Методическая рекомендация
методическая разработка по математике (старшая группа)
Методика сравнения квадрата и прямоугольника. Игровые приёмы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rekomendatsiya.docx | 249.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Снежана Владимировна
Методика сравнения квадрата и прямоугольника. Игровые приёмы обучения
Методическая рекомендация
Санкт – Петербург
2020
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
Иванова Снежана Владимировна
Методика сравнения квадрата и прямоугольника. Игровые приемы обучения
Методические рекомендации
Санкт – Петербург
2020
Научный руководитель: Московских Н. С., магистр, преподаватель педагогического колледжа №1 им. Н. А. Некрасова
Иванова Снежана Владимировна
Методика сравнения квадрата и прямоугольника. Игровые приемы обучения: методические рекомендации. – СПб, 2020. – указание общего количества страниц 7
Аннотация к методическим рекомендациям
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщённое отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справится с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.
Большое внимание в работе по формированию представлений о геометрических фигурах уделяется дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Игра – основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часто сложное становится доступным. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.
© Некрасовский педагогический колледж №1
©Иванова Снежана Владимировна., 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………стр.5
Применение игровых приёмов ……………стр.6
Литература…………………………………….стр.8
Приложение…………………………………..стр.9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методика сравнения квадрата и прямоугольника.
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, принеси, покажи... выложи, начерти, составь узор» и другие. Наряду с наглядными и практическими используются словесные методы и приемы: «Как называется, чем отличаются, чем похожи; опиши, расскажи»... Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически увязывается с обучением счету, с упражнениями в сравнении размеров предметов.
С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая модели с уже знакомыми, или друг с другом: прямоугольник с квадратом, шар с кубом, цилиндр с кубом и шаром. Сначала их сравнивают попарно, а затем сопоставляют группы фигур, например квадраты с треугольниками и тому подобное. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенном порядке: «Что это? Какого цвета? Какого размера? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?» Определенный порядок вопросов приучает детей последовательно рассматривать и обследовать фигуры, производить сравнения по однородным признакам, выделять существенные свойства и отвлекаться от несущественных свойств (цвет, размер, материал, положение в пространстве).
Н. А. Саккулина предложила методическую модель обучения детей обследования предметов, определяя форму как их основной признак, в ней выделяют:
-Целостное восприятие предмета;
- Анализ предмета — вычленение характерных существенных особенностей, определение формы отдельных частей предмета (круглая, квадратная, треугольная, длинненькая, закругляется...), уподобление данной части геометрической фигуре, наиболее близкой по форме;
-Двигательно-осязательное ощущение формы — обводящие движения с одновременным проговариванием, т. е. обследование предмета;
- Построение модели из заданных форм или частей.
По схеме обучения детей была разработана конкретная методика — последовательность в формировании знаний о геометрических фигурах (3.Е.Лебедева, Л. А. Венгре, Л. И. Сысуева, В. В. Колечко, Р. Л. Непомнящая): − Демонстрация геометрической фигуры и название ее.
− Обследование геометрической фигуры путем конкретных практических действий.
− Показ еще нескольких таких же геометрических фигур, но разных по цвету и величине.
− Сравнение геометрических фигур с предметами, близкими по форме; нахождение среди окружающих предметов таких, которые близки по своей форме с этой фигурой.
− Сравнение предметов по форме между собой с использованием геометрической фигуры как эталона.
− Сравнение знакомых геометрических фигур, определение общих качеств и различий (овал и круг, квадрат и прямоугольник и т. д.). − Закрепление свойств геометрических фигур с помощью измерения, лепки, рисования, выкладывания, построения и др.
Дошкольников следует научить правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны, основания и так далее). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Воспитатель не объясняет, что такое вершина, а показывает точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка — от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами — большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.
Применение игровых приемов.
Важно организовать разнообразные действия детей с моделями фигур, так как уровень представлений о них определяется богатством опыта восприятия формы. Большое значение имеет осязательно-двигательное обследование моделей. Подключение руки к работе глаза улучшает восприятие формы. Дети ощупывают модель кончиками пальцев, обводят ее контур. Педагог побуждает их следить за движением пальца по контуру фигуры: «Посмотрите, как палец побежит!» Обведение контура модели завершается проведением рукой по ее поверхности.
Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения. Так, с целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур воспитатель организует игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек», «Домино фигур» и др.
В игре «Волшебный мешочек»
Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.
Воспитатель учит детей выбирать фигуры на ощупь, находить по образцу. На столе размещаются знакомые детям геометрические фигуры, а в мешочек складываются такие же. Сначала обращается внимание на геометрические фигуры, размещенные на столе. Дети называют их. Потом по указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую, которая, стоит на столе, и показывает ее. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры: правой рукой медленно обводит по краю (контуру) (можно и левой рукой помогать).
Игра для сравнения фигур
« Собери домик»
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить плетению различными нитями, развивать речь детей, обучить различению таких фигур, как треугольник, квадрат и прямоугольник.
Оборудование: картонные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга, детали для сбора домика (квадрат, окошечко, большой треугольник), толстые нити для плетения, образец сбора домика для каждого малыша.
«Игра Прямоугольник»
Покажите ребенку бумажный прямоугольник. Назовите его. Сравните методом наложения с квадратом, в два раза меньшим. Проанализируйте, чем прямоугольник отличается от квадрата? У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны верхняя и нижняя, левая и правая— боковые (противоположные). Покажите ребенку бумажные прямоугольники разной формы, проверьте равенство противоположных сторон у них складывая прямоугольники пополам. Пусть ребенок назовет предметы прямоугольной формы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анти-антиплагиат. РФ [Электронный ресурс] URL: https://students-library.com/library/read/53090-programmnye-zadaci-i-priemy-oznakomlenia-s-geometriceskimi-figurami-v-mladsem-srednem-i-starsem-doskolnom-vozraste (дата обращения 27.10.2020)
2.Учебник Метлина Л.С математика в детском саду
3. Анти-антиплагиат. РФ [Электронный ресурс] URL: https://megaobuchalka.ru/9/43030.html (дата обращения 26.10.2020)
Приложения:
Как подружились квадрат и прямоугольник математическая сказка
За тридевять земель в тридевятом царстве жили два брата: Квадрат и Прямоугольник. Жили они очень дружно, ходили друг к другу в гости. Однажды, когда квадрат пришел навестить прямоугольника, то неожиданно между ними разгорелась ссора, кто из них главнее. Поссорились два брата и перестали друг с другом общаться, при встрече не здоровались и даже не желали смотреть в сторону другого. Но однажды узнала об этой ссоре царица Математика. Призвала она к себе двух царей и объяснила, что каждый из них необходим людям и оба они важны. Тогда решили Прямоугольник и Квадрат больше не ссориться и жить как раньше в мире и согласии. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
Конспект НОД
Цель: учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с
некоторыми характерными признаками этих фигур: наличие углов,
сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру
(у квадрата все стороны равны, у прямоугольника только проти-
воположные стороны равны); учить последовательно выделять
и сравнивать однородные признаки фигур; учить передвигаться в
указанном направлении и считать шаги; закрепить умение последо-
вательно обследовать форму предметов, упражнять в нахождении
фигур на ощупь.
(Форма которых соответствует знакомым детям геометрическим
образцам: квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару, цилиндру,
кубу).
Развивать память, внимание.
Воспитывать желание познавать новое.
Демонстрационный материал: модели прямоугольника и квадрата из
бумаги, 6 игрушек разной формы.
Раздаточный материал: Модели квадрата и прямоугольника, но меньшего
размера. (в 1,5 раза демонстрационного)
Ход занятия
1. Восп-ль показывает прямоугольник и квадрат, прикреплённые к
магнитной доске,и спрашивает: - Дети, как называются эти фигуры?
Вы уже научились узнавать прямоугольник и квадрат. Сегодня мы выясним, чем они похожи и чем отличаются. Положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат. Давайте рассмотрим прямоугольник: обведите его пальцем. - Что есть у прямоугольника? Как узнать сколько сторон у прямоугольника?Сосчитайте стороны. -Сколько у прямоугольника сторон? Спрашиваю 3ребят,делаю обобщение: - Правильно дети у прямоугольника 4 стороны.
- Дети а что ещё есть у прямоугольника? Посмотрите, я покажу углы прямоугольника, а вы их сосчитайте. Показываю углы, делая веерообразные движение от одной стороны до другой.
- Дети, а теперь посчитайте углы своего прямоугольника.
- Сколько углов у прямоугольника? - По скольку углов и сторон у прямоугольника (ответы 2-3 детей)
- Дети обведите рукой квадрат. - Что есть у квадрата?
- Сколько сторон, - Сколько углов?
- Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник? (ответы детей)
- Правильно дети, у квадрата и прямоугольника по 4 стороны и 4угла. Этим они похожи.Пальчиковая гимнастика: «Белый мельник»
- Дети, посмотрите одинакового ли размера стороны прямоугольника?
- Есть ли у них равные стороны? Сколько их?
- Как доказать что противоположные стороны равны? Правильно, можно согнуть прямоугольник по противоположным сторонам. Совпали они?да, стороны совпали, значит они равны!
- Дети покажите две другие противоположные стороны! Докажите что они тоже равны! А смежные стороны равны или нет? (педагого проводит рукой по смежным сторонам). Как проверить? Правильно прямоугольник нужно согнуть так, чтобы эти смежные стороны приложить друг к другу. (дети выполняют).
- Равны ли эти стороны между собой? (они не равны)
- Сколько же равных сторон у прямоугольника (по 2 равных).
- Как расположены эти стороны? (друг напротив друга)
- Дети, а что можно сказать о размере сторон квадрата?
- Как проверить все ли стороны квадрата равны? Верно можно сгибать квадрат, прикладывая одну сторону к другой, и увидеть равны они. Проверьте равны ли стороны квадрата.
- Дети скажите, чем отличается квадрат от прямоугольника?
Верно у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные стороны равны.
- А чем похожи похожи квадрат и прямоугольник? (у квадрата у прямоугольника по 4 угла и 4 стороны).
- Что же мы узнали о квадрате и прямоугольнике (у квадрата 4 угла и 4 стороны, которые равны, у прямоугольника 4 угла и 4 стороны противоположные равны).
3. - Дети мы будем учиться идти в нужном направлении направлении и
считать шаги. 4. Поиграем в игру «Чудесный мешочек». Я буду вас вызывать, а вы будете находить на ощупь.
- Дети назовите предметы такой же формы.
5. Дети занятие у нас заканчивается поэтому давайте вспомним
С какими фигурами мы с вами познакомились?
Чем они похожи и чем различны?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...