Картотека дидактических игр по ФЭМП для второй младшей группы
картотека по математике (младшая группа)

Чечкина Ольга Сергеевна

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для второй младшей возрастной дошкольной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_2_ml.gr_.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений для детей второй младшей группы

Картотека игр создана воспитателем МБДОУЦРР № 28 «Огонек» гр.№7 Чечкиной Ольгой Сергеевной

  1. Игры на количественные представления.

№1 «Поезд»

Дидактические задачи: учить составлять группы из отдельных предметов, пользоваться словами – много, мало, один, закреплять порядковый счет до 5.

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры:

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток),  и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка, длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай!  (Зайка)

После ее отгадывания игра продолжается.

№ 2 «Бабочки и цветы»

Дидактические задачи: учить сравнивать одну группу предметов с другой, определять равенство (неравенство) групп по количеству входящих в них предметов.

 Оборудование: вырезанные из картона цветы.

Ход игры:

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки».

—  Сколько бабочек? Много.  Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками - «крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» – каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.

Педагог уточняет: сколько цветов? – Много. На этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка.

–  Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?

– Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.

Игра повторяется 2-3 раза. Во время игры надо положить еще 1-2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

  1. Игры на расширение представлений о геометрических фигурах.

№1 «Отгадай»

Дидактические задачи: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: мяч; круги, квадраты, треугольники  разных цветов.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом.

Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет,  который будет показан.

Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что  этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч.

Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например,  на блин, на солнце, на тарелку…

Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…

В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

№ 2 «Подбери фигуру»

Дидактические задачи: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Оборудование: круг, квадрат, треугольник, вырезанные из картона; карточки с контурами трех  геометрических фигур.

Ход игры:

Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру пальцем, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

№ 3 «Игра с обручем»

Дидактические задачи: различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование: Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме.

Ход игры:

Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (некруглые, небольшие и т. д.).

№ 4 «Кому какая форма»

Вариант  1. Дидактические задачи: учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Оборудование: мишка и матрешка. Раздаточный материал: по три круга и овала разных цветов и размеров, по 2 больших подноса для каждого ребенка.

Ход игры:

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос – матрешке, все овалы на другой – мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. В конце игры воспитатель  подводит итог: «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка заберет круги домой».

Вариант 2. Дидактическая задача: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Содержание аналогично варианту  1.

№ 5 «Соберем бусы»

Дидактические задачи: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование: на полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем педагог говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

№ 6 «Найди свой домик»

Дидактические задачи: закреплять умение  различать и называть круг и квадрат.

Оборудование: круг, квадрат, 2 обруча, круги и квадраты по количеству детей, бубен.

Ход игры:

Воспитатель кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.

Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг.

Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу,  где лежит круг, а те, у кого квадрат, – к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их.

При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.

№ 7 «Чудесный мешочек»

Дидактические задачи: учить различать  и называть  круг, квадрат и треугольник.

Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины), мяч.

Ход игры:

Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.

Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.

После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.

Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому – маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.

№ 8 «Красивый узор»

Дидактические задачи: учить осуществлять выбор величин по слову-названию предметов, упражнять в различении геометрических фигур,развивать внимание; формировать положительное отношение к полученному результату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: Полоски плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, треугольники); подносы, наборное полотно.

Ход игры:

 Педагог раздает детям листы бумаги и ставит на стол подносы с геометрическими формами. Говорит, что сейчас они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в наборное полотно). Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и затем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изменяется и их чередование. В заключении педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.

№9 «Найди и назови»

Дидактические задачи:  закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры:

 На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

№ 10 «Украсим коврик»

Дидактические задачи: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов, закреплять названия геометрических фигур.

Оборудование: На полу два квадратных коврика, каждый из которых расчерчен на 25 равных квадрата. В верхнем ряду каждого квадрата изображены геометрические фигуры разного цвета: круг, треугольник, квадрат.  У каждого из детей три типа геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники.

