План по самообразованию на 2023- 2024г.г.
методическая разработка по математике

Завадская Татьяна Викторовна

 

Цель: Повысить свой профессиональный уровень посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика – это интересно», которая является программой социально – гуманитарной  направленности в нашем ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_23-24.docx108.88 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

воспитателя старшей группы «Акварелька»

ЗАВАДСКОЙ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ

(высшая квалификационная категория)

на 2023-2024 учебный год.

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика - это интересно».

                                           

Математика имеет свою отличительную особенность уникальности развивающего эффекта. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, эмоций, воображения; выработке терпения, настойчивости, творческого потенциала личности. Развитие элементарных математических представлений лежит в основе умственного воспитания ребенка, его познавательных способностей, в частности, учит мыслить последовательно, логично и доказательно выстраивая рассуждения. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании

«картины мира» ребенка.

                  Цель:

1. Повысить свой профессиональный уровень посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика – это интересно», которая является программой социально – гуманитарной  направленности в нашем ДОУ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Математика – это интересно» направлена на:

  • развитие и совершенствование счетной, измерительной и элементарной вычислительной деятельности;
  • развитие умений обобщать, сравнивать, делать логические умозаключения, анализировать;
  • формирование находчивости, самостоятельности, сообразительности.

Программа закладывает базовый уровень навыков предматематической подготовки детей дошкольного возраста и определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.

Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.

Ключевые понятия:

Пространственно-временные представления – сформируются понятия: на

- над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера

- вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Дети научатся устанавливать последовательность событий, узнают последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. Научатся ориентировке на листе бумаги в клетку, ориентировке в пространстве с помощью плана.

Свойства предметов – формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Дети получат начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).

Геометрические фигуры и величины - формирование умения выделять в окружающей        обстановке        предметы        одинаковой        формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Числа и операции над ними - прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.

Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на

...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Уровень освоения программы – базовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и

взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в образовательной деятельности игровых методов и приемов. Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно- игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы «Математика – это интересно» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Практическая значимость.

У ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем.

Принципы отбора содержания.

  • От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении.

Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.

Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.

Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.

Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.

Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.

Отличительные особенности программы.

Особенностью данной дополнительной образовательной программы, является не просто формирование представлений и умений, а выдвижение развивающих задач, осуществление умственного (математического) и личностного развития детей.

Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию методы и приёмы, игровая форма, использование простых творческих задач позволяют развивать восприятие и мышление, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Данная программа предполагает создание проблемных ситуаций.

Цель программы - формирование и развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи:

  • Побуждать детей к освоению экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
  • Уметь овладевать математические способы познания действительности: счёт, измерения, простейшие вычисления;
  • Развивать интеллектуально-творческие проявления у детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • Развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащение словаря ребёнка.

Психолого-педагогические        характеристики        обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа

«Математика – это интересно» предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих МАДОУ д/с № 78

Набор детей в группы осуществляется на свободной основе по желанию детей. Состав группы 5-25 человек.

Особенности организации образовательного процесса

Специального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Математика – это интересно» не предусмотрено. Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.

Формы обучения по образовательной программе

Форма обучения – очная.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов – 64. Недельная нагрузка – 2 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 - 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – 8 месяцев.

На полное освоение программы требуется 64 часа.

Основные методы обучения

Форма организации образовательной деятельности: занятие. Форму занятий можно определить как познавательную деятельность детей. Занятия должны проводиться регулярно – два раза в неделю.

Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:

- словестные (объяснения, поощрения, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей, беседы, вопросы);

  • наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, демонстрация слайдов);
  • практические (выполнение и повторение        заданий с последующим усложнением)

Формы деятельности:

  • Обобщающие занятия;
  • Итоговые занятия;
  • Занятия в игровой форме (КВН, математические ринги и т.д.);
  • Открытые занятия.

Основная форма преподнесения учебного материала – игровая.

Планируемые результаты.

Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

В результате освоения программы дети будут уметь:

  • продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность;
  • сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =;
  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
  • записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
  • использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
  • непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму (вместимости), площади;
  • практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм;
  • узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находит в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
  • конструировать по заданному образцу более сложные фигуры из простых.

С        детьми        проводиться        естественный        педагогический        эксперимент        в форме занятия – игры.

Механизм оценивания образовательных результатов.

Для        отслеживания        знаний,        умений        и        навыков        у        воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.

Уровни сформированности познавательной активности воспитанников в различных

видах деятельности

Высокий уровень

Ребенок самостоятельно, без ошибок

справляется с предложенными заданиями

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно справляется с

предложенными заданиями, допуская ошибки

Средний уровень

Ребенок выполняет предложенные задания с

помощью взрослого

Низкий уровень

Ребенок даже с помощью взрослого

допускает ошибки в выполнении задания

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы является входящий мониторинг (в начале освоения программы) и итоговый мониторинг (в конце освоения программы), просмотр занятий.

Педагогическая диагностика проводится два раза:

в октябре – вводная, в мае – итоговая.

Цель входной        педагогической        диагностики: диагностика        имеющихся знаний и умений дошкольников.

Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.

Учебно-методическое        и информационное обеспечение образовательной программы:

  • Демонстрационный материал: иллюстрации к частям суток, модель частей суток со стрелкой, иллюстрации из серии «Времена года», набор картинок с изображением предметов, разных по высоте, длине, ширине, цвету, форме, набор карточек с цифрами, набор плоскостных геометрических фигур, набор геометрических тел;
  • Дидактический материал Блоки Дьенеша (на подгруппу); Палочки Кьюизенера (на подгруппу); Игры Воскобовича: математические корзинки, двухцветные карандаши, коврограф;
  • Раздаточный материал: счётные палочки, рабочие тетради, шнурочки, счётный материал, набор плоскостных геометрических фигур, разрезные картинки.

СОДЕРЖАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(64 часа, 2 часа в неделю)

занятие

тема занятия

задачи

материал

октябрь

1

«Свойства предметов

Формировать        умение        выявлять        и сравнивать свойства предметов

Картинки с изображением Карандаша, картинки с изображением овощей

2

«Свойства предметов»

  1. Закрепить        представления        о        свойствах предметов
  2. Уточнить        представление        о        формах геометрических фигур.

Модели геометрических фигур Геометрическое лото

3

«Свойства предметов»

  1. Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами.
  2. Объединять предметы в группы и выделять из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком.

Игрушечный зайчик, муляжи овощей        и        фруктов.

Искусственные        цветы. Корзинка, шапочки зайчиков и лисы

Кубики

4

«Свойства предметов»

1.Закрепить знания о свойствах предметов 2.Уточнить        представления        о        свойствах предметов

3.Познакомить с понятием таблицы.

5 вазочек, модели цветов, игрушка или картинка кота Леопольда

Геометрическое лото

5

«Свойства предметов»

  1. Закрепить представления о различных свойствах предметов.
  2. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и устанавливать порядок уменьшения и увеличения размеров.

Три зайчика: большой, средний, маленький; три кустика( пенечка, елочки): большой, средний, маленький; волк-картинка; игрушка или кукла для кукольного театра; три мяча разных размеров; геометрические фигуры.

6

«Сравнение групп предметов»

  1. формировать умение сравнивать группы предметов путем составление пар.
  2. Закрепить        представление        о        порядке увеличения и уменьшения размеров

1.Игрушки,        конверты, 5 пар одинаковых картинок.

7

«Сравнение групп предметов»

  1. Закрепить         понятие         «равенство»-

«неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и неравно.

  1. Закрепить знание свойств предметов, повторить знакомые геометрические фигуры.

1.Картинки с изображением большой и маленькой елочек, большого и маленького пеньков;        большого        и маленького гномиков; счетные палочки или полоски бумаги

8

«Сравнение групп предметов»

  1. Закрепит представление о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбирать знак «равно» или

«неравно»

  1. Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в таблице.

1.Вазы с прорезами для цветов,5 пар одинаковых цветов, и 1 непарный цветок, изображение феи –проказницы, картинки со знаками равно и неравно, модели «мешков», картинки и геометрические фигуры.

ноябрь

9

«Сложение»

1.Сформировать                представление                о сложении        как        объединении        групп предметов. Познакомить со знаком «+» 2.Закрепить знание свойств предметов.

1.Прозрачные мешки и сумка , муляжи или картинки грибов и овощей,        геометрические фигуры, модели «мешков», карточки со знаками «+» и «=».

10

«Пространстве нные отношения: на, над, под»

  1. Уточнить пространственные отношения: на, над, под.
  2. Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

1.Картинки с изображением овощей, картинки с

изображением Буратино.

11

«Пространстве нные отношения: слева, справа»

Развитие        пространственных представлений. Уточнить отношения: слева, справа.

2.Закрепить понимание смысла действия сложения.

Картинки: березка, елка, кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик; геометрические        фигуры; материал для игры «Муха»

12

«Пространстве нные отношения: слева, справа»

  1. Закрепить пространственные отношения: слева, справа.
  2. Закрепить смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.

Картинки-дублеры

«пляшущие»        человечки; счетные палочки.

13

«Вычитание»

  1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - »
  2. Закрепить знание свойств предметов, пространственные отношения.

Геометрические фигуры, знаки минус и равно, машинки разных по величине.

14

«Пространстве нные отношения: между, посередине»

  1. Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
  2. Закрепить понимание смысла действия вычитания.

1.Картинки с изображением яблока: с одной стороны- белый, а с другой –цветные 2.Кубики и пластика из набора строительного конструктора 3.игрушки зверей.

15

«Один-много»

  1. Сформировать представления о понятиях: один, много.
  2. Закрепить пространственные отношения о сложении и вычитании.

1.Картинки с изображением звездного неба и Луны 2.Полянки        с        множеством цветов и одно дерево.

3.Набор геометрических фигур.

16

Число 1.

Цифра 1.

  1. Познакомить с числом 1 и графическим рисункам цифры 1.
  2. Закрепить представление о взаимосвязи целого и части, действиях сложения и вычитания.
  1. Картинки с изображением единичных предметов и тех, которые трудно сосчитать.
  2. Много цветов на лугу, одно дерево,
  3. Солнце в небе и облака. 4.Кости домино и игральные кости
  1. Монетки 1 копейка и 1 рубль
  2. Два одинаковых цветка и две вазы.

декабрь

17

«Внутри, снаружи»

  1. Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
  2. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

1. 3 обруча, набор кубиков. Кот- игрушечный или на картинке 2.Картинка с прорезами 3.Гнездо на ветке дерева, гнезде птенцы, один птенчик снаружи на ветке.

18

«Число 2.

Цифра 2. Пара»

  1. Познакомить с образованием и составам числа 2, цифрой 2.
  2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.
  1. Картинки на фланелеграфе: 1 солнышко, 1 девочка, 1 елочка,2 тучки,2 птички, 2 гриба
  2. Парные картинки 3.Игральные        кости,        домино, монеты        достоинством        в        1 копейку и 1 рубль.

19

«Точка. Линия.

Прямая и кривая линии»

1.Формировать        представление        о        точке, линии, прямой и кривой линиях 2.Закрепить умение соотносить цифры 1 и

2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения - справа, слева.

  1. Картинки        с        изображением птиц
  2. Звездное небо
  3. Луга с цветами-точками, реки, дороги.
  4. Карандаш Линейка
  5. немного любой крупы.

20

«Отрезок. Луч»

  1. сформировать представление об отрезке, луче.
  2. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы- задачи, в которых надо выполнить сложение и вычитание в пределах 2.

1.Модели точек, модель неограниченной        линии-две катушки с соединенными концами, ножницы, веревочки, ленточки, полоски бумаги разной длины, картинка с изображением        лучистого солнца.

21

«Число и цифра 3.»

1.Познакомить с числом и цифрой 3. 2.Закрепить представление о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

  1. картинки:        сфетафор,3 грибочка, иллюстрации к сказке

«Три медведя»

  1. Домино, игральные кости 3.Модели монет:5 монет по 1 рублю и по 2 монеты по 2 рубля.

22

«Замкнутые и незамкнутые линии»

  1. Формировать представление о замкнутой линии.
  2. Закреплять умение соотносить цифры1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех. Взаимосвязь целого и частей.
  1. Картинкм с изображением озера или пруда, лабиринта. Острова в море;
  2. Модель Точки;
  3. Веревочки с завязанными узелками на концах

23

«Ломаная линия.

Многоугольни к

  1. познакомить с понятием ломаная линия, многоугольник.
  2. Продолжать        формирование представлений о свойствах предметов. Взаимосвязи целого и частей. составе числа 3.
  1. Складной метр, палочки, рисунки ломаных линий и фигур.        Ограниченных ломаными линиями
  2. Картинка: Молния над дубом

24

«Число 4.

1.Познакомить с образованием числа 4 ,

1.Изображение   4   грибов   и   4

Цифра 4.»

составом числа 4. Цифрой 4. 2.Сформировать умение соотносить цифру

4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками

ежат. Пилы, жука. Помидора, огурца. Картофеля. Кресла, столовых        ножей.

геометрические фигуры

январь

25

«Угол»

  1. Сформировать представление о различных видах углов-прямом, остром, тупом.
  2. Закрепить знание цифр 1-4,счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника

1.игра «Железная дорога» 2.Модель угла 3.Геометрические фигуры.

26

«Числовой отрезок»

  1. Сформировать представление о числовом        отрезке,        приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
  2. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей. Счетные умения и состав числа в пределах 4, пространственные отношения.

1.Изображение лягушонка 2.набор из 4 полосок длиной по 15 см.

3.Цифры 1-4.

Модель числового отрезка с разметкой до 10.

27

«Число 5.

Цифра 5»

  1. Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
  2. Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка.

1.Геометрические фигуры 2.Карточки                с        цифрами        1-3. Модели        углов,        модели числового отрезка, игральные кости и домино

4.Изображение белки, зайки, волчонка,        медвежонка, лисенка, 5 орехов, 5 морковок.

28

«Впереди – сзади»

  1. Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади
  2. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку. Количественный и порядковый счет в пределах 5. Сформировать представление о составе числа 5.
  1. Для динамической картинки

«Паровозик из Ромашково», с героями сказок.

  1. Лесные животные 3.Геометрические фигуры.

29

«Столько же»

  1. Формировать представления о сравнении предметов по количеству с помощью составления пар
  2. Закрепить взаимосвязь целого и частей

Картинки        и        игрушки        на усмотрение педагога

30

Знаки больше и меньше

1.Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше

«Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей

  1. Картинки        на        усмотрение педагога
  2. счетный материал

3Карточки с цифрами от 1 до 5. 4.Знаки больше и меньше.

31

«Раньше, позже»

1.Расширить        временные        представления детей, уточнить отношения раньше-позже 2.Закрепить представление о сравнении, сложении и вычитании, числовом отрезке. Количественном        и        порядковом        счете предметов

1Картинки        по        усмотрению педагога

2.Зимний пейзаж 3.числовой отрезок 4.Цифры-карточки 5.Знаки больше и меньше.

32

«Повторение»

1.Дать ряд заданий и математических игр на усмотрение педагога

На усмотрение педагога

февраль

33

Числа 1-5. Повторение.

  1. Повторить        числа        1-5,        образование, написание, состав.
  2. Закрепить навыки количественного и порядкового счета.

Игрушки или картинки с изображением        Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса- Барабаса, « домики» для повторения состава числа.

Кружки красного и зеленого цвета, цифры 1-5, чудесный мешочек.

34

Числа 1-5. Повторение.

  1. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =,>, <.
  2. Повторить        смысл        сложения        и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения « раньше- позже» 3.Ввести в речевую практику термин – задача..

Модель числового отрезка, геометрические фигуры: по 5 квадратов,        кругов, треугольников, картинки с изображением зайца и лисы

35

Число 6.

Цифра 6.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Изображения        вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка, кубики, игрушки, геометрические фигуры.

36

Число 6.

Цифра 6.

  1. Закрепить                геометрические представления и познакомить с новым видом        многоугольников- шестиугольником.
  2. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке.

Полоски цветной бумаги, веревки с узелками, складной метр, модель числового отрезка; геометрическое лото, по 6 кружочков двух цветов.

37

Длиннее - короче.

  1. Формировать умение сравнивать длины предметов « на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее»,

«короче».

  1. Закрепить взаимосвязь целого и частей, знания состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.

Набор полосок; изображение зайчихи и ее фартука без одной тесемки; набор тесемок; 12 кружков; модель числового отрезка; цифры 1-6. Линейки.

38

Измерение длины.

  1. Формировать представление об изменении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень.
  2. Закрепить умение составлять мини- рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

Изображения        четырех человечков( высокий, низкий, 2 средней высоты), 4 домика: красный, синий, желтый и зеленый; 2 полоски бумаги.

39

Измерение длины.

1.Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки умение практически измерять длину отрезка

Белая полоска бумаги длиной

40        см;        полоски        –        мерки: красная-10   см,   синяя-   8   см;

заданной меркой.

  1. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.
  2. Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.

иллюстрация: попугай и удав; метр, модель сантиметра, линейка.        Раздаточный материал.

40

Измерение длины.

  1. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.
  2. Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины « условие» и

« вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

Изображения сороконожки, цветов:        3

ромашки,        2

василька; полоски бумаги: белая- 30 см, синяя-10 см, красная – 10 см.

Раздаточный        материал, линейка.

март

41

Число 7.

Цифра 7.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
  2. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

Числовой отрезок, опорные таблицы для закрепления состава      чисел:      «домики»,

« вагончики», грибы, кубики, картинки: белочка, 6 орешков, геометрические        фигуры.

Раздаточный        материал, фломастеры.

42

Число 7.

Цифра 7.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знания состава числа 7. 2.Повторить сравнение групп предметов с помощью        составления        пар,        приемы отсчитывания и присчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.

Модель числового отрезка; опорные таблицы для закрепления знания состава числа 7; рисунки- конструкции из кубиков.

43

Число 7.

Цифра 7.

  1. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.
  2. Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезка с помощью        линейки,        приемы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке.

Картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка ,домик, числовой отрезок. Линейка

,цветные карандаши.

44

Тяжелее, легче.

Сравнение по массе.

  1. Формировать представления о понятиях тяжелее-        легче        на        основе непосредственного сравнения предметов по массе.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

2        игрушечные        обезьянки,        1 слоненок,                        изображение воздухоплавательного аппарата;        чашечные        весы; раздаточный материал.

45

Измерение массы.

1.Формировать                представление                о необходимости        выбора        мерки        при

Игрушки: мишка, 2 куклы, 3

бабочки,        3        обезьянки,        5

измерении массы, познакомить с меркой массой 1 кг.

2.Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

белочек, тигр, стрекоза; картинка с изображением 7 муравьев,        муравейника, чашечные весы, гири весом в 1 кг, геометрические фигуры.

46

Измерение массы.

  1. Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных весов, о сложении и вычитании масс предметов.
  2. Закрепить        геометрические и пространственные                представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

Картинки для игры                « В магазине»; три коробки; чашечные        весы,

геометрические        фигуры.

Раздаточный        материал, цветные карандаши.

47

Число 8.

Цифра 8.

  1. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.
  2. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.
  1. Знакомство        с        числом        8, цифрой 8.
  2. Физкультминутка «Зарядка». 3.Закрепление представлений о числе 8, цифре 8.
  1. Повторение. 4.Физкультминутка «Мячик» 5.Повторение.
  2. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.

48

Число 8.

Цифра 8.

  1. Формировать счетные умения в пределах 8.
  2. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке.

Числовой отрезок; таблицы для закрепления знания состава числа 8; цифры 1-8;картинка лягушонка; кружочки- «кочки» красного, синего, желтого, зеленого,        оранжевого, коричневого и черного цвета; линейка, счетные палочки.

апрель

49

Число 8.

Цифра 8.

  1. Повторить прием сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
  2. Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

«Письмо»        из        страны геометрических                        фигур,

«домик» числа 8; цифры 1-8; геометрические фигуры; по 6 яблок, елочек, флажков; таблицы-схемы к задачам.

50

Объем. Сравнение по объему.

  1. Сформировть представления об объеме, сравнении сосудов по объему с помощью переливания.
  2. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Стаканы разной высоты и с разным диаметром дна, подкрашенная вода; картинки с изображением героев сказки, круги двух цветов, цифры 1-8, числовой отрезок.

51

Измерение объема

1.Сформировать        представление        об измерении объемов с помощью мерки,

Коробка        с        кубиками; игрушечная                посуда:        ведро,

зависимости результата измерения от выбора мерки.

2.Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8.

чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов, таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7, 8.Раздаточный материал, линейки.

52

Число 9.

Цифра 9.

  1. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9.
  2. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Картинка: наседка и 8 цыплят; числовой отрезок, по 8 кружков красного и синего цвета; таблицы        для        игры

.Раздаточный        материал, линейки.

53

Число 9.

Цифра 9.

  1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.
  2. Закрепить счет в пределах 9, представления о цифре 9 и составе числа 9, взаимосвязи целого и частей.

Картинка с изображением Феи чисел, модель циферблата часов,        таблицы        для закрепления знания состава числа 9; цифры 1-9, по 8 красных и синих кругов, по 6 красных, зеленых и желтых листьев.

54

Число 9.

Цифра 9.

  1. Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.
  2. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар),сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Числовой отрезок; цифры 1-9; знаки: плюс, минус, больше, меньше.        Раздаточный материал, цветные карандаши.

55

Площадь. Измерение площади.

  1. Сформировать представления детей о площади фигур, сравнении фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.
  2. Закрепить          порядковый        и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Картинки с изображением героев сказки «Золотой ключик», квадраты большой и маленький, трапеции ,таблицы для закрепления знания состава чисел 8 и 9,схемы к задачам.

56

Измерение площади.

  1. Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с единицей        измерения        площади- квадратным сантиметром.
  2. Закрепить        порядковый        и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами.

Картинка с изображением цирка,        двух клоунов, дрессированных животных, фокусника; опорные таблицы для запоминания состава чисел

8 и 9;картинки - отгадки к загадкам.

май

57

Число 0.

Цифра 0.

  1. Сформировать представление о числе 0 и его свойствах.
  2. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления        о        числовом        отрезке,

Числовой отрезок, цифры 0 – 9, корзиночки с грибами, картинки с изображением лесных обитателей, модели

взаимосвязи целого и частей.

мешков и счетный материал, модель цветка.

58

Число 0.

Цифра 0.

  1. Закрепить представления о числе 0, цифре 0, о составе чисел 8 – 9.
  2. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

Числовой        отрезок; демонстрационные таблицы для закрепления знаний состава чисел в пределах 9, геометрические        фигуры; модели «мешков», картинки к логическим        задачам, раздаточный материал.

59

Число 10.

  1. Сформироватьпредставление детей о числе 10: его образовании, составе, записи.
  2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Картинки с изображением птиц и зверей, геометрические фигуры, 8 желтых, 2 красных овала, 6 желтых треугольников, 4 зеленых квадрата, 7 синих и 3 красных круга; числовой отрезок, цифры 1 – 10.

60

Шар. Куб.

Параллелепи- пед.

  1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
  2. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Параллелепипед, куб, шар; предметы, имеющие форму параллелепипеда, куба, шара; плоские фигуры; числовой отрезок;

Таблицы для закрепления знания состава числа 10.

61

Пирамида, Конус.

Цилиндр.

  1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.
  2. Закрепить представление о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Пирамида, конус, цилиндр; предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра.

.Плоские фигуры, числовой отрезок; числовой отрезок.

