"Удивительные игры логики"
проект по математике (старшая группа)
Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2022-23.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ТАТТИНСКИЙ УЛУС»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД «КҮН ТУЛЛУКТАРА»
__________________________________________________________________________
678650 Таттинский улус с. Ытык-Кюель, ул. Баягинская, 6 тел 8(411)52-42-293
e-mail: kyntulluk_detsad@mail.ru
Математический проект для детей 5-6 лет
«Удивительные игры логики»
(Развитие элементов логического мышления посредством игры у дошкольников)
Воспитатель
Попова В.В.
2022 г.
Введение
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности.
Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Проект «Удивительные игры логики» |
Организация | МБДОО детский сад "Кун туллуктара", с. Ытык-Кюель |
Разработчик проекта | Попова Валентина Викторина |
Вид проекта | познавательно - исследовательский • групповой, долгосрочный |
Цель проекта | - Повышение своего профессионального уровня, обогащение и углубление знаний в развитии детей через игры занимательной математики и логики в дошкольном возрасте; создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников; - развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством развития логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно- действенного и наглядно-образного сотрудничества. |
Задачи проекта | - создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления - создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление - сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики. |
Срок реализации | 2022-2023 уч. год |
Ожидаемые результаты | Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала. В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения. Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию. |
Участники проекта | Дети 5 -6 лет Воспитатели Родители |
Обеспечение проекта | Материально - техническое: Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер. Материалы для продуктивной деятельности Учебно-методическое: Настольные игры; Консультации для родителей; Рабочая тетрадь по развитию логики для дополнительных занятий. |
Трансляция проекта | Сайт дошкольной организации, вайбер - чат с родителями и педагогами |
Продукты проекта | Чемодан «Логика» Настольно-печатные игры Дидактические игры Палочки Кюизенера Игровые упражнения Рабочие тетради Цикл задач Игротека для детей Якутские настольные игры |
Актуальность проекта
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников. Поэтому на поиск решения данной проблемы была необходимость разработать систему развития логического мышления с использованием занимательного математического материала, которая приведет к повышению качества логического мышления на занятиях и в повседневной жизни детей.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.
Необходимость активизации работы по развитию логического мышления определила цель проекта.
Цель проекта: создание условий для формирования логического, пространственного мышления, развитие творческого воображения, речи и мелкой моторике; воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации целей следующие задачи:
- создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников логического мышления
- создать в группах РППС, позволяющую развивать логическое мышление
- сформировать понимание у родителей важности решения проблемы развития логики и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей логики.
- Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
- Совершенствовать умения: сравнивать, классифицировать, строить предположения
и доказывать их; систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна; вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога; отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Будут созданы необходимые условия для развития элементов логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
- В результате реализации проекта у детей развиваются интегративные качества: осведомленность, любознательность, сообразительность, умение анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
- Дети в ходе реализации проекта должны научиться решать логические задачи на разбиение по свойствам, измерять с помощью условной мерки, устанавливать равенство и неравенство, сравнивать предметы по длине, высоте, ширине, цвету, решать и составлять рисуночные ребусы, читать логические схемы, выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения по зрительному восприятию.
Направления деятельности по развитию логического мышления:
1. Создать информационно–методическую базу.
2. Создание развивающей предметно — пространственной среды
3. Образовательная деятельность в процессе ОД и режимных моментов.
4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
5. Взаимодействие с социумом.
Объект проекта: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: развитие логических приемов мышления, сравнения и классификации у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса игр.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами.
Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
В основу работы легли следующие принципы:
- принцип доступности обучения: процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебного материала. При этом необходимо учитывать потенциальные возможности в обучении: «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский) – тот резерв возможности ребенка, который он может реализовать под руководством взрослого, раскрыться, проявить способности в полном объеме, ощутить себя способным, т.е. полноценно творчески развиваться;
- принцип индивидуального подхода: предполагает овладение детьми доступными для них знаниями, учитывая их индивидуальные особенности; - актуальность дидактического материала :(актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- принцип сотрудничества: взаимосвязь родителя с воспитателем, родителя с ребенком; - принцип поэтапного обучения в группах и индивидуально: последовательность приобретения умений и навыков;
- принцип природосообразности: знание каждым участником реализации проекта особенностей физического, психического развития дошкольника.
Постановка посильных, реальных целей перед ребенком.
- принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности
- принцип психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка
- принцип творчества - формирование способности находить нестандартные решения.
Методы и приемы работы:
- Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
- Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
- Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)
- Практические (упражнения)
- Интегрированный метод (проектная деятельность)
- Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, флеш-карты, дидактический материал.
Методы работы с детьми
Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций)
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты)
Информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов)
Интегрированный метод (проектная деятельность)
Метод игры (дидактические игры)
Гендерные особенности дошкольников.
Гендерная особенность мышления у девочек и мальчиков неодинаковы.
У мальчиков быстрее осуществляются мыслительные процессы, что связано с их любознательностью, исследовательским интересом. Девочки менее изобретательны, им не интересно устройство игрушек, зато у них лучше развита речь. Мальчики же склонны к обобщению и анализу
Девочки более способны к письму, а мальчику лучше воспринимают форму предметов и отличаются математическими особенностями. У девочек более узкий круг интересов, они склонны к гуманитарным наукам.
Девочки лучше справляются с рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами.
Мышление мальчиков обобщенное, абстрактное, а девочек более детальное. Мальчики ориентированы на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач, девочки - на результат. Девочки предпочитают типовые шаблонные задания, которые требуют тщательного исполнения. Мальчики опережают девочек в уровне развития логического мышления.
Организация дополнительного образования в детском саду осуществляется в форме кружка. Продолжительность занятий 25- 30 минут 2 раза в месяц подгруппой детей не более 8 человек.
Перспективное планирование составлено в соответствии с целью и задачами проекта, а также с учетом гендерных особенностей дошкольников
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Работа с детьми | Работа с родителями | |
октябрь | Логические игры. Изучение, анализ литературы | Обследование уровня развития элементарных математических представлений у детей. | Анкетирование Помощь в оформлении предметно- развивающей среды | |
ноябрь | Вводная часть | Задачи на смекалку: * Задачи на составление, видоизменения, преобразования заданной фигуры из определенного количества палочек; * загадки; * загадки-шутки; * ребусы; * головоломки и т.д. * "Дугда" | 1. Встреча с педагогом психологом. Цель: дать понятие формирования мыслительных операций у дошкольников 2. Консультация "Развитие логического мышления как одно из условий успешного обучения в школе" Цель: активизировать знания родителей о пользе развития логического мышления. | |
декабрь | Логические блоки Дьенеша. Цель: Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно-три свойства одновременно. | * Дидактическая игра "Раздели блоки" * "Засели домики" * "Логический поезд" * "Волшебный обруч" * "Угадай фигуру" * "Интерактивная игра "Найди клад" * "Куерчэх" | 1. Мастер класс "Развитие логического мышления через игру" Цель: Педагогическое просвещение родителей (законных представителей) в вопросах развития детей и форм их обучения. 2. Индивидуальные консультации в выборе игр, соответствующих возрасту детей. | |
январь | Палочки Кюизенера и счетные палочки. Цель: Развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. | * Головоломки со счетными палочками * Игры с палочками Кюизенера * Игра "Выложи по цифрам" * "Хабылык" | 1. Организация игр "Домашняя математика" Цель: Побудить к совместной деятельности родителей и детей в совместных играх 2. Папка - передвижка | |
февраль | Логические карточки и таблицы, цепочки | * Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы» * Дидактическая игра «Найди пару» * Дидактическая игра «Волшебные узоры» * "Тыксаан" | Консультация «Математика – это интересно». «Веселая математика дома»
| |
март | Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. Цель: Развивать зрительно пространственную ориентировку у детей; развивать речь детей, образное мышление, логическое мышление, сообразительность. | * Игровое упражнение "Найдем секрет по плану" * Дидактическая игра "Найди место" * "Полет высшего пилотажа" * "Тропинки" * "Бродилки" * "Следопыт" * Игротека для детей * Работа в тетради "Повтори узор", "Повтори рисунок" * "Хаамыска" | 1. Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки на листе бумаги. 2. Консультация "Развитие моторики рук при работе на листе бумаги в клетку" 3. Аппликация с детьми "Красивый ковер" | |
апрель | Логические задачи. Цель: Учить путем зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающую из предложенных. Упражнять детей в доказательстве решения. Развивать внимание, логическое мышление. | *. Найди отличия" * "Найди правильный ответ" "Цикл задач" * Якутская настольная игра | 1. Родительское собрание "Скоро в школу". Цель: Подвести итоги совместной работы педагогов и родителей; дать рекомендации успешной адаптации ребенка в школу. 2. Индивидуальные беседы | |
май | Закрепление. Цель: Проверить уровень сформированности определенных умений и навыков; активизировать знания детей о временах года, погодных явлениях; развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде; прививать аккуратность в оформлении коллективных работ | 1. Итоговое развлечение "Маленькие логики" | 1. Фото коллаж "Маленькие логики". 2. Презентация |
Диагностика уровня развития мышления
Методика "Логические задачи" А.З.Зак
Цель: выявить уровень сформированности теоретического анализа и внутреннего плана действий у старших дошкольников.
Методика может иметь как индивидуальное, так и фронтальное использование). Ориентировочное время работы: 30-35 минут.
№ | Фамилия имя ребенка | Уровень развития умения понять учебную задачу | Уровень развития умения планировать свои действия | Уровень развития умения анализировать условия задачи | ||||||
в | с | н | в | с | н | в | с | н | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 |
Уровень развития умения понять учебную задачу
Правильно решено 11 задач и более - высокий уровень.
От 5 до 10 задач - средний уровень.
Менее 5 задач - низкий уровень.
Уровень развития умения планировать свои действия
Правильно решены все 22 задачи- высокий уровень.
Не решены последние 4 (т.е. 18-22) - средний уровень
Менее 10 задач - низкий уровень.
Решены только 1 и 2 задачи - ребенок умеет действовать "в уме" в минимальной степени.
Решена только первая задача - не умеет планировать свои действия, затрудняется даже заменить "в уме" данное отношение "больше" на отношение "меньше".
Уровень развития умения анализировать условия задачи
Правильно тешены 16 задач и более, в том числе задачи с 5 по 16, - высокий уровень развития.
Задачи с 5 по 16 решены частично (половина и более) - средний уровень.
Задачи с 5 по 16 не решены - низкий уровень развития, ребенок не умеет выделить структурную общность задачи, ее логические связи
Региональный компонент в системе работы педагога по проекту
Реализация регионального компонента направлено на достижение следующих целей и задач :
- способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях счета и понятия числа у якутов;
- познакомить детей с особенностями и традициями якутского народа в определении меры веса, длины;
- формировать представления связанных с ориентировкой в пространстве и времени;
- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национальной самосознания.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
Знакомство с математикой якутского народа входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которой гармонично вписывается краеведческий материал.
Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому культурно-историческим фактам).
В произведениях фольклора якутский народ выразил свое отношение к числам, свое преклонение перед ними. Частное использование числовых уточнений в народной поэзии показывает и историю развития числовых представлений у якутов.
Национальные игры тесно связаны с математическими представлениями народа: "Хабылык", "Хаамыска", "Дугда", "Куерчэх", "Тыксаан". Это игры с подсчетами, сохранившиеся до нас, показывают, что якуты свои знания о числах, о действиях над ними, передавали своим детям математические склонности , логическое мышление, точность и другие качества.
Список источников
1. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик.1994
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ.Дош.Факультета высш.Учеб.заведений - М.:Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС, 2003.400с.
3. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений, - М., 2006
4. Дмитриева В.Г. "350 упражнений для развития памяти и мышления" Издательство АСТ2018г
5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Москва. "Мозаика - Синтез"2000г.
6. Новикова В.П. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. "Мозаика - Синтез"2009г.
7. Носова Е.Ф. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Снект Петербург "Детство-Пресс" 2002г.
8. Новикова В.П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Москва. "Мозаика-Синтез" 2008г.
9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.М., Просвещение, 1990.
10. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО =ПРЕСС, 2008.384с.
11. Узорова О.В. "350 упражнений для развиттия логики" Издательство: Издательство АСТ 2019
12. Куралай Эрускызы Жунисбекова .Ментальная арифметика. Методическое пособие для преподавателей и родителей
13. Интернет сайты: https :// nsportal. ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....
РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ. ЛОГИКА И МЫШЛЕНИЕ.
Как помочь ребенку развить логику и мышление....
Игра "Логика"
Интерактивная игра "Логика"...
Игра "Логико - малыш"
В этой статье вы можете ознакомиться с тем, что представляет собой планшет "Логико - малыш" и правила игры в него....
Мастер класс по игре "Логико- Малыш для детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию предоставляется статья по данной теме....
Конспект занятия по математике «Играем-логику развиваем».
Систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы...