Комплекс дидактических игр «Масленица».
методическая разработка по математике (младшая группа)
В комплексе дидактических игр «Масленица» рассматриваются вопросы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Предложенные игры включают комплекс игровых заданий и упражнений; помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.
Задачи:
- Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.
- Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.
- Учить различать одно и много и обозначать их количество словами один, много.
- Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Это дидактические игры на липучках, которые будут помогать в развитии элементарных математических представлений у детей 3-4 года.
В ходе игры матрешка приходит в гости к детям и предлагает разные виды заданий (выполнение заданий может сопровождаться фрагментами из музыкальных народных произведений).
Материалы: Комплекс дидактических игр «Масленица», матрешка.
В первой игре мы предлагаем ребенку накормить матрешек: бубликами, баранками или ягодами (на выбор). Предложить детям определить каких угощений много, каких меньше, какое одно.
Ход игры:
(Из-за двери, под музыку, появляется матрешка).
Матрешка: Здравствуйте ребята, вы меня узнали?
Дети: Да, это Матрешка.
Воспитатель: У нас сегодня праздник, ребята. А вы знаете, как он называется?
Дети: Да, масленица.
Матрешка: Ребята, посмотрите, вот мои детки – Матрешки, мы долго играли, гуляли и теперь пришла пора пообедать. (Воспитатель закрепляет угощения для каждой матрешки).
Ребята, расскажите мне пожалуйста, какие угощения лежат у Матрёшек в тарелках на столе.
Дети: Блинчики, баранки, ягоды.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте посмотрим, каких угощений много, каких меньше, какое одно.
Дети: Блинов много, баранок меньше, а ягода одна.
Матрешка: Какие молодцы ребята.
Во второй игре мы предлагаем посчитать матрешек и количество угощений. Определить, всем ли хватило угощенья, сравнить чего больше матрешек или угощенья. И предложить детям уровнять сравниваемые группы предметов. Смена угощений позволить поддерживать интерес ребенка и отрабатывать навыки счета.
(На картинке 5 матрешек и 3 угощения).
Матрешка: Ребята, посмотрите на наш замечательный стол, всем матрешкам хватило ягод?
Дети: Нет, две матрешки остались без ягод.
Матрешка: Скажите пожалуйста, чего больше, матрешек или угощений?
Дети: матрешек.
Воспитатель: Давайте поможем маме-матрешке и накормим всех деток.
(Дети помогают воспитателю закрепить - расположить угощения на столе).
Матрешка: Спасибо вам, ребята, теперь матрёшек и угощений поровну, мы отлично справились с этим заданием.
В третей игре мы предлагаем угостить матрешек, например, дать 3 миски с ягодами и 2 связки баранок.
Матрешка: Ребята, наши матрешки хотят полакомиться. Давайте их угостим.
Надо проверить всем ли хватит угощенья: посчитаем матрешек и угощенья.
(Дети с воспитателем пересчитывают матрешек и отсчитывают заданное количество угощений.)
Воспитатель: Какие мы молодцы, теперь наши матрешки очень довольны. Давайте посчитаем: сколько мисочек с ягодами мы дали матрешкам?
Ответы детей.
Воспитатель: Сколько мисочек с баранками мы дали матрешкам?
Дети: Две.
В четвертой игре счетный материал, и три полоски для сравнения предметов. Педагог может использовать две полоски, а если дети легко справляются с заданиями можно использовать третью полоску. Детям предлагается выложить предметы на верхнюю полоску, если у детей сформированы навыки счета – посчитать, на вторую полоску дети выкладывают то количество предметов, которое им предлагает воспитатель и сравнивают две группы предметов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, давайте расскажем Матрешке, что на ней нарисовано.
Дети: Блины, самовар, солнце.
Воспитатель: Давайте наведем порядок и разложим предметы на полочки. На верхнюю полочку поставим блины, на вторую полочку самовары, а на третью солнышко.
(Дети закрепляют предметы на липучки, предложенные воспитателем. Количество предметов выбирается в соответствии с поставленной задачей).
Воспитатель: а теперь давайте посмотрим каких предметов больше (меньше, поровну).
Ответы детей.
