МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
рабочая программа по математике (средняя группа)
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modifikatsiya.docx | 29.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад
№2 «Красная шапочка»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Агаджанян С. Н. воспитатель
МБДОУ д/с №2 «Красная шапочка»
г. Лермонтов 2023 г.
Пояснительная записка
МБДОУ д/с №2 «Красная шапочка» - образовательное учреждение для детей дошкольного возраста. Функционирует как «детский сад» с 1962 года.
МБДОУ д/с №2 – это традиционно-классическое учреждение, у которого имеется недвижимость с земельным участком, игровыми и спортивными площадками, павильонами, где поддерживается дизайн и порядок.
Педагогические кадры (9): 2 музыкальных руководителя, инструктор по физкультуре, 5 воспитателей, 1 старший воспитатель.
Медперсонал: педиатр, старшая медсестра.
Внешние связи: МОУ СОШ города, музыкальная школа, спортивная школа, ФМБА, дворец творчества «Радуга».
Группы:4
Деятельность МДОУ д/с №2 направлена:
- На духовно-нравственное воспитание детей и родителей;
- На обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка, содержательную и методическую преемственность между дошкольным и начальным общим образованием;
- Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики;
- Учет склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.
МДОУ работает по программам «Детство» З. Михайловой и «Программе воспитания и обучения в д/с» М. Васильевой. Организация учебно-воспитательного процесса строится на психолого-педагогически обоснованном выборе воспитателем учебных планов, программ, средств, форм и методов воспитания и обучения детей, обеспечивающих получение образования, соответствующего государственным стандартам. Развивающая среда ДОУ соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:
- физкультурно-оздоровительную работу с детьми (физкультурный зал, спортивная площадка, прививочный кабинет);
- познавательное развитие (цветник, городской парк, площадка дорожного движения, познавательные уголки в группах, уголки конструктивного творчества и др.)
- духовно-нравственное развитие.
Направленность инновационной работы:
- ребенок;
- семья;
- педагоги.
С 2010 года ДОУ начал работу по введению дополнительного обучения с целью обеспечения благоприятных, психологически безопасных условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья детей, повышению уровня психолого-педагогической грамотности родителей. При этом используются развивающие игры по системе В. Воскобовича с игровым вариантом: «Лабиринты фиолетового леса» с целью развития фантазии, творчества, логического мышления у детей.
В ходе инновационной деятельности:
- Созданы предметная и сказочная среда.
- Разработан и реализован план совместной деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
- Разработаны и апробированы различные варианты диагностики развития детей, отслеживания динамики их развития направленной на своевременную профилактику и эффективное решение возможных проблем у дошкольников в общении, обучении.
В проекте на базе детского сада следующие дополнительные образовательные услуги:
- развивающие игры Воскобовича;
- хореография;
- психологические тренинги;
- группа выходного дня;
- театр «Кукляндия».
Работа с педагогами:
- обучающие семинары, консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;
- обучение методам диагностики.
Работа с родителями:
- консультации по вопросам духовно-нравственного развития детей;
- диагностика родительских отношений, условий воспитания ребенка в семье;
- индивидуальные консультации психолога;
- духовные вечера с родителями.
Характеристика группы.
Во II младшей группе 25 человек. Возраст детей от 3 до 4 лет. Группа называется «Теремок» В группе имеются следующие развивающие зоны:
- зона с/р игр;
- зона конструирования;
- зона природного уголка;
- зона ПДД;
- зона развития познавательных способностей детей;
- музыкальный уголок.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативные, последствия их ребенок не представляет, то нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво активное отношение к окружающему. Эмоциональное развитие детей в группе характеризуется проявлением таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Они способны к эмоциональной отзывчивости – сопереживать, утешать сверстника, помогать ему.
В группе «Теремок» дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами. Дети имеют все возможности овладения навыками самообслуживания – самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовыми платками, расческой, полотенцем.
Таким образом, у детей накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.
Данная рабочая программа составлена на основании программы М.Васильевой.
Обновление содержания осуществляется на основе программ Т.А. Фолькович и А.В. Белошистой. Общее количество занятий составляет 34 часа, количество занятий в неделю – 1 раз, длительностью 15 минут. Сопутствующими формами обучения являются кружки, выставки, лаборатория.
Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение учебного года и фиксируется педагогом по определенным показателям 2 раза в год: в начале и в конце учебного года. Проводится диагностика.
Цели изучения предмета в данной группе: расширение форм дополнительного образования для детей, необходимых в подготовке к школе, т.к. приступая к школьному обучении, они сталкиваются с системой дифференцированных школ, рассчитанных на детей, чьи индивидуальные способности и склонности уже выявлены и получили развитие на этапе дошкольного обучения в различных образовательных структурах.
В основу программы положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления посредством художественного освоения и преобразования действительности (в том числе и самого себя). Это обусловлено тем, что доминантой детского творчества является художественная направленность, которая «обрастает» коммуникативно-игровыми, ценностно-ориентационными элементами. Герои сказок, рассказов, мультфильмов – частые герои занятий. Их использование вызывает у малышей интерес к процессу познания математики.
- самостоятельности;
- сообразительности;
- творческого воображения;
- гибкости мышления;
- умения сравнивать и обобщать;
- доказывать правильность суждений.
Основными задачами изучения предмета в данной группе по основной программе является:
- Количество.
Учить детей составлять группу из отдельных предметов и выделять из них один предмет; различать понятия «один» и «много»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «один» и «много».
Учить сравнивать две равные (неравные) группы предметов, пользуясь приемами наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой.
Учить детей понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?». Учить понимать группу из отдельных предметов в соответствии с перечисленными образцами и выделять из группы один предмет. Подвести к пониманию отношений «один», «много», «много – ни одного».
- Величина.
Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, величине в целом, пользуясь приемами наложения и приложения. При определении размера предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку, обозначая результат сравнения словами: «длинный - короткий», «длиннее - короче», «широкий - узкий», «шире – уже», «большой – маленький», «больше - меньше».
- Форма.
Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их форму, используя осязание и зрение.
- Ориентировка в пространстве.
Помогать детям определять пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверху (вверх), внизу (вниз). Учить различать правую и левую руки.
- Ориентировка в времени.
Учить ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день и ночь.
Дополнительными задачами по обновлению содержания являются:
- Задачи на логическое мышление.
Формировать умение осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объяснять этапность выполнения действий разнообразного содержания.
- Формирование конструктивных умений.
Конструирование тел и фигур из отдельных частей, из палочек и специальных наборов (мозаик). Конструктивное рисование (дорисовка по контурной рамке).
- Речевые умения.
Учить:
- использовать в речи слова из специальной терминологии: «размер», «цвет», «форма» и др.;
- употреблять словосочетания: «такой же», «не такой как этот»;
- отвечать на вопросы, объясняя ход практического действия.
Подготовка к формированию понятия о числе. Количественный и порядковый счет (до 5)
Сравнение предметов по различным признакам. Сравнение множеств предметов с опорой на счет и способом установления взаимно-однозначного соответствия: больше – меньше – равно. Символ числа – цифра.
Формирование представления о величинах.
Сравнение предметов по величине, длине и массе на основе сенсорных и кинетических ощущений (прикладывание, визуально, прикидка на руке), по площади и емкости (наложением и экспериментально: наливанием, насыпанием)
Дать представление о плоских геометрических фигурах: прямоугольнике, овале; объемной геометрической фигуре – цилиндре.
Содержание учебной программы.
Раздел I. Образование групп из нескольких однородных предметов и выделение из группы одного предмета.
Тема: познакомить со способами составления групп из отдельных предметов и выделение из групп одного предмета.
Требования к знаниям и умениям:
- различать понятия «один» и «много», «ни одного»;
- понимать вопрос «сколько?»;
- уметь составлять группу из отдельных предметов.
Раздел II. Нахождение в ближайшем окружении совокупности одинаковых предметов и одного предмета.
Тема: находить один и много предметов в специально созданной обстановке.
Требования к навыкам и умениям:
- уметь находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке;
- различать круг и квадрат;
- использовать слова «один», «много»;
- сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами: «длинный – короткий», «длиннее – короче».
Раздел III. Знакомство с кругом, квадратом, треугольником. Различение фигур.
Тема 1: познакомить с кругом.
Тема 2: познакомить с квадратом.
Тема 3: познакомить с треугольником.
Требования к навыкам и умениям:
- уметь различать круг, квадрат и треугольник;
- указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;
- уметь называть круг, квадрат, треугольник.
Раздел IV. Развитие ориентировки в основных пространственных направлениях от себя: справа (направо), слева (налево), вверху (верхняя), внизу (нижняя), над, под, впереди, сзади.
Тема: ориентировка в пространстве.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь определять пространственные значения от себя;
- уметь обозначать их словами: «впереди - сзади», «вверху – внизу», «справа – слева».
Раздел V. Соотнесение предметов в группах один к одному путем их наложения и приложения друг к другу.
Тема: сравнение двух разных групп предметов способом наложения и приложения друг другу.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь сравнивать две разные группы предметов способом наложения и приложения;
- понимать выражения «помногу», «поровну».
Раздел VI. Сравнение двух предметов по длине, ширине, высоте путем наложения и приложения друг к другу.
Тема 1: учить сравнивать два предмета по длине.
Тема 2: Учить сравнивать два предмета по ширине.
Тема 3: Учить сравнивать два предмета по высоте.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте;
- уметь сравнивать две неравные группы предметов;
- уметь обозначать результаты сравнения словами: «больше - меньше», «столько - сколько».
Раздел VII. Воспроизведение заданного количества предметов и звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа).
Тема: формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).
Требования к знаниям и умениям:
- уметь различать количество звуков на слух;
- уметь воспроизводить заданное количество предметов и звуков, движений по образцу в пределах 1-3 (без счета и называния числа).
Раздел VIII. Формирование представления о частях суток (утро - вечер, день – ночь).
Тема 1: закрепить умение различать и называть части суток: день и ночь.
Тема 2: закрепить умение различать и называть части суток: утро и вечер.
Требования к знаниям и умениям:
- уметь различать и называть части суток: день – ночь;
- уметь различать части суток: утро – вечер.
Тематический план. (приложение 1)
Основные требования к уровню подготовки воспитанников.
- Должны знать:
- количественный и порядковый счет (до 5);
- плоские геометрические фигуры; круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр.
- специальную терминологию: «размер», «цвет», «форма».
2. Должны иметь представление:
- о конструировании тел и фигур из отдельных частей. Конструктивное рисование;
- о задачах на логическое мышление;
- о том, что количество предметов (5) не изменяется от их иного расположения.
3. Должны уметь:
- различать понятие «один – много», «больше – меньше», «большой – маленький»;
- сравнивать предметы в соответствии с их свойствами, используя приемы наложения и приложения;
- группировать предметы по цвету, форме, величине;
- понимать слова: «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа», «на», «над», «под»;
- различать круг, квадрат, треугольник;
- составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
Способы проверки знаний, умений и навыков.
№ | Ф.И. ребёнка | Количество и счет | Величина | Форма | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Логические задачи | Конструирование из частей |
Список средств обучения.
Технические средства обучения:
- музыкальный центр;
- диски.
Учебно-наглядные пособия:
1. Демонстративный материал:
- большие и маленькие шары;
- большие и маленькие кубы;
- круги;
- картонные дорожки одинакового цвета, разной длины;
- мячи;
- матрешки;
- корзина;
- схемы;
- плакаты;
- коробки.
Раздаточный материал:
- шишки;
- каштаны;
- ветки разной длины;
- овощи (муляжи);
- мячи;
- круги;
- однополосные карточки;
- конструктор;
- трафареты;
3. Оборудование:
- мольберт;
- ширма;
- контейнер для предметов;
- фланелеграф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Рекомендации для использования в работе по математическому развитию детей дошкольного возраста...
Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"
В данной статье говорится о том, как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....
Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»
Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...
Самообразование «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План по самообразованию, упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет, математические игры "Количество и счет", дидактические игры для детей средней - подготовительной ...
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».
Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...