Кружок по формирование элементарных математических представлений в старшей группе "Веселая математика".
методическая разработка по математике (старшая группа)
«Веселая математика»
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает
настойчивость и упорство в достижении цели»
(А.Маркушевич)
Актуальность.
В ходе наблюдений за детьми и диагностики по познавательному развитию (ФЭМП) у детей старшей группы, мною были выявлены затруднения:
- Ребята затрудняются правильно назвать месяцы и дни недели.
- При устном счете пропускают цифры, которые больше 5.
- Решая задачи не могут ответить на вопрос, какое действие нужно выполнить, сложение или вычитание.
- Затрудняются полным ответом назвать ответ задачи.
- Невнимательно выполняют математические задания на развитие сообразительности.
- Не могут запомнить правую и левую сторону и плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Кружок «Веселая математика» обеспечит разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений. Тематика кружка «Веселая математика», способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Развивающие задачи подобраны и решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakobi_kruzhok_po_matematike.docx | 114.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Веселая математика»
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает
настойчивость и упорство в достижении цели»
(А.Маркушевич)
Актуальность.
В ходе наблюдений за детьми и диагностики по познавательному развитию (ФЭМП) у детей старшей группы, мною были выявлены затруднения:
- Ребята затрудняются правильно назвать месяцы и дни недели.
- При устном счете пропускают цифры, которые больше 5.
- Решая задачи не могут ответить на вопрос, какое действие нужно выполнить, сложение или вычитание.
- Затрудняются полным ответом назвать ответ задачи.
- Невнимательно выполняют математические задания на развитие сообразительности.
- Не могут запомнить правую и левую сторону и плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Кружок «Веселая математика» обеспечит разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений. Тематика кружка «Веселая математика», способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Развивающие задачи подобраны и решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Создать условия для усвоения детьми умения выстраивать сериационные ряды предметов, различающихся по размеру, в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения и взаимоотношения между ними.
- Совершенствовать умения устанавливать пространственные отношения при ориентировке на листе бумаги и временные зависимости в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год.
Развивающие:
- Содействовать развитию сообразительности, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию самостоятельности.
- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего возраста к обучению в школе.
Планируемые результаты:
В результате реализации кружка «Веселая математика». Дети
смогут использовать математические знания, способы и средства для познания окружающего мира.
У них разовьется способность к произвольным умственным действиям, логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и др.
Они смогут применять и использовать предметы разные по величине, форме, количеству.
Овладеют счетом, ориентировкой в пространстве и времени.
Возрастная группа, в которой реализуется кружок «Веселая математика» - старшая группа 5-6 лет.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю (35 занятий) из них 2 занятия по диагностике
День проведения кружка- вторник
Время- 15:40
Продолжительность -20-25 мин
Структура занятий:
I Вводная часть.
Разминка (2 минуты)
игры на внимание
отработка счетных навыков
Игры и упражнения на развитие: (3 минуты)
психических процессов
восприятия
памяти
мышления
Повторение пройденного материала (5 минут)
II Основная часть (10 минут)
Практическая работа:
решение учебной задачи
работа с блоками Дьенеша, палочками Кюзенера, кубиками Никитина.
игры на развитие психических процессов (памяти, воображения, умственных операций)
ориентировка в пространстве
Работа с карточками –
Развитие мелкой моторики:
графические диктанты
штриховка
словесные диктанты
работа с трафаретами
III Заключительная часть (5 минут)
Занимательные задачи, игры на развитие внимания, логического мышления и т.д.
Оборудование: блоки Дьенеша, палочки Кюзенера, кубики Никитина. Простые карандаши, бумага писчая А4, трафареты, цветные карандаши, математические задания, цифры, счетный материал и т.д.
Перспективный план занятий
Месяц № занятия | Тема | Задачи | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь Занятие №1 | Диагностика | Выявить умение определять количество предметов в группе, считать в пределах 10, пользуясь количественными числительными. Выявить умение отсчитывать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке, понимание, какое число обозначает цифра. Выявить умение различать и правильно называть геометрические фигуры и формы. Выявит умение определять свое пространственное местоположение относительно других предметов. Выявит умение ориентироваться на листе бумаги. Выявить представление, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Выявить умение определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | 1.Раздел «Количество и счет» 2.Раздел «Форма» 3.Раздел «Ориентировка в пространстве» 4.Раздел «Ориентировка во времени» | Блоки Дьенеша, Предметные картинки Карточки с цифрами Геометрические фигуры Предметные картинки разной формы. Мягкие игрушки Лист бумаги Карандаш простой Геометрические фигуры Картинки с изображением частей суток, природные явления, деятельность людей. |
Занятие №2 | Тема: «Повторить цифры от 0-5» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 0-5 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. 6. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. |
Разминка Игра на закрепление порядкового счета: «Летели гуси» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифру» от 0-5 Основная часть Игры с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Найди свой домик», «Один обруч». практическая часть «Обведи цифры 2,5». | Стулья, поставленные в круг. Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №2 | «Найди клад» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 0-7 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. 6. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифры» от 0-7 Основная часть Игра с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Один обруч», «Два обруча». практическая часть «Найди и зачеркни цифру 7». | Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №3 | Тема: «Путешествие в страну математики»
| 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2.Учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». 3.Развивать навыки сравнения нескольких предметов, обобщать по разным признакам. 4. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать | Разминка 1.Игровое упражнение «Продолжи счет» Развивающая 2.Игра: «Найди цифру» 3. Логические задачи. Повторение Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее?» «Заселим в домики». Основная часть Палочки Кюизенера числа от1-7. Игровое упражнение «Укрась торт», «Найди нужную палочку». Практическая часть Пальчиковая игра «Кораблик». Обведи цифры и найди спрятанный предмет. | Таблицы с цифрами. Логические задачи Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера Картинки Карандаши. |
Занятие №4 | Тема: «Математи- ческое приключение» |
1.Закреплять знания о геометрических фигурах; - упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; 2.Продолжать знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина). 3.Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код. 4.Воспитывать усидчивость и интерес к настольным играм. 5.Воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях.
| Разминка «Трудные задачки». Развивающая «Геометрические загадки» Повторение Палочки Кюизенера числа от1-7. Игровое упражнение «Укрась торт», «Найди нужную палочку». Основная часть Ориентировка на листе бумаги «Карта сокровищ» Практическая часть Рисование по трафарету «Пиратский корабль». Пальчиковая гимнастика «Путешествие» | Математические задачи Раздаточный материал цифры Разрезные картинки с геом фигурами. Схемы Палочки Кюизенера Листы бумаги карандаши трафареты |
Занятие № 5 | Тема: «Путешествие по математическим тропинкам». | 1.Учить считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд; 2. Закреплять знания о геометрических фигурах; 3. упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; 4.Воспитывать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях. 5.Тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование 6.Развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность; | Разминка Игровое упражнение «Ветер сдул цифры» от 0-7 Развивающая Блоки Дьенеша. Игра «Помоги жителям леса сделать запас еды на зиму». Повторение Соревнование (загадки о фигурах) «Угадай, кто это?» Основная часть Познакомить с числом 8. Игровое упражнение с палочками Кюизенера «Строительство домиков для животных», «Паровозик». Практическая часть Работа с карточками. Обведи цифры. Соедини предметы с нужной цифрой. | Цифры Животные Блоки Дьенеша Геометрические фигуры Палочки Кюизенера. Карточки карандаши |
