две синички, ворона, голубь, сорока.
Раздаточный: цветные карандаши, тетрадный лист; счетный материал, цифры от 1 до 7; осенние листочки для физкультминутки (на каждого ребенка по 2 шт.).
Словарная работа
Синичка – Зинька, условные значки, равносторонний треугольник, перелетные, зимующие, между, выводки птиц.
Ход занятия:
Дети сидят за партами.
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я повстречала маленькую птичку. У нее было так много вопросов, а я так торопилась к вам. Что мне ничего ни оставалось как пригласить желтогрудую красавицу к нам на занятие. Мы вместе постараемся ответить на ее вопросы.
Воспитатель заранее поместил картинку синички на доску.
Воспитатель: А вот и наша гостья знакомьтесь – Зинька. Узнали. Какая это птичка?
(Ответы детей) (синичка)
Воспитатель: Зинька спрашивает какое сейчас время года? Послушайте.
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ...
(Ответы детей) (осень)
Воспитатель: Ребята, Зинька молодая птичка. И это первая ее осень. Ей не понятны явления, которые происходят в природе. Я нарисовала условные знаки, которыми отмечаем в нашем дневнике наблюдения.
Воспитатель достает из конверта пять картинок с изображениями: 1) оранжевый круг (обозначающий время года осень), 2) «насекомое», 3) дерево, 4) «птичка» и выкладывает на синий экран у доски.
Воспитатель: Этот порядок поможет нам ответь на все вопросы синички.
Воспитатель: Ребята, что изображено на первом значке? О чем он нам говорит.
(Ответы детей) (Оранжевый круг означает время года осень).
Воспитатель: Верно. Синичка Зинька спрашивает, как мы с вами поняли, что наступила осень?
(Дополнительные вопросы) Откуда мы узнаем, когда наступит Новый год, летние каникулы, и когда у вас день рождения?
(Ответы детей) (По календарю).
Дети выходят по одному к календарю. Садятся.
Игровое упражнение «Назови дни недели»
Воспитатель: Покажите на календаре, какой сегодня день, и назовите его.
(Ответы детей) (Сегодня день недели – вторник).
Воспитатель: Покажите и назовите, какой день недели был вчера.
(Ответы детей) (Вчера был понедельник).
Воспитатель: Назовите, какой день недели будет завтра.
(Ответы детей) (Завтра будит среда).
Воспитатель: Назовите, какой день недели завершает рабочую неделю.
(Ответы детей) (Рабочую неделю завершает пятница).
Воспитатель: Назовите, какие дни недели выходные.
(Ответы детей) (Суббота и воскресенье – выходные дни).
Воспитатель убирает с экрана первый условный значок.
Воспитатель: С первым задание справились, следующий условный знак. А как вы думаете про кого будет задание?
(Ответы детей) (Про насекомых).
Воспитатель: Молодцы. Дети, Зинька спрашивает куда пропали насекомые? Поможем птичке найти пропавших насекомых.
Несколько ребят у доски ищут спрятавшихся насекомых. Они находят их под нарисованными листочком, корой, камешком, пнем. Садятся.
Воспитатель: Ребята, куда же исчезли насекомые?
(Ответы детей) (Насекомые спрятались в «домики» под кору дерева, в пень, под камень, под листочек).
Воспитатель: Правильно, дети, а почему жучки, паучки спрятались?
(Ответы детей) (Зимой холодно и нет сочной травы и цветов).
Воспитатель: Правильно так насекомые переносят зиму. Не все насекомые успели спрятаться, как мы можем им помочь?
(Ответы детей) (Нарисовать).
Два, три ребенка выходят к доске, подбирают нужные геометрические фигуры. Садятся.
Игровое упражнение «На что похоже?»
Воспитатель: Отличная идея! Обратите внимание, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы?
Дети с места показывают соответствующие геометрические фигуры, лежащие на столах.
(Ответы детей) (Камень похож на овал, лист на треугольник, пень на квадрат, кора на прямоугольник).
Воспитатель: Молодцы. Вижу я что вы готовы, приступим.
Самостоятельная работа детей за столами. Воспитатель проходит по рядам, проверяет правильность выполнение работ, помогает детям, испытывающим затруднение.
Примерные варианты.
Воспитатель: В правом верхнем углу нарисуйте РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК и закрасьте его жёлтым карандашом.
– В левом нижнем углу КВАДРАТ и закрасьте его зеленым цветом.
– В правом нижнем углу нарисуй ОВАЛ и закрасьте его синим карандашом.
– В левом верхнем углу нарисуй ПРЯМОУГОЛЬНИК и закрасьте его красным цветом.
– В середине листа нарисуйте свою ЛЮБУЮ ФИГУРУ, раскрасите ее любимым цветом.
Правильность выполнения задания дети проверяют по образцу воспитателя.
Воспитатель: Что и где вы нарисовали?
(Ответы детей) … Два, три ребенка называют детали, их цвет и местоположение.
Воспитатель убирает второй знак и обращает внимание детей на третий условны знак
Воспитатель: Синичка заметила, что в лесу уже начал желтеть, краснеть, и опадать лист. Почему так происходит?
(Ответы детей) (Стало холодно, часто идут дожди, по утрам бывают заморозки).
Воспитатель: Вы все верно сказали. Приглашаю вас на полянку.
Все дети выходят на игровую зону.
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх).
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели (движение руками из стороны в сторону).