В пятой игре нужно закрепить и посчитать (если умеют считать) количество медведей и раздать им поровну балалаек. Сложность состоит в том, что медвежата стоят не в один ряд, в рассыпную.
Матрешка: А вот и наши музыкальные друзья, ребята, а вы узнали кто это?
Дети: Да, медведи.
Матрешка: Но я совсем не слышу, как они играют.
Воспитатель: А у меня как раз есть балалайки. Как вы думаете хватит ли нашим медвежатам балалаек.
Ответы детей.
Воспитатель: давайте проверим, и раздадим их нашим медведям.
(Дети помогают воспитателю закрепить балалайки в лапы медведям, как только все балалайки закреплены, начинает играть веселая музыка).
Матрешка: Какая замечательная музыка. А давайте посчитаем, сколько балалаек и медведей.
Ответы детей.
Матрешка: Спасибо вам, ребята, вы помогли нашим медвежатам
В шестой игре предлагается сравнить количество предметов: один- много, ни одного.
Матрешка: Посмотрите на картинку и скажите, сколько мисок с ягодами.
Дети: Много.
Матрешка: А на этой картинке сколько?
Дети: Ни одной
Воспитатель: Ребята, я нашла мисочку, сейчас я ее закреплю, а теперь скажите, сколько мисочек с ягодами на этой картинке?
Дети: одна.
(Аналогично повторяется с балалайками).
В седьмой игре нужно построить домики для матрешек и медвежат. Для того, чтоб построить домик необходимо рассортировать длинные или короткие бревна.
Матрешка: Ребята, посмотрите, сколько бревнышек я вам принесла, как вы думаете, для чего они нам нужны?
Дети: Мы будем строить дом для матрешек.
Матрешка: Правильно, а какой домик построим большой матрешке.
Дети: Высокий.
Матрешка: Все верно, какие вы молодцы. Какой домик построим маленькой матрешке.
Дети: Низкий.
Матрешка: Какие бревна нужны для постройки высокого дома?
Дети: Длинные.
Матрешка: А для низкого?
Дети: Короткие.
Воспитатель: Правильно, ребята, а теперь давайте построим домик для маленькой и большой матрешки.
(Дети закрепляют бревна, согласно выбранной стратегии).
Матрешка: Спасибо, какие вы молодцы, теперь у наших матрешек появились чудесные домики, а теперь давайте посчитаем, сколько бревнышек мы использовали для маленького домика.
Дети считают хором.
Матрёшка: А сколько бревнышек мы использовали для домика, в котором будет жить большая матрешка.
Дети считают хором.
Воспитатель: Замечательно, у наших матрешек поровну бревнышек для домика. Ребята, а почему количество бревен одинаковое, а домики получились разные по размеру?
Ответы детей.
В восьмой игре более простое задание на сравнение больших и маленьких предметов.
Воспитатель: Ребята, скажите, какого размера матрешка.
Дети: Большая.
Воспитатель: Давайте нашей матрешке найдем маленькую подружку.
(Дети помогают воспитателю закрепить маленькую матрешку).
Аналогично выполняются задания с другими предметами.
Кроме всего, для данной игры есть дополнительные детали: Матрешки, которые можно выложить на столе и почитать по количеству, сравнивать и раскладывать по величине и придумывать разные варианты других упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс дидактических игр по ознокомлению детей с цветом
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей с цветом. IIмладшая группа....
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с формой. II младшая группа....
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве
Комплекс дидактических игр на ознакомление детей с ориентированием в пространстве. II младшая группа....
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление старших дошкольников с народно-декоративным творчеством.
Комплекс дидактических игр направлен на развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины предметов народного творчества, на совершенствованиеинтелектуальных операций(анализ, синтез, сравнение ра...
Комплекс дидактических игр по правилам дорожного движения
Комплекс игр по изучению правил дорожного движения позволит обучить детей правилам поведения на дороге. Познакомит с наземным транспортом и знаками дорожного движения....
Комплекс дидактических игр по ознакомлению детей второй младшей группы с цветом «Город цветных человечков»
Цель: Закрепить представления детей о цветах. Продолжать учить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, фу...
Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.
Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи....