Роль игры с математическим содержанием для развития детей дошкольного возраста
статья по математике (младшая группа)

Иванова Снежана Владимировна

Роль игры с математическим содержанием для развития детей дошкольного возраста

По разделу программы: геометрические фигуры

Возраст 3-4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры с математическим содержанием для развития детей дошкольного возраста

По разделу программы: геометрические фигуры

Возраст 3-4 года

                                                                       

                                                                   

                                                                                                                                                                     

                                                                   

                                                                   

Содержание:

1.Что такое игра стр……………………………………………….3

2. Значения дидактических и развивающих игр математического содержания для детей дошкольного возраста………………. стр.4

3. Значение развивающих игр математического содержания. стр.6

4. Картотека игр с геометрическими фигурами для детей 3-4 лет………………………………………………………………. стр.7


 1.Что такое игра

Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – обязательный спутник детства. «У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра – своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ освоения впечатлений жизни». В игре происходит развитие всех сторон личности ребенка - умственных способностей, моральных качеств, творчества, которые формируются в единстве и взаимодействии.

        Особая роль в умственном воспитании, развитии интеллекта принадлежит математическим играм. Математические игры – это игры, в которых смоделированы все важные математические стороны: построения, отношения, закономерности. Поэтому обучение математике в дошкольном возрасте целесообразней осуществлять через математические игры. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя,  в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, измеряют, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, идет развитие способностей познавательного характера, развитие таких важных для ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность, сообразительность, смекалка. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей и добиться того, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение детей особенно дошкольного возраста должно быть радостным. Нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети должны учиться, а во имя радости знания. Такой поход к процессу обучения дошкольников позволит уменьшить степень их психического напряжения и даст возможность детям успешнее овладеть основами математики.

Математические игры стимулируют общение между взрослым и детьми, и детей между собой, поскольку вовремя проведения этих игр взаимоотношения носят более непринужденный  и  эмоциональный характер. Каждая математическая игра – это школа сотрудничества, в которой ребенок учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.

        Сюжетно – дидактические игры в ненавязчивой, занимательной форме учат детей практическому применению полученных математических знаний о счете и измерении в повседневной жизни, быту.

Обучаясь через математическую игру,  дети дошкольного возраста начинаю лучше ориентироваться в окружающей обстановке, сосредотачиваться, у них появляется чувство независимости, что поможет им  в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

2.Значения дидактических и развивающих игр математического содержания для детей дошкольного возраста.

1.Дидактическая игра

Основная особенность дидактических игр определена их названием:это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания иобучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций,представляющих собой основу обучения.Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время вних проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1.Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

2.Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

3.Недостаточно сформирована познавательная мотивация.Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия,добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности –отличительная особенность дидактических игр. Однако следует отметить, что знания и умения,приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом.Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний,овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличие непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения.При обучении началам математики широко используются дидактические игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные отношения.Дидактические игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей во время образовательной деятельности.Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства.Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание. Все виды дидактических игр являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений.Игра как метод обучения и формирования элементарных навыков.

2.Значение развивающих игр математического содержания

Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления дошкольника, то это означает, что открываются возможности для совершенствования всех других познавательных процессов. Детский интеллект функционирует на основе принципа системности. В нем при необходимости включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Играми,моделирующими творческий процесс и создающими такой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, являются развивающие игры, которые служат «пищей» для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны, способны удовлетворять потребности  ребенка в моторной активности, движении, помогают использовать счет, контролировать правильность выполнения действий.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребенка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

3.Картотека игр с геометрическими фигурами для детей 3-4 лет

 

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

1.  Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

2.  Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

3.  Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

 

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение  сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и   находить среди   них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

 Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине ( 6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

 Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

 

Дидактическая игра «Принеси и покажи»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение применять зрительное обследование формы, создавать зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет; развивать внимание, память; воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной деятельности.

  Оборудование:  геометрические фигуры, отличающихся по цвету  –  круги,  квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4 штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой – разного   цвета); образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило: выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель; прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти; искать фигуру только на своем столе; выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

  Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

  Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

   Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

   Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

 

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине; закреплять знания цветов.

Оборудование:  карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры  разного цвета и  размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки,  шестиугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в  нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

 Размести «жильцов» в домики.

-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

-По форме (в красном домике – круги и т.д.).

-По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор, составленный из геометрических    фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и справа; закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и том  же порядке на двух карточках, составляют пару; развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,разные, одинаковые).

Оборудование:  Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

 

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место и только потом брать другую.

Ход игры:  

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

 

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с геометрическим узором, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти. 

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.     

 

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате), об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с изображением предметов составленных из  геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых   составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение составлять целое из частей; закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по цвету; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование:  деревянная платформа с рамками разной формы; детали- вкладыши.

Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

 

Дидактическая игра «Собери фигуры»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру; развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование:  игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических фигур разного размера, цвета и формы. 

Игровое правило: брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на коврографе фигуры, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом пустые клеточки. Давай найдем фигуры, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и выстрой её следующей по очереди, затем найди круг поменьше и т.д.»

 

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником, квадратом и прямоугольником); развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование:  карточки с изображением геометрических фигур, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: перед ребенком хаотично раскладывают карточки картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

 

Дидактическая игра «Сравни и подбери»

Цель: учить сравнивать предметы по величине, закрепить знания о цвете и геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять словарный запас

Оборудование:  большие карты, маленькие карточки с изображением предметов и геометрических фигур.

Игровое правило: ребенок берет по одной карточке и находит ей место на большой карте. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот -  самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

 

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.

Оборудование:  большие карточки с изображением предметов составленных из  геометрических фигур разной формы, цвета и размера. 

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,  из которых   составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

 

Дидактическая игра «Что тебе дать?»

Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование:  карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона геометрические фигуры.

Игровое правило: называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

 

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель: закрепить знание геометрических фигур, упражнять в составлении из частей целой  геометрической фигуры, развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование:  модели геометрических фигур, аналогичные геометрические фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило: ребенок выбирает части только одной какой-либо                                геометрической фигуры, берет другие части только после выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

 Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

 

Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы, развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование:  карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой, брать только по одной карточке  с предметом подходящим к данной фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет , похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

 

Дидактическая игра «Геометрический коврик»

Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости, мыслительные операции; закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование:  демонстрационные карточки геометрических ковриков, игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило: Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.       

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

 Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.   

2 Вариант.

 Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

 

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;умение пользоваться словами, определяющими положение предмета на плоскости; закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры; развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь; воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование:  игровое поле в виде таблицы – «домика», набор геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с разноцветными пятнами  для обозначения цвета, карточки с контуром геометрических фигур для обозначения формы.

Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре, определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

- Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

- Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

- Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

- Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

- Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

- Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

- Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

  Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить  словами местоположение  этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

Далее дети расселяют всех «жильцов в домике».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...

"Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст- первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни...

Статья: «Значение развивающих игр математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельным и личностным подходом к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста.Актуальность темы:Программа «Дава...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Программа «Давайте поиграем» для детей дошкольного возраста.Программа разработ...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста» воспитатель: Ермолаева Ю.А.

Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Мною была разработана и опробована программа «Давайте поиграем» для детей дошк...

Доклад "Интеграция содержания речевого развития детей дошкольного возраста"

Доклад на методическом семинаре по теме: "Актуальные вопросы реализации ФОП ДО"...