Занятие №6 | Тема: «Заниматика» | 1.Учить составлять и решать примеры по рисунку. 2.Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю. 4.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант. 5.Воспитывать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность. | Разминка Игровое упражнение «Что дальше?» Развивающая Составление календаря Повторение Цифра и число: 7, 8. Игровое упражнение с палочками Кюизенера «Паровозик». Основная часть Закрепление правой и левой стороны. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. Практическая часть Игровое упражнение «Плюс или минус». | Картинки Животные Фрукты Овощи Цветочки Цифры Карандаши Бумага Палочки Кюизенера. Знаки + -= Мячик |
Занятие №7 | Тема «Повторялочка» | 1.Учить составлять и решать примеры по рисунку. 2.Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю. 4.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант. 5.Воспитывать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность. | Разминка Игровое упражнение «Что дальше?» Развивающая Составление календаря Повторение Цифра и число: 6,7, 8. Игровое упражнение с палочками Кюизенера «Паровозик». Основная часть Закрепление правой и левой стороны. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. Практическая часть Игровое упражнение «Плюс или минус». | Картинки Животные Фрукты Овощи Цветочки Цифры Карандаши Бумага Палочки Кюизенера. Знаки + -= Мячик |
Занятие №8 | Тема: «Сокровища капитана Флинта» | 1.Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку. 2. Упражнять в порядковом счете до 10. 3.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант. 4.Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность. | Разминка Игровое упражнение «Найди ошибки капитана Флинта». Развивающая Игровое упражнение «Где больше сокровищ?» Повторение «Карта сокровищь» Закрепление правой и левой стороны. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. Основная часть. Подготовка к путешествию. Составление и решение задачи. Практическая часть Работа с карточками. Игровое упражнение «Лево-право или спрячь сокровища пиратов» | Карточки с примерами Цифры Конверты Рисунки сокровищ Карандаши Бумага Косынка Стул Коробка |
Занятие № 9. | Тема: «Математическая эстафета» | 1.Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке. 2.Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между). 3.Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук. 4.Способствовать развитию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. 5.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. | Разминка Игровое упражнение «Подбери ключ» Развивающая Игровое упражнение на развитие ориентировки в пространстве «Найди блок». Повторение Составление и решение задачи «Вода спортсменам» Основная часть Решение логических загадок (дни недели) «Верно-неверно». Практическая часть Игровое упражнение «Фото победителей» | Амулеты каждому ребенку для деления на команды (геометрические фигуры) Блоки Дьенеша Палочки Кюизенера. Простые карандаши, круги разного цвета, клей для аппликации, лист А3. |
Занятие №10 | Тема: «Путешествие в страну знаний» |
| Разминка
Развивающая
Повторение
Основная часть Решение задачек с использованием счетных палочек. Игровые упр. с блоками Дьенеша «Отрицание цвета» Практическая часть С использованием карточек Игровое упражнение «Больше –меньше» «Возвращение домой» | Цифры Канцелярия Математические задачи. Счетные палочки. Блоки Дьенеша Карточки |
Занятие №11 | Тема: «Мозговой штурм» | 1.Повторить прямой и обратный счет от 1 до10; 2.Закрепить знания с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; 3. Учить решать примеры на сложение и вычитание. 4. Развивать умение ориентироваться в пространстве и выделять свойства геометрических фигур Развитие мыслительных способностей, 5. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. 6.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Разминка Мозговой штурм «Быстро сосчитай» до 10. Развивающая Игровое упражнение «На какую фигуру похож предмет». Повторение Игровое упражнение «Дом дружбы» Основная часть Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Продолжи ряд». «Отрицание формы» Практическая часть Работа с карточками Игровое упражнение «Проверь решение примеров» | Цифры
геометрические фигур. простые карандаши, бумага Блоки Дьенеша Карточки с примерами |
Занятие №12 | Тема: «Умники и умницы» | 1.Повторить прямой и обратный счет от 1 до10; 2.Учить записывать и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, используя знаки +, -, = ; 3.Учить правильно называть дни недели, названия месяцев, времена года. 3.Развивать смекалку, слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук; 4. Воспитывать интерес к математике; самостоятельность, умение понимать учебную задачу. | Разминка Прямой и обратный счет до 10
Развивающая Вопросы командам. Решение примеров. Повторение Продолжи ряд. Дни недели. Назови время года. Основная часть Собери фигуру. Решение задачи. Практическая часть Работа с карточками Игровое упражнение «Проверь решение примеров» Награждение | Цифры Карточки со знаками +, -, = ; Карточки Головоломка Карточки с задачами Медали |
Занятие № 13 | Тема: «Путешествуя, играем» | 1.Закрепить прямой и обратный счет от 1 до 10, последовательность цифр в числовом ряду; 2.Упражнять в ориентировке, учить понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, в середине, слева, справа; 3.Закрепить знание детей о последовательности дней недели; 4.Развивать умение решать примеры на сложение и вычитание; 5.Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой; 6.Развивать речевую активность, учить отвечать на вопросы. | Разминка Сказка о гномах Развивающая Игровое упражнение «Какую цифру пропустил гномик?» Повторение Математические задачи. Рассели соседей. Основная часть Блоки Дьенеша Отрицания размера, цвета, величины. Практическая часть Игровое упражнение «Кто спрятался?» | Цифры Картинки «Соедини по точкам». Блоки Дьенеша Карточки с примерами. 5. Канцелярия. |
Занятие №14 | Тема: «Путешествие в гости к Незнайке» | 1.Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, правильно, отвечать на вопросы: «Сколько всего?», «Который по счету?», «На котором месте?». 2.Продолжать развивать умение сравнивать до10 предметов по высоте и раскладывать их в убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий , ниже, еще ниже, самый низкий. 4.Обогатить представления в играх о пространстве и времени. 5. Продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги. 6.Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. 7.Воспитывать интерес к занятиям математикой. | Разминка Сюрпризный момент. Развивающая Математическ-ие загадки от Незнайки Повторение Дом для Незнайки (палочки Кюизенера) Основная часть Ориентировка на листе бумаги «Фрукты для незнайки в холодильнике» Практическая часть Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Найди билет на космический корабль» | Кукла Незнайки Конверт с загадками. Наборы палочек Кюизенера Канцелярия Геометрические фигуры. Описание одной фигуры в конверте. блоки Дьенеша |
Занятие №15 | Тема: Количество и счет» «Расставь числа по порядку. | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 0-8 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. 6. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. | Разминка Игра на закрепление порядкового счета: «Летели гуси» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифру» от 0-8 Основная часть Игры с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Найди свой домик», «Два обруча». практическая часть «Обведи цифры 0-8». | Стулья, поставленные в круг. Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши |
Занятие №16 | Тема: Количество и счет. Соседи числа | 1.Закреплять счет в пределах 10. 2.Закреплять знания о соседях числа. 3.Систематизировать понятия «предыдущее, последующее». Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством. Развивать зрительное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. | Разминка «Трудные задачки». Развивающая «Геометрические загадки» Повторение Палочки Кюизенера числа от1-8. Игровое упражнение «Найди нужную палочку». Основная часть Ориентировка на листе бумаги «Соседи» Практическая часть Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Геометрические фигуры Палочки Кюизенера Карандаши бумага |
Занятие №17 | Тема: «Число и цифра 9» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1-9 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. 6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифры» от 1-9 Основная часть Игра с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Один обруч», «Два обруча». практическая часть «Найди и зачеркни цифру 9». Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №18 | Тема: «Число и цифра 10» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1-10 с количеством предметов. 4.Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление. 5. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. 6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифры» от 1-10 Основная часть Игра с палочками Кюизенера «Подбери цифру», «Подбери пару» практическая часть «Найди и зачеркни цифру 10». Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Палочки Кюизенера Карточки с изображением геометриеских фигур. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие № 19 | Тема: «Найди ошибку» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1-10 с количеством предметов. 4.Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление. 5. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. 6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди ошибки» Основная часть Игра с палочками Кюизенера «Подбери цифру», «Подбери пару» практическая часть «Найди сюрприз по цифрам». Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Палочки Кюизенера Карточки с изображением геометриеских фигур. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №20 | Тема: Математические задачки |
| Разминка
Развивающая
«Фокус с цифрами» Повторение Повторить названия дней недели игровое упр. «Продолжи ряд». Повторить особенности изменения в природе в разное время года, название месяцев. Основная часть Решение задачек с использованием счетных палочек. Игровые упр. с блоками Дьенеша «Отрицание цвета», отрецание формы Практическая часть С использованием карточек Игровое упражнение «Больше –меньше» «Возвращение домой» | Цифры Канцелярия Математические задачи. Счетные палочки. Блоки Дьенеша Карточки |
Занятие № 21 | Тема: «В парке аттракционов» | 1.Продолжать развивать умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги, играть с геометрическими фигурами, изменяя их признаки; 2.Закрепить умение выполнять задания на систематизацию, составлять задачи по моделям; 3.Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. 4.Упражнять в умении проходить лабиринт. | Разминка Задачи – шутки Развивающая Графический диктант Повторение Игровые упр. с блоками Дьенеша «Отрицание цвета», отрицание формы Основная часть Составление задачи по модели. Практическая часть «Лабиринты» | Простые карандаши Блоки Дьенеша Модель задач Распечатанные лабиринты |
Занятие №22 | Тема: «Магазин игрушек» | 1.Упражнять в соотнесении предметов с геометрическими фигурами; 2.Закрепить умение классифицировать предметы, находить закономерность и делать умозаключение; 3.Учить составлять и решать задачу используя модель. 4.Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление; 5.Развивать умение выполнять задание на листах (математические раскраски). 6.Развивать внимание, мелкую моторику рук. | Разминка Д/игра «Найди три одинаковых предмета», «5-лишний» Развивающая Задачи – шутки Повторение Составление задачи по модели Основная часть Д/и «Четвертый лишний» Практическая часть Д/игра «Зашифруй», «Расшифруй» | Карточки Геометрические фигуры Развивающие задачи Карточки Блоки Дьенеша |
Занятие№ 23 | Тема: «Что я знаю, что умею» | 1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах, умение находить геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки. 2. Развитие сообразительности и слуховое внимание. 3.Учить составлять и решать задачу используя модель. 4.Продолжать формировать умение ориентироваться на листе клетчатой бумаги. 5.Учить детей сравнивать блоки по цвету, форма, размеру, толщине. 6.Упражнять в умении на ощупь определять блок. 7.Закрепить умение выстраивать числовой ряд, находить соседей числа. | Разминка игра «Геометрические фигуры» Развивающая Задачи – шутки Повторение Составление задачи по модели Основная часть Графический диктант Практическая часть Д/и «Найди свое место» (игра с цифрами) | Геометрические фигуры Задачи Модель составления задач Карандаши Листы в клеточку Цифры |
Занятие №24 | Тема: «На стройке» | 1.Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. 3.Закрепить знания о геометрических фигурах и цифрах, упражнять в умении сравнивать предметы и находить отличия. 4.Закреплять умение ориентироваться на клетчатом листе бумаги. 5. Повторить названия частей суток. | Разминка Палочки Кюизенера «Подбери цифру» Развивающая Д/и «Найди отличия» Повторение Игра «Пассажиры и поезд» (палочки Кюизенера) Основная часть Графический диктант Практическая часть Д/игра «Части суток» | Палочки Кюизенера Картинки Листы в клетку Дид. Игра |
Занятие №25 | Тема: «Найди ошибку» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1-10 с количеством предметов. 4.Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление. 5. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. 6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди ошибки» Основная часть Игра с палочками Кюизенера «Подбери цифру», «Подбери пару» практическая часть «Найди сюрприз по цифрам». Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Палочки Кюизенера Карточки с изображением геометриеских фигур. Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №26 | Тема: «Соседи»
| 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2.Учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». 3.Развивать навыки сравнения нескольких предметов, обобщать по разным признакам. 4. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать | Разминка 1.Игровое упражнение «Продолжи счет» Развивающая 2.Игра: «Найди цифру» 3. Логические задачи. Повторение Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее?» «Заселим в домики». Основная часть Палочки Кюизенера числа от1-7. Игровое упражнение «Укрась торт», «Найди нужную палочку». Практическая часть Пальчиковая игра «Кораблик». Обведи цифры и найди спрятанный предмет. | Таблицы с цифрами. Логические задачи Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера Картинки Карандаши. |
Занятие №27 | Тема: «Знаки + и -» | 1.Повторить прямой и обратный счет от 1 до10; 2.Учить записывать и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, используя знаки +, -, = ; 3.Учить правильно называть дни недели, названия месяцев, времена года. 3.Развивать смекалку, слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук; 4. Воспитывать интерес к математике; самостоятельность, умение понимать учебную задачу. | Разминка Прямой и обратный счет до 10
Развивающая Вопросы командам. Решение примеров. Повторение Продолжи ряд. Дни недели. Назови время года. Основная часть Собери фигуру. Решение задачи. Практическая часть Работа с карточками Игровое упражнение «Проверь решение примеров» | Цифры Карточки со знаками +, -, = ; Карточки Головоломка Карточки с задачами Карточки с примерами |
Занятие №28 | Тема: «Мозговой штурм» | 1.Повторить прямой и обратный счет от 1 до10; 2.Закрепить знания с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; 3. Учить решать примеры на сложение и вычитание. 4. Развивать умение ориентироваться в пространстве и выделять свойства геометрических фигур Развитие мыслительных способностей, 5. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. 6.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. | Разминка Мозговой штурм «Быстро сосчитай» до 10. Развивающая Игровое упражнение «На какую фигуру похож предмет». Повторение Игровое упражнение «Дом дружбы» Основная часть Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Продолжи ряд». «Отрицание формы» Практическая часть Работа с карточками Игровое упражнение «Проверь решение примеров» | Цифры
геометрические фигур. простые карандаши, бумага Блоки Дьенеша Карточки с примерами |
Занятие №29 | Тема: «Игры с цифрами» | 1.Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. 3.Закрепить знания о геометрических фигурах и цифрах, упражнять в умении сравнивать предметы и находить отличия. 4.Закреплять умение ориентироваться на клетчатом листе бумаги. 5. Повторить названия частей суток. | Разминка Палочки Кюизенера «Подбери цифру» Развивающая Д/и «Найди отличия» Повторение Игра «Пассажиры и поезд» (палочки Кюизенера) Основная часть Графический диктант Практическая часть Д/игра «Части суток» | Палочки Кюизенера Картинки Листы в клетку Дид. игра |
Занятие №30 | Тема: «Количество и счет» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 0-8 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. 6. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. | Разминка Игра на закрепление порядкового счета: «Летели гуси» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифру» от 0-8 Основная часть Игры с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Найди свой домик», «Два обруча». практическая часть «Обведи цифры 7,10». | Стулья, поставленные в круг. Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши |
Занятие №31 | Тема: «Расставь числа по порядку». | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1 -10 с количеством предметов. 4.Развитие зрительного внимания, способностей анализировать и сравнивать предметы по нескольким свойствам, используя карточки – символы. 5.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. 6. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. | Разминка Игра на закрепление порядкового счета: «Что пропало?» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди цифру» от 1-10 Основная часть Игры с блоками Дьенеша «Найди блок по карточке», «Два обруча», «Угадай, какую фигуру я загадала» практическая часть «Обведи цифры 8,10». | Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Блоки Дьенеша, карточки, обруч. Карточки с заданиями, цветные карандаши |
Занятие №32 | Тема: «Знаки + и -» | 1.Повторить прямой и обратный счет от 1 до10; 2.Учить записывать и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, используя знаки +, -, = ; 3.Учить правильно называть дни недели, названия месяцев, времена года. 3.Развивать смекалку, слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук; 4. Воспитывать интерес к математике; самостоятельность, умение понимать учебную задачу. | Разминка Прямой и обратный счет до 10
Развивающая Вопросы командам. Решение примеров. Повторение Продолжи ряд. Дни недели. Назови время года. Основная часть Собери фигуру. Решение задачи. Практическая часть Работа с карточками Игровое упражнение «Проверь решение примеров» | Цифры Карточки со знаками +, -, = ; Карточки Головоломка Карточки с задачами Карточки с примерами |
Занятие №33 | Тема: «Найди ошибку» | 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать. 3.Учить соотносить цифры от 1-10 с количеством предметов. 4.Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цифра — цвет. Упражнять в соотношении цифры и числовой палочки. Развивать внимание, логическое мышление. 5. Приучать выслушивать внимательно задание до конца. 6.Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику пальцев рук. | Разминка Игра: «Найди пропавшую цифру» Развивающая Логические задачи. Повторение Игра: «Найди ошибки» Основная часть Игра с палочками Кюизенера «Перевозка грузов» практическая часть «Найди сюрприз по цифрам». Пальчиковая гимнастика «Десять котят» | Цифры Логические задачи. Цифры, предметные картинки. Палочки Кюизенера Карточки Карточки с заданиями, цветные карандаши. |
Занятие №33 | Тема: «Хитрые цыфры»
| 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2.Учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». 3.Развивать навыки сравнения нескольких предметов, обобщать по разным признакам. 4. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать | Разминка 1.Игровое упражнение «Продолжи счет» Развивающая 2.Игра: «Найди цифру» 3. Логические задачи. Повторение Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее?» «Заселим в домики». Основная часть Палочки Кюизенера числа от1-10. Игровое упражнение «паравозик», «Найди нужную палочку». Практическая часть Пальчиковая игра «Кораблик». Обведи цифры и найди спрятанный предмет. | Таблицы с цифрами. Логические задачи Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера Картинки Карандаши. |
Занятие №34 | Тема: «Что изменилось?»
| 1.Упражнять в количественном и порядковом счете. 2.Учить пересчитывать предметы, называя число по порядку и итоговое число, отвечать на вопрос «Сколько всего?». 3.Развивать навыки сравнения нескольких предметов, обобщать по разным признакам. 4. Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать | Разминка 1.Игровое упражнение «Продолжи счет» Развивающая 2.Игра: «Найди цифру» 3. Логические задачи. Повторение Игра с блоками Дьенеша «Что лишнее?» «Заселим в домики». Основная часть Палочки Кюизенера числа от1-10. Игровое упражнение , «Найди нужную палочку». Практическая часть Пальчиковая игра «Кораблик». Обведи цифры и найди спрятанный предмет. | Таблицы с цифрами. Логические задачи Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера Картинки Карандаши. |
Диагностический инструментарий: На конец года. | ||||
Занятие №35 Диагностика | Что изучается? 1.Раздел «Количество и счет» | Дидактические игры, упражнения, вопросы 1. Дидактическое упражнение Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой группы предметов разное (например, 6 матрешек, 7 цветов, 9 солдатиков, 10 бабочек). 2. Дидактическое упражнение Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.) 3.Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал | Содержание диагностического задания 1. Ребенок считает количество предметов в любой группе. Вопросы: - Посчитай солдатиков. Сколько их всего? - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д. 2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п. 3.Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов. - Сколько всего солдатиков? - Сколько матрешек? Кого больше (меньше)? На сколько? Сделай так, чтобы их стало поровну. Как еще можно это сделать? | Критерии оценки 3 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы). 2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?». Ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом. 1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов Ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может |
2.Раздел «Форма» | Дидактическая игра «Что где лежит?». Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос | Задания: - Рассмотри все геометрические фигуры и картинки. -Какие геометрические фигуры ты видишь? -Чем отличаются круг и овал от других фигур? - Соотнеси картинку с геометрической фигурой. -Разложи фигуры в ряд, под каждой из них | 3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку. 2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами. 1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок | |
3.Раздел «Ориентировка в пространстве» | Игра «Встань там, где я скажу» | Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы: 1.Что ты видишь справа (слева) от себя? 3.Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа | 3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям. 1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно | |
4.Раздел «Ориентировка во времени» | Дидактическая игра «Наш день». Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д. 2. Дидактическое упражнение | Ребенок рассматривает картинки, изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: Задание: разложи картинки по порядку, начиная с утра. Назови, одним словом, утро, день, вечер, ночь. (Сутки.) Вопросы: 1.Если вчера было воскресенье, какой день 2.А какой день недели следует за четвергом? И т. п. | 3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает 1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели. 1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов |
Высокий уровень – 17-20 балл; средний уровень- 11-17 баллов; низкий уровень- 7-10 баллов.
Диагностика на начало учебного года
Показатели развития элементарных математических представлений | Фамилия, имя ребенка | |||||||||
I. Количество и счет | ||||||||||
У ребенка развиваются способности:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
II. Числа и цифры | ||||||||||
Ребенок овладевает:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
III. Сравнение | ||||||||||
Ребенок способен:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
IV. Величина | ||||||||||
У ребенка формируются:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
V. Геометрические фигуры | ||||||||||
Ребенок овладевает знанием:
| ||||||||||
| ||||||||||
VI. Ориентировка в пространстве | ||||||||||
Ребенок способен:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
VII. Ориентировка во времени | ||||||||||
Ребенок ориентируется во времени, различая:
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
Общие показатели развития элементарных математических представлений |
Список используемой литературы:
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др
- Женя Кац. Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "С математикой - в космический полёт".
Занятие по формированию элементарных математических представлений...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе « Волшебная страна математики».
Цели:закрепление- названий геометрических фигур;- цифрового ряда до 7;- знания цифр;- счет и отсчет в пределах 7;- навыков решения простейших задач....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с деятельностью, которой занимаются дети в эти дни. Развит...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие в страну Математики». Старшая группа
Путешествие в страну математики по станциям...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Математика с Фиксиками
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Математика с Фиксиками...
Конспект НОД по математике в старшей группе: «Использование проблемного обучения в формировании элементарных математических представлений» "Путешествие в страну «Математика"
Цель: формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира через использование...
Занятие в старшей группе по формированию элементарных математических представлений в старшей группе в форме игры-путешествия «Страна математика»
Занятие в старшей группе по формированию элементарных математических представлений в старшей группе в форме игры-путешествия«Страна математика»...