План по самообразованию на 2023- 2024г.г.
методическая разработка по математике
Цель: Повысить свой профессиональный уровень посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика – это интересно», которая является программой социально – гуманитарной направленности в нашем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_23-24.docx | 108.88 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя старшей группы «Акварелька»
ЗАВАДСКОЙ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ
(высшая квалификационная категория)
на 2023-2024 учебный год.
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика - это интересно».
Математика имеет свою отличительную особенность уникальности развивающего эффекта. Ее изучение способствует развитию речи, памяти, эмоций, воображения; выработке терпения, настойчивости, творческого потенциала личности. Развитие элементарных математических представлений лежит в основе умственного воспитания ребенка, его познавательных способностей, в частности, учит мыслить последовательно, логично и доказательно выстраивая рассуждения. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании
«картины мира» ребенка.
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень посредством дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Математика – это интересно», которая является программой социально – гуманитарной направленности в нашем ДОУ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Математика – это интересно» направлена на:
- развитие и совершенствование счетной, измерительной и элементарной вычислительной деятельности;
- развитие умений обобщать, сравнивать, делать логические умозаключения, анализировать;
- формирование находчивости, самостоятельности, сообразительности.
Программа закладывает базовый уровень навыков предматематической подготовки детей дошкольного возраста и определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы.
Ключевые понятия:
Пространственно-временные представления – сформируются понятия: на
- над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера
- вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Дети научатся устанавливать последовательность событий, узнают последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. Научатся ориентировке на листе бумаги в клетку, ориентировке в пространстве с помощью плана.
Свойства предметов – формирование общих представлений о сложении как объединении предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Дети получат начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.).
Геометрические фигуры и величины - формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.
Числа и операции над ними - прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на
...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и
взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей будет более эффективен при использовании в образовательной деятельности игровых методов и приемов. Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно- игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы «Математика – это интересно» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
Практическая значимость.
У ребенка должен быть сформирован определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того должна быть сформирована адекватная позитивная самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одним из важных аспектов, связанных с созданием данной программы, является продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в основе успешной учебной деятельности в будущем.
Принципы отбора содержания.
- От простого к сложному, означает требования соответствия содержания и методов обучения и воспитания, а также объема изучаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного эстетического развития. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне, воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников трудного материала.
Связь знаний, умений с жизнью, с практикой в воспитании и обучении.
Формирование мировоззрения как системы знаний и отношение личности к окружающей действительности.
Доступность. Объяснять простым, доступным языком, излагать новое, связывая его с известным. Изучая новый материал, начинать рассматривать его на примерах, близких опыту ребенка.
Системность знаний. Выработать у воспитанников систему знаний и системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью всех воспитателей. Отсюда требование преемственности в деятельности воспитателей. То, что делается сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.
Воспитывающая и развивающая направленность. Воспитание и обучение не могут быть абстрактными, без учета индивидуальности воспитанников. Уже то, что воспитанник – субъект воспитания, характеризует этот процесс как индивидуально-особенный в отношении каждого в различные возрастные периоды, когда мера субъектности неодинакова. Кроме того, особенности мышления и памяти, устойчивость внимания, быстрота выработки навыков, степень активности, обученность и воспитанность, условия домашнего воспитания, темперамент, воля, характер, интересы – все это индивидуально и требует учета в осуществлении воспитательной работы с каждым воспитанников.
Активность и самостоятельность воспитанников в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности по их приобретению.
Отличительные особенности программы.
Особенностью данной дополнительной образовательной программы, является не просто формирование представлений и умений, а выдвижение развивающих задач, осуществление умственного (математического) и личностного развития детей.
Заданное в программе содержание, предлагаемые к использованию методы и приёмы, игровая форма, использование простых творческих задач позволяют развивать восприятие и мышление, внимание и память, самостоятельность и инициативность. Данная программа предполагает создание проблемных ситуаций.
Цель программы - формирование и развитие интеллектуально- творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.
Задачи:
- Побуждать детей к освоению экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
- Развивать у детей логические способы познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
- Уметь овладевать математические способы познания действительности: счёт, измерения, простейшие вычисления;
- Развивать интеллектуально-творческие проявления у детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Развивать точную, аргументированную и доказательную речь, обогащение словаря ребёнка.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Математика – это интересно» предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих МАДОУ д/с № 78
Набор детей в группы осуществляется на свободной основе по желанию детей. Состав группы 5-25 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Специального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Математика – это интересно» не предусмотрено. Формы организации деятельности детей на занятии: индивидуальная, групповая, работа по подгруппам.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов – 64. Недельная нагрузка – 2 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 - 30 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объем и срок освоения программы.
Срок освоения программы – 8 месяцев.
На полное освоение программы требуется 64 часа.
Основные методы обучения
Форма организации образовательной деятельности: занятие. Форму занятий можно определить как познавательную деятельность детей. Занятия должны проводиться регулярно – два раза в неделю.
Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:
- словестные (объяснения, поощрения, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей, беседы, вопросы);
- наглядные методы (демонстрация наглядных пособий, демонстрация слайдов);
- практические (выполнение и повторение заданий с последующим усложнением)
Формы деятельности:
- Обобщающие занятия;
- Итоговые занятия;
- Занятия в игровой форме (КВН, математические ринги и т.д.);
- Открытые занятия.
Основная форма преподнесения учебного материала – игровая.
Планируемые результаты.
Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
В результате освоения программы дети будут уметь:
- продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность;
- сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =;
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий;
- записывать сложение и вычитание с помощью знаков +, -, =;
- использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц;
- непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объёму (вместимости), площади;
- практически измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан и т.д.). Представление об общепринятых единицах измерения этих величин: сантиметр, литр, килограмм;
- узнавать и называть прямоугольник, многоугольник, шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамиду, находит в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
- конструировать по заданному образцу более сложные фигуры из простых.
С детьми проводиться естественный педагогический эксперимент в форме занятия – игры.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.
Уровни сформированности познавательной активности воспитанников в различных видах деятельности | |
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно, без ошибок справляется с предложенными заданиями |
Достаточный уровень | Ребенок самостоятельно справляется с предложенными заданиями, допуская ошибки |
Средний уровень | Ребенок выполняет предложенные задания с помощью взрослого |
Низкий уровень | Ребенок даже с помощью взрослого допускает ошибки в выполнении задания |
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации программы является входящий мониторинг (в начале освоения программы) и итоговый мониторинг (в конце освоения программы), просмотр занятий.
Педагогическая диагностика проводится два раза:
в октябре – вводная, в мае – итоговая.
Цель входной педагогической диагностики: диагностика имеющихся знаний и умений дошкольников.
Итоговая педагогическая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы:
- Демонстрационный материал: иллюстрации к частям суток, модель частей суток со стрелкой, иллюстрации из серии «Времена года», набор картинок с изображением предметов, разных по высоте, длине, ширине, цвету, форме, набор карточек с цифрами, набор плоскостных геометрических фигур, набор геометрических тел;
- Дидактический материал Блоки Дьенеша (на подгруппу); Палочки Кьюизенера (на подгруппу); Игры Воскобовича: математические корзинки, двухцветные карандаши, коврограф;
- Раздаточный материал: счётные палочки, рабочие тетради, шнурочки, счётный материал, набор плоскостных геометрических фигур, разрезные картинки.
СОДЕРЖАНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(64 часа, 2 часа в неделю)
занятие | тема занятия | задачи | материал |
октябрь | |||
1 | «Свойства предметов | Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов | Картинки с изображением Карандаша, картинки с изображением овощей |
2 | «Свойства предметов» |
| Модели геометрических фигур Геометрическое лото |
3 | «Свойства предметов» |
| Игрушечный зайчик, муляжи овощей и фруктов. Искусственные цветы. Корзинка, шапочки зайчиков и лисы Кубики |
4 | «Свойства предметов» | 1.Закрепить знания о свойствах предметов 2.Уточнить представления о свойствах предметов 3.Познакомить с понятием таблицы. | 5 вазочек, модели цветов, игрушка или картинка кота Леопольда Геометрическое лото |
5 | «Свойства предметов» |
| Три зайчика: большой, средний, маленький; три кустика( пенечка, елочки): большой, средний, маленький; волк-картинка; игрушка или кукла для кукольного театра; три мяча разных размеров; геометрические фигуры. |
6 | «Сравнение групп предметов» |
| 1.Игрушки, конверты, 5 пар одинаковых картинок. |
7 | «Сравнение групп предметов» |
«неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и неравно.
| 1.Картинки с изображением большой и маленькой елочек, большого и маленького пеньков; большого и маленького гномиков; счетные палочки или полоски бумаги |
8 | «Сравнение групп предметов» |
«неравно»
| 1.Вазы с прорезами для цветов,5 пар одинаковых цветов, и 1 непарный цветок, изображение феи –проказницы, картинки со знаками равно и неравно, модели «мешков», картинки и геометрические фигуры. |
ноябрь | |||
9 | «Сложение» | 1.Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+» 2.Закрепить знание свойств предметов. | 1.Прозрачные мешки и сумка , муляжи или картинки грибов и овощей, геометрические фигуры, модели «мешков», карточки со знаками «+» и «=». |
10 | «Пространстве нные отношения: на, над, под» |
| 1.Картинки с изображением овощей, картинки с изображением Буратино. |
11 | «Пространстве нные отношения: слева, справа» | Развитие пространственных представлений. Уточнить отношения: слева, справа. 2.Закрепить понимание смысла действия сложения. | Картинки: березка, елка, кустик, грибок, заяц, белка, ворона, лиса, еж, домик; геометрические фигуры; материал для игры «Муха» |
12 | «Пространстве нные отношения: слева, справа» |
| Картинки-дублеры «пляшущие» человечки; счетные палочки. |
13 | «Вычитание» |
| Геометрические фигуры, знаки минус и равно, машинки разных по величине. |
14 | «Пространстве нные отношения: между, посередине» |
| 1.Картинки с изображением яблока: с одной стороны- белый, а с другой –цветные 2.Кубики и пластика из набора строительного конструктора 3.игрушки зверей. |
15 | «Один-много» |
| 1.Картинки с изображением звездного неба и Луны 2.Полянки с множеством цветов и одно дерево. 3.Набор геометрических фигур. |
16 | Число 1. Цифра 1. |
|
|
декабрь | |||
17 | «Внутри, снаружи» |
| 1. 3 обруча, набор кубиков. Кот- игрушечный или на картинке 2.Картинка с прорезами 3.Гнездо на ветке дерева, гнезде птенцы, один птенчик снаружи на ветке. |
18 | «Число 2. Цифра 2. Пара» |
|
|
19 | «Точка. Линия. Прямая и кривая линии» | 1.Формировать представление о точке, линии, прямой и кривой линиях 2.Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения - справа, слева. |
|
20 | «Отрезок. Луч» |
| 1.Модели точек, модель неограниченной линии-две катушки с соединенными концами, ножницы, веревочки, ленточки, полоски бумаги разной длины, картинка с изображением лучистого солнца. |
21 | «Число и цифра 3.» | 1.Познакомить с числом и цифрой 3. 2.Закрепить представление о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам. |
«Три медведя»
|
22 | «Замкнутые и незамкнутые линии» |
|
|
23 | «Ломаная линия. Многоугольни к |
|
|
24 | «Число 4. | 1.Познакомить с образованием числа 4 , | 1.Изображение 4 грибов и 4 |
Цифра 4.» | составом числа 4. Цифрой 4. 2.Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками | ежат. Пилы, жука. Помидора, огурца. Картофеля. Кресла, столовых ножей. геометрические фигуры | |
январь | |||
25 | «Угол» |
| 1.игра «Железная дорога» 2.Модель угла 3.Геометрические фигуры. |
26 | «Числовой отрезок» |
| 1.Изображение лягушонка 2.набор из 4 полосок длиной по 15 см. 3.Цифры 1-4. Модель числового отрезка с разметкой до 10. |
27 | «Число 5. Цифра 5» |
| 1.Геометрические фигуры 2.Карточки с цифрами 1-3. Модели углов, модели числового отрезка, игральные кости и домино 4.Изображение белки, зайки, волчонка, медвежонка, лисенка, 5 орехов, 5 морковок. |
28 | «Впереди – сзади» |
|
«Паровозик из Ромашково», с героями сказок.
|
29 | «Столько же» |
| Картинки и игрушки на усмотрение педагога |
30 | Знаки больше и меньше | 1.Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше «Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей |
3Карточки с цифрами от 1 до 5. 4.Знаки больше и меньше. |
31 | «Раньше, позже» | 1.Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше-позже 2.Закрепить представление о сравнении, сложении и вычитании, числовом отрезке. Количественном и порядковом счете предметов | 1Картинки по усмотрению педагога 2.Зимний пейзаж 3.числовой отрезок 4.Цифры-карточки 5.Знаки больше и меньше. |
32 | «Повторение» | 1.Дать ряд заданий и математических игр на усмотрение педагога | На усмотрение педагога |
февраль | |||
33 | Числа 1-5. Повторение. |
| Игрушки или картинки с изображением Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса- Барабаса, « домики» для повторения состава числа. Кружки красного и зеленого цвета, цифры 1-5, чудесный мешочек. |
34 | Числа 1-5. Повторение. |
| Модель числового отрезка, геометрические фигуры: по 5 квадратов, кругов, треугольников, картинки с изображением зайца и лисы |
35 | Число 6. Цифра 6. |
| Изображения вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка, кубики, игрушки, геометрические фигуры. |
36 | Число 6. Цифра 6. |
| Полоски цветной бумаги, веревки с узелками, складной метр, модель числового отрезка; геометрическое лото, по 6 кружочков двух цветов. |
37 | Длиннее - короче. |
«короче».
| Набор полосок; изображение зайчихи и ее фартука без одной тесемки; набор тесемок; 12 кружков; модель числового отрезка; цифры 1-6. Линейки. |
38 | Измерение длины. |
| Изображения четырех человечков( высокий, низкий, 2 средней высоты), 4 домика: красный, синий, желтый и зеленый; 2 полоски бумаги. |
39 | Измерение длины. | 1.Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки умение практически измерять длину отрезка | Белая полоска бумаги длиной 40 см; полоски – мерки: красная-10 см, синяя- 8 см; |
заданной меркой.
| иллюстрация: попугай и удав; метр, модель сантиметра, линейка. Раздаточный материал. | ||
40 | Измерение длины. |
« вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. | Изображения сороконожки, цветов: 3 ромашки, 2 василька; полоски бумаги: белая- 30 см, синяя-10 см, красная – 10 см. Раздаточный материал, линейка. |
март | |||
41 | Число 7. Цифра 7. |
| Числовой отрезок, опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», « вагончики», грибы, кубики, картинки: белочка, 6 орешков, геометрические фигуры. Раздаточный материал, фломастеры. |
42 | Число 7. Цифра 7. | Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знания состава числа 7. 2.Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы отсчитывания и присчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. | Модель числового отрезка; опорные таблицы для закрепления знания состава числа 7; рисунки- конструкции из кубиков. |
43 | Число 7. Цифра 7. |
| Картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка ,домик, числовой отрезок. Линейка ,цветные карандаши. |
44 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе. |
| 2 игрушечные обезьянки, 1 слоненок, изображение воздухоплавательного аппарата; чашечные весы; раздаточный материал. |
45 | Измерение массы. | 1.Формировать представление о необходимости выбора мерки при | Игрушки: мишка, 2 куклы, 3 бабочки, 3 обезьянки, 5 |
измерении массы, познакомить с меркой массой 1 кг. 2.Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. | белочек, тигр, стрекоза; картинка с изображением 7 муравьев, муравейника, чашечные весы, гири весом в 1 кг, геометрические фигуры. | ||
46 | Измерение массы. |
| Картинки для игры « В магазине»; три коробки; чашечные весы, геометрические фигуры. Раздаточный материал, цветные карандаши. |
47 | Число 8. Цифра 8. |
|
|
48 | Число 8. Цифра 8. |
| Числовой отрезок; таблицы для закрепления знания состава числа 8; цифры 1-8;картинка лягушонка; кружочки- «кочки» красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, коричневого и черного цвета; линейка, счетные палочки. |
апрель | |||
49 | Число 8. Цифра 8. |
| «Письмо» из страны геометрических фигур, «домик» числа 8; цифры 1-8; геометрические фигуры; по 6 яблок, елочек, флажков; таблицы-схемы к задачам. |
50 | Объем. Сравнение по объему. |
| Стаканы разной высоты и с разным диаметром дна, подкрашенная вода; картинки с изображением героев сказки, круги двух цветов, цифры 1-8, числовой отрезок. |
51 | Измерение объема | 1.Сформировать представление об измерении объемов с помощью мерки, | Коробка с кубиками; игрушечная посуда: ведро, |
зависимости результата измерения от выбора мерки. 2.Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счетные умения в пределах 8. | чашка, чайник, кастрюлька; посуда с водой для демонстрации опытов, таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7, 8.Раздаточный материал, линейки. | ||
52 | Число 9. Цифра 9. |
| Картинка: наседка и 8 цыплят; числовой отрезок, по 8 кружков красного и синего цвета; таблицы для игры .Раздаточный материал, линейки. |
53 | Число 9. Цифра 9. |
| Картинка с изображением Феи чисел, модель циферблата часов, таблицы для закрепления знания состава числа 9; цифры 1-9, по 8 красных и синих кругов, по 6 красных, зеленых и желтых листьев. |
54 | Число 9. Цифра 9. |
| Числовой отрезок; цифры 1-9; знаки: плюс, минус, больше, меньше. Раздаточный материал, цветные карандаши. |
55 | Площадь. Измерение площади. |
| Картинки с изображением героев сказки «Золотой ключик», квадраты большой и маленький, трапеции ,таблицы для закрепления знания состава чисел 8 и 9,схемы к задачам. |
56 | Измерение площади. |
| Картинка с изображением цирка, двух клоунов, дрессированных животных, фокусника; опорные таблицы для запоминания состава чисел 8 и 9;картинки - отгадки к загадкам. |
май | |||
57 | Число 0. Цифра 0. |
| Числовой отрезок, цифры 0 – 9, корзиночки с грибами, картинки с изображением лесных обитателей, модели |
взаимосвязи целого и частей. | мешков и счетный материал, модель цветка. | ||
58 | Число 0. Цифра 0. |
| Числовой отрезок; демонстрационные таблицы для закрепления знаний состава чисел в пределах 9, геометрические фигуры; модели «мешков», картинки к логическим задачам, раздаточный материал. |
59 | Число 10. |
| Картинки с изображением птиц и зверей, геометрические фигуры, 8 желтых, 2 красных овала, 6 желтых треугольников, 4 зеленых квадрата, 7 синих и 3 красных круга; числовой отрезок, цифры 1 – 10. |
60 | Шар. Куб. Параллелепи- пед. |
| Параллелепипед, куб, шар; предметы, имеющие форму параллелепипеда, куба, шара; плоские фигуры; числовой отрезок; Таблицы для закрепления знания состава числа 10. |
61 | Пирамида, Конус. Цилиндр. |
| Пирамида, конус, цилиндр; предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра. .Плоские фигуры, числовой отрезок; числовой отрезок. |
62 | Символы. |
| Предметы и геометрические фигуры разные по цвету, форме и размеру; карточки с изображением символов; картинки с изображением зайчика, медвежонка ,лисенка; числовой отрезок. |
63 | Повторение. Игра- путешествие в страну Математику. |
| Изображение Феи; картинки – отгадки к загадкам; таблицы для закрепления знаний о составе чисел в пределах 10; числовой отрезок. Раздаточный материал. |
64 | Повторение. Игра « Скоро в школу». |
| Опорные таблицы для закрепления состава чисел; числовой отрезок, схемы- заготовки к задачам, знаки плюс и минус. Раздаточный материал. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Название раздела, темы | Количество часов | форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. «Свойства и отношения. Пространственно-временные представления» | |||||
1. |
| 14 | 2 | 12 | обобщающее занятие в игровой форме |
Раздел 2.«Числа и цифры. Операции над ними» | |||||
основе. | 26 | 4 | 22 | обобщающее занятие в игровой форме | |
Раздел 3. «Сохранение количества, величины, последовательности действий. Геометрические фигуры и величины» |
Зависимость результата сравнения от величины мерки. | 19 | 4 | 15 | обобщающее занятие в игровой форме | |
Раздел 4. Повторение | |||||
Закрепление изученного материала | 5 | 1 | 4 | обобщающее занятие в игровой форме | |
Итого: | 64 | 11 | 53 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «Математика – это интересно» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 2 раза в неделю |
5. | Количество часов | 64 |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 02.10.2023-31.05.2024 |
Список литературы:
Для педагога дополнительного образования:
- Волчкова В.Н., Степанцева Н.В.. Конспекты занятий в старшей группе детского сада – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
- Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 5-6 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Колесникова Е.В.. Математика для дошкольников 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Михайлова З.А. Математика от 3 до 7 – СПб.: «Детство – пресс»,
2008.
- Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика – это интересно. –
СПб.: «Детство – пресс», 2002.
- Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – пресс», 2008.
- Носова В.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб., 2004.
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. – М.: Издательство «Ювента», 2009.
- Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет
«Сказочные лабиринты игры». - ООО «РИВ», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2023 -2024г
quot;Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности"...
План по самообразованию на 2023-2024г по теме: «Технология ТРИЗ »
СОДЕРЖАНИЕ:1.Цели и задачи самообразования педагога по теме2.План работы по самообразованию на 2023-2021 учебный год3.Работа с воспитателями3.1Современные образовательные технологии в ДОУИспользование...
План по самообразованию на 2023-2024г по теме: «Формирование экологического воспитания у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности»
Актуальность:Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития д...
План работы с родителями 2023-2024г
Подготовительная группа...
План работы по самообразованию на 2023-2024г "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста".
План работы по саообразованию....
План взаимосвязи с родителями 2023-2024г.
План взаимосвязи с родителями....
Отчет по самообразованию за 2023-2024г " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста"
Современная жизнь и её стремительные изменения ставят перед педагогами и родителями важную задачу: подготовить детей к существованию в быстро меняющемся мире. Один из основных принципов Федераль...