Доклад для педагогов на тему: «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»
методическая разработка по математике (старшая группа)
Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части.
«Да-нетка» - это загадка, которая «разыгрывается» с помощью формальной логики,
при этом отгадывающие задают вопросы для выяснения дополнительной информации,
а загадывающий отвечает на них «да», «нет» или «не имеет значения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
Доклад для педагогов на тему:
«Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»
Воспитатель: Пислегина Л.Н.
г. Югорск, 2019 год.
Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад на тему: «Дихотомия. Основные виды игры «Да-Нет»
Дихотомия - раздвоенность, последовательное деление на две части.
ДА НЕТКА - это загадка, которая «разыгрывается» с помощью формальной логики, при этом отгадывающие задают вопросы для выяснения дополнительной информации, а загадывающий отвечает на них «да», «нет» или «не имеет значения»
Существуют такие виды «Да-нет» как: числовая, линейная, плоскостная, объёмная, классификационная, ситуативная и др. В разном дошкольном возрасте есть свои особенности их проведения.
Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:
- Линейная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в одномерном пространстве. Объекты выстроены в линию вертикальную или горизонтальную – поэтому и названа эта игра линейная предметная «Да-Нет».
Играя – развиваем
Еще одним отличием данного вида игр является то, что сужение поле поиска идет по понятиям ориентировки в пространстве, а не порядкового счета. Поэтому вводятся термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».
В процессе игры в линейную предметную «Да-Нет» с детьми дошкольного возраста мы сможете решить следующие задачи:
- развить у ребёнка умение задавать вопросы, сужающие поле поиска;
- в игровой форме быстро научить ориентировке в линейном пространстве;
- обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели;
- развить умение выделять имя признака, по которому идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Правила линейной игры «Да-Нет»
- объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) выстроены в горизонтальный (вертикальный, удаленный) ряды;
- воспитатель дается задание найти загаданный им объект;
- дети должны задавать вопросы по поиску, не перечисляя объекты данного ряда;
- принимается вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение половины от обозначенного линейного ряда).
- воспитатель имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно». Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
- Плоскостная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска в двухмерном пространстве. Объекты находятся на вертикальной или горизонтальной плоскости.
Правила плоскостной игры «Да-Нет»
Данный вид пространственной «Да-Нет» может разворачиваться на горизонтальной или вертикальной плоскостях. Горизонтальной, как правило, служит стол; вертикальной - учебная доска. Объектами для игры могут служить как объемные предметы, так и картинки любого содержания.
Задачи:
- развить умение сужать поле поиска объекта на плоскости.
- обучить умению ориентироваться в двумерном (плоскостном) пространстве.
- научить детей находить точку отсчета в пространстве (по отношению к себе или к другому объекту).
- развить умение давать словесную характеристику пространственной ситуации на плоскости.
- обогатить словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о предметно – пространственном окружении. Использовать термины «правая – левая», «дальняя – ближняя», «верхняя – нижняя» части плоскости; центр, угол, сторона плоскости.
В пространственной игре есть определенные правила:
- загадывается объект, расположенный в плоскостном пространстве, и его надо найти.
- отгадывающий должен задавать вопросы, не перечислять объекты на плоскости.
- при поиске объекта использовать слова, обозначающие его местонахождение на плоскости.
- загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска (механизмом сужения является отсечение части плоскости).
- загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", "Это не существенно".
- результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
- Объемная игра «Да-Нет». Сужение поля поиска происходит в трехмерном в пространстве. Это может быть шкаф, коробка, комната и др.
Объемная игра «Да-Нет» проводится в показателях трехмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.
Правила объемной игры «Да-Нет»
Данный вид пространственной игры «Да-Нет» может разворачиваться:
- в комнате - взгляд на объемное пространство изнутри.
- в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное пространство сверху.
Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.
В игре есть определенные правила:
-В объемной игре «Да-Нет» объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).
-Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объемном пространстве.
-Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).
-Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".
-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
Игра "Да – нет" Угадай объект в комнате.
Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.
Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска
Оборудование: комната и объекты в ней.
Игровое действие: отгадать объект в комнате с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).
Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:
- Это в передней части комнаты?
- Это в правой передней части комнаты?
- Это ближе к правому углу комнаты?
- Это связано с окном?
- Это в нижней части окна?
- Это цветок на подоконнике?
Результат: Играющий, задав 6 вопросов, отгадывают объект, закрепляет правила игры.
На начальном этапе при сужении поля поиска используются обводящие жесты, которые позволяют играющим представить, в какой части комнаты ведется поиск.
Задачи:
- развить умение сужать поле поиска в объемном пространстве.
- в игровой форме обучить умению ориентироваться в трехмерном (объемном) пространстве, используя разные точки отсчета.
- обогатить словарь ребенка терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний», «ближний - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
- развить умение выделять имена признаков, по которым идет сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Угадай, где находится игрушка в комнате.
Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.
Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.
Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).
Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:
- Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
- Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
- Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
- Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
- Она находится на верхней полке?
- Она находится в левом углу верхней полки?
Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.
В зависимости от качества освоения детьми игры выдерживается стратегия усложнения с последующим закреплением:
Игра «Да- нет» со сменой точки зрения в объемном пространстве.
Производится изменение позиций играющих:
- загадывающий и отгадывающий находятся напротив друг друга, то есть в "зеркальном" положении относительно друг друга,
- загадывающий и отгадывающий находятся в боковом расположении друг относительно друга.
При этом играющие должны задавать вопросы с точки зрения позиции загадывающего. Используются фразы типа: «Загаданный объект находится в правой части комнаты от вас?", " Этот объект расположен впереди вас?».
Игра «Черный ящик».
Загадывающий прикрепляет предмет внутри какой – либо коробки и предлагает с помощью вопросов, сужающих поле поиска в объемном пространстве отгадать, где он находится.
Игра «Робот».
Ребенку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!", "Повернись кругом" и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи.
Используемая литература.
- Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/ Т.А. Сидорчук, А.В.Корзун.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-345779-1471096031.jpg)
Консультация для педагогов "Формирование основного вида деятельности дошкольника – сюжетно-ролевой игры в рамках образовательной области "Речевое развитие"
Игру принято называть "спутником жизни". В сюжетно-ролевой игре дети отражают свои впечатления, своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Игра развивает язык, а язык организует игру....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-962892-1508710023.jpg)
ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ « Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»
Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/19/picture-1022777-1521475178.jpg)
Доклад "Дидактическая игра как один из основных видов деятельности дошкольника"
Доклад составлен для систематизации и углубления знаний педагогов по теме «Дидактические игры детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/05/picture-1012666-1520264960.jpg)
Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой"
Доклад для педагогов "Основные приемы руководства игрой "...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/14/picture-792459-1476452894.png)
Доклад на тему "Подвижные игры на прогулке, их значение в развитии основных видов движений"
Доклад на педсовет...
Мастер-класс для педагогов на тему "Дихотомия" (Объёмная, в трёхмерном пространстве) 2019-2020 уч.год.
Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/01/picture-1132766-1554131045.jpg)
Рекомендации для педагогов по осовению детьми основных видов движений
Индивидуальная работа с детьми не высоккого уровня физического развития...