Проект "Математический знайка"
проект по математике
Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematich_znayka.docx | 46.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Проект
«Математический знайка»
Подготовила:
Коковина А.М.
г. Покачи 2017 г.
Паспорт проекта
Руководители проекта:
воспитатель Коковина А.М.
Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет).
Тип проекта:
- краткосрочный (сентябрь – май)
- групповой,
- практико-ориентировочный, познавательно-творческий
- игровой
Охватываемые образовательные области:
- познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка
Актуальность проекта:
Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники подготовительной группы через год пойдут в школу. Чтобы ребятам было легче войти в новую роль ученика, справиться с трудностями в школе, им нужно помочь овладеть определенным количеством первичных знаний, научить слышать, слушать, работать в коллективе и самостоятельно, привить желание и привычку думать, стремиться узнавать что-то новое.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы, родители воспитанников.
Проблема проекта:
Продолжить работу по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста 6-7 лет, повысить активность детей, развить у них интерес к математике.
Проектная идея:
Расширить в группе развивающую зону, подобрать математический материал для реализации раскрытия логического мышления у детей.
Цель проекта:
- Формирование у детей познавательного интереса к математике, мотивации учения. Увеличение объёма внимания и памяти.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения творческих способностей.
- Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Научить пространственно-временным представлениям.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
1. Познакомить ребят с числами первого десятка, их образованием, составом, записью и операциями над ними.
2. Сформировать представления о геометрических фигурах и телах, точке, прямой, луче, отрезке, ломанной линии, замкнутых и незамкнутых линиях.
3. Дать общие понятия о свойствах предметов, начальное представление о величинах. Научить пространственно-временным представлениям.
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности.
- Развивать интерес к математике.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу.
- Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (сентябрь – май).
Этапы реализации проекта:
1 ЭТАП – подготовительный
Деятельность педагога | Взаимодействие с семьёй | Деятельность детей |
* Подбор методического и специального материала по теме проекта. * Разработка идеи проекта. * Подбор наглядных и дидактических материалов. * Подготовка картотеки, выбор текстов и музыкального сопровождения к физминуткам. * Подбор стихотворений на тему «Цифры», тематических игр на сложение и вычитание. * Подготовка демонстрационного и раздаточного материалов (тематические картинки, тетради в крупную клетку, карандаши, линейки, ластики, макеты геометрических фигур, мелки, рабочие тетради на печатной основе, и т. д.) * Поиск подходящего видео, слайдов по темам. * Выявление первичного уровня знаний детей об основах математики. * Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте. |
|
|
Этапы реализации проекта:
2 ЭТАП – реализация проекта
Деятельность педагога | Взаимодействие с семьёй | Деятельность детей |
Проект реализуется через следующие виды совместной деятельности: • Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. • Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства предметов. • Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале). • Пространственные отношения: над, под, на, справа, слева. Просмотр слайдов по теме. Работа с рабочей тетрадью на печатной основе. • Удаление части из целого, ознакомление с математическим действием – вычитание (на наглядном материале). • Пространственные отношения: между, посередине, внутри, снаружи. Дид. игра «Построй и засели дом для куклы» • Целое и часть. Представление: один – много. Дидактическая игра «Матрёшка». Работа с картинками. • Число и цифра 1. Моделирование цифры из полосок бумаги, пластилина, счетных палочек, веревочек. Игра «конкурс красавиц». • Число и цифра 2. Пара. Лепка цифры. Загадки про цифру. • Представление о точке и линии, отрезке и луче. • Число и цифра 3. Скороговорки, загадки про цифру. Дид. игра «на что похожа цифра 3». • Замкнутая и незамкнутая линии. Кривая, ломанная. Работа с раздаточным материалом. • Число и цифра 4. Математическая игра «Три поросёнка». • Представление об углах и видах углов. Работа с тетрадью на печатной основе из серии «Мы считаем до 20» • Знакомство с основными геометрическими фигурами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, ромб. • Число и цифра 5. Состав числа. Дидактическая игра «Засели домик». • Пространственные отношения: впереди, сзади. Дидактическая театрализованная игра «Репка». • Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений больше и меньше. • Временные отношения раньше-позже. • Знакомство с числом и цифрой 6. Тренируем пальчики – работа в тетрадях в клетку. Игра «Сосчитай сколько…». • Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощи мерки). Игра с палочками. • Число и цифра 7. Состав числа. Игра «найди числового соседа». • Отношения: тяжелее, легче. Сравнения массы непосредственно и опосредованно с помощью мерки. • Число и цифра 8. Математическая сказка «Теремок» и её запись с помощью математики. • Представление об объёме (вместимость). Сравнение объёма с помощью мерки. Дидактическая игра «Простоквашино». • Число и цифра 9. Первичное знакомство с числовым отрезком. Решение задач при помощи числового отрезка. • Число и цифра 0. Место числа 0 в ряду чисел. Решение логических задач. • Число 10. Сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе. • Итоговое мероприятие на тему «Числовой отрезок. Число 10». Проверка знаний и навыков ребят. • Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. Игра с объёмными фигурами. Просмотр видео материала. • Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. Демонстрация слайдов по теме. • «Повторение». Игра-путешествие в страну Математику. Совместное сочинение и математическое решение сказки «Лесные яблочки». |
- беседы; - обогащение предметно- развивающей среды; - организация посещений родителями текущих мероприятий. - помощь родителей в закреплении детьми усвоенного материала.
- Семинар-практикум «Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников |
|
Этапы реализации проекта:
3 ЭТАП – заключительный
Деятельность педагога | Взаимодействие с семьёй | Деятельность детей |
-Организация и проведение итоговой образовательной деятельности по теме: «Смешарики готовятся к школе».
| - Знакомство родителей с результатами работы по проекту «Математика – царица наук» «Подготовка к школе».
|
|
Работа с родителями по проекту
Консультации для родителей:
1.«Значение логических дидактических игр в умственном развитии у детей старшего дошкольного возраста ».
2. «Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
3. Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
Ожидаемый результат:
К концу обучения предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, познавательных математических интересов. В том числе:
- умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- умение сравнивать числа в пределах 10. Использовать знаки >, <, =.
- умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
- умение узнавать и называть основные геометрические фигуры и геометрические тела. Находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
- умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Математический диктант по клеточкам.
- умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. Записывать решение с помощью знаков +,-,=. Использовать числовой отрезок для решения задач.
Полученный итог:
В проекте принимало участие 25 ребят подготовительной группы. Все научились устному счету (прямому и обратному) в пределах 10. Дети без особого труда производят математические действия с цифрами (сложение, вычитание, сравнение) при помощи опорного материала и без него, умеют записывать примеры при помощи математических знаков.
Ребята знают и называют основные геометрические фигуры и тела, находят сравнение с ними в окружающей среде.
Участники проекта отлично ориентируются в пространственной и временной среде. Любят решать математические диктанты по клеточкам, 17 человек справляются с подобными заданиями на отлично, 8 имеют некоторые затруднения в силу своей неусидчивости.
Дети научились слушать, слышать педагога, логически мыслить, самостоятельно без стеснительности рассказывать, выражать своё мнение, аргументируя его.
Итоговые мероприятия показали, что ребята без труда справятся с заданиями в начале первого года обучения в школе.
Список используемой литературы:
- Е.В Колесникова «Математика для детей 6 – 7 лет»
- Фалькович Т.А. «Формирование математических представлений 4 – лет»
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада,
- «Практический курс математики для дошкольников» Л. Г. Петерсон, Н.П. Холина.
- рабочая тетрадь Е.В Колесникова «Мы считаем до 20»
- серия рабочих тетрадей «35 занятий для успешной подготовки к школе» Гаврина С.Е, Кутявина Н.Л, Бурдина С.В. (математика, развитие речи, логическое мышление, память и внимание).
- Программа воспитания и обучения в д/саду «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.)
- Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (под ред. И. А. Помораева, В. А. Позина).
- использование слайдов для демонстрации геометрических фигур, линий, цифр, аудиозаписи (материалы из сети Интернет: Сайт 900 igr.net.; viki.rdf.ru; shevtsovasa@mail.ru)
Материалы, приложения: планы, конспекты мероприятий, фотоматериал.
Приложение № 1
Конспект итогового мероприятия образовательной деятельности.
Тема: Числовой отрезок. Число 10.
Образовательные области: Познавательное математическое и речевое развитие ребят дошкольного возраста.
Деятельность: Основная образовательная.
Возрастная группа: Подготовительная группа.
Цель: Закрепить уровень полученных знаний, умений, навыков по речевому, математическому развитию дошкольников; активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности детей.
Образовательные задачи:
1. Сформировать представление о цифровом отрезке. Познакомить ребят с числом 10, его образованием, составом, записью.
2. Повторить знания прямой, кривой, ломанной линий, проверить умение распознавать их.
3. Дать новое математическое понятие – ЛУЧ, показать его отличие от отрезка.
4. Закрепить знания математических знаков >, <, =.
5. Научить пользоваться цифровым отрезком при решении примеров.
Развивающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти, познавательного интереса, творческих способностей, вычислительной деятельности. Воспитывать усидчивость, умение слушать, способность выражать свои мысли, умение работать в коллективе и самостоятельно.
Воспитательные задачи: Воспитывать стремление к знаниям, умение и желание помочь товарищу, развивать интерес к математике.
Оборудование: доска, мел, тетради в клеточку, карандаши, цветные веревочки разной длины, иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.
Методы и приемы: Наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация, словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, практические (игровые, поощрение, итог занятия.
Ход занятия:
На видном месте висит иллюстрация к стихотворению С. Я. Маршака.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята, сегодня у нас не просто занятие по математике, а путешествие в зоопарк. А поможет нам там побывать, отгадайте кто?
«Маленький мальчишка
в сером армячишке
По дворам шныряет,
крохи собирает,
По полям кочует –
коноплю ворует» (воробей)
- Часто в старину люди говорили: «Бей вора! Вора бей!», - и называли маленькую серую птичку воришкой.
- И вот однажды залетел маленький воришка в зоопарк, и попал на обед к его обитателям. А у кого он побывал, послушайте внимательно стихотворение и запомните.
«- Где обедал воробей?
- В зоопарке у зверей!
Пообедал я сперва
за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил». (С. Маршак)
Воспитатель: - Сколько же животных было? Кто из вас, ребята, хорошо слушал, запомнил, сможет назвать и посчитать их? Давайте сделаем это при помощи цифрового отрезка.
Воспитатель чертит на доске цифровой отрезок, отмечает при каждом правильном ответе детей одно деление, ставит цифру.
- Сколько мы с вами насчитали животных, у кого обедал воробей? (9)
- А самого воробья мы посчитали? Воробей и будет у нас 10-м.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Кто может сказать, как мы получили число 10? Правильно, путем сложения 9 и 1.
Далее воспитатель читает стихотворение про цифру 10:
«Цифра вроде буквы О –
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять». (С. Маршак)
- Теперь запишем эту цифру на доске. Запомните ребята, цифра 10 – это двузначное число, т. е. цифра состоит из двух знаков: 0 и 1. А теперь запишите эту цифру в ваши тетради.
Дети открывают рабочие тетради, списывают с доски.
Пока ребята работают в тетрадях, воспитатель записывает пример на доске. Далее дети помогают правильно вставить знаки сравнения (можно записать их самой, спрашивая правильные ответы у детей с места, а можно вызвать ребят к доске).
9 < 10 > 8
- А скажите, сколько пальчиков у вас на одной руке? (5)
- Сколько на обеих? (10)
- Как вы получили 10? Кто сможет записать на доске этот пример?
Одного или двоих ребят вызывают к доске, остальные записывают пример в тетради.
5 + 5 = 10
Физминутка. «Вышли пальчики гулять».
Работа с геометрическим материалом.
На доске начерчены различные прямые.
- Что нарисовано на доске? (линии)
- на какие группы можно разделить эти линии? (прямые, кривые, ломаные)
- назовите прямые линии. (1,3)
- назовите кривые (2)
- ломаные (5)
- кто из вас может сказать, как отличить прямую линию от отрезка? (у отрезка (3) есть начало и конец)
- Сегодня мы с вами познакомимся с таким геометрическим понятием как ЛУЧ. Луч, ребята – это прямая, которая ограничена только с одной стороны, он имеет начало, но не имеет конца. (4).
Воспитатель чертит на доске луч, ребята переносят рисунок в тетради.
Игра на воображение:
Ребятам раздаются цветные веревочки разных размеров, и предлагается выложить из них на столе прямую, кривую, ломаную. Кроме этого предлагается показать, как можно из них же сделать отрезок и луч.
Дидактическая игра: Заселим домик
10
1 -
- 8
3 -
- 6
5 -
- 4
7 -
- 8
9 –
Самостоятельная работа:
Числовой отрезок и работа с ним.
Воспитатель на цифровом отрезке показывает и объясняет ребятам как можно при его помощи решать примеры в пределах десятка. Далее дети самостоятельно работают в тетрадях, решая примеры.
2 + 4 = 6 + 3 = 9 + 1 =
8 +2 = 10 – 7 = 3 – 2 =
Итог занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали. При помощи замечательных стихотворений С. Я. Маршака познакомились с цифрой 10. Узнали, что такое цифровой отрезок, как при его помощи можно решать примеры на сложение и вычитание. Вспомнили прямые, кривые, ломаные линии, познакомились с таким понятием как луч. Надеюсь, что вам понравилось наше занятие, и вы с таким же энтузиазмом и настроением будете учиться и дальше.
Далее воспитатель, подводя итоги, отмечает ребят, которые отличились на занятии.
Приложение № 2
Вопросник для родителей
«Математика для развития Вашего ребенка»
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?
2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:
а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;
б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;
в) подготовить детей к обучению в школе;
г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.
3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?
5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?
6. Следуете ли Вы тем рекомендациям, которые дает Вам воспитатель по домашним занятиям с детьми по математике?
7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?
8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?
9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но крайне скудная;
в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;
г) я не обращаю на нее внимание;
д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;
е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.
10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?
Вопросник для родителей.
«Влияние проектного метода обучения ФЭМП на закрепление знаний обучающихся»
- Была ли полезна информация о математической грамотности дошкольников в реализации проекта «Математика – царица наук»
- Что конкретно вы будете использовать для работы со своим ребенком.
- Является ли на ваш взгляд проектный метод – эффективной формой работы с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В гостях у Знайки"
Конспект открытого занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "В гостях у Знайки"
Экспериментирование -деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерносте...
конспект непосредственной образовательной деятельности "Знайка в гостях у ребят"
конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы. в конспекте рассматривается право на здоровье и его ре...
"Незнайка и Знайка в гостях у ребят"
Спортивный праздник...
интелектуальный марафон "Знайки"
Интеллектуальный марафон "ЗНАЙКИ" Опубликовано 25.12.2011 - 10:12 - Кубракова Марина Алексеевна Совместное мероприятие школьников и дошкольников. Интеллектуальный марафон "Знайки" Цел...
Журнал для родителей "Знайка" (Выпуск № 2, январь 2012г. "Зима")
Журнал "Знайка" - это форма работы с родителями, направленная на повышение их педагогической грамотности, на формирование сотрудничества родителей с педагогами МБДОУ, на популяризацию работы МБДОУ....
Перспективное планирование кружковой работы "Знайка"
Данный материал представляет собой готовое кадендарно-тематическое планирвание работы кружка. Кружок "Знайка" работает в познавательно-речевом направлении, привевает ребёнку интерес и любоз...