И на землю тихо сели (дети приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (кружатся на месте).
Закружились, полетели
И на землю снова сели (дети приседают).
Дети располагают в беспорядке осенние листочки разных цветов и оттенков на магнитную доску. Садятся по местам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво! как называется явление в природе, когда падают листья?
(Ответы детей) (Это явление называется листопад).
Воспитатель: Что можно собрать из листочков?
(Ответы детей) (Букет)
Воспитатель: Давайте для нашей синички соберем букет из листочков, так чтобы ни один листочек не повторялся по цвету. Не большой и не маленький, а состоять он будет из числа 7 (семь).
Игровое упражнение «Букет из осенних листьев»
Дети у доски составляют число 7 из разных по цвету листочков.
Воспитатель: Сколько всего листочков?
(Ответы детей) (Всего 7 листочков).
Воспитатель: Сколько листочков какого цвета?
(Ответы детей) (Один красный, один оранжевый, один желтый, один зеленый, один розовый, один коричневый, один фиолетовый).
Воспитатель: Как составили число 7?
(Ответы детей) (Один, один, один, один, один, один, и один). (Семь раз по одному).
Воспитатель: Найдите цифру 7 в цифровом ряду на доске. На что похожа цифра семь?
(Ответы детей) (На кочергу).
Воспитатель: Выложите у себя на столе цифровые ряды из карточек с цифрами от 1до 7 и обведите цифру семь.
Воспитатель убирает третий знак и обращает внимание детей на четвертый условны знак.
Воспитатель: Зинька спрашивает куда собрались птицы? Говорит, что она видела, как птичьи семьи – выводки собирались в стайки, стайки — в стаи. Готовились в отлет. Ребята, скажите, куда улетают птицы?
(Ответы детей) (В тёплые края).
Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?
(Ответы детей) (Им становится трудно добывать себе еду).
Воспитатель: Да, птицы улетают туда, где есть корм.
Какие птицы улетают на юг? Как можно назвать этих птиц?
(Ответы детей) (Перелётные. Это ласточки, стрижи, соловьи, грачи…)
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?
(Ответы детей) (Воробьи, вороны, голуби, синицы…)
Воспитатель: А как отставшие с нами птицы находят себе пропитание?
(Ответы детей) (Зимующих птиц подкармливает человек).
Воспитатель: Правильно. Предлагаю вам пройти на ковер и поиграть в игру, которая называется «У кормушки».
Работа у магнитно-маркерной доски. Все дети выходят на ковер.
Игра «У кормушки»
Воспитатель: Посмотрите, дети, на ветке висит одиноко кормушка.
Ни одной птички нет – не потому что тепло, а почему?
(Ответы детей) (Просто в кормушке пусто, нет корма).
Воспитатель: Но вот пришел Никита (имя ребенка) насыпал корм.
Ребенок прикладывает картинку с кормом (на магните).
Воспитатель: Тут же подлетела ворона и садиться куда?
Воспитатель прикрепляет картинку вороны на кормушку.
(Ответы детей) (Ворона села НА КОРМУШКУ).
Воспитатель: Посмотрела, немного поклевала и перелетела на веточку.
Воспитатель переносит картинку вороны под кормушку.
Воспитатель: Куда перелетела ворона?
(Ответы детей) (Ворона перелетела ПОД кормушку).
Воспитатель: Соня, а теперь размести любую птичку на картине, и расскажи куда она села.
Примерные варианты.
(Ответы детей) (Но вот прилетел любопытный воробей. Он был очень голодным – залетел прямо В кормушку – и стал жадно клевать).
(Ответы детей) (Тут же прилетел голубь, но он сел на веточку НАД кормушкой. И с любопытством поглядывая на воробья…).
(Ответы детей) (Потом прилетел снегирь. Он сел РЯДОМ с воробьем).
(Ответы детей) (А вторая синичка села МЕЖДУ воробьем и первым снегирем).
Воспитатель: Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель подходит к экрану выкладывает условными значками на место.
Рефлексия:
Воспитатель: Кто был у нас в гостях?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что позволило нам помочь синичке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Для чего это пригодиться в жизни?
(Ответы детей)
Воспитатель: Какое задание больше понравилось? Почему?
(Ответы детей)
Список литературы
И.А.Помораева, В.А.Позина - Занятия по формированию элемен-тарных математических представлений
Николаева С. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: 2002.
Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по формированию элементарных математических представлений со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе.
Данный материал способствует :развитию речи детей, логического мышления, внимания, коммуникативных качеств;формированию потребности в здоровом образе жизни;воспитанию активной жизненной по...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчества в подготовительной к школе группе. На тему: Путешествие в лес математических чудес»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и художественного творчествав подготовительной к школе группе. На т...
Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»
Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...
Авторское занятие по формированию элементарных математических представлений "Праздник перелётных птиц" в подготовительной к школе группе.
Данное занятие ориентированно на формирование математических представлений детей подготовительной к школе группы на основе закрепления умений самостоятельно составлять и решать задачи...
Интерактивная игра по формированию элементарных математических представлений «Фиксики, вперед!» для детей подготовительной к школе группы
Пояснительная записка Автор: Камскова Татьяна ГеннадьевнаНазвание конкурсного материала: интерактивная игра для детей подготовительного возраста «Интерактивная игра по формированию эле...
Квест-игра по формированию элементарных математических представлений и финансовой грамотности в подготовительной к школе группе на тему: «День рождения Незнайки»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Интегра...