        

Ход игры:

 Педагог говорит: «Это коврик. Давайте вместе украсим его: фигуры одинаковой формы и цвета будем располагать одну под другой. Какую фигуру положим в эту клетку? (Показывает на пустую клетку в левом столбике). После выполнения работы дети с воспитателем рассматривают украшенный коврик, отмечают однородность фигур в столбиках (цвет, форм). Педагог уточняет: «Какие фигуры в левом столбике? (Красные треугольники). А в правом? (Зеленые квадраты)». И т. д.

 Затем дети украшают второй коврик, проявляя при этом уже большую самостоятельность. Педагог задает вопросы о количестве, цвете, форме фигур, подводит детей к выводу: «Все фигуры левого столбика – треугольники». И т. д.

№ 11 «Ищи и находи»

Дидактические задачи: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание.

Оборудование:  Игрушки разной формы.

Ход игры:

Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол».

Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Дети приносят предметы, кладут их на стол педагога, садятся на места. Педагог рассматривает с ними принесенные предметы, оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

№ 13 «Узнай и запомни»

Дидактические задачи: упражняться в названии плоскостных геометрических фигур; учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Оборудование: Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т. д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на больших карточках.

Ход игры:        

 Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец. По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем – по три (9 форм).

№ 12 «Дети по лесу гуляют»

Дидактические задачи:   закрепление умений  выделять круги (квадраты, треугольники) среди множества геометрических фигур.

Оборудование: рассыпанные по ковру геометрические фигуры.

Ход игры:

Выбирается водящий, исполняющий роль медведя. Дети собирают круги, которые изображают грибы, не трогая остальные фигуры. Воспитатель читает текст:

Дети по лесу гуляют и грибочки собирают,

За корягой мишка спит и на деток не глядит.

Дети, не шумите, мишку не будите.

Вдруг проснулся медведь и как начал реветь!

Дети, дети убегайте, но грибочки не теряйте!

  1. Игры на ориентировку в пространстве.

№ 1 Упражнение «Матрешки»

Дидактические задачи: вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.

Ход игры:

Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:

Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:

Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:

Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

Чередование можно продолжить несколько раз.

№ 3 «Снеговик - снеговичок»

Дидактические задачи: вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.

Ход игры:

Действовать в соответствии с текстом игры:

Снеговик - снеговичок, топни ножками – топ-топ,

Снеговик - снеговичок, хлопни ручками – хлоп-хлоп.

Левой ножкой топ-топ, левой ручкой хлоп-хлоп,

Правой ножкой топ-топ, правой ручкой хлоп-хлоп.

(Несколько раз продолжается чередование рук и ног)

Вот такой снеговичок наш забавный старичок!

№ 2 «Веселый танец»

Дидактические задачи: упражняться ориентироваться в пространстве относительно себя.

Ход игры:

Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом еще вперед и немного потрясем.

Мы танцуем стоя в круге, поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так – хлоп, хлоп.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Руки вверх все ура-ура!            (Сойтись в круг)

Руки вниз все ура-ура!              (Разойтись из круга)

Руки вверх все ура-ура!

Мы танцуем дружно весело поем!

В каждом новом куплете меняется часть тела: Рука правая, левая. Нога правая лева Ухо правое, левое. Плечо правое, левое и т.д.

№5 «Теремок»

Дидактические задачи: закрепление понятий «внутри – снаружи».

Оборудование: игрушки:  мышка, лягушка, петушок, волк.

Ход игры:

Стоит в поле теремок-теремок        дети водят хоровод

Он не низок не высок, не высок.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там мышка-норушка живет,   мышку поместить внутри хоровода

Тесто месит, пироги печет.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там лягушка-квакушка живет        лягушку поместить внутрь

                                                                    хоровода

Чисто-чисто убирает, пол метет.

- Кто-кто в теремочке живет?

- Кто-кто в невысоком живет?

Там живет голосистый петушок,            петушка поместить

                                                                     внутрь хоровода

Днем и ночью сторожит он теремок.

А кого мы не пустим в теремок?

От кого дверь закроем на замок?

Уходи-уходи, сердитый волк!                    оставить волка

                                                                       за пределами хоровода   

И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

Проговорить с детьми, где стоят мышка, лягушка, петушок (внутри), а где оказался волк (снаружи).

        

№ 4 «Угадай, где звучит»

Дидактические задачи: упражняться в ориентировании в пространстве относительно себя, учить употреблять слова «внизу», «наверху», «слева», «справа», развивать слуховое внимание.

Оборудование: повязка на глаза, колокольчик.

Ход игры:

Предложите ребенку закрыть глаза и попросите его послушать и отгадать, откуда раздается звук. В качестве источника звука можно использовать колокольчик, погремушку, бубен или просто похлопайте в ладоши. Ребенку следует определить направление звука словами: «наверху» (если звук раздался над его головой), «внизу»,  «слева» и «справа».

№ 6 «Картина»

Дидактические задачи: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

Оборудование: Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица), листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносы, клей, кисточки, клеенки, тряпочки по количеству детей.

Ход игры:

 Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома слева, а дерево - справа. На дереве сидит птица».

№ 7 «Спрячем и найдем»

Дидактические задачи: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Оборудование:  Разные игрушки.

Ход игры:

1-й вариант. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку (полка должна быть открытой). А теперь пойдем играть». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны. Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка.

2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве. Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх - наверху нет, посмотрю вниз - внизу нет. Пойду дальше» и т. п.

3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку. Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.

№  8 «Украсим платок»

Дидактические задачи: учить сравнивать две равные и неравные по количеству группы предметов, упражнять в ориентировке на плоскости.

Оборудование: платки или листы бумаги (большой - для воспитателя, маленькие - для детей), набор листьев двух цветов (на каждого ребенка).

Ход игры:

Педагог предлагает украсить платки листочками. Спрашивает, как можно это сделать (каждый ребенок выполняет задание самостоятельно). Затем говорит: «Давайте теперь украсим платочки по-другому, все одинаково. Я буду украшать свой платок, а вы - маленькие. Верхний край украсим желтыми листочками, вот так. (Показывает). Положите столько листьев, сколько я. Правой рукой разложите их в ряд слева направо. А зелеными листочками украсим нижний край платка. Возьмем столько же зеленых листьев, сколько желтых. Добавим еще один желтый лист и поместим его на верхний край платка. Каких листочков стало больше? Как сделать, чтобы их стало поровну?» После проверки работ и их оценки воспитатель предлагает украсить левую и правую стороны платка листьями разного цвета. Т. е. положить на правую сторону платка столько же листьев, сколько и на левую. (Показывает). В заключении дети украшают все стороны платка по-своему и рассказывают об этом.

  1. Игры на временные представления.

№ 1 «Наш день»

Дидактические задачи: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование: кукла, игрушечные кровать, посуда, расческа и т.д.; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

 Ход игры:

Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день) и т. д.

Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер).

Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток.

№ 2 «Мяч бросай – время суток/года называй»

Дидактические задачи: закрепить представление о частях суток и временах года; научить определять их последовательность; использовать в своей речи понятий: «утро», «день», «вечер», «ночь», «зима», «весна», «лето», «осень».

Оборудование: мяч.

 Ход игры:

В ходе игры надо бросать детям по очереди мяч, последовательно называя время суток или года. Например, скажите ребенку: «Я начну, ты продолжай, время суток называй. Вечер…» и бросьте ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч, сказать «Ночь» и бросить мяч обратно.  Взрослый ловит мяч, говорит: «Утро» - и кидает мяч следующему игроку. Ребенок, поймав мяч, продолжает игру словом «день». Таким же образом проводится вариант со временами года.

  1. Игры на сравнение величин.

№ 1 «Ручеек»

Дидактические задачи:  закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Оборудование: 2 веревки, мел.

Ход игры.

 На полу – две длинные параллельные веревки. Расстояние между веревками – 40см. Воспитатель предлагает детям представить, что это ручеек. Ребята должны перепрыгнуть через него, не замочив ног. Кто оступится, попадет в воду, тот больше прыгать не сможет, сядет на травку (на ковер) и будет сушить ножки на солнышке.

Дети подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все ребята перепрыгнут, воспитатель продолжает: «Очень редко ручеек бывает такой ровный. На самом деле он изгибается – в одном месте становится шире (раздвигает веревки), а в другом – уже (немного сдвигает их). Вот каким стал ручеек. Там, где узко, перескочить легко, а где широко — трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий, на дне видны камешки».

Воспитатель рисует их мелом на полу и показывает, как по ним перебраться. Дети перебираются по камешкам.

«А теперь попробуем перебраться здесь, — воспитатель указывает на широкое место в ручье. — Ручей глубокий, придется построить мост».

Он ставит скамейку поперек ручья. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру, воспитатель просит ребят рассказать, как они переходили через ручей в широком (или узком) месте.

Если ребенок нашел оригинальное решение, обязательно поощрите его, расскажите об этом другим детям.

№ 2 «Построим дома»

Дидактические задачи: учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».

Оборудование: 1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов.

 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна) для каждого ребенка.

Ход игры:

 Педагог вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Дети походят и по очереди «достраивают» дома. Сидящие за столом принимают участие в оценке каждого этапа работы. В конце педагог подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».

№ 3 «Два бассейна»

Дидактические задачи:  закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Оборудование: веревки, «билеты» (узкие и широкие).

Ход игры:

На полу из строительного материала (или при помощи веревок) построены два бассейна: широкий и узкий, с выходами с одной стороны. Рядом с бассейнами – касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты – узкие, другие – широкие. По сигналу воспитателя они заходят с узкими билетами в узкий бассейн, с широкими – в широкий.

Ребята имитируют движения пловцов. Затем по сигналу они выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

Воспитатель должен обращать внимание на то, чтобы дети входили в бассейн только по билетам и по сигналу. «Плавая», ребята не должны наталкиваться друг на друга, надо стараться быть вежливыми, уступать место своим друзьям.

№ 4 «Три медведя»

Дидактические задачи:  упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: У В.силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры:

Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и т. д. Рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя, в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

№ 5 «Три квадрата»

Дидактические задачи: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Оборудование: Три квадрата разной величины; у детей по 3 квадрата.

Ход игры:

Педагог: - Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот - поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь - самые маленькие. Далее предлагается детям построить  из квадратов башни. Показывает, как это делается: помещает на магнитной доске снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих столах» -  говорит воспитатель.

№ 6 «Пройди по мостику»

Дидактические задачи: закреплять умение сравнивать  предметы по ширине.

Оборудование: широкая и узкая доски.

Ход игры:

Первый вариант. Воспитатель предлагает мальчикам пройти по узкому  мостику, а девочкам – по широкому.

Второй вариант. Девочки идут по узкому  мостику, а мальчики – по широкому.

Третий вариант. Воспитатель предлагает детям пройти по мостику по их выбору, но каждый ребенок должен сказать: «Пройду по узкому (или широкому) мостику».

Воспитатель проверяет правильность выполнения действий.

№ 7 «Ежик»

Дидактические задачи: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование: картонные трафареты с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры:

 Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, - предложила мама ежиха. - Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой - маме-ежихе; следующего ребенка - почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ФЭМП во второй младшей группе

В данной статье представлены методы и приемы организации дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для второй младшей группы

Картотека дидактических игр для формирования и развития математических представлений для второй младшей возрастной дошкольной группы...

картотека дидактических игр по ФЭМП для второй младшей группы

Дидактическая игра «Много -мало»Задачи: Продолжать учить детей различать количество  предметов: много-один (один-много) воспитывать интерес к  игре .Образовательная область :Позн...

Картотека дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе.

Картотека дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе....

Картотека дидактических игр по ФЭМП для второй младшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для второй младшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе

Картотека дидактических игрпо формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе....

Картотека дидактических игр по ФЭМП во второй младшей группе.

Дидактические игры с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудывания....