Кружковая деятельность "Совята" 5-6 лет
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Цель кружковой работы:
Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания
Основные задачи кружка:
- Продолжать развивать логическое мышление и основных мыслительных операций;
- Продолжать развивать математические способности;
- Отрабатывать арифметические и геометрические навыки у дошкольников;
- Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_23-24.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Прогимназия № 108» г. Улан-Удэ
Программа кружка «Совята»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников (старшая группа)
Провела: воспитатель Костюра В.С.
г. Улан-Удэ, 2023-2024 г.
Программа кружка «Совята»
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников (старшая группа)
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребёнка.
Организация кружка «Совята» даёт возможность продолжать развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление уже в старшей дошкольной группе. Кружок проводится 1 раз в неделю, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуется деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания
Основные задачи кружка:
- Продолжать развивать логическое мышление и основных мыслительных операций;
- Продолжать развивать математические способности;
- Отрабатывать арифметические и геометрические навыки у дошкольников;
- Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение
Ожидаемый результат:
к концу обучения по кружковой деятельности «Совята» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навык на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
-основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
-навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
-желание заниматься математической деятельностью.
Творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
Используемые пособия: подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом, возрастным особенностям детей, уровнем их развития и способностей. Видео-презентации, электронные математические игры для дошкольников
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
«5» – ребенок владеет информацией в полном объеме
«4» – имеет частичное представление по данному разделу
«3»-затрудняется, требуется помощь воспитателя
«2»- не имеет представления.
Тематическое планирование
№ | Тема, месяц | Содержание | Цели | Методические приемы |
1 | СЕНТЯБРЬ | Диагностика на начало учебного года | Выявить уровень знаний воспитанников | Беседа, вопросно-ответная форма работы |
Для чего нужна математика? | Познакомить и дать общее понятие об элементарных математических представлениях. Рассказать об истории появления математической науки. Определить важность математической науки в жизни человека | Беседа, рассказ, применение ИКТ | ||
Счет до 5 | Упражнять в счете до 5; Учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: «слева», «справа», «перед», «за», «сбоку» | «считай дальше» «уравняй по-разному» «Что, где находится?» Компьютерная игра «10 пальчиков» Логическая игра «Найди фигуру» | ||
2 | ОКТЯБРЬ | Квадрат | Учить составлять из счетных палочек; Упражнять в счете в пределах пяти; Учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками; Учить ориентироваться на листе бумаги, обозначать направление движения словами: «слева», «справа», «сверху», «внизу» и т.п. | «Составь квадрат» «Веселый счет» «Подбери пару» «Компьютерная игра «Давай посчитаем» Логическая игра «Что художник перепутал |
Сравнение предметов по длине | Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; Упражнять в счете в пределах пяти; Учить увеличивать число на одну единицу; Формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета | «Сравни по длине» «продолжи счет» «увеличь на один» Компьютерная игра «прямой счет» Логическая игра «Назови одним словом» | ||
Четырехугольник | Познакомить с признаками четырехугольник; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить ориентироваться в пространстве, отражать в речи направление: «слева», «справа»; закреплять названия частей суток: «утро», «день», «вечер», «ночь» | Компьютерная игра «Фигуры в окружающих предметах» Логическая игра «Что лишнее» «что, где находится?» | ||
3 | Разновидности четырёхугольников | Познакомить детей с разновидностям четырехугольников. Закрепить полученные знания о четырехугольниках; учить составлять разновидности четырехугольников из счетных палочек | «Назови четырехугольник» «что лишнее» | |
Число и цифра 6 | Познакомить с образованием числа пять и шесть; учить называть числительное по порядку, правильно соотносить числительные с предметами | «число 5» Компьютерная игра «учим цифры» Логическая игра «Малыш и Карлсон» | ||
4 | НОЯБРЬ | Число и цифра 6 | Закрепить знания о числе и цифре 6. Учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку»; находить в окружении предметы четырехугольной формы | Компьютерная игра «Мурка» «укрась коврик» «сложи из треугольников» Логическая игра «какого фрагмента не хватает на картинке» |
Трапеция | Познакомить с трапецией, упражнять в счете в пределах шести; больше на 1, меньше на 1, учить составлять из счётных палочек | «кто лишний и почему?» «какой цифры не стало?» «назови соседей» | ||
Трапеция, ромб | .учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета | Логическая игра «учим фигуры» «длиннее, короче» «трапеция, ромб» | ||
Число и цифры от 1 до 6. Соотнесение количества предметов с цифрой. Знаки «+», «-« | Закрепление знаний о цифре 6. Знакомство с математическими знаками «+», «-« | «назови больше на 1, меньше на 1» «Назови соседей» «назови следующее и предыдущее число» | ||
5 | ДЕКАБРЬ | Число и цифра 7 | Познакомить с образованием числа семь и цифрой семь; Учить считать в пределах семи, соотносить цифру с числом; упражнять в ориентировке на ограниченной плоскости: «слева», «справа» | Логическая игра «Гришкин счет» «продолжи счет» «калейдоскоп» |
Цифра и число 7 | Закрепить знания о числе и цифре 7. Работа в тетради «обведи по точкам». Закреплять приемы сложения | «какой цифры не стало?» | ||
Измерение и величина | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах семи; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек. Учить различать величину «Длинный, короче, еще короче, самый короткий» | Логическая игра «Сравни» «Измерь длину» «Измени фигуру» | ||
Далеко-близко | Учить делить квадрат на четыре части путем его складывания по диагонали; составлять предмет из четырех частей; измерять протяженность с помощью условной мерки; развивать представление о расстоянии: «далеко», «близко» | компьютерная игра «Емелина неделя» логическая игра «Какого фрагмента не хватает на картинке» «раздели на части» «далеко-близко» | ||
6 | ЯНВАРЬ | Число и цифра 8 | Познакомить с образованием числа и цифрой восемь; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; закреплять временные представления: «утро-вечер», «день-ночь» | Логическая игра «части суток» «число 8» Компьютерная игра «учим цифры» |
Число и цифра 8 | Закреплять знания о числе и цифре 8. Закрепить порядковый счет от 1 до 8. Обратный счет от 8 до 1. Решение простейших примеров на сложение и вычитание | «посчитай и скажи ответ» «Продолжи счет» | ||
7 | ФЕВРАЛЬ | Овал и круг. Сходства и различия овала и круга | Дать понятия о геометрической фигуре «овал». Определить сходства и различия овала и круга. Совершенствовать навыки сложения и вычитания в простейших математических задачках | Компьютерная игра «Сосчитай-ка» Логическая игра «логические задачки» «веселый счет» |
четырехугольник | Учить составлять четырехугольник из счетных палочек; упражнять в счете в пределах 8 и в счете на слух; развивать логическое мышление | Логическая игра «Логические задачки» «составь из палочек» «сосчитай на слух» «продолжи счет» | ||
измерение | Упражнять в измерение с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление | Компьютерная игра «считалочка цыплята» Логическая игра «про козленка, который умел считать до 10» «измерь длину меркой» | ||
Число и цифра 9 | Познакомить с образованием числа девять и с цифрой девять; учить считать в пределах девяти; Называть дни недели по порядку; формировать представление о том, что число не зависит от расположения предметов | Логическая игра «давай посчитаем» «живая неделя» «сосчитай, не ошибись» Компьютерная игра «учим цифры» | ||
8 | МАРТ | повторение | Закрепить знания о числе и цифре 9. Учить считать в пределах 9. Учить решать элементарные математические задачки | Логическая игра «давай посчитаем» «сосчитай, не ошибись» |
календарь | Познакомить с календарем; рассказать о разных видах календарей; вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по календарю; упражнять в счете в пределах 9; продолжать учить различать и называть геометрические фигуры | Компьютерная игра «12 МЕСЯЦЕВ» Логическая игра «про козленка, который умел считать до 10» «сосчитай, не ошибись» «что такое календарь» | ||
Число и цифра 0 | Познакомить с нулем; упражнять в счете в пределах 9; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 9; учить составлять группу из отдельных предметов | «который по счету» Логическая игра «Мурка в зоопарке» Компьютерн6ая игра «Учим цифры» | ||
Число 10 | Познакомить с образованием числа десять; учить считать в пределах десяти, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развивать воображение детей | Компьютерная игра «прямой и обратный счет» Логическая игра «найди лишнее» «число 10» «продолжи счет» «составь фигуру из палочек» «живая неделя» | ||
9 | АПРЕЛЬ | неделя | Познакомить детей с названиями дней недели; учить ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «между», «вверху»; составлять силуэт из четырех равнобедренных треугольников; развивать воображение | Логическая игра «магазин игрушек» «живая неделя» «составь из треугольников» «составь узор» Компьютерная игра «дни недели» |
месяц | Познакомить с понятием «месяц» (состоит из 4 недель, один месяц следует за другим); Упражнять в классификации геометрических фигур по разным признакам | «живая неделя» Логическая игра «времена года» Компьютерная игра «свойства фигур» | ||
Месяц, неделя, день | Повторить и обобщить значения слов «месяц», «неделя», «день». Закреплять названия дней недели. Повторять порядковый и обратный счет от 1 до 10. Работа в тетрадях. | Компьютерная игра «прямой и обратный счет» Логическая игра «учим цифры» «сколько? Который?» «составь из единиц» «сосчитай на ощупь» | ||
Соотнесение числа и цифры. Знакомство с новыми математическими знаками «<», «>» | Учить соотносить число с цифрой; различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?»; составлять число из единиц; развивать умение считать с помощью тактильного анализатора | Компьютерная игра «прямой и обратный счет» Логическая игра «учим цифры» «сколько? Который?» «составь из единиц» «сосчитай на ощупь» | ||
10 | МАЙ | Измерение. Сравнение чисел при помощи знаков«<», «>» | Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; продолжать упражнять в различении и назывании геометрических фигур; в увеличении и уменьшении числа на единицу. Закреплять сравнение чисел | Логическая игра «Малыш и Карлсон» «измеряем объемы» «увеличь-уменьши на 1» |
Ориентировка в пространстве | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «наверху», «внизу», «слева», «под», «между»; складывать силуэт без образца; развивать воображение детей; продолжать учить различать и называть цифры в пределах десяти | Логическая игра «математический мультконцерт» «назови адрес» «сложи также» | ||
Часть и целое | Познакомить с математическими понятиями «целое» и «часть». Закреплять знания о геометрических фигурах | Игра «мы делили апельсин» | ||
Графический рисунок | Учить детей работать в тетради в клетку. Закреплять понятия влево, право, внизу, вверху. Развивать умение обводить по клеткам и работать с простым карандашом. Закреплять порядковый счет | Пальчиковая гимнастика Показ объяснение | ||
Итоговое обобщающее занятие. диагностика | Обобщить знания детей полученные за учебный год. Проверка уровня знаний полученных воспитанниками в течении учебного года |
Используемая литература:
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002.-385с
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.: Просвещение, 2001.-404с.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –М.: Просвещение, 2003. -312с.
- Ерофеева Т.И. математика для дошкольников –М.: Просвещение, 2002-256с.
- Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М.В. –Волгоград, 2004.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010.-187с.
- Михайлова З.А. Математика – это интересно. Методическое пособие. –СПб: Детство-пресс, 2002.
- Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособите. СПб: Акцидент, 1997
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. –СПб.: Феникс, 2006. -123с.
- Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л.В., Корепанова М.В. и др. –Волгоград, 2004.
- Тихомирвоа Л.Ф. развитие инте5ллектуальных способностей дошкольника. –Ярославль.: Академия развития, 2005.-267с.
- Учебное пособие Чего на свете не бывает? / под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. –М.: Просвещение, 2007. -245с.
- Харько Т.Г., Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. –СПб., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...
Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...