Статья сборник ВГПУ 2023 г.
статья по математике
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сборник учебно-методических разработок
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет 2023
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сборник учебно-методических разработок
ВОРОНЕЖ
Воронежский государственный педагогический университет 2023
УДК 373.24
ББК 74.14
П76
С о с т а в и т е л ь :
специалист по учебно-методической работе центра непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагогических
работников ВГПУ, ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного
и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ
А.Ю. Логвиненко
О б щ а я р е д а к ц и я :
заведующий кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ,
доктор педагогических наук М.В. Дюжакова;
доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого- педагогического факультета ВГПУ, кандидат педагогических наук О.И. Лавлинская;
старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования психолого-педагогического факультета ВГПУ А.В. Коломеец
Применение проблемного подхода в современном дошколь-
П76
ном образовании : сборник учебно-методических разработок / сост.
А.Ю.Логвиненко ; под ред. М.В. Дюжаковой, А.В. Коломеец, О.И. Лавлинской. – Воронеж: Воронежский государственный педаго- гический университет, 2023. – 76 с.
ISBN 978-5-00044-957-8
Сборник учебно-методических разработок подготовлен по итогам проведе- ния цикла региональных семинаров «Проблемный подход в обучении дошколь- ников» и регионального конкурса методических разработок «Применение про- блемного подхода в работе современных дошкольных организаций» среди педа- гогических работников, реализующих программы дошкольного образования.
Издание будет полезным для работы студентов, магистрантов, методистов, педагогов дошкольных образовательных организаций.
УДК 373.24
ББК 74.14
*****************************************************************************************************************
Научное издание
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сборник учебно-методических разработок
В авторской редакции
Изготовление оригинала-макета: Д.Н. Астахова
Подписано в печать 31.03.2023. Формат 60х841/16. Бумага офсетная.
Печать трафаретная. Гарнитура «Таймс». Усл. печ. л. 4,75.
Уч.-изд. л. 4,41. Заказ 71. Тираж 25 экз.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Воронежский государственный педагогический университет».
Отпечатано в издательско-полиграфическом центре ВГПУ. 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86. Тел. (473) 255-58-32, 255-61-83.
© Воронежский государственный педагогический университет, ISBN 978-5-00044-957-8 редакционно-издательская обработка, 2023
УДК 37
Сегал Ольга Игоревна
воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад № 53» г. Воронеж
makssgl@mail.ru, 8-950-761-96-75
ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
(учебно-методическая разработка по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста)
Аннотация. Проблемное обучение в детском саду – это такая ор- ганизация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, си- туаций и активную самостоятельную деятельность детей по их раз- решению [4, с. 203].
В своей методической разработке я использовала следующие структурные компоненты проблемной ситуации: проблемные вопросы; занимательные вопросы; занимательные задачи; поэтапно планируя результат: постановка, формулирование проблемы; выдвижение пред- положений и гипотез; выбор, обоснование; подведение итогов.
Следует помнить, что дети второй младшей группы в ходе ОД (образовательной деятельности) отвечают на поставленные вопросы односложно, это одна из самых главных проблем в развитии речи младших дошкольников. Поэтому педагогу приходится корректиро-
© Сегал О.И., 2023
вать их ответы, ориентировать на полный выразительный ответ. В этом нам (воспитателям) очень помогает проблемный подход со всеми своими структурными компонентами. Дети, осваивая материал, очень легко двигаются от простого к сложному, сами придумывают решение той или иной задачи [1, с. 94].
Представляю вашему вниманию один из конспектов ОД, который использую в своей работе.
Цель: формирование элементарных математических представле- ний посредством проблемных ситуаций.
Задачи
Обучающие: закреплять умение различать и называть формы
предметов (овал, круг) независимо от цвета и размера фигур; отож- дествлять понятие «цифра» и «предмет».
Развивающие: развивать умение различать контрастные по вели- чине предметы, используя при этом слова «большой», «маленький»; различать количество предметов, используя при этом слова «один»,
«много»;
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения меж- ду детьми, интерес к ОД (образовательной деятельности).
Предварительная работа: чтение русских народных сказок (сбор- ник), рассматривание иллюстраций (по сказкам), изготовление декора-
ций, персонажей русских народных сказок, д/игры: «Собери группы по форме и цвету», «Что больше? Что меньше?», «Сосчитай», «Подбери
цифру правильно», проведение математической викторины «Веселая математика» (картотека игр в группе) [5, с. 17, 28, 64], [3, с. 17].
Оборудование и материалы: мягкие игрушки – «медведи» (руч- ной работы); елочки, бабочки различных форм и цвета (из картона);
дидактические карточки: «Цвет», «Форма», «Величина», «Цифры»; шаблон ежа из белого картона; готовые формы из цветной бумаги
(грибы, яблоки, шишки); клей, кисти.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Круг радости: дети встают в круг на ковре Участники мероприятия: Д (дети), В (воспитатель).
В: Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться «Доброе утро!»
Д: Доброе утро – солнцу и свету! Д: Доброе утро – ветру и рассвету!
В:
И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера.
Давайте вспомним, чем мы занимались на этой неделе? Какие стихотворения, сказки читали (о ком)? [2, с. 48]. Ответы детей.
В: Всю неделю сказочные персонажи старались для нас, а теперь пришла наша очередь быть им полезными. Они у нас в гостях сегодня и просят нашей помощи.
Проблемная (игровая) ситуация.
В: На лесную полянку вышли поиграть два медведя. Давайте со- считаем, сколько их? И найдем соответствующую цифру.
Ответы детей.
В: Ребята, какую фигуру напоминает туловище и голова зверей?
Д: Овал, круг (возможно будут называть другие фигуры, воспита- тель корректирует ответы детей).
В: Медведи запутались, и не могут вспомнить какого цвета у них
шерсть? Давайте им поможем.
Д: Шерсть у медведя коричневого цвета.
В: Посмотрите внимательно, один мишка большой, а дру- гой…какой?
Д: Маленький, наверно это медвежонок.
В: Молодцы ребята!
В: Медведи ждут в гости своего друга ежика, но он заблудился
среди елочек, так как его внимание привлекли разноцветные бабочки, которые порхают там и тут. Как только мы выполним их задания. Ба-
бочки сразу покажут дорогу ежу. Вы готовы?
Д: Да!
В: Ребята, сколько елочек всего на полянке? Д: Елочек много.
В: Давайте посмотрим все ли они одинаковые?
Д: Нет. Большая елочка одна, а остальные маленькие. В: Одной большой елке соответствует какая цифра?
Д: Цифра 1.
В: Сколько всего желтых бабочек на полянке? И где они располо-
жились относительно медведей?
Д: Бабочек всего две. Они расположены слева от медведей (нужно
помнить, что младшие дошкольники очень часто отвечают однослож- но, поэтому их ответы, конечно, должны быть разнообразными, но
воспитатель обязательно корректирует их ответ так, чтобы он был полным).
В: Какая цифра соответствует желтым бабочкам?
Д: Желтым бабочкам соответствует цифра 2.
В: На лесную полянку прилетела розовая бабочка, давайте срав-
ним ее с другими.
Д: Она самая большая из всех.
В: Где же она расположилась по сравнению с нашими медведями? Д: Она расположилась вверху слева от медведей на ветке малень-
кой елочки.
В: Сколько еще бабочек и какого цвета расположены слева
от них?
Д: Слева от медведей расположены еще две бабочки. Красная ба- бочка – в центре и зеленая – внизу.
В: Молодцы ребята, справились со всеми заданиями. Бабочки
предлагают нам поиграть.
П/и «У медведя во бору.» [6, с .23].
В: Посмотрите какие замечательные лесные дары мы собрали в наши корзинки. Здесь и грибы, шишки, яблоки. Какую форму вам
напоминает яблоко, шишка?
Д: Яблоко напоминает круг, шишка – овал.
В: Верно, а в это время наши бабочки указали дорогу ежу, но приходить в гости с пустыми руками не принято. Поможем нашему
лесному гостю?
Д: Конечно поможем! (дети садятся за столы и выполняют аппли- кацию из готовых форм (яблоки, грибы)).
В: Ну вот, наши друзья и встретились.
Подведение итогов / Рефлексия
В: Вы большие молодцы, выполнили все задания и помогли мед-
ведям встретиться с ежиком.
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое из них было самым интересным? (Ответы детей)
В: Раз, два, три, четыре, пять Всех не просто сосчитать,
Но у нас подход веселый, Очень дружный, игровой.
Позовем к себе друзей.
Счет становится быстрей,
И с любой большой проблемой Вместе справимся мы в раз.
Нерешаемой задачи
Просто нет уже для нас! (соч. Сегал О.И.)
Список используемой литературы
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразователь-
ная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2014. – 368 с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа
младшего возраста (от 3 до 4 лет). Издательство «Учитель» Волго-
град: Методкнига. – 292 с.
- Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа (3–4 года). Конспекты занятий. Автор: Позина В.А.,
Помораева И.А. Издательство МОЗАЙКА-СИНТЕЗ Москва 2020. – 64 с.
- Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – Москва: Директмедиа Паблишинг 2008. – 392 с.
- Русские народные сказки. Издательство «Махаон» Москва 2009. –
80 с.
- Сборник подвижных игр для детей 2 – 7 лет: Методическое пособие / авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозайка – Синтез, 2011. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сборник игр с использованием логических блоков Дьенеша"
Статья "Сборник игр с использованием логических блоков Дьенеша"...
ХVII Международная научно-практическая конференция «ЯЗЫК И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Сборник статей 30 мая 2023 г. г. Астрахань
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Статьи сборника Всероссийской конференции
Статьи сборника Всероссийской конференции...
Статья. День строителя 2023
Статья. День строителя 2023...
«Как стать хорошими родителями», 2023 г.
Взаимодействие с родителями...
статья #День земли 2023#
#День земли 2023#...
Статья "Новый год" 2023-2024
Статья в стихотворении, автор стихотворения: Головчанская Анастасия Дмитриевна - автор странички...