"Удивительные игры логики"
проект по математике (старшая группа)

Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022-23.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ТАТТИНСКИЙ УЛУС»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД «КҮН ТУЛЛУКТАРА»
__________________________________________________________________________

678650 Таттинский улус с. Ытык-Кюель, ул. Баягинская, 6 тел 8(411)52-42-293

e-mail:  kyntulluk_detsad@mail.ru

Математический проект для детей 5-6 лет

«Удивительные игры логики»

(Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников)

Воспитатель

Попова В.В.

2022 г.

                                                               Введение

   Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

   Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

    Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности.

    Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

                                                         Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Удивительные игры логики»

Организация

МБДОО детский сад "Кун туллуктара", с. Ытык-Кюель

Разработчик

проекта

Попова Валентина Викторина

Вид проекта

познавательно - исследовательский

• групповой, долгосрочный

Цель проекта

 - Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в дошкольном возрасте;

создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников;

- развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развития логического мышления, внимания  в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно- действенного и наглядно-образного сотрудничества.

Задачи проекта

- создать информационно–методическую базу по

формированию у дошкольников логического

мышления

- создать в группах РППС, позволяющую развивать

логическое мышление

- сформировать понимание у родителей важности

решения проблемы развития логики и установить

сотрудничество по созданию условий,

способствующих формированию у детей логики.

Срок

реализации

2022-2023 уч. год

Ожидаемые

результаты

   Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

   В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

  Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.

Участники

проекта

Дети 5 -6 лет

Воспитатели

Родители

Обеспечение

проекта

Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Материалы для продуктивной деятельности

Учебно-методическое: Настольные игры; Консультации для родителей; Рабочая тетрадь по развитию логики для дополнительных занятий.

Трансляция проекта

Сайт дошкольной организации, вайбер - чат с родителями и педагогами

Продукты

проекта

Чемодан  «Логика»

Настольно-печатные игры

Дидактические игры

Палочки Кюизенера

Игровые упражнения

Рабочие тетради

Цикл задач

Игротека для детей

Якутские настольные игры

Актуальность проекта

    На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.

    Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

    Необходимость активизации работы по развитию логического мышления определила цель проекта.

Цель проекта: создание условий для формирования логического, пространственного мышления, развитие творческого воображения,  речи и мелкой моторике; воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.  

Для реализации целей следующие задачи:

-  создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления

-  создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление

-  сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики.

-  Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).

-  Совершенствовать умения:  сравнивать, классифицировать, строить предположения

и доказывать их;  систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна; вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога; отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

   - Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

  -  В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.

    - Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.

    Направления деятельности по развитию логического мышления:

1. Создать информационно–методическую базу.

2. Создание развивающей предметно — пространственной среды

3. Образовательная деятельность в процессе ОД и режимных моментов.

4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

5. Взаимодействие с социумом.

   Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

   Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

   Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.

   В структуру мышления входят следующие логические операции:

   Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами.

Результатом сравнения может стать классификация.

   Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.

   Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.

Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.

   Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.

   Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.

   Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

   Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.

   В основу работы легли следующие принципы:

- принцип доступности обучения: процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т.е. полноценно творчески развиваться;

- принцип индивидуального подхода: предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности; - актуальность дидактического материала :(актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- принцип сотрудничества: взаимосвязь родителя с воспитателем, родителя с ребенком; - принцип поэтапного обучения в группах и индивидуально: последовательность приобретения умений и навыков;

- принцип природосообразности: знание каждым участником реализации проекта особенностей физического, психического развития дошкольника.

Постановка посильных, реальных целей перед ребенком.

- принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности

- принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка

-  принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Методы и приемы работы:

-  Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

-  Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

-  Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

-  Практические (упражнения)

-  Интегрированный метод (проектная деятельность)

- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, флеш-карты, дидактический материал.

Методы работы с детьми

Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)

Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)

Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций)

Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)

Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)

Интегрированный метод (проектная деятельность)

Метод игры (дидактические игры)

Гендерные особенности дошкольников.

    Гендерная  особенность мышления у девочек и мальчиков неодинаковы.

    У мальчиков быстрее осуществляются мыслительные процессы, что связано с их любознательностью, исследовательским интересом. Девочки менее изобретательны, им не интересно устройство игрушек, зато у них лучше развита речь. Мальчики же склонны к обобщению и анализу

    Девочки более способны к письму, а мальчику лучше воспринимают форму предметов и отличаются математическими особенностями. У девочек более узкий круг интересов, они склонны к гуманитарным наукам.

    Девочки лучше справляются с рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами.

    Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек более детальное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки - на результат. Девочки предпочитают типовые шаблонные задания, которые требуют тщательного исполнения. Мальчики опережают девочек в уровне развития логического мышления.

    Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме кружка. Продолжительность занятий  25- 30 минут 2 раза в месяц подгруппой детей не более 8 человек.

    Перспективное планирование  составлено в соответствии с целью и задачами проекта, а также с учетом гендерных особенностей дошкольников

Перспективное планирование

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

октябрь

Логические игры. Изучение, анализ литературы

Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей.

Анкетирование

Помощь в оформлении предметно- развивающей среды

ноябрь

Вводная часть

Задачи на смекалку:

* Задачи на составление, видоизменения,  преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек;

* загадки;

* загадки-шутки;

* ребусы;

* головоломки и т.д.

* "Дугда"

1. Встреча с педагогом психологом.

Цель: дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников

2. Консультация "Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе"

Цель:  активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления.

декабрь

Логические блоки Дьенеша.

Цель: Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно.

* Дидактическая игра "Раздели блоки"

* "Засели домики"

* "Логический поезд"

* "Волшебный обруч"        

* "Угадай фигуру"

* "Интерактивная игра "Найди клад"

* "Куерчэх"

1. Мастер класс "Развитие логического мышления через игру"

Цель: Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах развития детей и форм их обучения.

2. Индивидуальные консультации в выборе игр, соответствующих возрасту детей.

январь

Палочки Кюизенера и счетные палочки.

Цель: Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

* Головоломки со счетными палочками

* Игры с палочками Кюизенера

* Игра "Выложи по цифрам"

* "Хабылык"

1. Организация игр "Домашняя математика"

Цель: Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх

2. Папка - передвижка

февраль

Логические карточки и таблицы, цепочки

* Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

* Дидактическая игра «Найди пару»

* Дидактическая игра «Волшебные узоры»

* "Тыксаан"

Консультация

 «Математика – это интересно».       «Веселая математика дома»  

    

март

Ориентировка на листе бумаги и в пространстве.

Цель: Развивать зрительно пространственную ориентировку у детей; развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность.

* Игровое упражнение "Найдем секрет по плану"

* Дидактическая игра "Найди место"

* "Полет высшего пилотажа"

* "Тропинки"

* "Бродилки"

* "Следопыт"

* Игротека для детей

* Работа в тетради "Повтори узор", "Повтори рисунок"

* "Хаамыска"

1. Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки на листе бумаги.

2. Консультация  "Развитие моторики рук при работе на листе бумаги в клетку"

3. Аппликация с детьми "Красивый ковер"

апрель

Логические задачи.

Цель: Учить путем зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую из предложенных. Упражнять детей в доказательстве решения. Развивать внимание, логическое мышление.

*. Найди отличия"

* "Найди правильный ответ"

"Цикл задач"

* Якутская настольная игра

1. Родительское собрание "Скоро в школу".

Цель: Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей; дать рекомендации успешной адаптации ребенка в школу.

2. Индивидуальные беседы

май

Закрепление.

Цель: Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков; активизировать знания детей о временах года, погодных явлениях; развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных работ

1. Итоговое развлечение "Маленькие логики"

1. Фото коллаж "Маленькие логики".

2. Презентация

Диагностика уровня развития мышления

   Методика "Логические задачи" А.З.Зак

Цель: выявить уровень сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников.

   Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование). Ориентировочное время работы: 30-35 минут.

Фамилия имя ребенка

Уровень развития умения понять учебную задачу

Уровень развития умения планировать свои действия

Уровень развития умения анализировать условия задачи

в

с

н

в

с

н

в

с

н

1

2

3

4

5

6

7

Уровень развития умения понять учебную задачу

Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.

От 5 до 10 задач - средний уровень.

Менее 5 задач - низкий уровень.

Уровень развития умения планировать свои действия

Правильно решены все 22 задачи- высокий уровень.

Не решены последние 4 (т.е. 18-22) - средний уровень

Менее 10 задач - низкий уровень.

Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.

Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить "в уме" данное отношение "больше" на отношение "меньше".

Уровень развития умения анализировать условия задачи

Правильно тешены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.

Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.

Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи

 Региональный компонент в системе работы педагога  по проекту

    Реализация регионального компонента направлено на достижение следующих целей и  задач :

- способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях счета и понятия числа у якутов;

- познакомить детей с особенностями и традициями якутского народа в определении меры веса, длины;

- формировать представления связанных с ориентировкой в пространстве и времени;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национальной самосознания.

  Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  Знакомство с математикой якутского народа входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которой гармонично вписывается краеведческий материал.

  Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому культурно-историческим фактам).

   В произведениях фольклора якутский народ выразил свое отношение к числам, свое преклонение перед ними. Частное использование числовых уточнений в народной поэзии показывает и историю развития числовых представлений у якутов.

   Национальные игры тесно связаны с математическими представлениями народа: "Хабылык", "Хаамыска", "Дугда", "Куерчэх", "Тыксаан".  Это игры с подсчетами, сохранившиеся до нас, показывают, что якуты свои знания о числах, о действиях над ними, передавали своим детям математические склонности , логическое  мышление, точность и другие качества.

Список источников

1. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик.1994

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ.Дош.Факультета высш.Учеб.заведений - М.:Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2003.400с.

3.  Белая А. 150 тестов, игр, упражнений, - М., 2006

4. Дмитриева В.Г. "350 упражнений для развития памяти и мышления" Издательство АСТ2018г

5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва. "Мозаика - Синтез"2000г.

6. Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. "Мозаика - Синтез"2009г.

7. Носова Е.Ф. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Снект Петербург "Детство-Пресс" 2002г.

8. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Москва. "Мозаика-Синтез" 2008г.

9.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.М., Просвещение, 1990.

10. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО =ПРЕСС, 2008.384с.

11.  Узорова О.В. "350 упражнений для развиттия логики" Издательство:  Издательство АСТ 2019

12.  Куралай Эрускызы Жунисбекова .Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей

13. Интернет сайты: https :// nsportal. ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ. ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ.

Как помочь ребенку развить логику и мышление....

Игра "Логика"

Интерактивная игра "Логика"...

Игра "Логико - малыш"

В этой статье вы можете ознакомиться с тем, что представляет собой планшет  "Логико - малыш" и правила игры в него....

Мастер класс по игре "Логико- Малыш для детей дошкольного возраста.

Вашему вниманию предоставляется статья по данной теме....

Конспект занятия по математике «Играем-логику развиваем».

Систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы...