МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по математике (средняя группа)

МОДИФИЦИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modifikatsiya.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад

№2 «Красная шапочка»

        

МОДИФИЦИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Агаджанян С. Н. воспитатель

 МБДОУ д/с №2 «Красная шапочка»

г. Лермонтов 2023 г.

Пояснительная записка

        МБДОУ д/с №2 «Красная шапочка» - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста. Функционирует как «детский сад» с 1962 года.

     МБДОУ  д/с №2 – это традиционно-классическое учреждение, у которого имеется недвижимость с земельным участком, игровыми и спортивными площадками, павильонами, где поддерживается дизайн и порядок.

    Педагогические кадры (9): 2 музыкальных руководителя, инструктор по физкультуре, 5 воспитателей, 1 старший воспитатель.

   Медперсонал: педиатр, старшая медсестра.

    Внешние связи: МОУ СОШ города, музыкальная школа, спортивная школа, ФМБА, дворец творчества «Радуга».

   Группы:4

   Деятельность МДОУ д/с №2 направлена:

  • На духовно-нравственное воспитание детей и родителей;
  • На обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и начальным общим образованием;
  •  Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики;
  • Учет склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

    МДОУ работает по программам «Детство» З. Михайловой и  «Программе воспитания и обучения в д/с» М. Васильевой. Организация учебно-воспитательного процесса строится на психолого-педагогически обоснованном выборе воспитателем учебных планов, программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего государственным стандартам. Развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:

- физкультурно-оздоровительную работу с детьми (физкультурный зал, спортивная площадка, прививочный кабинет);

- познавательное развитие (цветник, городской парк, площадка дорожного движения, познавательные уголки в группах, уголки конструктивного творчества и др.)

- духовно-нравственное развитие.

  Направленность инновационной работы:

- ребенок;

- семья;

- педагоги.

     С 2010 года ДОУ начал работу по введению дополнительного обучения с целью обеспечения благоприятных, психологически безопасных условий, способствующих сохранению и укреплению психологического  здоровья детей, повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей. При этом используются развивающие игры по системе                           В. Воскобовича с игровым вариантом: «Лабиринты фиолетового леса» с целью развития фантазии, творчества, логического мышления у детей.

В ходе инновационной деятельности:

  1. Созданы предметная и сказочная среда.
  2. Разработан и реализован план совместной деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
  3. Разработаны и апробированы различные варианты диагностики развития детей, отслеживания динамики их развития направленной на своевременную профилактику и эффективное решение возможных проблем у дошкольников в общении, обучении.

В проекте на базе детского сада следующие дополнительные образовательные услуги:

- развивающие игры Воскобовича;

- хореография;

- психологические тренинги;

- группа выходного дня;

- театр «Кукляндия».

Работа с педагогами:

- обучающие семинары, консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;

- обучение методам диагностики.

Работа с родителями:

- консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;

- диагностика родительских отношений, условий воспитания ребенка в семье;

- индивидуальные консультации психолога;

- духовные вечера с родителями.

Характеристика группы.

Во II младшей группе 25 человек. Возраст детей от 3 до 4 лет.  Группа называется «Теремок» В группе имеются следующие развивающие зоны:

- зона с/р игр;

- зона конструирования;

- зона природного уголка;

- зона ПДД;

- зона развития познавательных способностей детей;

- музыкальный уголок.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативные, последствия их ребенок не представляет, то нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности,  доверчиво активное отношение к окружающему. Эмоциональное развитие детей в группе характеризуется проявлением таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Они способны к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему.

В группе «Теремок» дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Дети имеют все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовыми платками, расческой, полотенцем.

Таким образом, у детей накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.

Данная рабочая программа составлена на основании программы М.Васильевой.

Обновление содержания осуществляется на основе программ                            Т.А. Фолькович и А.В. Белошистой. Общее количество занятий составляет 34 часа, количество занятий в неделю – 1 раз, длительностью 15 минут. Сопутствующими формами обучения являются кружки, выставки, лаборатория.

Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется педагогом по определенным показателям 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Проводится диагностика.

Цели изучения предмета в данной группе: расширение форм дополнительного образования для детей, необходимых в подготовке к школе, т.к. приступая к школьному обучении, они сталкиваются с системой дифференцированных школ, рассчитанных на детей, чьи индивидуальные способности и склонности уже выявлены и получили развитие на этапе дошкольного обучения в различных образовательных структурах.

В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя). Это обусловлено тем, что доминантой детского творчества является художественная направленность, которая «обрастает» коммуникативно-игровыми, ценностно-ориентационными элементами. Герои сказок, рассказов, мультфильмов – частые герои занятий. Их использование вызывает у малышей интерес к процессу познания математики.

- самостоятельности;

- сообразительности;

- творческого воображения;

- гибкости мышления;

- умения сравнивать и обобщать;

- доказывать правильность суждений.

Основными задачами изучения предмета в данной группе по основной программе является:

  1. Количество.

Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из них один предмет; различать понятия «один» и «много»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «один» и «много».

Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.

Учить детей понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?». Учить понимать группу из отдельных предметов в соответствии с перечисленными образцами и выделять из группы один предмет. Подвести к пониманию отношений «один», «много», «много – ни одного».

  1. Величина.

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: «длинный - короткий», «длиннее - короче», «широкий - узкий», «шире – уже», «большой – маленький», «больше - меньше».

  1. Форма.

Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение.

  1. Ориентировка в пространстве.

Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверху (вверх), внизу (вниз). Учить различать правую и левую руки.

  1. Ориентировка в времени.

Учить ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день и ночь.

Дополнительными задачами по обновлению содержания являются:

  1. Задачи на логическое мышление.

Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания.

  1. Формирование конструктивных умений.

Конструирование тел и фигур из отдельных частей, из палочек и специальных наборов (мозаик). Конструктивное рисование (дорисовка по контурной рамке).

  1. Речевые умения.

Учить:

- использовать в речи слова из специальной терминологии: «размер», «цвет», «форма» и др.;

- употреблять словосочетания: «такой же», «не такой как этот»;

- отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия.

Подготовка к формированию понятия о числе. Количественный и порядковый счет (до 5)

Сравнение предметов по различным признакам. Сравнение множеств предметов с опорой на счет и способом  установления взаимно-однозначного соответствия: больше – меньше – равно. Символ числа – цифра.

Формирование представления о величинах.

Сравнение предметов по величине, длине и массе на основе сенсорных и кинетических ощущений (прикладывание, визуально, прикидка на руке), по площади и емкости (наложением и экспериментально: наливанием,     насыпанием)

Дать представление о плоских геометрических фигурах: прямоугольнике, овале; объемной геометрической фигуре – цилиндре.

Содержание учебной программы.

Раздел I. Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета.

Тема: познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из групп одного предмета.

Требования  к знаниям и умениям:

- различать понятия «один» и «много», «ни одного»;

- понимать вопрос «сколько?»;

- уметь составлять группу из отдельных предметов.

Раздел II. Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета.

Тема: находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

Требования к навыкам и умениям:

- уметь находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;

- различать круг и квадрат;

- использовать слова «один», «много»;

- сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «длиннее – короче».

Раздел III. Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур.

Тема 1: познакомить с кругом.

Тема 2: познакомить с квадратом.

Тема 3: познакомить с треугольником.

Требования к навыкам и умениям:

- уметь различать круг, квадрат и треугольник;

- указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;

- уметь называть круг, квадрат, треугольник.

Раздел IV. Развитие ориентировки в основных пространственных  направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади.

Тема: ориентировка в пространстве.

Требования к знаниям и умениям:

- уметь определять пространственные значения от себя;

- уметь обозначать их словами: «впереди - сзади», «вверху – внизу», «справа – слева».

Раздел V. Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу.

Тема: сравнение двух разных групп предметов способом наложения и  приложения друг другу.                  

Требования к знаниям и умениям:

- уметь сравнивать две разные группы предметов способом наложения и приложения;

- понимать выражения «помногу», «поровну».

Раздел VI. Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.

Тема 1: учить сравнивать два предмета по длине.

Тема 2: Учить сравнивать два предмета по ширине.

Тема 3: Учить сравнивать два предмета по высоте.

Требования к знаниям и умениям:

- уметь сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте;

- уметь сравнивать две неравные группы предметов;

- уметь обозначать результаты сравнения словами: «больше - меньше», «столько - сколько».

Раздел VII. Воспроизведение заданного количества предметов и звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа).

Тема: формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Требования к знаниям и умениям:

- уметь различать количество звуков на слух;

- уметь воспроизводить заданное количество предметов и  звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа).

Раздел  VIII. Формирование представления о частях суток (утро - вечер, день – ночь).

Тема 1: закрепить умение различать и называть части суток: день и ночь.

Тема 2: закрепить умение различать и называть части суток: утро и вечер.

Требования к знаниям и умениям:

- уметь различать и называть части суток: день – ночь;

- уметь различать части суток: утро – вечер.

Тематический план. (приложение 1)

Основные требования к уровню подготовки воспитанников.

  1. Должны знать:

- количественный и порядковый счет (до 5);

- плоские геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

- объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр.

- специальную терминологию: «размер», «цвет», «форма».

        2. Должны иметь представление:

- о конструировании тел и фигур из отдельных частей. Конструктивное рисование;

- о задачах на логическое мышление;

- о том, что количество предметов (5) не изменяется от их иного расположения.

       3. Должны уметь:

        - различать понятие «один – много», «больше – меньше», «большой – маленький»;

        - сравнивать предметы в соответствии с их свойствами, используя приемы наложения и приложения;

        - группировать предметы по цвету, форме, величине;

        - понимать слова: «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа», «на», «над», «под»;

        - различать круг, квадрат, треугольник;

        - составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

Способы проверки знаний, умений и навыков.

Ф.И. ребёнка

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Логические задачи

Конструирование из частей

Список средств обучения.

           Технические средства обучения:

  • музыкальный центр;
  • диски.

         Учебно-наглядные пособия:

1. Демонстративный материал:

- большие и маленькие шары;

- большие и маленькие кубы;

- круги;

- картонные дорожки одинакового цвета, разной длины;

- мячи;

- матрешки;

- корзина;

- схемы;

- плакаты;

- коробки.

          Раздаточный материал:

- шишки;

- каштаны;

- ветки разной длины;

- овощи (муляжи);

- мячи;

- круги;

- однополосные карточки;

- конструктор;

- трафареты;

3. Оборудование:

- мольберт;

- ширма;

- контейнер для предметов;

- фланелеграф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...