62

Символы.

  1. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, (размер).
  2. Закрепить представление о составе числа 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану.

Предметы и геометрические фигуры разные по цвету, форме и размеру; карточки с изображением        символов; картинки с изображением зайчика, медвежонка ,лисенка; числовой отрезок.

63

Повторение. Игра-

путешествие в страну Математику.

  1. Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.
  2. Повторить        количественный        и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Изображение Феи; картинки – отгадки к загадкам; таблицы для закрепления знаний о составе чисел в пределах 10; числовой отрезок. Раздаточный материал.

64

Повторение.

Игра « Скоро в школу».

  1. Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.
  2. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Опорные таблицы для закрепления состава чисел; числовой отрезок, схемы- заготовки к задачам, знаки плюс и минус. Раздаточный материал.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

форма

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. «Свойства и отношения. Пространственно-временные представления»

1.

  1. Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
  2. Пространственные отношения: на, над, под. (1)
  3. Пространственные отношения: справа, слева.
  4. Пространственные отношения: между, посередине.
  5. Пространственные отношения: внутри, снаружи.
  6. Пространственные отношения: впереди, сзади.
  7. Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.
  8. Временные отношения: раньше, позже.

14

2

12

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 2.«Числа и цифры. Операции над ними»

  1. Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
  2. Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).
  3. Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).
  4. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
  5. Число 1 и цифра 1.
  6. Число 2 и цифра 2.
  7. Число 3 и цифра 3.
  8. Представление о числовом отрезке.
  9. Число 4 и цифра 4.
  10. Число 5 и цифра 5.
  11. Число 6 и цифра 6.
  12. Число 7 и цифра 7.
  13. Число 8 и цифра 8.
  14. Число 9 и цифра 9.
  15. Число 0 и цифра 0.
  16. Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной

основе.

26

4

22

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 3. «Сохранение количества, величины, последовательности действий. Геометрические фигуры и величины»

  1. Представления о точке и линии.
  2. Представления об отрезке и луче.
  3. Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
  4. Представления о ломаной линии и многоугольнике.
  5. Представления об углах и видах углов.
  6. Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  7. Представления об объёме (вместимости). Сравнение объёма (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  8. Представление о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
  9. Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
  10. Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
  11. Работа с таблицами.
  12. Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).

Зависимость результата сравнения от величины мерки.

19

4

15

обобщающее занятие в игровой форме

Раздел 4. Повторение

Закрепление изученного материала

5

1

4

обобщающее занятие в

игровой форме

Итого:

64

11

53

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности

«Математика – это интересно»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного

периода

36 учебных недель

3.

Продолжительность учебной

недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю

5.

Количество часов

64

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

02.10.2023-31.05.2024

Список литературы:

Для педагога дополнительного образования:

  1. Волчкова В.Н., Степанцева Н.В.. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
  2. Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 5-6 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  3. Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Михайлова З.А. Математика от 3 до 7 – СПб.: «Детство – пресс»,

2008.

  1. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. –

СПб.: «Детство – пресс», 2002.

  1. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2008.
  2. Носова В.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 2004.
  3. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Издательство «Ювента», 2009.
  4. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет

«Сказочные         лабиринты         игры».         -         ООО         «РИВ»,         2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023 -2024г

quot;Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности"...

План по самообразованию на 2023-2024г по теме: «Технология ТРИЗ »

СОДЕРЖАНИЕ:1.Цели и задачи самообразования педагога по теме2.План работы по самообразованию на 2023-2021 учебный год3.Работа с воспитателями3.1Современные образовательные технологии в ДОУИспользование...

План по самообразованию на 2023-2024г по теме: «Формирование экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»

Актуальность:Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития д...

План работы с родителями 2023-2024г

Подготовительная группа...

План взаимосвязи с родителями 2023-2024г.

План взаимосвязи с родителями....

Отчет по самообразованию за 2023-2024г " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста"

Современная жизнь и её стремительные изменения ставят перед педагогами и родителями важную задачу: подготовить детей к существованию в быстро меняющемся мире. Один из основных принципов Федераль...